Научная статья на тему 'Институциональный подход к определению миссии и стратегии развития СНГ'

Институциональный подход к определению миссии и стратегии развития СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншакова Елена Ивановна

В статье сформулированы основные императивы институционального определения миссии СНГ, раскрывающей стратегическую генеральную цель интеграции стран-участниц. Предложена трактовка интеграционного объединения как мезохозяйства особого статуса, мегарегиональное экономическое пространство которого связывает мировое и национальное хозяйства. Аргументированы необходимость дифференциации и взаимодействия между мегарегиональным и макроэкономическим пространством и временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institutional Approach to the Definition of the Mission and Strategy of the CIS Development

The article contains a formulation of the basic imperatives of the institutional definition of the CIS mission that determines the strategic general goal of member countries' integration. The author proposes to interpret integration association as a mesoeconomy with a specific status, the megaregional economic space of which connects world and national economy. The necessity of differentiation and existence of interaction among megaregional and macroeconomic space and time are argued.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к определению миссии и стратегии развития СНГ»

Экономическая наука современной России

№ 2, 2004 г.

Институциональный подход к определению миссии и стратегии развития СНГ

© Е.И. Иншакова, 2004

В статье сформулированы основные императивы институционального определения миссии СНГ, раскрывающей стратегическую генеральную цель интеграции стран-участниц. Предложена трактовка интеграционного объединения как мезохозяйства особого статуса, мегарегиональное экономическое пространство которого связывает мировое и национальное хозяйства. Аргументированы необходимость дифференциации и взаимодействия между мегарегиональным и макроэкономическим пространством и временем.

Объективный анализ результатов и перспектив интеграции, сложно и медленно развивающейся в границах хозяйственного пространства СНГ, приводит к все большему осознанию того, что это не самоцель, а необходимое средство обеспечения перехода к устойчивому развитию экономик объединившихся стран.

Консолидированный выход субъектов СНГ на траекторию совместного устойчивого развития предполагает разработку институциональных основ соответствующей стратегии. Достижение поставленных целей интеграционного процесса зависит от институционального оформления миссии и пространства Содружества. Верный выбор и обоснование стратегического вектора развития в соответствии с содержанием и спецификой статуса экономического пространства СНГ становятся мощными центростремительными факторами.

Разработке международной по статусу стратегии СНГ логически должно предшествовать формирование концепции интеграции как системы взглядов народов и правительств стран-участниц на их общее будущее. Далее

начинается создание собственно стратегии интеграции: для реализации концепции и основных ценностных ориентиров, декларируемых конкретным объединением в его миссии, осуществляется формулирование его генеральной цели и ее декомпозиция в виде «дерева целей», а затем составляется программа действий по их достижению, конкретизирующаяся в системе планов.

Однако практическая реализация интеграционных процессов в постсоветском пространстве институционально проходила иначе. Разработанный Межгосударственным экономическим комитетом проект Концепции экономического интеграционного развития СНГ был представлен на рассмотрение глав правительств только через пять лет после подписания Соглашения о создании объединения (январь 1997 г.). После доработки при участии ученых-экономистов из стран Содружества этот проект был вынесен на заседание Совета глав государств-участников 28 марта 1997 года.

С одной стороны, Концепция создавалась «вдогонку» за уже подписанными договорами

и соглашениями (Концепция..., 1997, с. 6), отражая назревшую потребность в концептуальном упорядочивании реализуемых мероприятий, недостаточная институциональная и организационная обоснованность механизма реализации которых порождала новые противоречия в отношениях сторон и тормозила развитие интеграции.

С другой стороны, пятилетний временной лаг позволил авторам проекта Концепции учесть некоторые ошибки, допущенные при разработке принятых ранее документов, и по возможности согласовать отраженную в документе общую линию с оппозиционными мнениями отдельных стран. Однако тот факт, что подписи под ним поставили не все уполномоченные руководители государств-участников, вновь подтвердил отсутствие у них единой позиции по вопросам концептуального характера, определяющим институциональные основы будущего интеграции.

Современным аргументом в пользу этого утверждения является начатая на страницах Евразийского международного научно-анали-тического журнала «Проблемы современной экономики» дискуссия по проекту доктрины и ^ концепции развития в XXI веке учрежденного о в октябре 2000 года Евразийского экономичес-^ кого сообщества (Черкасов, 2003; с. 35-38).

