Б01: 10.12731/2218-7405-2015-6-48 УДК 332.8
концептуальные и методологические основы управления экономико-социальными системами для реализации кластерной политики в отрасли ЖКХ
леонова л.Б.
В статье впервые рассмотрены и проанализированы практически все существующие парадигмы и теории управления социально-экономическими системами, наиболее полно позволяющие реализовать и объяснить существование кластерного подхода в социально важной сфере ЖКХ.
Авторами впервые сформулирована и предложена парадигма самоорганизации и саморазвития социально-экономических систем на основе необходимости устойчивого развития участников этих систем в силу ограниченности ресурсного потенциала.
В статье также обоснована необходимость корректировки концепции развития сферы ЖКХ только с помощью рынка или рыночных отношений, как односторонней и не очень эффективной. Авторы предлагают рассматривать данную отрасль как институциональную и системообразующую, наряду с отраслями строительства, энергетики и производства стройматериалов.
В институциональной системе главным является стремление участников получить минимальные издержки и при этом необходимость получить ресурсы для осуществления жизнедеятельности населения. Естественно взаимодействие участников институциональной системы нацелено на минимизацию и транзакционных издержек. Что также позволит осуществить кластерный подход.
Важным в понимании системообразования отрасли является и тот факт, что главный потребитель отрасли - это население страны. Поэтому услуги сферы ЖКХ будут востребованы всегда.
Если в государстве его граждане живут в нормальных жилищных и бытовых условиях, имеют все необходимые и качественно предоставляемые ресурсы и услуги, то в такой стране резко повышается рождаемость, то есть улучшается демографическая ситуация и повышается производительность труда.
Предложен циклический алгоритм развития отрасли ЖКХ в рамках новой парадигмы.
В начале цикла стоит постановка главных целей системного развития страны повышение качества жизни населения в условиях все возрастающих потребностей. Участники кластера ЖКХ, по мнению авторов статьи, должны способствовать повышению уровня развития жилищно-коммунальных услуг не только основных, но и дополнительных, а это в свою очередь будет способствовать удовлетворению потребностей людей в услугах высокого качества. Соответственно повысится вклад отрасли ЖКХ в развитие национальной экономики, будет обеспечена социальная стабильность в обществе. А поскольку сфера ЖКХ является стержнем экономики страны, то государство должно оказывать данной отрасли как законодательную, так и финансовую поддержку.
В статье обоснована необходимость поддержки со стороны государства, федеральных властей сферы ЖКХ, поскольку ситуация в стране с ростом оплаты ЖКУ усугубляет материальное положение и без того достаточно бедного населения России.
Ключевые слова: парадигмы управления; социально-экономические системы; кластер; сфера ЖКХ; устойчивое развитие; саморазвитие; самоорганизация; ограниченность ресурсного потенциала; повышение качества жизни; удовлетворение потребностей населения страны.
conceptual and methodological bases of management of economic and social systems for the implementation of cluster policy in the communal sphere
Leonova L.B.
In the article for the first time represented and analyzed almost all of existed paradigms and theories of management in economic systems, which can realize and explain the existence of cluster approach in the most social important communal sphere.
The authors of the article suggest the new paradigm of self-organization and self-development of social and economic systems, basing on necessity of sustainable development of its participants because of the limited resource potential.
Firstly, the article also justified the need to revise the basic concept of the development of housing sector through the market. Secondly, proposed to consider the communal sphere as an institutional and system-along with the construction industry, energy and building materials production.
The main desire of participants in institutional system is to obtain the minimum cost and to provide resources for the implementation of the population. Actually, interaction between participants of the institutional systems provides also minimizing of the transaction costs. The cluster approach will also implement that.
Important in understanding of formation of the system of the communal sphere is the fact that the main consumer of communal sphere - is the country's population. That is why its services will always be in demand.
In the state, where all citizens live in normal housing and living conditions, and have all the necessary resources and provide quality services, we can see the growth of birth rate and improvement of the demographic situation. In such country also productivity increases.
The authors also propose a round robin of the housing sector in the new paradigm.
At the beginning of the cycle there are the main objectives of the system of the country - the improvement of the quality of life in the conditions of ever-increasing needs. According to the authors, the members of the communal sphere cluster, should enhance the level of development of housing and communal services, not only the basic, but more, and in turn this will help meet the needs of people in high-quality services. Absolutely the increase of the contribution in the communal sphere, will ensure social stability in society and improve the situation in the national economy. The state must provide this industry a legislative andfinancial support, because the communal sphere is the backbone of the national economy.
The article substantiates the need for state support, especially by the federal government, so as the situation in the country with an increase of payment in communal sphere worsens the financial situation of the poor Russian population.
Keywords: paradigms of management; social and economic systems; cluster; communal sphere; sustainable development; self-organization; self-development; limited resource potential; improving the quality of life; meeting the needs of the population.
Еще в 1992 году согласно российскому законодательству началось реформирование отрасли ЖКХ Согласно ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» отрасль должна была перейти на самоокупаемость в мечение 5 лет [1]. В 1997 в России была утверждена Концепция
реформирования ЖКХ, которая базировалась на следующих положениях: увеличить эффективность эксплуатации жилья, улучшить условия проживания населения, упрочить жилищные права граждан, стабилизировать экономическую ситуацию на предприятии, освободив его от расходов на содержание социальной сферы, увеличить поступления в бюджет всех уровней. В 2003 году был принят закон РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления». Все функции реформирования ЖКХ были отданы муниципалитетам. Принятый в 2004 году Жилищный кодекс, переложил все бремя забот по оплате жилищно-коммунальных услуг на собственников жилых помещений. Все эти законодательные и правовые акты не только не решили существующие проблемы отрасли, но и усугубили ситуацию.
