БАЙДУРИН М.С.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются становление и перспективы интеграции Содружество Независимых Государств в условиях глобализации. Перспективы дальнейшего развития СНГ многими, в том числе и автором статьи, видятся в создании Единого экономического пространства (ЕЭП) в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
Ключевые слова: Содружество независимых государств, единое экономическое пространство, перспективы интеграции, глобализация.
BAYDURIN И.Б.
PROSPECTS OF INTEGRATION OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Abstract. The article discusses the establishment and prospects of integration of the Commonwealth of Independent States in the conditions of globalization. The prospects of further development of the CIS by many, including the author of the article, are seen in the creation of Single Economic Space (SES) within Russia, Ukraine, Kazakhstan and Belorussia.
Keywords: Commonwealth of Independent States, Single Economic Space, prospects of integration, globalization.
Эпохальным событием конца ХХ в. явился развал СССР — централизованной макроэкономической структуры, некогда единого народно-хозяйственного комплекса. Начавшиеся в конце 1980-х гг. дезинтеграционные процессы (социально-экономический и идеологический кризисы советского общества, межнациональные региональные конфликты, сепаратизм национальных политических элит в союзных и автономных республиках и т. д.) привели, в конце концов, в 1991 г. к распаду супердержавы — Советского Союза и появлению на мировой арене фрагментарной конфигурации, образованной экономиками 15 новых независимых государств (ННГ), связанных общностью существования в бывшем едином государстве и сохранивших в этой связи некую идентичность, что явилось сигналом для радикального переустройства политических и экономических отношений, переформатирования утраченных прямых кооперационных производственно-хозяйственных связей и торговых отношений на постсоветском пространстве, оказавшихся неприспособленными к новым квазирыночным условиям, объективной необходимостью поиска своей новой международно-структурной идентичности.
Несмотря на стремление обретших независимость бывших советских республик к самостоятельности, национальному самовыражению и укреплению государственности, сразу же после распада СССР у большинства новых государств возникла необходимость обращения к взаимной реинтеграции на межгосударственном уровне, чему в немалой степени способствовали: невозможность и нецелесообразность за короткий промежуток времени полностью изменить привычное внутрисоюзное разделение труда и технологическую взаимозависимость предприятий; заинтересованность значительной части политических и предпринимательских кругов новых государств в экономической и политической обоснованности поддержания отношений на постсоветском пространстве [1-3]. Однако следует отметить, готовность бывших советских республик к интеграции оказалась неодинаковой, что определялось не только экономическими, но и политическими факторами, а также этническими соображениями. Таким образом, создание на территории бывшего СССР новых независимых государств привело к неординарному сочетанию интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Несмотря на достаточно широкую палитру проводимых исследований, представляющих несомненную научную значимость и практическую ценность, многие нерешенные вопросы интеграционно-дезинтеграционных процессов и связанных с ними институциональных и правовых аспектов сотрудничества в постсоветском пространстве, а также проблемы выхода на
новый уровень интеграционных отношений разработаны недостаточно.
Активизация процессов реинтеграции на постсоветском пространстве способствовала появлению Содружества независимых государств (СНГ) с целью сохранения единого экономического пространства в рамках общей производственной базы, природно-технологической, институциональной и организационной инфраструктуры и общности деловых практик, поиска путей координации и развития многовекторных и многосторонних взаимоотношений вновь образованных государств по различным областям деятельности, определения характера и выявления их роли в международных процессах в условиях глобализации. Объективную внутреннюю основу интеграционных процессов стран СНГ формируют общее историческое прошлое, общность социально-экономических, военно-стратегических и геополитических интересов. Вопросы региональной интеграции в контексте изучения процессов и явлений на постсоветском пространстве, затрагивающие идею о постсоветской реинтеграции, вызывают неизбежное столкновение различных мнений и прогнозов. Так, в идее реинтеграции под началом России одни исследователи усматривают воссоздание в несколько ином виде бывшего союзного государства; другие исследователи — шанс сформировать равноправное сотрудничество независимых государств в формате международной организации; третьи рассматривают СНГ как переходный этап к формированию нового правового и экономического пространства и т. п.
