ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА
СКОРИКОВА И. С. ,
соискатель, Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН,
Россия, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37 а;
КАНКУЛОВА М. З.,
соискатель,
ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова», 360030, Нальчик, ул. Тарчокова, ^;
ЦАЛИЕВА О.Т.,
соискатель ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова», 360030, Нальчик, ул. Тарчокова, ^
В статье обозначены и проанализированы основные институциональные факторы, способствующие становлению и развитию экономического роста региона, основанные на использовании конкурентных преимуществ региона.
Ключевые слова: регион; региональная специфика; институциональная система; экономическая среда; конкурентоспособности.
The paper identified and analyzed the main institutional factors that contribute to the establishment and development of economic growth in the region, based on the use of competitive advantages in the region.
Keywords: region; regional specificity; the institutional framework; economic environment; competitive.
Коды классификатора JEL: R11, R38.
Выделение региона как самостоятельного экономического субъекта обусловлено рядом объективных причин [3]. Во-первых, на региональном уровне все основные факторы социально-экономического развития образуют единый комплекс. Во-вторых, любой проект (в том числе общефедерального значения) реализуется на определенной территории в заданных условиях внешнего окружения по отношению к проекту, что требует обязательного учета региональной специфики (традиций, социальных особенностей, экологии и др.). В-третьих, на уровне федерации невозможно координировать и контролировать реализацию проектов, которые не являются стратегическими с общегосударственных позиций. В-четвертых, успех любого проекта обусловлен поддержкой со стороны региональных, и в частности муниципальных, властей. В-пятых, различные субъекты федерации весьма сильно различаются по своему природному, научно-производственному и человеческому потенциалу, что способствует формированию на уровне регионов вполне определенных приоритетов социально-экономического развития и требований к формированию региональных проектов и программ, направленных на достижение целей и решение задач конкретного региона [1].
Постараемся определить основные группы факторов, способствующих становлению региона как самостоятельного экономического субъекта.
1) Наличие в общеэкономических интересах особого (регионального) интереса, под которым понимается «совокупность экономических интересов различных групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность» [2].
Регион как субъект особых (региональных) интересов может быть представлен в лице носителей, выразителей и исполнителей интересов.
© И.С. Скорикова, М.З. Канкулова, О.Т. Цалиева, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
Носителями региональных интересов являются социальные группы, выделяемые по различным признакам: имущественному, профессиональному, отраслевому, возрастному, по уровню доходов и др.
В качестве выразителей региональных интересов выступают специализированные организации, объединяющие отдельных носителей экономических интересов, как например, профсоюзы, политические партии, общественные объединения и т.д.
И, наконец, в роли исполнителей региональных интересов предстают региональные органы власти, ответственные за разработку и осуществление экономической и социальной политики региона.
Необходимо отметить, что исследованию сущности регионального интереса уделено недостаточно внимания в экономической науке. Тем не менее, региональные (или территориальные) интересы существуют так же объективно, как и интересы отдельных отраслей хозяйства, трудовых коллективов предприятий, и отражают реальные условия, мотивы и механизмы действий населения, проживающего в конкретном регионе.
Региональный (или территориальный) интерес — ключевое понятие, необходимое для характеристики тенденций развития региона, что обусловливает значительную трансформацию всей системы региональных экономических исследований. Его применение предполагает выявление и изучение субъектов различных интересов (экономических и политических), анализ их объективного положения, а также перспектив и направлений формирования и трансформации групп интересов.
В ходе исследования экономисты выделяют ряд групп социогенных факторов, к которым относятся:
1) накопленный человеческий капитал региона;
2) инновационная мобильность региона;
3) инвестиционные ресурсы региона;
4) накопленный физический капитал (распределение капитала по отраслям и его соответствие структуре спроса, интенсивность обновления основных фондов и др.);
5) инфраструктурные факторы (транспортная, производственная, социальная и информационная инфраструктура);
6) экологические факторы;
7) факторы связей (наличие конкурентных кластеров в регионе, уровень международной интеграции и кооперации региона);
8) символический капитал региона;
9) мировые и национальные условия хозяйствования.
Обладание данными факторами является необходимым, но недостаточным условием экономического успеха в конкурентной борьбе. Для эффективного их использования необходимо наличие соответствующей и институциональной среды. Именно она выступает фундаментальной основой региональной конкурентоспособности, а степень ее развитости определяет способность остальных условий конкурентоспособности трансформироваться в конкурентные преимущества.
Наша аргументация строится на следующих доводах. Согласно постулатам современного институционализма, деятельность всех социальных субъектов происходит на равных полях общественных действий: экономическом, политическом и социокультурном. Каждое из них индуцирует свои собственные «правила игры» или ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми и называются институтами. Именно они задают структуру побудительных мотивов, стимулов человеческого взаимодействия — будь то в экономике, политике или социальной сфере. Выделяют два основных уровня институциональной системы: формальные правила и неформальные ограничения; а также механизмы принуждения, обеспечивающие их соблюдение. Формальные правила обычно действуют в виде конституций, кодексов, законов и иных писаных норм поведения людей и организаций, они утверждаются конкретными полномочными органами и документально фиксируются в виде правовых актов или коммерческих контрактов (на уровне компаний). В отличие от них неформальные правила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и общепринятых стереотипов поведения. Они чаще всего документально не оформлены и соблюдение их в большей степени опирается на «... социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка» [2].
Неформальные правила часто непрозрачны для наблюдателей и нередко остаются вне поля зрения. Они гораздо более глубоко пронизывают экономические отношения, чем нормы писаного права и отношения собственности.