Пребывание отрасли ЖКХ в состоянии системного кризиса, а также ее высокая общественная значимость для экономики и отсутствие позитивных результатов при реформировании порождает необходимость поиска новых теоретических и методологических концепций, которые могли бы лечь в основу направлений развития ЖКХ.
Авторы данной статьи проанализировали существующие парадигмы управления социально-экономическими системами и попытались сформулировать новую парадигму управления социально-экономическими системами, наиболее приемлемую и адаптированную для отрасли ЖКХ в современных условиях.
Парадигма (paradigma - греч.) это общие принципы и стандарты методологического исследования. Совокупность действующих парадигм современного мира является основой для исследования систем управления.
Первые парадигмы управления были заложены еще в 20-е и 30-е годы XX века Г. Ган-том, Френк и Лилиан Гилберт, Тейлор, а также Файолем, Урвиком и Муни. Данные парадигмы предлагали использовать анализ, логику, эмпирические исследования для эффективного управления, а также определяли принципы и функции управления [2, 3].
Примерно в тот же период времени экономистом Богдановым А.А. была создана тектоло-гическая теория (1928 год). Согласно данной теории следует, что если в единый процесс или систему включить два или более элементов, то между ними могут возникнуть как положительные, усиливающие друг друга взаимосвязи, так и отрицательные. Взаимодействия, по мнению А.А. Богданова, могут быть и нейтральными. Однако при правильной организации и управлении этими элементами можно повысить эффективность действия такой системы.
В 1940-1950-е годы появились всем известные теории управления Винера Н. - основоположника кибернетики - науки, которая применяет общие закономерности процессов управления и связи в организованных системах и общая теория систем Берталанфи Л. Фон, Меса-
ровича М., Такахара И., Садовского В.Н. , в границах которой характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырёх фундаментальных определяющих факторов:
- устройство системы;
- состав и основные элементы системы;
- текущее глобальное состояние системной обусловленности;
- факторы среды, в границах которых развёртываются организующие процессы системы
Данная теория рассматривает также инфраструктуру систем управления [4].
Несколько позже в 1970-е К. Шенноном были предложены теория информации, теория систем управления. Эти теории дополнили понятие «кибернетика». Шеннон внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления.
В 1950-1970 годы появилась парадигма управления на основе социального взаимодействия, мотивации, власти, коммуникации, авторами которой являются Паркер, Фоллет, Мас-лоу, Хорни Мак Грегор, Лайкерт [5].
Ее основой явились человеческие потребности и взаимодействия людей в человеческом обществе.
Якобом Винером (1950 год) была создана теория интеграции, которая затем широко применялась при управлении японскими корпорациями. Согласно данной теории к принципам интеграции структур относятся следующие эффектообразующие факторы:
- развитие реальных связей, в том числе обмен ресурсами;
- существование системы связей и количественно определенных целей и задач управления;
- акцент делается на увеличение инвестиционного потенциала системы [6].
В сфере ЖКХ все указанные эффектообразующие факторы присутствуют. Отрасль для систем жизнеобеспечения населения использует всевозможные ресурсы. Для успешного функционирования отрасли ЖКХ необходимо увеличивать ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
В 1960-е была создана теория равновесия Дж. Нэша и парадигма саморегулируемой организации, самоорганизации П. Сендж и Де Гюйс П. [7]. Согласно данным теориям рынок как система отношений между экономическими субъектами способен саморегулироваться и устанавливать справедливые цены на товары на основе здравого смысла. И понятие «самоорганизация» можно рассматривать как самоупорядочение, саморегулирование [7].
В 1970-е теория систем Хитча, Маккини, Квейда и Янга предлагала использование системного анализа как методологической основы проектирования организационных структур управления, определения целей и методов для решения поставленных задач [8].
С 1950-1980-е годы появляется парадигма социальных систем Акоффа Р, Эмери Ф., Пар-сонса Т. [9]. Данная парадигма вводит понятие «Социум», который по мнению авторов состоит из иерархически организованных взаимосвязанных подсистем, функционирование которых обусловлено определенными принципами и законами. Социальные подсистемы могут иметь связи «по вертикали» социума. Куда относятся регионы мира, группы государств, государства, регионы внутри государств, населенные пункты, организации, семьи и т.д. И подсистемы могут взаимодействовать «по горизонтали» социума. Так происходит взаимосвязь между культурой, демографией, экономикой, политикой, правом. Кроме того, в социуме существуют макро- и микро-уровни, а также количественные и качественные, объективные и субъективные свойства и отношения, которые образуют неразрывное единство [9].
парадигма самоорганизации Капарова Б.М. позволяет сказать, что самоорганизация позволяет управлять, используя и развивая организационную структуру как вертикальную, так и горизонтальную [10].
эволюционно-институциональная парадигма экономической науки как теоретическая основа самоорганизации социально-экономических систем реализуется в трудах В.И. Маев-ского, Н.Н. Моисеева, А.И. Татаркина [11] и др. Рынок в эволюционной парадигме представляется саморазвивающейся системой, в которой механизмы отбора (конкуренции) вынуждают фирмы постоянно преодолевать разнообразные воздействия внешней среды.