СНГ было основано путем подписания в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества независимых государств» [4], вошедшего в историю как Беловежское соглашение1, где 08.12. 1991 руководителями БССР, РСФСР и УССР был подписан акт о денонсации Союза ССР как субъекта международного права и геополитической реальности. Однако стороны, основываясь на исторической общности народов и существующих связях, учитывая стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, договорились об образовании СНГ. В развитии интеграции на пространстве СНГ можно выделить несколько этапов (стадий, фаз).
Первый этап (1991-1993): формирование правовой базы существования СНГ — приняты учредительные документы, заложены основы организационно-правового статуса и взаимодействия стран-участниц в экономической, политической, социальной и других сферах, в основном сформированы институциональные структуры, отработан механизм проведения регулярных саммитов. Так, на первой встрече глав государств СНГ 30.12.1991 в Минске было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества независимых государств» [5], согласно которому каждое государство-член СНГ имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета глав государств-участников Содружества независимых государств о вооруженных силах и пограничных войсках», по которому страны-участницы подтвердили свое законное право на создание собственных вооруженных сил.
13.12.1991 в Ашхабаде на встрече президентов 5 центрально-азиатских государств (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) было сформировано «Заявление об их согласии вхождения в СНГ» при условии обеспечения равноправного участия и признания всех государств-участников в качестве учредителей Содружества.
21.12.1991 результатом переговоров 11 бывших союзных республик (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины) стало подписание «Алма-Атинской декларации» [4] с изложением целей и принципов СНГ, закреплением положения о том, что взаимодействие государств-членов «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударствен-ным образованием».
Алма-Атинская декларация, ставшая важной вехой в государственном строительстве на
1 10.12.1991 Беловежское соглашение, ознаменовавшее прекращение существования СССР и реинтеграцию суверенных государств в международную региональную организацию на добровольном сотрудничестве в политической, экономической, гуманитарной и других сферах, было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12.12.1991 г. — Верховным Советом РФ (за — 188 голосов, против — 6 голосов, воздержались — 7).
постсоветском пространстве, завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (рис.).
Организационный этап завершился 22.01.1993 в Минске, где был принят основополагающий документ — «Устав Содружества независимых государств». Согласно Уставу СНГ, государствами-учредителями признаются те государства, которые подписали и ратифицировали «Соглашение о создании СНГ» от 08.12.1991 и «Протокол к Соглашению о создании Содружества независимых государств» от 21.12.1991 [5]. Членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
| СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ~|
Основные цели и сферы совместной деятельности стран СНГ
Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» (Москва, 24.09.1993) [6]). Договор предполагал: формирование условий стабильного развития национальных экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; обеспечение поэтапного создания общего экономического пространства на основе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов; осуществление совместных экономических проектов, представляющих общий интерес; решение совместными усилиями экологических проблем, проведение ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.
СНГ, созданное по континентально-территориальному принципу, явилось новым региональным образованием, объединившим 11 суверенных государств, расположенных на территории Европы и Азии (табл.).
Страны-участницы Содружества независимых государств2
Страна Дата ратификации
Соглашения о создании СНГ (от 08.12.1991) Протокола к Соглашению о создании СНГ (от 21.12.1991) Устава СНГ
1 Азербайджан 24.09.1993 24.09.1993 14.12.1993
2 Армения 18.02.1992 18.02.1992 16.03.1994
3 Белоруссия 10.12.1991 - 18.01.1994
4 Казахстан 23.12.1991 23.12.1991 20.04.1994
5 Киргизия 06.03.1992 06.03.1992 12.04.1994
6 Молдавия 08.04.1994 08.04.1994 27.05.1994
7 Россия 11.12.1991 23.12.1991 20.07.1994
8 Таджикистан 26.05.1993 26.05.1993 04.08.1993
9 Туркмения 26.12.1991 26.12.1991 не подписан
10 Узбекистан 04.01.1992 04.01.1992 09.02.1994
11 Украина 10.12.1991 - не подписан
Второй этап (1994-1997): поиск путей сближения и взаимодействия государств, решение текущих конъюнктурных вопросов.