Концептуальную слабость основных теорети-» ческих положений и, соответственно, запазды-| вание адекватного научного обоснования прак-8 тических шагов по реализации Соглашения от 5 19 сентября 2003 года о формировании Едино-| го экономического пространства Республики | Беларусь, Республики Казахстан, Российской § Федерации и Украины (Соглашение..., 2003) " демонстрирует принятая Концепция формиро-| вания Единого экономического пространства * (Концепция..., 2003).

§ Важность институциональной разработки § стратегии интеграционного процесса в прос-§ транстве Содружества со всеми ее обязатель-§ ными элементами в 90-е годы. XX в. явно не-

дооценивалась на высшем уровне. Положение об отнесении разработки «стратегии сотрудничества Сторон» и «определения ее основных этапов реализации» к функциям Межгосударственного Совета как высшего органа управления интеграцией было включено в Приложение 1 к Договору между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях лишь в марте 1996 г. (Договор..., 1996).

В то же время реализовать потребность в формировании интеграционной стратегии в самые короткие сроки настоятельно предлагали ученые-экономисты СНГ. В рекомендациях Петербургского экономического форума 1998 г. специально указывалось на необходимость разработки и законодательного утверждения стратегии экономического и социального развития стран Содружества, в которой должны быть четко определены высшие национально-государственные интересы и цели государств-участников. На основе этого следовало выявить стратегические цели экономического взаимодействия, методы их достижения с учетом разных уровней и форм интеграционного сближения, обозначить приоритеты экономической и социальной политики, а также этапы, ведущие к достижению целей.

Приоритеты же экономического и социального развития рекомендовалось в свою очередь конкретизировать в комплексных и целевых программах действий органов государственной власти стран СНГ (Материалы..., 1998). Тогда действительно своевременная разработка, согласование и принятие детализированной стратегии, сформированной на основе научно обоснованной и поддерживаемой участниками интеграции концепции, способствовали бы более быстрому продвижению по пути углубления интеграции.

Развивая современные подходы к определению категории «стратегия» (Накасонэ, 2001,

с. 19; Стратегии макрорегионов ..., 2004, с. 185-186), правомерно трактовать интеграционную стратегию СНГ как основанный на комплексном анализе современного состояния и прогнозе развития этого объединения способ прогрессивной трансформации его хозяйственного пространства посредством использования специальных методов, инструментов, источников и каналов необходимых ресурсов в результате совершаемых в соответствии с определенным алгоритмом действий субъектов разных уровней национальных экономических систем. Стратегия Содружества предстает как его обоснованный ответ на «вызов», определяемый условиями развития стран-участниц в ходе глобальной хозяйственной эволюции.

Слабым местом идеи интеграции стало недостаточно четкое определение тех ценностей, защита и обеспечение которых должны декларироваться основополагающими документами Содружества. Другими словами, в большинстве из этих документов слабо или вовсе не отражена миссия созданного интеграционного объединения. Более того, в преамбулах вместо провозглашаемых ценностей (или наряду с ними, даже при наличии соответствующих глав) фактически декларируются цели, а также (частично) условия и элементы механизмов их реализации. Такой вывод неизбежно следует из анализа текстов основных договоров и соглашений, подписанных членами СНГ в период с 1991 по 2002 гг. (Соглашение..., 1991; Договор..., 1993; Соглашение от 20 января 1995 г.; Договор..., 1999).

Наиболее уязвим в этом плане текст Соглашения о создании Содружества независимых государств, в котором отсутствует рациональное гуманитарное, экономическое и социальное обоснование причин и целей его создания, развития сотрудничества между его членами. Декларируемая уверенность в том, «что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного

сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов...», вряд ли была ими осознана в равной степени с учетом груза накопившихся противоречий, приведших к распаду СССР. Вероятно, еще больше сомнений вызвала в новых независимых государствах оптимистичная тональность ожиданий перспектив развития «равноправного и взаимовыгодного сотрудничества» (ст. 4 Соглашения). Зато особенно подчеркивается приверженность «делу мира и безопасности», соблюдению «общепризнанных международных норм о правах человека и народов».

Не удивительно, что многие из партнеров по СНГ предпочли занять после этого выжидательную позицию, а принимаемые ими решения носили во многом формальный характер и фактически не реализовывались на практике. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, из 880 решений в Содружестве реально действуют только 130 (Гринберг, 2001, с. 14).