Конкретные формы реализации самоорганизации на макро- и мезо- уровнях проявляются в образовании, развитии и ликвидации хозяйствующих субъектов, адаптации экономических объектов к условиям внешней среды; территориальной организации экономических систем; взаимодействии субъектов экономики, конкуренции; различных формах политической, экономической и социальной интеграции и т. п. [12].
парадигма самоорганизации в последние десятилетия активно развивается, вовлекая в свою орбиту всё новые научные дисциплины и направления. В точных науках она предстаёт в виде синергетики, исследующей нелинейные неравновесные системы и добившейся неплохих результатов. Для общественных процессов наиболее эффективен диалектический метод.
В работе [13] самоорганизация рассматривается как сущностный механизм прогрессивного развития. Что также возможно использовать при формировании и управлении в кластере сферы ЖКХ.
Чуть позже в 70 е годы XX века появилась знаменитая синергетическая парадигма Хаке-на Г., Занга, основой которой является выделение связей, которые при совместных действиях различных элементов системы обеспечивают больший эффект, чем сумма эффектов каждого из элементов в отдельности [13].
Данная парадигма как нельзя лучше подходит под обоснование необходимости формирования кластера в сфере ЖКХ, где основные составляющие его участники как раз и обеспечивают синергетический эффект для успешного его функционирования. Более подробно об участниках кластера в сфере ЖКХ было рассмотрено в [14].
И, наконец, в 1990 и 2000 годы появились такие теории как подход непрерывного саморазвития в регулируемой среде Шиндиной ТА. и концепция устойчивого экономического развития Т. Брутланд [15, 16]. Первая из них считает возможной взаимозамену субъектов управления объектами более высокого уровня систем, которые являются средой для исследуемой структуры субъектов, организовывающих самих себя. Причем автор применяет данную теорию для кластера в сфере строительства. Вторая позволяет глобально управлять системами при ограниченных ресурсах биосферы и невозможности создания абсолютно безотходных технологий современной промышленности и жизнедеятельности. Причем без использования идей последней человечество в современных условиях просто не выживет. Так же оно не выживет и без сферы, самой социально значимой, самой социально наполненной и жизненно важной - сферы ЖКХ.
В таблице 1 обобщим все вышеназванные парадигмы и наиболее их значимые понятия, возможные для использования в конкретной отрасли - ЖКХ.
В работе [14] отмечается, что основой существующих парадигм было субъектно-объект-ное взаимодействие. Причем сейчас такое взаимодействие должно быть основано на принципах непрерывного саморазвития в регулируемой среде. Субъектами, а, равно как и объектами предложенной автором [14] парадигмы будут являться внутренние элементы социально-экономической системы: нация, государство, частные рыночные структуры, производственные компании, предприниматели и личности как осознанные социальные субъекты и объекты развития. Однако, по нашему мнению, современную парадигму управления следует рассматривать как взаимодействие субъектов и объектов внешней и внутренней среды. При этом государство и частные рыночные структуры будут выступать как факторы внешней среды, а производственные компании, предприниматели и собственники как факторы внутренней среды. Все эти составляющие смогут самоорганизоваться и саморазвиваться для реализации устойчивого развития в силу существующих потребностей и интересов участников этих систем и в силу ограниченности ресурсного потенциала и отсутствия абсолютно безотходных технологий.
Таблица 1
Возможность применения существующих парадигм в сфере управления социально-экономическими системами при формировании кластера в сфере ЖКХ
существующие парадигмы Авторы основные идеи возможность применения в сфере ЖКХ
Парадигма управления Г. Гант, Френк и Лилиан Гилберт, Тейлор, а также Файоль, Урвик, Муни. Использование логики, анализа для управления систем Возможно использовать анализ, логику, эмпирические исследования для эффективного управления в сфере ЖКХ
Тектологиче ская теория А.А. Богданов При правильной организации экономической системы, состоящей из двух и более элементов можно повысить эффективность ее функционирования. Кластер ЖКХ состоит из большого количества участников: государство, поставщики ресурсов, предприятия ЖКХ, население, предприятия.
Общая теория систем Берталанфи Л. Фон, Месарович М., Такахара И., Садовский В.Н. В любой системе присутствуют четыре главных фактора: устройство, состав и основные элементы, текущее состояние и факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды функционирования кластера в сфере ЖКХ можно отнести политику государства, законодательство, наличие природных ресурсов для систем инженерного обеспечения жизни людей. К факторам внутренней среды можно отнести взаимодействие участников кластера между собой.
Теория информации К. Шеннон Возможность существования вероятностных схем в системах управления Ситуация в сфере ЖКХ зависит от факторов внешней среды, политической, экономической обстановки в стране. В зависимости от этого связи в системе не всегда предсказуемы.
Парадигма управления, базирующаяся на основе социального взаимодействия Паркер, Фоллет, Маслоу, Хорни Мак Грегор, Лайкерт Введено понятие «СОЦИУМ», который может иметь как вертикальные, так и горизонтальные связи в человеческом обществе и социально-экономических системах. Учитываются человеческие потребности и взаимодействия людей. Сфера ЖКХ является самой социально наполненной и социально значимой отраслью экономики. Основными потребителями отрасли является население страны, региона, населенного пункта.
Парадигма социальных систем Акоффа Р., Эмери Ф., Парсонса Т.