Соглашение стран СНГ «О создании зоны свободной торговли» (Москва, 15.04. 1994) [7] было направлено на обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач по организации зоны свободной торговли, в т. ч. отмену таможенных пошлин и количественных ограничений, создание эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым операциям, сотрудничество в проведении торгово-экономической политики, содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству. Соглашение «О Платежном союзе государств-участников СНГ» и Меморандум Совета глав государств СНГ «Основные направления интеграционного развития СНГ» (Москва, 21.10.1994) были приняты с целью обеспечения бесперебойности расчетов, взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы3. Для координации взаимодействия в экономической сфере в 1994 г. был образован Межгосударственный экономический комитет и многочисленные институты Содружества (Межгосударственный банк4, Межгосударственный валютный комитет, Евразийское объединение угля и металла, Межгосударственный совет по нефти и газу и др.).
Важной вехой явилось предоставление Содружеству Генеральной Ассамблеей ООН статуса наблюдателя (март 1994); Советом по торговле и развитию ЮНКТАД (апрель 1994); подписание Соглашения о сотрудничестве между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ (5 мая 1994 г.) и Соглашения о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ (5 июня 1996 г.).
Предположение о том, что создание СНГ как крепкого экономического объединения станет неотъемлемой частью мировой хозяйственной инфра- структуры XXI в. [8] подкреплялось всеми необходимыми условиями: на начальном этапе становления суммарный промышленный потенциал стран СНГ составлял примерно 10,0% от мирового; запасы основных видов природных ресурсов — около 25,0%; экспортный потенциал — 4,5%; транспортно-коммуникационные системы (железные дороги, аэродромы, включая военные, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) стран СНГ были достаточно развиты. По оценкам
2 В связи с обращением Э. Шеварднадзе от 08.10.1993 решением глав государств-членов от 03.12.1993 было оформлено членство Грузии в составе СНГ. Однако 12.08.2008 М. Саакашвили заявил о выходе Грузии из Содружества; 14.08.2008 грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из СНГ.
3 Большая часть договоренностей оказалась невыполненной или выполненной лишь частично, поскольку для их реализации в то время не было необходимых и достаточных экономических, политических, институциональных условий, опыта взаимного сотрудничества.
4 На Межгосударственный банк, являющийся специализированным институтом Платежного союза, возлагались функции осуществления расчетов между центральными банками на основе многостороннего клиринга и операции на валютных рынках.
Мирового банка доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ мог составить 100 млрд долл. США (из Концепции экономического интеграционного развития СНГ
[9]).
Тем не менее эффективность деятельности СНГ оставалась невысокой. Анализ ситуации показал, что после подписания Беловежского соглашения, бывшие советские республики так и не смогли выработать оптимальной модели интеграции и создать современную государственность, устойчивую к деструктивным внешним и внутренним воздействиям. Несмотря на проведение многочисленных многосторонних соглашений и саммитов, учреждение разного рода координационных структур, заметного прогресса во взаимовыгодном объединении политических и экономических усилий стран СНГ в современном формате достичь так и не удалось.
Статистика показывает, что если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 стран СНГ составляла более 70% от общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она сократилась до 55%, а в 2008 г. составляла уже менее 40%. При этом в первую очередь сокращается доля товаров с высокой степенью обработки. Для сравнения, в 2008 г. в ЕС доля внутренней торговли сообщества к общему объему экспорта превышала 60%, в НАФТА — 45% [2].
Разновекторные тенденции существовали с самого начала деятельности СНГ, чему в немалой степени способствовали деструктивные процессы в странах-участницах. Так, в ходе рыночных реформ 1990-х гг. в Российской Федерации существенно усилились меж- и внутрирегиональные дезинтеграционные процессы. Разрыв и переориентация традиционных связей, кризисные явления (деградация неконкурентоспособных производств, агрессивное проникновение чуждых идей, привнесение инородных ценностей и моделей поведения, социальное расслоение общества, обострение безработицы и др.), начало структурной перестройки хозяйства в связи с переходом к рыночным отношениям предопределили значительный рост дезинтегра-ционных процессов и в пространстве СНГ, наносящий огромный экономический ущерб всем постсоветским государствам. Долгосрочное экономическое отставание стран СНГ, осуществление рыночных реформ по идеологии «шоковой терапии» довольно быстро (1991-1995 гг.) привело к небывалому экономическому упадку — утрате около половины ВВП с опережающими темпами спада промышленного производства. В результате большинство государств региона СНГ оказалось в глубоком кризисном состоянии с одновременным социальным расслоением общества.