Однако, если явные слабости и просчеты первого из ключевых документов СНГ можно списать на отсутствие опыта и субъективные причины, то действительно удивляет периоди-ческое повторение этих же ошибок в последу- | ющих документах. В Соглашении о Таможен- § ном союзе между Россией и Беларусью цен- m ностные компоненты миссии обозначены как | цели создания этого союза, хотя отрадно, что в а ст. 1 этого документа четко зафиксирована на-целенность сторон на «обеспечение совмес- g тными действиями социально-экономического f прогресса своих стран» и «гарантирование ус- | тойчивого развития экономики» (Соглашение о от 6 января 1995 года). Ограниченностью мо-тиваций в аспекте обсуждаемой проблемы Я страдает вступительная часть Соглашения о s Таможенном союзе от 20 января 1995 г. между Беларусью, Россией и Казахстаном. В преам- ^ буле к Договору об углублении интеграции в ^ экономической и гуманитарной областях (До- § говор..., 1996) по-прежнему нет главной идеи:

что же несет народам интегрирующихся государств это объединение. Вместе с тем опять встречается уже знакомая нам апелляция к стремлению народов СНГ к «дальнейшей интеграции и всестороннему сближению», которой совершенно не соответствовала реальная экономическая ситуация того времени. Это подтверждалось и сократившимся по сравнению с начальным этапом интеграции количеством участников нового соглашения.

Вероятным контраргументом высказанным положениям может служить утверждение, что цитируемые документы составлялись в соответствии со стандартами международного права. Тем не менее, внимательное прочтение официальных документов, определивших этапы развития европейской интеграции, показывает, что идея общечеловеческих гуманистических ценностей определяет «дух и букву» любого из них (European Union Consolidated Treaties, 2003; Single European Act, 1987).

Осознание этой необходимости в СНГ, постепенно проявившееся сначала в тексте Договора о создании Экономического союза в 1993 г., затем в Договоре об образовании Сообщества России и Беларуси в 1996 году, обрело требуе-Р мые, пусть и не абсолютно совершенные, вер-> бальные формы в Договоре об учреждении Ев-; разийского экономического сообщества от 10 г октября 2000 г. и Соглашении о формировании ♦ Единого экономического пространства от 19 | сентября 2003 г. Здесь уже отчетливо звучат § идеи нацеленности на содействие экономичес-)S кому и социальному прогрессу народов, обес-| печения динамичного гармоничного развития | стран-участниц, повышения уровня жизни и g процветания их населения и т.д. (Договор..., ° 2000; Соглашение..., 2003). Анализ содержания | этих документов свидетельствует о том, что они д опираются на ключевые договоры Европейских S сообществ. В соответствии с формализованны-

ч)

| ми международными канонами составления по-

g добных документов слово «миссия» в текстах

f Договора и Соглашения не звучит, однако ос-

новные ценностные ориентации Содружества здесь уже обозначены.

Формулировка институционального определения миссии интеграционного объединения должна соответствовать таким основным императивам как:

- учет условий и закономерностей общественного развития, причем эти закономерности претерпевают преломление через восприятие стратегии субъектом;

- соответствие мотивам участников интеграции, возникающим на основе их потребностей, достаточно адекватно отражающим эти потребности и определяющим действия для их удовлетворения;

-учет возможностей восприятия данной формулировки институциональными исполнителями (агентами - государственными органами власти) и реципиентами (объектами - гражданами стран-участниц);

- нацеленность на достижение идеального состояния интеграционного объединения, сформулированного в концепции интеграционного взаимодействия;

- лаконичность и недвусмысленность;

- обладание потенциалом мобилизации и активизации сторонников интеграционной идеи, а также пассивных, нейтрально или пессимистически настроенных объектов интеграционной стратегии;

-легкость восприятия и интериоризации миссии ее агентами и объектами;

- создание интернальных и экстернальных эффектов (привлечение объектов стратегии и организация их содействия реализации миссии; мультиплицирование агентов из среды);

-формирование позитивного образа сторон, декларирующих миссию.

Важно также сознавать, что миссию нельзя выбрать или придумать. Применительно к интеграционному процессу это означает необходимость тщательного изучения ценностей народов вовлекающихся в него стран, выявление общих или совпадающих ценностей и отделе-

ние тех из них, которые остаются сугубо национальными. Таким образом, выбирается не миссия, а из существующих выбираются ее ценностные компоненты, общие для участников интеграции. После этого важно правильно сформулировать миссию как логическую модель, отражающую суть интеграционного процесса, и дать ей адекватное вербальное и институциональное оформление.