Теория систем Хитч, Маккини, Квейд и Янг. Предполагали создание организационных структур для управления Для эффективного управления сферой ЖКХ необходимо создание организационной структуры, состоящей из четырех уровней управления: государство, регион, отрасли и предприятия.
Парадигма саморегулируемой организации, самоорганизации П. Сендж и Де Гюйс Капаров Б.М., Рынок как система отношений способен саморегулироваться на макро-, мезо- и микроуровне В кластере ЖКХ действуют рыночные рычаги и инструменты, например, такие как конкурентоспособность, платность и др.
Эволюционно-институциональная парадигма В.И. Маевский, Н.Н. Моисеев, А.И. Татаркин
Синергетическая парадигма Хакен Г., Занг В любой системе можно выделять связи между отдельными ее элементами, которые будут усиливать их взаимодействие друг с другом. При создании и успешном функционировании кластера происходит повышение эффекта и эффективности взаимодействия основных его элементов
Подход непрерывного развития в регулируемой среде Шиндина Т. А. Возможна взаимозамена субъектов управления объектами более высокого уровня систем. Применялся при обосновании возможности существования кластера в сфере строительства. Необходимо постоянное развитие и регулирование систем жизнеобеспечения и инфраструктуры кластера в сфере ЖКХ.
Концепция устойчивого развития Т. Брутланд Позволяет глобально управлять системами при ограниченных ресурсах биосферы В кластере ЖКХ используются природные ресурсы для жизнедеятельности людей такие как вода, газ, электроэнергия, земельные ресурсы, многие из которых являются исчерпаемы-ми и ограниченными.
Таким образом, уточненную и дополненную парадигму можно будет назвать САМООРА-НИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ НЕОБХОДИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭТИХ СИСТЕМ В СИЛУ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА.
В таблице 2 представим уточненную и дополненную парадигму теорий управления, предложенную авторами данной статьи.
Таблица 2
Новая парадигма теорий управления для реализации кластерного подхода
название
идея
новая парадигма
субъект
объект
Самоорани-зация и саморазвитие социально-экономических систем на основе необходимости устойчивого развития участников этих систем в силу ограниченности ресурсного потенциала
Возможность саморазвития и самоорганизации через изменение менталитета человека и изменяющиеся потребности людей из-за понимания ими ограниченности ресурсного потенциала. Социум состоит из иерархически организованных взаимосвязанных подсистем, функционирование которых обусловлено определенными принципами и законами. В социуме макро и микро уровни, количественные и качественные, объективные и субъективные свойства и отношения образуют неразрывное единство.
Управление системами через оптимизацию факторов внутренней и внешней среды систем, основываясь, прежде всего на интересах участников этих систем, объединенных в кластер и синергетическим эффектом, который обеспечивается основными элементами (участниками), входящими в целостный кластер.
Потребности и интересы участников систем при приоритете потребностей человека (населения), повышения качества его жизни в условиях ограниченности ресурсного потенциала.
Сложные соци-ально-экономи-ческие системы, способные к самовоспроизводству и самовосстановлению, а, следовательно, и к саморазвитию - кластеры
Таким образом, уточнение и дополнение существующих парадигм управления социально-экономическими системами позволит разработать теоретические и методологические подходы к управлению деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и частно-государственного партнерства в ЖКК, где потребности и интересы человека должны быть скорректированы на ограниченный природно-ресурсный потенциал и синергетический эффект, который
будет обеспечен составными частями (участниками). Такой самовоспроизводящейся и самовосстанавливающейся системой может быть кластер сферы ЖКХ.
Однако, по нашему мнению, еще одной важной идеей кластеризации сферы ЖКХ является тот факт, что все реформаторы и исследователи рассматривают данную отрасль как рыночную, предоставляющую услуги населению, за которые оно должно платить.
Так в работе [17] отмечается, что в составе ЖКУ можно выделить жилищные и коммунальные услуги. Причем, услуги могут быть, как основными, без которых потребитель не может обойтись (найм жилого помещения, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение и вывоз мусора), так и дополнительными, улучшающими качество жизни населения (обслуживание подземных гаражей, содержание придомовой территории, горячее водоснабжение, услуги консьержей, установление сигнализации, домофонов, видеокамер и др.).
Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли. В условиях рынка услуга является товаром. Однако такой подход к сфере ЖКХ является однобоким. Всегда необходимо помнить, что данная сфера является самой социально наполненной. Здесь имеется в виду, что без жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) нет воспроизводства рабочей силы страны. А основные ЖКУ должны входить в стоимость потребительской корзины, размер которой определяет важнейший социальный норматив любого государства - прожиточный минимум. Помимо того, что рыночные отношения в сфере ЖКХ должны быть социально ориентированными, нельзя забывать и о том, что данная сфера определяет качество жизни и воспроизводство населения страны, а, следовательно, является системообразующей.
То есть существующий концептуальный и методологический подход к отрасли ЖКХ, по нашему мнению, является неглубоким и односторонним, не позволяющим решить многочисленные проблемы, накопившиеся в данной сфере. Авторы статьи предлагают рассматривать сферу ЖКХ не как сферу предоставления рыночных услуг, пусть даже и социально ориентированную, а как ИНСТИТУЦИНАЛЬНУЮ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩУЮ ЖИЗНЕННО ВАЖНУЮ ОСНОВУ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА.