На развитие интеграционных процессов в СНГ существенное влияние оказывают существующие различия в социально-экономическом положении и геополитической ориентации, структуре и степени реформирования национальных экономик, а также другие факторы, определяющие выбор и уровень социально-экономического и военно-политического взаимодействия страны-участницы. Форма участия в Содружестве практически не налагает на страну-участницу никаких обязательств. Поэтому в настоящее время в рамках СНГ реально приемлемой для каждой страны-участницы является интеграция по интересам, позволяющая выбирать формы участия и направления сотрудничества, чему в немалой степени способствуют основополагающие документы Содружества.
Третий этап (1998-2002): дифференциация интеграционных отношений, направленных на создание локальных альтернативных объединений на базе двусторонних и многосторонних соглашений в отдельных сферах между странами-участницами. Лидеры стран СНГ под предлогом защиты своего суверенитета стали выстраивать новую конфигурацию международных отношений, интегрируясь в различные субрегиональные союзы и организации с учетом политических и экономических интересов. В результате на постсоветском пространстве сформировалось несколько локальных протоинтеграционных зон различного рода и масштабности, как с участием России, так и без нее, с более конкретными общими целями и проблемами.
Наиболее значимыми из интеграционных организаций, объединяющих республики бывшего СССР в вопросах политики, экономики и безопасности, являются: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Содружество демократического выбора (СДВ).
Четвертый этап (2002-2007): переход к сотрудничеству на основе большего прагматизма,
взаимной выгоды и уважения интересов сторон в формате двусторонних соглашений. Концепция развития СНГ и План основных мероприятий по ее выполнению предусматривали эволюционное развитие СНГ, интегрирование стран-участниц в экономическом и политическом плане для повышения эффективности взаимодействия.
Следует отметить, что в Содружестве реализуются разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса стран СНГ. Как подчеркнул В. А. Цветков [10], интеграционные процессы, отличаясь различными темпами и результативностью, осуществляются на «трех разных скоростях» в зависимости от готовности к интеграции:
— самая низкая скорость интеграции — СНГ (международная организация политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности);
— средняя скорость интеграции — ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина), наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка;
— максимальная скорость интеграции — Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия), основывающийся на принципах единой таможенной территории стран-участниц, и Союзное государство (Россия и Беларусь), с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
Пятый (современный) этап (с 2007 г.): пересмотр многих базовых положений, связанных с отношениями России с партнерами по СНГ, поиск наиболее приемлемой модели интеграции.
Как полагает А.И. Забейворота [11], локальные объединения созданы не в противовес, а, скорее, наоборот — в интересах ускорения интеграционных процессов в Содружестве. И поскольку СНГ своих целей, указанных в учредительных документах, еще не достигло, то дальнейшее развитие Содружества выходит на новый этап и предполагает переход к новому типу интеграции и к конструктивному взаимодействию. Таким образом, необходимо сосредоточить усилия на выработке механизмов, которые станут основой истинно партнерских отношений, интеграции, вектор которой не будет меняться в зависимости от ситуативных факторов.
Перспективы дальнейшего развития СНГ многими, в т. ч. и автором статьи, видятся в создании Единого экономического пространства (ЕЭП) в составе России, Украины, Казахстана и Белоруссии. На долю этих стран приходится около 95% общего экономического потенциала пространства СНГ. При этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78% — промышленной продукции, 79% — инвестиций в основной капитал. Страны ЕЭП располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн чел., и огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности [12].
В сентябре 2003 г. президенты Казахстана, Украины, Беларуси и России договорились о начале процесса по созданию ЕЭП. Первым шагом стало подписание Концепции формирования ЕЭП5. В соответствии с Концепцией под ЕЭП понимается «экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-членов, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика». Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик стран-участниц и повышения уровня жизни населения6.