По существу, миссия - это проводимая в жизнь цель интеграции, точнее, форма ее осуществления в деятельности институциональных агентов с учетом специфики пространственно-временного континуума конкретного объединения. Миссия является опосредующим звеном между интегральной и дифференциальными целями, отражающими многообразие форм ее воплощения по странам и направлениям трансформации хозяйственной системы интеграционного объединения. Соответственно, миссия может либо выражать общую цель СНГ адекватно и непосредственно, либо выступать превращенной формой ее выражения. В последнем случае возникает противоречие между декларируемой миссией и восприятием участниками цели и статуса Содружества. Поэтому неизбежно возникает недоверие к декларируемой миссии, если она вуалирует истинную цель. Реализуя дифференциальные цели, агенты стратегии адаптируют общую (интегральную) цель к различным условиям, ресурсам и факторам пространственно-временных континуумов национальных хозяйств, соединяющихся в процессе интеграции.

Исходя из обозначенных подходов, можно сформулировать миссию СНГ как использование преимуществ мегарегиональной интеграции для обеспечения непрерывного социально-экономического прогресса народов Содружества на основе расширенного воспроизводства и коэволюции общества и окружающей среды, всестороннего сближения, взаимного обогащения и сохранения национальных культур в условиях глобализации.

Миссия раскрывает стратегическую общую цель создаваемого интеграционного объединения, декларируя его ценности. Субъективность определения целей, которые «всегда содержат оценочные суждения» и «зависят от принятой системы ценностей», констатировал еще Г. Мюрдаль (Селигмен, 1968, с. 408). Однако следует учитывать, что ценности формируются хозяйственными субъектами, исходя из объективных условий, ресурсов и факторов их жизни адекватно общим целям их деятельности. Такова неразрывная связь цели и миссии.

Стратегическая общая цель экономической интеграции стран СНГ - максимальное использование механизмов международного разделения труда, специализации и кооперирования производства для обеспечения стабилизации, создания предпосылок и поддержания экономического и социального роста, повышения уровня и качества жизни населения Содружества при сохранении воспроизводственного потенциала национальных природных комплексов как части биосферы Земли. Речь идет о достижении в перспективе принципиально новой организации интеграционной социально-экономической системы, ориентированной на обеспечение объединившихся народов всем | необходимым для развития и одновременно на § сохранение сферы их жизненных интересов ¡§ (Стратегия и проблемы..., 2002, с. 30-36, 46). | Наличие у стран общей стратегической цели х является необходимым условием интеграции | на межгосударственном уровне. В процессе ее д реализации между участниками должно прои-зойти становление отношений, обеспечиваю- | щих долгосрочное сближение их специфичес- о ких целей посредством развития сотрудничес- ^ тва во все расширяющемся спектре сфер и 8 направлений деятельности. =

Достижение этой цели требует поэтапного создания сначала общего (интернированного), ^ а затем и единого (гомогенного) экономическо- м го пространства. Соответственно, необходима § конкретизация общей цели интеграции, ее раз-

вертывание в «дерево целей» как одного из основных блоков механизма реализации интеграционной стратегии. «Корни» этого «дерева» должны расти из потребностей и интересов народов стран, принявших статус участниц Содружества, ограничиваясь системой их ценностей, а «крона» раскрывает общие приоритеты и ориентиры в рамках системы императивов суверенного развития.

Интеграционная стратегия должна иметь достаточно четкий пространственно-временной континуум, т.е. разрабатываться с учетом культурно-исторических и геополитических позиций хозяйственных пространств интегрирующихся стран, экзогенных и эндогенных условий их функционирования в конкретном темпоральном режиме в долго-, средне- и краткосрочной перспективах. Пространственно-временной континуум интеграционной стратегии и способ ее реализации жестко детерминированы в субъектно-объектном и ценностно-целевом аспектах.

В традиционной трактовке (Накасонэ, 2001) достижение конечных результатов реализации стратегии связывается с долгосрочной перспективой. Крайне сложно с большой сте-^ пенью точности определить все события, кото-° рые могут стать факторами реализации страте-^ гии, поскольку «в любой момент могут прои-^ зойти действия, разрушающие установившее-

♦ ся течение событий» (Моисеев, 1998, с. 361). | Именно поэтому разработка стратегии предпо-8 лагает выделение не только долгосрочных, но з также средне- и краткосрочных целей, а также | обеспечивающих их реализацию планов, со-| держащих конкретные параметры и решения, § соответствующие горизонтам их достижения. " К характеристикам экономического прос-| транства интеграционного объединения следу-

* ет добавить существенный аспект. Важно опре-§ делить место этого пространства в сложной § многоуровневой структуре глобальной хозяйс-° твенной системы общества. Это можно сделать § на основе декомпозиции мирового хозяйства в

соответствии со специфическими для каждого его уровня параметрами базовых факторов производства (Иншаков, 2003, с. 172-177). Таким образом, по статусу выделяются пять основных уровней структуры хозяйства (мега-, макро-, микро-, мини- и нано-), а между ними -четыре соответствующих промежуточных, т.е. четыре мезоуровня, имеющих производную от основных уровней природу и обусловленные этим общие и особенные черты.