«Костяком или скелетом» этой основы может служить территориальный кластер ЖКХ, в основу которого положены интересы его участников и возможность рыночного саморазвития и самовоспроизводства.
В работе [16] отмечается, что жилищно-коммунальный комплекс необходимо рассматривать как институциональную систему, в основу которой положены отношения между участниками данного комплекса, где потребитель, то есть население является полноправным участ-
ником. При анализе институциональной системы возникают ТРАНЗАКЦИОННЫЕ издержки. Они в комплексе ЖКХ содержат следующие элементы:
- сбор информации о текущем состоянии ЖКХ;
- заключение договоров, сделок между участниками;
- мотивацию участников комплекса;
- контроль за исполнением обязательств и др.
в институциональной системе главным является стремление участников получить минимальные издержки и при этом необходимость получить ресурсы для осуществления жизнедеятельности населения. Естественно взаимодействие участников институциональной системы нацелено на минимизацию и транзакционных издержек.
Что касается системообразующей основы, то она подразумевает, что ЖКХ, является основой, стержнем, «ядром» всей социально-экономической системы государства. Отрасль ЖКХ несет в себе организующее начало, обеспечивая единство, взаимосвязь и сбалансированность таких отраслей как строительство и производство стройматериалов, энергетика, обеспечивая целостность развития страны в целом.
В последние годы в результате реформ отрасли ЖКХ и коренной перестройки ее институтов в условиях рыночной экономики объективно возникла необходимость существенных изменений в понимании значения отрасли для существования страны в целом.
Важным в понимании системообразования отрасли является и тот факт, что главный потребитель отрасли - это население страны. Ее услуги будут востребованы всегда. Данная отрасль наряду со сферой строительства и энергетики обеспечивает воспроизводство рабочей силы страны. Если в государстве его граждане живут в нормальных жилищах, имеют все необходимые и качественно предоставляемые ресурсы, то в такой стране резко повышается рождаемость, то есть улучшается демографическая ситуация и повышается производительность труда.
Анализируя состояние отрасли ЖКХ в Российской Федерации, следует отметить ее значительное развитие, направленное на осуществление важных коренных преобразований, а также стремительное развитие отраслей, взаимодействующих с отраслью ЖКХ. Однако, правовая основа современного российского общества нестабильна и неустойчива. За период проведения реформ в отрасли Государственная Дума приняла 158 федеральных закона и 3224 подзаконных акта [1]. В таком многообразии нормативных актов невозможно разобраться, да и необходимо ли это?
Состояние действующей системы российской экономики крайне сложно и противоречиво. Происходит стремительное и неравномерное формирование одних отраслей и обновление других. Помимо некоторой неравномерности в развитии отдельных отраслей, существует их внутренняя неупорядоченность, параллелизм в нормативно-правовом массиве, а также недостаток в межотраслевых взаимосвязях. В такой ситуации и возникает необходимость формирования кластера - рыночного образования, который может консолидировать социально-экономическую систему страны.
Единство механизму государства как системе органов придают системообразующие связи. Без этих связей невозможно никакое единство и тем более взаимодействие органов государства. Такими органами могут выступать отрасли - участники кластера ЖКХ, а источником связи государства в целом является население страны. [17].
Специфика формирования и реализации структурной политики в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется значительной и все более возрастающей ролью государства, при существенном изменении состава и содержания его регулирующих функций как во внутренней так и во внешнеэкономической политике. В зависимости от уровня постиндустриализма и целей социально-экономического развития, разрабатывается особая система приоритетов, опирающаяся на выделение особых отраслей - «локомотивов роста», развитие которых становится толчком и катализатором для других отраслей и экономики в целом [18]. По нашему мнению такой отраслью могла бы стать отрасль ЖКХ.
Одним из элементов целостной системы структурной политики является учет региональной специфики развития. В ее основе лежит совокупность организационно-правовых и экономических положений, конкретизирующих по функциональным, приоритетным и ресурсным составляющим основные цели, задачи и ожидаемые результаты структурного преобразования комплекса определенной территории. В то же самое время структурная политика должна оставаться общенациональной по своему характеру и содержанию. В этом случае в качестве приоритетных отраслей должны выступать не добывающие отрасли, а именно сфера ЖКХ и смежные с ней отрасли строительства и энергетики.
Также хотелось бы отметить, что в силу сложившегося развития в условиях рынка в России многие поставщики жизненно важных ресурсов - воды, тепла, газа, электроэнергии являются монополистами, и рыночная конкуренция не всегда существует в сфере ЖКХ. А это, как нам известно, ведет к постоянному росту тарифов на услуги отрасли. Безусловно, эти вопросы необходимо решать посредством государственной поддержки, развитием института местного самоуправления и регионального регулирования. Что, кстати, и было сделано в последнее время.
Вообще в России в последнее десятилетие наблюдается тенденция переноса центра тяжести отрасли ЖКХ на плечи муниципальных и региональных властей. Федеральные органы власти предпочитают заниматься лишь вопросами, отраслями, связанными с добычей и экспортом природных ресурсов, что по нашему мнению является неверным. Государство на федеральном уровне должно регулировать отношения в системообразующей отрасли - ЖКХ.