5 Концепция формирования Единого экономического пространства представляет собой программу мер по формированию ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.
6 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация как «инициативное ядро» нового интеграционного союза 09.12.2010 подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства.
Важным фактором территориального развития является наличие значительной части русскоязычного населения и все еще сохраняющиеся кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический комплекс Советского Союза.
Сравнительный анализ эволюции развития интеграционных процессов в ЕС и СНГ в период углубления глобализации и понижательного тренда экономического цикла современного этапа развития национальных экономических систем показывает, что они пришли к разно-уровнему и разноскоростному развитию. Различие состоит в том, что интеграционные процессы в странах СНГ первоначально базируются на социально-культурных и политических интересах, что и обуславливает развитие интеграции на основе отношений «донор-реципиент» с постепенным переходом к экономической интеграции. В ЕС же просматривается обратная эволюция интеграционных отношений: от экономической интеграции к интеграции, базирующейся на политико-правовых интересах.
Подводя итог, следует отметить, что при исследовании научных основ интеграционных и дезинтеграционных процессов и их состояния в современном мировом пространстве позволяет сделать следующие обобщающие выводы.
1. Глобализация как доминанта современного социально-трансформационного процесса оказывает прямое воздействие на состояние и эффективность национальных экономик всех стран, вовлекая в свою орбиту все большее число экономических субъектов. Одновременно с процессами глобализации процессы регионализации экономии локальных сообществ формируют основные институты экономического развития, что особенно влияет именно на страны с менее развитой рыночной практикой хозяйствования, к которым в первую очередь относятся страны СНГ. В этой связи особую роль приобретают научно-методологические инструменты и теоретический базис глобализации и регионализации, адаптированные к специфике экономических реалий именно стран СНГ.
2. Обобщение и подробный анализ теоретических основ категории «глобализация» позволил рассматривать этот термин как исторически обусловленную развитием цивилизации систему объективных всеохватывающих геоэкономических, геополитических и геогуманитарных амбивалентных (внутренне противоречивых) процессов, объединенных логикой сращивания национальных, региональных и отраслевых рынков, превращения мира в единую глобальную целостность.
3. При этом глобализация и регионализация являются главными векторами современного мира: регионализация выступает как одно из направлений глобализации, способствующее подготовке национального хозяйства к вхождению в глобальную экономику. Но в то же время с точки зрения интересов локальной группировки и в краткосрочном периоде регионализация может рассматриваться как процесс, снижающий скорость глобализации.
4. Процессы глобализации и регионализации можно рассматривать как этапы одного длинного цикла развития экономико-политического развития мирового хозяйства, осуществляемого путем чередования интеграционных и дезинтеграционных процессов — дезинтеграции сложной политической и социально-экономической системы, как правило, противостоит интеграция системы нового типа.
5. Явление интеграции представляет процесс объединения людей и государств в некую социально-политическую общность, процессы дезинтеграции связаны с нарушением связности в единой системе, ослаблением, распадом, разделением на части целостной структуры на региональном, межрегиональном и межгосударственном структурных уровнях.
6. Данные выводы стали возможны и обоснованы проведенной в диссертационном исследовании теоретических основ интеграции систематизации эмпирического опыта мировой практики интеграции, что позволило выявить классификацию имеющихся научных теорий, отличающихся высокой научно-познавательной значимостью, и представить их авторскую типологию.
7. Проведенный анализ классификационных признаков существующих теорий интеграции требуют дополнительных научных разработок проблем преодоления разноуровневой и раз-носкоростной интеграции, осмысления и углубленного исследования, базирующихся на новом понимании современной интеграционной динамики применительно к региону СНГ.
8. Разновекторные тенденции существовали с самого начала деятельности СНГ, чему в не-
малой степени способствовали деструктивные процессы в странах-участницах. На развитие интеграционных процессов в СНГ существенное влияние оказывают существующие различия в социально-экономическом положении и геополитической ориентации, структуре и степени реформирования национальных экономик, а также другие факторы, определяющие выбор и уровень социально-экономического и военно-политического взаимодействия государств-членов. В настоящее время в рамках СНГ реально приемлемой для каждой страны-участницы является интеграция по интересам, позволяющая выбирать формы участия и направления сотрудничества, чему в немалой степени способствуют основополагающие документы Содружества.