Мезоуровни играют важную роль в обеспечении устойчивости мирового хозяйства, выступая «буферами» при активизации угроз устойчивости либо «отводными каналами» (резервами) при избытке (недостатке) факторов, ресурсов и условий устойчивого развития экономик его основных уровней. На любом из выделенных уровней мировой хозяйственной системы действуют экзогенные и эндогенные связи и отношения, принимающие конкретные формы. Экономическая система каждого уровня является продуктом взаимодействия ее внутренней и внешней среды, поэтому все уровни мировой экономики, особенно в современных условиях глобализации, испытывают выраженное взаимное воздействие, хотя и разной степени интенсивности. Из этого следует, что устойчивое развитие отдельной страны-участницы возможно лишь в качестве институционального компонента как интеграционного объединения, так и мировой экономики в целом (Стратегия и проблемы..., 2002, с. 36).

Именно с этих позиций хозяйственную систему Содружества можно трактовать как мезохозяйство особого статуса, межрегиональное экономическое пространство которого связывает мировое и национальное хозяйства. Межрегиональное пространство СНГ объединяет национальные макропространства, имеющие специфические качественные характеристики. Межрегиональное время также отличается от макроэкономического: процессы в первом могут протекать медленнее или быстрее, с характерными циклами и этапами. Однако

между мега- и макро- временем и пространством обязательно существует взаимодействие.

Мезохозяйство СНГ формируется и развивается под влиянием условий, ресурсов и факторов как глобального, так и национального характера, а его экономическое пространство расширенно воспроизводится и эволюционирует от обособленных национальных хозяйственных пространств к общему, а затем единому интегрированному. При этом между ними формируются, функционируют и развиваются многообразные политические, экономические, научно-технические, информационные, образовательные, социальные, культурные и иные связи. Происходит трансформация обособленных пространств присоединившихся стран во внутренние части пространства Содружества, ранее выступавшего для них в качестве ближнего внешнего. Зрелость интеграционного объединения на межрегиональном уровне определяется состоянием его пространственно-временного континуума, его единством и общностью в институциональном и организационном аспектах.

При разработке интеграционной стратегии СНГ важно учитывать «качество» (в том числе, неравномерность и неоднородность развития) интегрирующихся национальных хозяйственных пространств (Гранберг, Зайцева, 2002, с. 4.), определяющее особенности создаваемого внутреннего хозяйственного пространства объединения, а также механизмы и перспективы его развития от общего к единому. Однако методологически представляется неправомерным рассмотрение категории «общее экономическое пространство» (ОЭП) и «единое экономическое пространство» (ЕЭП) без выяснения содержания более общей категории экономического пространства как такового.

Экономическое пространство как качественная определенность хозяйственной системы (страны-участницы или объединения в целом) должно характеризоваться однородными уровнем развития, структурой и формой взаи-

модействия факторов производства; господствующими отношениями собственности, производства, распределения, обмена и потребления; общими законами и закономерностями, институтами и механизмами координации, регулирования и мотивации деятельности хозяйствующих субъектов; социокультурными и политико-правовыми факторами.

В структурном аспекте интегрируемое экономическое пространство необходимо рассматривать по секторам, определяя отраслевые (добывающую и перерабатывающую промышленность, торговлю, сельское, лесное, рыбное хозяйства, транспорт, связь и др.) и межотраслевые (агропромышленные, топливно-энерге-тические, военно-промышленные и другие комплексы) блоки межгосударственного сотрудничества.

В функциональном аспекте целесообразно выделять сферы, обслуживающие это сотрудничество (финансовую, кредитно-банковскую, информационную и другие системы). Взаимодействие структурных секторов и функциональных сфер интеграционного пространства обеспечивает создание общих рынков товаров и услуг, рабочей силы, капитала, соответству-ющих им структур и инфраструктур. Теснота | связей, степень зависимости экономических £ субъектов и эффективность функционирова- <§ ния отражают уровень зрелости и однородное- | ти интегрированной хозяйственной системы, а Именно здесь проходит качественная граница | определения экономического пространства как д общего или единого.

