ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
А. Е. СТЕПАНЕНКОВ, аспирант кафедры национальной экономики E-mail: [email protected] Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Рассматривается положение на строительном рынке Владимирской области в период развития экономического кризиса в России (конец 2008 - начало 2010 г.).
Представлена динамика развития основных сегментов регионального строительного рынка, и показано соотношение темпов сдачи жилья во Владимирской области в 2000-2009гг. Рассмотрены уже существующие и возможные последствия экономического кризиса и институциональных изменений на региональном строительном рынке.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономический кризис, региональный строительный рынок, институциональные изменения, провалы государства.
В 2010 г. многих экономистов и простых российских граждан интересует, когда закончится экономический кризис, каковы будут последствия для России в целом и для каждого жителя нашей необъятной страны?! Не менее значимо для нас влияние кризиса на развитие строительного рынка. От того, какие процессы происходят в этой области российской экономики, зависит дальнейшее благосостояние общества. Российское государство и общество стоят на пороге серьезного выбора, от которого будет зависеть будущее развитие рыночной экономики и который определит границы национальной безопасности и уровень жизни каждого гражданина.
В современной научной литературе теоретическим вопросам исследования структуры рынка посвящено достаточно большое количество работ. Это научные труды профессоров С. Б. Авдашевой и А. Е. Шаститко, Н. М. Розановой, Ж. Тироля, Ф. Шерера и Д. Росса и многих других. В своей работе 2006 г. «Политическая экономия реформы
ЖКХ» Е. Г. Ясин сделал краткий анализ современного российского рынка жилищно-коммунальных услуг. Особого внимания заслуживают работы по конституционной институциональной экономике Р. М. Нуреева.
В последнее время развитию регионального рынка, в том числе и особенностям проблематики строительного сектора, посвятили свои научные изыскания и владимирские авторы: В. Н. Миронов, Е. Е. Лаптева, Ю. В. Дмитриев, А. И. Муратов, Б. В. Генералов и др.
К сожалению, во многих научных трудах современных экономистов и маркетологов анализируются общие классические модели развития экономических процессов. Научных работ, посвященных исследованию структуры регионального строительного рынка практически нет.
Однако в последнее время заметно увеличилось издание периодической литературы строительного характера. Это такие журналы, как «Экономика и строительство», «Жилищное строительство», «Технологии строительства», «Архитектура и строительство в России». Авторами сделаны попытки анализа отдельных сегментов строительного рынка.
Кроме того, интерес к тематике строительного сектора вызвал разразившийся глобальный экономический кризис, дошедший до российской экономики.
В Интернете и на страницах периодических изданий развернулась острая дискуссия о проблемах глобального экономического кризиса и влияния кризиса на экономику России. Ряд экономистов: Р. Гринберг, А. Некипелов, В. Ивантер, Ю. Соло-дяшкина, Ж. Сапир, М. Яндиев, В. Квинт и другие
пытаются прогнозировать дальнейшее развитие кризиса и возможные решения экономических проблем российского рынка. К сожалению, современные экономисты в основном говорят об общих вопросах экономического кризиса и о его финансовой составляющей. О существующем положении на строительном рынке в настоящий период лишь частично упоминают Ю. Солодяшкинаи М. Яндиев. Юлия Солодяшкина говорит о том, что малый бизнес, особенно в строительстве, будетразоряться.
В 2008—2009 гг. на страницах ряда периодических изданий Владимирской области между строителями и экономистами развернулась острая дискуссия по проблемам влияния экономического кризиса на строительный рынок. Многие авторы констатировали, что основной удар системного экономического кризиса был нанесен именно по строительной индустрии. Особое внимание было сконцентрировано на обсуждении введения «Закона о саморегулирующих организациях».