Литература
1. Зоидов, К. X. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М. : ИПР РАН, 2003.
2. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х. и др. Постсоветское экономическое пространство : современное состояние и перспективы развития. — М. : Финансы и кредит, 2009.
3. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. —М. : ЦЭМИ РАН, 2010.
4. Алма-Атинская декларация от 21.12.1991. — URL : http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc;base =INT;n=995.
5. Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества независимых государств // Содружество : информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. № 1. С. 22-24.
6. Договор от 24.09.1993 «О создании Экономического союза». — URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base =LA W;n=5465.
7. Соглашение «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994 (Документ утратил силу в связи со вступлением в силу договора «О зоне свободной торговли» от 18.10.2011). — URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base= LAW;n=3635.
8. Владимирова, И. Г. Компании будущего : организационный аспект = Исследование уровня транснационализации компаний, слияния и поглощения компаний : характеристика современной волны // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2; 2001. № 6; 2002. № 1. С. 26-42.
9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 08.12.1999 // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.
10. Цветков, В. А. Постсоветское экономическое пространство : современное состояние и перспективы развития //Пространственная экономика. 2010. № 3. С. 27-48.
11. Евразийская интеграция в XXI в. ; ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. — М. : ЛЕНАНД, 2012.
12. Комплексные проблемы экономического сотрудничества России и стран СНГ; под ред. В.А. Вашанова. — М. : СОПС, 2004.
13. Дохолян С.В., Дохолян А.С. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4., С. 302
14. Дохолян С.В., Зоидов К.Х., Гневашева В.А. Циклы и кризисы в эволюции мирового экономического пространства //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2., С. 331-335.
References
1. Zoidov K.Kh. Economic Evolution and Evolutionary Economics. - M.: IPR of RAS, 2003. - 156p.
2. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. Post-Soviet Economic Space: the Modern State and Prospects of Development.- M.: Finances and Credit, 2009. - 472p.
3. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. The Study of Economic Cycles in the Countries of Post-Soviet Space. - M.: TSEMI of RAS, 2010. - 310 p.
4. Alma Ata Declaration as of 21.12.1991. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=995.
5. Temporary agreement on the Council of Heads of states and Council of Heads of governments of the Commonwealth of Independent States // Commonwealth. Informational Herald of the Council of Heads of states and Council of heads of governments of the CIS. - 1992. - N1. - P.22-24.
6. Contract as of 24.09.1993 «On the Creation of the Economic Union» URLO: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base =LA W;n=5465.
7. Agreement «On the Creation of the Zone of Free Trade» as of 15.04.1994 (The document is no longer valid due to the contract «On the Zone of Free Trade» becoming valid as of 18.10.2011). URL :http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base= LAW;n=3635.
8. Vladimirova I.G. Companies of the Future: the Organizational Aspect; A study of the level of transnationalization of companies; Mergers and acquisitions of companies: characteristics of a modern wave // Management in Russia and Abroad. - 1999. - N2; 2001. - N6; 2002. - N1. - P. 26-42.
9. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus on the creation of a Union state as of 08.12.1999//SZ of RF. - 2000. - N7. - Art.786.
10. Tsvetkov V.A. Post-Soviet Economic Space: the Modern State and Prospects of Development // Space Economics. -2010. - N3. - P.27-48.
11. Eurasian Integration in the 21st Century / Editing group: A.A. Klimov, V.N. Leksin, A.N. Shvetsov. - M.: LENAND, 2012. - 288 p.
12. Complex Problems of Economic Cooperation of Russia and the CIS countries / Under the editorship of V.A. Vashanov. -M.: SOPS, 2004 - 272p.
13. Doholjan S.V., Doholjan A.S. Modelling of processes of social and economic development of economic territories// Regional problems of transformation of economy. 2011. № 4., with. 302
14. Doholjan S. V., Zoidov K.H., Gnevasheva V. A. Cycles and crises in evolution of world economic space// Regional problems of transformation of economy. 2013. № 2., with. 331-335.