Интеграционные процессы пронизывают | весь пространственно-временной континуум о СНГ, проявляясь на различных уровнях: внут-ренних - на рабочих местах, в профессиональ- Я ных группах, подразделениях и производствах, х на предприятиях, в отраслевых, межотрасле-вых и территориальных комплексах, в народ- ^ ных хозяйствах стран Содружества и между " ними; внешних - в рамках отношений с други- § ми странами и интеграционными объединени-

ями, в глобальном хозяйстве; а также опосредованно через внешние уровни - с внутренними уровнями других национальных экономик. Чем в большей степени интеграция влияет на структуру и функции экономических субъектов различных уровней, тем выше степень однородности экономического пространства в СНГ. Соответственно, степень и уровень неоднородности определяют содержание и сроки прохождения этапов его развития в направлении общего (ОЭП), а затем и единого (ЕЭП).

Вместе с тем необходимо сознавать, что «общее» в определенном смысле есть «единое», поскольку без общности, а значит и элементов, свойств однородности оно не может возникнуть. «Единое» означает однородность общего, которая всегда относительна. Даже в пространственно-временном континууме одной хозяйственной системы присутствует неоднородность, которая является необходимым признаком и стимулом ее эволюции. Вряд ли целесообразно утверждать приоритет единого над общим, и наоборот: то, что в одном случае отражает структуру и организацию, в другом -функцию и институцию.

Поскольку уровни зрелости национальных экономических пространств государств СНГ различаются, от этого зависят возможности их интеграции с другими национальными экономическими пространствами, и, следовательно, формирования ОЭП и ЕЭП. Тормозом или даже препятствием такой интеграции могут стать как различный уровень развития факторов производства, структуры и качества това-

ров и услуг, так и несовместимые формы собственности, адекватные им законы и механизмы, культура и политика хозяйствования.

Выравнивание уровней развития, достижение однородности и непрерывности экономических пространств государств Содружества становится необходимым условием их интеграции. Такое выравнивание достигается как в процессе объективного действия социально-рыночной трансформации, так и посредством государственного и межгосударственного регулирования. Для этого необходима корректировка миссии и всего «дерева целей» стратегии интеграции с учетом дифференциации уровней зрелости различных национальных экономических пространств.

Таким образом, в условиях разноуровневой и разноскоростной интеграций в рамках хозяйственного пространства СНГ могут одновременно существовать «единое» экономическое пространство одних стран и «общее» экономическое пространство - других. Экономическое пространство интеграционного объединения необходимо трактовать как многомерное, оно может быть глубоко или поверхностно интегрированным в зависимости от степени зрелости в структурных (отраслевых), функциональных и генезисных характеристиках его системной целостности. Актуальной научной задачей в связи с этим становится разработка методологических принципов институциональной типологии и классификации экономического пространства, вовлеченного в интеграционный процесс.

Литература

Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики. 2002, № 9.

Гринберг Р. Вдребезги! Интеграционная дезинтеграция // Деловые люди, июнь 2001. № 123. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Россий-

ской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.

Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.

Иншаков О. В. Единство уровней строения объекта, предмета и метода теории хозяйства // Социальная экономика. Международный научно-практический журнал. -2003, № 2.

Концепция экономического интеграционного развития Содружества независимых государств. Проект. 1997.

Концепция формирования Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года.

Материалы Петербургского экономического форума - 98 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998, № 14(81).

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: «Аграф», 1998.

Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке. - M.: NOTA BENE, 2001. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / Общ. ред. A.M. Румянцева. - М.: Издательство «Прогресс», 1968.

Соглашение о создании Содружества независимых государств от 8 декабря 1991 года. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и республикой Беларусь от 6 января 1995 года.

Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года.

Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 года.

Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Да-нилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхое-ва. - М.: Экономика, 2002.

Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Наука, 2004.

Черкасов Н.А. О теоретических основах Доктрины развития ЕврАзЭС в XXI столетии // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2003, № 3/4 (7/8).

European Union Consolidated Treaties (February 2003): Consolidated Versions of the Treaty on European Union and of the Treaty Establishing the European Community. - European Communities / Union, 2003.

Single European Act // EUR-Lex Official Journal L 169, 29 June 1987. http://europa.eu.int/abc/obj/treati-es/en/entrl4a.htm#41

Рукопись поступила в редакцию 30.03.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.