Полагаем, что в России, где всегда было очень сильно влияние идеологических, религиозных, морально-этических факторов на личность и хозяйственную деятельность, значение неформальных правил еще более значимо.
Фундаментом неформальных правил выступают культурные традиции и обычаи, прочно укорененные в сознании людей и «основанные на памяти прошлого». Воспроизводство устойчивых практик поведения на этом институциональном уровне во многом связано с особенностями стиля жизни, способами восприятия информации, религиозными убеждениями и многим другим.
Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку путем принятия соответствующих политических и юридических решений (российская практика убедительно свидетельствует об этом).
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ... 123
Неформальные же институты, отражающие социокультурную сущность и специфику экономических отношений авторов, меняются чрезвычайно медленно. Люди и организации стремятся, как правило, сохранять устоявшиеся стереотипы, стиль своего поведения в изменяющейся экономической среде, создаваемой новыми формальными нормами и ограничениями. Резкое изменение экономической среды, не сопровождаемое усилиями по легитимизации новых правил и обеспечению их поддержки широкими слоями населения, неизменно приводит к появлению «институциональных разрывов» и, как следствие, ухудшению общей экономической, ситуации.
Совокупность действующих в обществе институтов формирует специфическое институциональное поле. Причем, для каждой социально-экономической системы, имеющей свойственное лишь ей одной институциональной поле, характерна собственная траектория развития.
Ключевая роль институтов в социально-экономическом процессе связана с тем, что они, в первую очередь, определяют уровень трансакционных издержек в экономике, т.е. издержек, связанных с заключением и исполнением рыночных контрактов и защитой прав собственности. Наилучшие стимулы к эффективному использованию ресурсов создаются в условиях, когда права собственности четко определены и надежно защищены и трансакционные издержки, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, являются общественно полезными и производительными. Трансакционные издержки экономических агентов, связанные с получением доступа к ресурсам и правами собственности на них (проявляющимися в форме регистрации предприятия, получения права на аренду помещений и др.); связанные с получением права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование и сертификация деятельности и др.); направленные на поддержание деловых отношений и применение санкций, являются непроизводительными и влекут за собой потери в благосостоянии общества. Следовательно, уменьшение трансакций иных издержек ведет к уменьшению общей суммы затрат предприятия на выпуск продукции и росту ее конкурентоспособности [2].
Однако возможности минимизации трансакционных издержек во многом определены состоянием целого комплекса институтов, как формальных: качеством правовых норм российского и регионального законодательства, эффективностью правоохранительной системы, процедурами принятия политических решений; так и неформальных: правилами поведения тех или иных социальных групп, нелегальными механизмами защиты и перераспределения прав собственности, неписанными нормами бизнес-этики и многим др.
Факторами устойчивого экономического роста (как одного из главных критериев конкурентоспособности) традиционно выступают технический прогресс, человеческий капитал и экономия на масштабе производства. Однако перечисленные факторы не единственны, так как если бы это было так, то рост давно бы уже стал повсеместен, и все, что нужно было бы делать обществам для достижения этой цели — это инвестировать в технологии и знания.
Нацеленность экономических авторов на инновации определяется, прежде всего, институтами [1, 3]. Для кардинального улучшения технологических инноваций и стране, являющихся главным условием национальной и региональной конкурентоспособности, требуется устойчиво высокий рост экономики и длительные горизонты производственного планирования, а нестабильность и недоверие экономических агентов к государственной власти и проводимой им политики приводит к короткому периоду прогнозирования и, следовательно, доминированию в экономике краткосрочных интересов.
В мире успехи многих стран обычно объясняют институциональной структурой прозападного типа. Согласно ей провозглашается примат институтов, обеспечивающих естественные права индивидов, а именно — институт частной собственности и институт представительной демократии. Есть авторы, которые справедливо критикуют незыблемость двух этих институтов, но даже они признают, что если права собственности не будут четко определены, то снижается эффективность использования предмета собственности. Отсюда следует, что договариваться и делить права собственности необходимо до начала их использования. Итак, четкая спецификация прав собственности и жесткая их защита — это обязательное условие устойчивого экономического роста.
Основанием истинности нашего суждения о главенстве и преимуществе институциональных факторов в их общем ряду, является и то, что неформальные правила (традиции, привычки, всякого рода социальные условности) определяют образ мышления, системы взаимодействия между людьми, способность к обучению и приобретению знаний, т. е. все то, что является элементами социального капитала.
Для раскрытия основополагающей роли институциональных факторов в развитии регионов нам представляется важным классифицировать институты, формирующие институциональную среду региона и прокомментировать, какую функцию они выполняют с точки зрения достижении регионом устойчивого экономического роста и благосостояния граждан — главных критериев конкурентоспособности.
Основу типологии и классификации институтов формирует определенная система критериев. Один из подходов к классификации институтов в отечественной экономической науке был представлен Г.Б. Клейнером, предложившим различать институты в зависимости от их носителей — множеств субъектов или систем, которые охвачены или могут подлежать охвату институтами. Соответственно он выделяет институты макроэкономические, определяющие протекание макроэкономических процессов; микроэко-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
номические, относящиеся к принятию решений при взаимодействии предприятий; наноэкономические, определяющие социально-экономическое поведение индивидов.
В рамках системного подхода, акцентирующего внимание исследователей на качестве целостных институциональных систем, выделяют институты базовые (формирующие ядро институциональной системы) и вспомогательные (определяющих периферию).
ЛИТЕРАТУРА
1. Львов Д.С. Путь в XXI в.: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999.
2. Мисаков В.С., Уянаев Б.Б. Методологические проблемы территориального экономического развития. Нальчик, Изд-во ЗАО «Насып», 2008.
3. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.