Для гармоничного общества характерна не только внешняя согласованность интересов разных слоев общества, но и глубинная согласованность жизненных ценностей. В гармоничном обществе людям должны быть обеспечены спокойная и зажиточная жизнь, возможности для трудоустройства, хорошее настроение и т.д. Члены такого общества обладают чувством ответственности и высокими моральными качествами. В обществе построена политико-идеологическая система, сплачивающая народ и ориентирующая его в будущее. И такой системообразующей основой страны как раз и может стать сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, рассмотрение отрасли ЖКХ только как рыночной, является однобоким и неверным. Данная отрасль должна быть именно институциональной, системообразующей, которую должно поддерживать государство в виде совершенствования существующей законодательной базы и финансирования.
На рисунке 1 представлен циклический алгоритм развития отрасли ЖКХ в рамках новой парадигмы.
В начале цикла стоит постановка главных целей системного развития страны. Любое правовое государство в качестве такой цели всегда ставит повышение качества жизни населения. И в этом случае именно отрасль ЖКХ способна обеспечить высокое качества жизни людей, удовлетворить все возрастающие потребности населения страны. Ведь, от того, где и как человек живет, зависит воспроизводство рабочей силы. От этого также зависит производительность труда. Участие сферы ЖКХ в воспроизводстве рабочей силы - главный канал воздействия на процесс материального производства, прогрессирующее развитие экономики [16].
Участники кластера ЖКХ [13], по мнению авторов статьи, должны способствовать повышению уровня развития жилищно-коммунальных услуг не только основных, но и дополнительных, а это в свою очередь будет способствовать удовлетворению потребностей людей в услугах высокого качества. Соответственно повысится вклад отрасли ЖКХ в развитие национальной экономики, будет обеспечена социальная стабильность в обществе. А поскольку сфера ЖКХ является стержнем экономики страны, то государство должно оказывать данной отрасли как законодательную, так и финансовую поддержку.
и реализации дополнительных ЖКУ
Выполнение и реализация жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) (основных)
рис. 1. Циклический алгоритм развития отрасли ЖКХ в рамках новой парадигмы
Следует отметить, что государство и так оказывает финансовую поддержку отрасли путем создания в 2007 году Фонда содействию реформирования ЖКХ для проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации 185 ФЗ «О создании фонда содействия реформированию ЖКХ» и регулирования тарифов на ресурсы - электроэнергию, воду, газ, тепло, поставляемые предприятиями-монополистами. Однако Фонд прекратит свое существование в 2018 году, а тарифы, хоть государство и пытается сдерживать, растут все равно, поскольку поставщики ресурсов - предприятия-монополисты не имеют конкурентов. А управляющие компании, занимающиеся обслуживанием жилищного фонда, получили возможность сами корректировать тарифы, утвержденные РЭК (региональными энергетическими комиссиями). В итоге вся тяжесть бремени за оплату ЖКХ ложится на население. Сегодня в условиях рынка оно оплачивает 100 % всех услуг ЖКХ. Государство же в свою очередь рассматривает проект о повышении штрафов за просроченные коммунальные платежи.
Закрепление штрафных санкций в пользу ресурсоснабжающих организаций при несвоевременной или не полной оплате коммунального ресурса потребителем или покупателем ком-
мунальных услуг, а также лицом, осуществляющим их предоставление. Пени за просрочку платежа предлагается установить в размере одной стосемидесятой ключевой ставки Банка России, действующей на момент оплаты._
Помимо этого, за нарушение лицом, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг, порядка расчета платы за коммунальные услуги предусмотрена уплата потребителю неустойки в размере 15% от величины превышения неправильно рассчитанной платы над размером платы за коммунальные услуги, но не менее 200 руб. При этом размер неустойки не может превышать 50% от величины среднемесячного размера платы за шесть месяцев, предшествующих нарушению. Соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ» [19]. Безусловно, надо наказывать тех, кто недобросовестно оплачивает потребленные услуги, но делать это сегодня, когда в стране итак сложная экономическая ситуация и реальные доходы населения снижаются, просто не гуманно.
В таблице 3 представим данные с 2011 по 2015 годы по данным прожиточного минимуму, средней зарплаты и среднего размера коммунальных платежей за услуги ЖКХ.
Таблица 3
Прожиточный минимум, средняя заработная плата и размер коммунальных платежей
в России и УрФО, тыс. руб./мес. [20, 21]
показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Прожиточный минимум на душу населения в России 6209 6705 7326 8236 8658
Средняя заработная плата в России 21000 26000 30000 27000 32000
Средняя заработная плата в УрФО 26000 31000 34000 32000 36000
Средний размер за ЖКУ в России на 1 проживающего в МКД* 1444 1559 1703 1915 1990
*МКД (многоквартирный дом).
По данным таблицы 3 мы видим, что прожиточный минимум в России в 3,3-3,7 раз меньше средней заработной платы. При этом ежегодный рост ПМ составляет около 1,05-1,09 раз. Рост средней зарплаты составляет от 12 до 19 % в год. Причем в 2014 году наблюдалось снижение заработной платы по сравнению с 2013 годом на 6% в УрФО и на 9% в России. Размер ЖКУ возрастает постоянно в среднем на 12 % в год.
Кроме того, в России происходит сильная дифференциация различных групп населения по доходам.
Одной из существенных проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан. В таблице приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных, так называемый «децильный коэффициент». В таблице 4 приведем некоторые значения этого коэффициента для России.