За 2009 г. строительный рынок Владимирской области претерпел ряд существенных изменений, о которых предостерегали специалисты строительной отрасли. В декабре 2008 г. резко сократился объем выпуска продукции на региональном рынке производства строительных материалов. Объем выпуска ЖБИ сократился в три раза по сравнению с ноябрем, выпуск силикатного и керамического
500 -|
450 --
400 350 300 250 200 150 100 50 0
Таблица 1
Фактическое положение рынка производства строительных материалов на конец 2009 г. во Владимирской области
Место расположения Объем выпуска продукции
Предприятие в 2009 г. по отношению к 2008 г., %
ВЗЖБИ Владимир 57
КПП Владимир 30
ЗАО Иваново 25
«Железобетон»
Мегалит Гусь-Хрустальный На грани банкротства
кзск Ковров 20
«Ивсиликат» Иваново 25
-452^
376
419,3
^24-327
341
281
246
253 279
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Ввод жилых объектов во Владимирской области в 2000—2009 гг. (по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Владимирской обл.), тыс. м2
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
2011 2012 2013 2014
Рис. 2. Сдачажилья в 2011—2015гг. (прогноз), тыс. м2
кирпича сократился в два раза. Объем транспортных перевозок на строительном рынке сократился в пять раз. В течение 2009 г. ряд производственных предприятий, выпускающих строительную продукцию, полностью встал. Более мелкие были поглощены и разорились. Наиболее успешные, например, Владимирский завод железобетонных изделий (ВЗЖБИ), выпускающие продукцию новых технологий, смогли на конец 2009 г. достичь только 57%-ного объема по отношению к концу предыдущего года. Существующая картина положения производственных предприятий на конец 2009 г. представленавтабл. 1.
Со слов директора ВЗЖБИ, перспективы роста в 2010 г. призрачны, практически нет долгосрочных контрактов на поставку выпускаемой продукции. Данная ситуация прежде всего связана с замораживанием строительства в регионе. Одна из ведущих строительных организаций областного центра ООО «Консоль», работающая только на свои собственные средства, будет закладывать только одну площадку под строительство жилья. Если в 2009 г. темпы сдачи жилья во Владимирской области выросли незначительно (рис. 1), то в последующие годы нас ожидают менее утешительные прогнозы.
Перспективы сдачи жилья во Владимирской области в последующие годы характеризует рис. 2.
Данные перспективы темпов сдачи жилья во Владимирской области прежде всего
2015
45 40 35 30 25 20 15 10 5
2007
связаны с уменьшением количества строительных площадок, выделенных под застройку (речь идет об объектах с разрешительной документацией под строительство). В начале 2010г. во Владимирской области количество выданных разрешений снизилось в два раза (рис. 3).
Так, если в 2008 г. и в 2009 г. было выдано разрешений под застройку по 30 площадкам, то в 2010г. — всего 15. А прогнозы на 2011г. гораздо скромнее — 8. Такая ситуация прежде всего связана с развитием экономического кризиса. Строительные организации и инвесторы исчерпали на сегодняшний момент финансовые ресурсы. А реальные покупатели предпочитают вкладывать средства в банки, опасаясь обмана и долгостроев. Один из руководителей регионального отделения одного из крупнейших банков России утверждает, что за 2009 г. вклады населения выросли на 40 % по сравнению с 2008 г., а кредитный портфель наоборот — сократился.
Кроме того, на строительном рынке России произошли существенные институциональные изменения. С 01.01.2010 вступил в действие Федеральный закон от 16.11.2007 № 315-Ф3 «О саморегулирующих организациях». Ввод в действие данного закона не соответствует времени наступившего экономического кризиса. Сегодня строительный рынок развивается совершенно в иных условиях. Введение закона оценивается многими практиками далеко не однозначно. Есть положительные стороны и, по мнению автора, много существенных минусов. К положительным сторонам относятся:
• создание института страховых фондов — защита покупателей;
• отменалицензирования;
• уменьшение коррумпированности;
• законодательная инициатива саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве;
к отрицательным сторонам:
• нарушение отлаженного механизма работы строительной отрасли;
• не учтены интересы малых предприятий;
• ужесточение барьеров вхождения в отрасль, увеличение денежных сборов в несколько раз (первоначальный внос 300 тыс. руб. + + 100 тыс. руб.);
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Перспективы застройки новых площадок во Владимирской области в 2007—2011 гг., число площадок
• монополизация строительного рынка — вместо 400 строительных компаний в 2008 г. на территории Владимирской области будет 4;
• возможность картельного сговора и, как следствие, рост цен на жилье;
• устранение контроля государства за строительным рынком (уход строительных организаций от ответственности).
В ближайшей перспективе может произойти монополизация строительного рынка со всеми вытекающими последствиями: разорение многих мелких и средних фирм, возможность картельного сговора с многократным увеличением цены на жилье. Увеличение числа безработных может привести к социальным проблемам. На региональном рынке недвижимости после спада цен до предела 28тыс. руб. наметился некоторый спрос на жилье, цена выросла до пределов 32—35тыс. руб. за один квадратный метр. На рис. 4 показан график ценообразования на рынке жилья во Владимирской области в 2008—2009 гг.
Удивительно, что данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области существенно отличаются от реального положения на рынке недвижимости. Анализ ценообразования на рынке жилья (реального и по данным статистики) отражен в табл. 2.
После падения цен на недвижимость в 2008 г. наметился рост цен. Кроме того, институциональные изменения на строительном рынке страны, инициируемые государством, приведут, как отмечалось ранее, к монополизации рынка, и, как следствие, к удорожанию жилья. Этот процесс можно назвать не иначе, как очередным провалом государственной политики в области строительства, который характеризуется:
• наличием искаженной информации, предоставляемой в органы статистики и вышестоящие органы управления;
• отсутствием четкой рациональной системы управления строительной отраслью;
ю >
а и 2
50 45 40 35 30 25 20 15 10
26
28
26
Рис. 4. Ценообразование на рынке жилья во Владимирской области в 2008—2009 гг.
2008 г.
2009 г.
1 2
Таблица 2
Статистика и реальное положение цен на рынке недвижимости Владимирской области за 2008—2009 гг.
Квартал Данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (предоставленные департаментом по строительству) Реальные цены на рынке недвижимости Разница в тыс. руб. зам2
2008г.
I 38 079 46 ООО 7 921
II 39 885 40 ООО 0,115
III 41 753 32 ООО 9 753
IV 41260 26 ООО 15 260
2009г.
I 40 448 26 ООО 14 448
II 37 664 28 ООО 9 664
III 36 223 32 ООО 4 223
IV 36 558 35 ООО 1 558
• фактическим устранением контроля в связи с принятием закона о СРО;
• большими издержками от принятия непродуманных законов и отсутствия механизмов их реализации;
• отсутствием стратегической программы развития строительного сектора экономики. Косвенным подтверждением критического
положения строительного рынка во Владимирской области можно считать недавнюю отставку заместителя губернатора области по строительству.
В последнее время Председатель Правительства РФ сделал ряд заявлений, в которых объявил о том, что строительство в России должно стать локомотивом экономики. Однако, по мнению автора, строительство уже давно должно было быть этим
2 4 Квартал
локомотивом. Политика государства в отношении строительной индустрии характеризуется ограниченностью необходимой для принятия решений информации, несовершенством политического процесса, ограниченностью контроля над бюрократией, неспособностью государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Решение национальной программы невозможно без четкого стратегического плана и механизмов его реализации. Еще до наступления кризиса автор в предыдущих работах акцентировал внимание на участии институтов государственного регулирования в строительной сфере. Однако сегодня государство устраняется от контроля за строительным рынком, вводя систему СРО. Ошибки государственной политики в любой области экономики и общественного устройства влекут за собой огромные социально-экономические издержки, последствия которых могут отбросить Россию на многие десятилетия назад.
Список литературы
1. Агаев А. А., Скопина И. В., Бакланова Ю. О. Региональное развитие: к вопросу становления управленческого консалтинга в регионах. URL: http://www.region.mcnip.ru.
2. Березин И. С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2003. 376 с.
3. Григорьев. А. Цена квадрата. Бизнес-журнал. Ноябрь № 20. 2008.
4. Гринберг Р. С. Невыученные уроки. Сайт Московской школы экономики (МГУ им. М.В. Ломоносова). URL: http://www.mse-msu.ru.
5. Данько Т.П. Управление маркетингом: учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.334 с.
6. Жилищная экономика / пер. с. англ. М.: Дело, 1996. 224 с.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Принят Государственной Думой 22.12.2004. Одобрен Советом Федерации 24.12.2004г.
8. Институциональная экономика: учебник / под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.
9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник. 2-е изд., изм. М.: Норма, 2004. 576 с.
10. Нуреев P.M. Теория общественного выбора. Курс лекций. Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЕ, 2005. 531 с.
11. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
12. Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Основы эко-номическоговыбора. М.: ТЕИС, 1996.
13. Солодяшкина Ю. Мировой кризис. Сайт Московской школы экономики (МГУ им. М.В. Ломоносова). URL: http://www.mse-msu.ru.
14. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Эконо-мическаяшкола, 1996.
15. Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: пер. с англ. / науч. ред. чл. -корр. РАН. В. С. Автономов. М.: ИН-ФРА-М, 2004. 931 с.
16. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / под ред. Р. М. Нуреева. Изд. 2-е, испр. и доп. В трех частях. Домохозяйства современной России. М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
17. ЯсинЕ. Г. Политическая экономия реформы ЖКХ. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. 52 с.