Таблица 4
Децильный коэффициент для России [22]
год 1992 1995 1998 2001 2004 2007 2008 2009
«Децильный коэффициент» 8,0 13,5 13,8 13,9 15,2 16,8 16,8 16,7
Для сравнения, самый низкий «децильный коэффициент» - в скандинавских странах Дании, Финляндии и Швеции - 3-4. В Германии, Австрии и Франции этот коэффициент варьируется от 5 до 7, в США он равен 15, в Бразилии - 39. Оптимальным данный показатель для стран с устойчивой экономикой считается от 5 до 7. К сожалению, в России по данному показателю можно сказать, что расслоение между богатыми и бедными слоями в после реформенный период только увеличивается. И именно в этот период государство все бремя забот по оплате услуг ЖКХ переносит на рядового потребителя, то есть на население. При этом доля населения России с доходом ниже прожиточного минимума составляет около 12-13 %. Доля бедных людей в России - доходы, которых составляют один прожиточный минимум, составляет за последнее десятилетие около 25 % населения страны. Очень высока доля бедных среди работников сферы образования, культуры и здравоохранения.
По данным Всемирного банка, 8 % транспортных субсидий достаётся 20 % беднейших граждан страны, тогда как 20 % богатейших получают 30 % таких субсидий. А объём жилищных пособий, получаемых самыми богатыми, в 2,1 раза больше помощи, достающейся беднякам [22].
По нашему мнению, государство не должно переносить всю тяжесть забот, в том числе и по модернизации старого жилого фонда и его капитальный ремонт полностью на потребителя.
Оно должно прежде создать такую законодательную базу, чтобы не было условий для расхищения бюджетных источников финансирования сферы ЖКХ, но и появилась бы возможность создания конкурентной среды в данной сфере, привлечение частных инвестиций в нее.
Безусловно, можно сказать, что государство устало вкладывать огромные финансовые ресурсы в отрасль ЖКХ, которые расходуются неэффективно, а иногда и откровенно разворовываются. Пресекать эти явления входит в компетенцию властей федерального уровня управления.
Проблема неплатежей в отрасли ЖКХ стоит крайне остро и решение ее опять находится в плоскости низких доходов населения страны. Бедное население также не может улучшать свои жилищные условия и оплачивать все дорожающие услуги сферы ЖКХ. Сегодня в условиях кризиса российской экономики, когда ключевая ставка Центробанка остается высокой, условия по ипотечному кредитованию являются очень не выгодными. Улучшить жилищные условия могут лишь 5 % населения страны. В этих условиях необходимо государству уделять значительное внимание и поддержку отрасли ЖКХ.
Сделаем следующие выводы по результатам данной статьи:
1. Были проанализированы существующие парадигмы управления социально экономическими системами и сформулирована новая парадигма управления, в основе которой лежит идея самооранизации и саморазвития социально-экономических систем на основе необходимости устойчивого развития участников этих систем в силу ограниченности ресурсного потенциала.
Причем данная парадигма приемлема для объяснения необходимости применения кластерного подхода в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Авторы статьи предлагают рассматривать сферу ЖКХ не как сферу предоставления рыночных услуг, пусть даже и социально ориентированную, а как институцинальную, системообразующую жизненно важную основу развития страны, государства. «Костяком или скелетом» этой основы может служить кластер сферы ЖКХ.
3. Отрасль ЖКХ должна стать институциональной в силу того, что в таких системах участники стремятся получить минимальные издержки, в том числе трансакционные, а также получить необходимые ресурсы для осуществления жизнедеятельности населения. Снизить эти издержки также сможет формирование кластера в сфере ЖКХ.
4. Отрасль ЖКХ является системообразующей наряду с отраслью строительства, так как ее потребителем является все население страны, которому необходимо воспроизводство и восстановление жизненных сил для повышения производительности труда.
5. Отрасль ЖКХ является также системообразующей, поскольку она напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране.
6. В работе предложен циклический алгоритм развития отрасли ЖКХ в рамках новой парадигмы. В начале цикла стоит постановка главных целей системного развития страны - повышение качества жизни населения для удовлетворения его растущих потребностей.
7. В статье обоснована необходимость поддержки со стороны государства, федеральных властей сферы ЖКХ, поскольку ситуация в стране с ростом оплаты ЖКУ усугубляет материальное положение и без того достаточно бедного населения России.
8. Государство должно обеспечить упорядочение правовых актов в сфере ЖКХ и обеспечить условия для необходимого финансирования проектов отрасли, например, с помощью реализации механизмов муниципальных облигаций и государственно-частного партнерства (ГЧП).
Эти механизмы станут предметом дальнейшего исследования и внедрения в отрасль ЖКХ.
список литературы
1. Резвов Г. Современное состояние ЖКХ - трагедия российских собственников. «Энергетика и ЖКХ Урала» Ноябрь, 2014. С. 56-58.
2. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А.Г. Дугин. - М.: Арктогей-Центр, 2002. 239 с.
3. Шатров А.И. Управление проектом. Десять шагов к успеху / А.И. Шатров. - Челябинск: Цицеро, 2007. 156 с.
4. Садовский В.Н. Основы общей теории систем. - М.: Наука, 1974.
5. Кемени Д. Кибернетическое моделирование /Д. Кемени, Д. Снелл. - М.: Советское радио, 1972. 234 с.
6. Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994. 238 с.
7. Воложанина О.А. Обзор оснований экономической теории: к необходимости смены парадигмы / О.А. Воложанина, В.В. Воложанин //Строительный комплекс: экономика, управление и инвестиции. - Челябинск, 2006. С. 132-138.
8. Рыбальский В.И. Автоматизированные системы управления строительством / В.И. Рыбаль-ский. - Киев: Вища школа, 1974. 480 с.
9. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем. 2008.
10. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. - СПб.: «Гумманистика». 2007. 280 с.
11. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Теоретико-методологическая база саморазвития социально-экономических систем // Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки: в 2-х т. Т. 1. Теория и методология формирования саморазвивающихся социально-экономических систем / РАН, Урал. отд-ние; под общ. ред. А.И. Татаркина. - М.: Экономика; Екатеринбург: УрОРАН, 2011.
12. Шестакова Е.В. Микроуровень самоорганизации социально- экономических систем. Вестник СамГУ. 2012. № 7 http://vestnik-old.samsu.ru/articles/98_25.pdf
13. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В.С. Ефремов. - М.: Фин-пресс, 2001.
14. Леонова Л.Б., Платонов А.М. Теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ и возможные предпосылки для его создания / Вестник УрФУ, 2013 № 2. С. 36-47.
15. Шиндина Т. А. Организация взаимоотношений в строительном комплексе: монография / Т А. Шиндина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 400 с.
16. Брутланд Т. Доклад ООН на Международной конференции по устойчивому развитию. -Рио де Жанейро, 1992.
17. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. - Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т», 2006. 419 с.
18. http://www.adhdportal.eom/book_3532_chapter_45_10.3._Sistemoobrazujushhie_svjazi_v_ mekhanizme_gosudarstva.html
19. http://www.dslib.net/econom-teoria/strukturnaja-politika-kak-sistemoobrazujuwaja-funkcija-gosudarstvennogo-regulirovanija.html
20. http://www.garant.ru/news/537789/#ixzz3UHZMtCEr
21. http://advocatshmelev.narod.ru/prozhitochnyj-minimum.html,_
22. http://www.mojazarplata.ru
23. https://ru.wikipedia.org
References
1. Rezvov G. Modern situation in the communal sphere - the tragedy of Russian owners d the communal sphere, Nov. 2004: 56-58.
2. Dugin A.G. The evolution of paradigm basis in the science / A.G. Dugin. - M.: Arktogey center, 2002. 239 p.
3. Shatrov A.I. The project management. Ten steps forward success / A.I. Shatrov. - Chelyabinsk: Zizero, 2007. 156 p.
4. Sadovskyi V.N. The basis of theory system. - M.: The science. 1974.
5. Kemeny D. Models in cybernetics / D. Kemeny, D. Snell. Soviet radio. 1972. 234 p.
6. Knyazeva E.N. The laws of evolution and selforganization of complex systems / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdumov. - M.: The science. 1994. 238 p.
7. Volozhanina O.A. The review economics theory basis. The necessity of paradigm change / O.A. Volozhanina, V.V. Volozhanin / Building: economics, management and investment. - Chelyabinsk. 2006. Pp. 132-138.
8. Rybalskyi V.I. Automatical systems in building management / Rybalskyi V.I. - Kiev: Vicha shko-la. 1974. 480 p.
9. Davidov A.A. System approach in sociology / The laws of social systems. 2007.
10. Asaul A.N., Kaparov B.M. High education school management in the conditions of innovation economics / Under reduction of prof. Asaul A.N. - Spb.: Gummanistica, 2007. 280 p.
11. Tatarkin A.I., Tatarkin D.A. Theory - methodological basis of social - economic systems in self-developement / UAS under reduction of prof. Tatarkin A.I. - M.: Economics, Ekaterinburg. UAS. 2007.
12. Shestakova E.V. Selforganization of social - economic systems on the level of microeconomics / Vestnik SamSU. № 7. 2012. http://vestnik-old.samsu.ru/articles/98_25.pdf
13. Efremov V.S. Strategy planning in business-systems / V.S. Efremov. - M.: Finpress, 2001.
14. Leonova L.B., Platonov A.M. Theoretical basis of forming cluster in the communal sphere and possible conditions for its creation / Vestnik URFU. № 2. 2013. Pp. 36-47.
15. Shindina T.A. The organization of relations in building.: monography / T.A. Shindina. - Chelyabinsk: Publ. SUTU. 2007. 400 p.
16. Brutland T. Report of the United Nations at the International Conference on Sustainable Development. - Rio de Janeiro, 1992.
17. Rutkauskas T.K. Forming and development of market relations in communal sphere: theory, methodology and practice. Ekaterinburg. Publ. Russian State prof. - ped. University. 2006. 419 p.
18. http://www.adhdportal.com/book_3532_chapter_45_10.3._Sistemoobrazujushhie_svjazi_v_me-khanizme_gosudarstva.html
19. http://www.dslib.net/econom-teoria/strukturaaja-politika-kak-sistemoobrazujuwaja-funkcija-gosudarstvennogo-regulirovanija.html
20. http://www.garant.ru/news/537789/#ixzz3UHZMtCEr
21. http://advocatshmelev.narod.ru/prozhitochnyj-minimum.html
22. http://www.mojazarplata.ru
23. https://ru.wikipedia.org
данные об авторе
леонова лейла Борисовна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости Уральский федеральный университет
ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Свердловская обл., 620002, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABouT THE author
Leonova Leyla borisovna, candidate of technical sciences, docent of economics and management in building and market of housing department
Urals Federal university named after the first President or Russia B.N. Eltsin st. Mira, 19, Ekaterinburg, Sverdlovsk region, 620002, Russia e-mail: [email protected]