Научная статья на тему 'Институциональная трансформация экономики региона в 90-е годы ХХ века'

Институциональная трансформация экономики региона в 90-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНСТИТУТ / РЫНОК / ЭКОНОМИКА / ЭТАПЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бестаева Л. И.

Исследован характер институциональной трансформации экономики Республики Северная ОсетияАлания на этапе формирования рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная трансформация экономики региона в 90-е годы ХХ века»

зоо

БЕСТАЕВА Л.И.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет),

соискатель, г Владикавказ, ул. Николаева 44

институциональная трансформация экономики региона

В 90-Е годы хх ВЕКА

Исследован характер институциональной трансформации экономики Республики Северная Осетия-Алания на этапе формирования рыночных отношений.

Ключевые слова: Республика Северная Осетия-Алания; трансформация; институт; рынок; экономика; этапы; развитие

Коды классификатора JEL: R11, R13

Формирование рыночных отношений в 90-е годы ХХ века в Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) сопровождалось совокупностью весьма сложных и неоднозначных процессов институциональной трансформации всех отраслей и сфер экономики. Во многом направленность процессов трансформации ин-^ ституциональной среды республики, а также изменений в экономике определялись состоянием последней к _0 началу 90-х гг. По характеру направленности своего развития и состояния к началу рыночных реформ рес-^ публика относилась к позднеиндустриальной экономике, признаки которой раскрыты в ряде научных работ

и [1].

-1 Характерные черты социалистической экономики РСО-Алания включали:

^ - высокий уровень концентрации производства в ведущих отраслях, создание относительно крупных про-

^ изводств;

щ - непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что снижало самостоятельность хозяйственных субъектов;

О - монополизацию собственности со стороны государства;

^ - доминирующую роль государства в регулировании экономики в виде всеобъемлющего государственно-

Ш планового хозяйства социалистического варианта, в результате чего исключались свободные взаимо-

□ связи между отдельными предприятиями;

Ш - развитые механизмы обеспечения занятости и социальной компенсации для большей части населения с

О использованием государства как инструмента перераспределения на эти цели части доходов;

о - наличие мощного военно-промышленного сектора, в котором концентрировалась подавляющая часть

^ научно-технических ресурсов, значительная часть квалифицированного труда и финансовых ресурсов.

о Переход в начале 90-х гг. государственно-социалистической экономики к рыночным отношениям потре-

^ бовал определенного периода времени. Рыночная экономика и ее институциональная среда не могли сформироваться сразу в завершенном виде. Поэтому сложилась экономика переходного типа, в которой соче-

^ тались, переплетались, противоборствовали элементы и институты прежней планово-централизованной и

о новой рыночной экономики, с постепенным наращиванием доли и роли последней.

0 Институциональная трансформация экономики региона в целом представляла собой целевое изменение

1 совокупности институтов (правил, норм, механизмов и организаций), приводящая к формированию рыночных условий экономического развития, принуждающая и стимулирующая хозяйствующие субъекты к функ-

££ ционированию в новой институциональной среде.

о Для переходной экономики РСО-Алания в 90-е гг. был характерен ряд институциональных трансформа> ций: собственности, состава и структуры хозяйствующих субъектов, структуры экономики, инвестиций, со-8 циальной сферы, системы управления экономикой.

о Трансформация института собственности на этапе перехода к рыночным отношениям предполагала пе-

о реход от доминирования государственной формы собственности на средства производства, к многообразию

о форм собственности. В 1992 году в РСО-Алания началась приватизация предприятий государственной фор-

о мой собственности. В начале были приватизированы относительно небольшие предприятия местной про-

0 мышленности (с численностью до 200 человек), торговли (с численностью до 10 человек) и сферы бытового о. обслуживания (с численностью до 3 человек), которые были преобразованы в акционерные общества, това-Ц рищества и индивидуальные частные предприятия. Масштабный процесс разгосударствления и приватиза-Е ции более крупных предприятий электронной, металлургической и машиностроительной промышленности ф республики начался позже (в 1993-1994 гг.) и привел к формированию акционерных обществ.

Если в 1991 году 96,5% предприятий РСО-Алания имели государственную и муниципальную форму собственности, то уже к 1998 году их доля составляла всего 17,6%. Значительная доля хозяйствующих субъектов - 68,1% была приватизирована и стала частной. Следует отметить, что доля хозяйствующих субъектов с час-

_ тной формой собственностью в РСО-Алания в целом соответствовала состоянию по РФ (70%).

2 Осуществленная в РСО-Алания институциональная трансформация собственности создала предпосылки

1 для решения в основном трех главных задач. Во-первых, с ее проведением ожидался экономический рост на

0)

о ш

т

приватизируемых предприятиях, который в целом начался с 1999 года. Во-вторых, предполагалось привле-

чение частных инвестиций в целях развития производства. Наконец, в-третьих, она способствовала значительному росту числа предприятий в республике и постепенному созданию конкурентной среды их функционирования.

Трансформация институционального состава и структуры хозяйствующих субъектов. Развитие института собственности в РсО-Алания способствовало образованию множества разнообразных организационно-правовых форм предприятий и организаций. Если в 1991 году число предприятий в РсО^лания составляло 1426 единиц, то уже к 1995 году оно увеличилось почти в 8 раз (10551). Вполне естественно, что при переходе к рынку обострилась необходимость разнообразия организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов не только по требованию государства, но и в зависимости от возможностей частных учредителей, характера направлений деятельности предприятий, сложности их устройства, а также с учетом сложившихся мировых аналогов. это привело к значительному расширению видов организационно-правовых форм, привлечению в качестве соучредителей большого количества частных участников, усложнению структуры экономики республики.

институциональная трансформация структуры отраслей экономики. Переход республики к рыночным отношениям вызвал существенные изменения в структуре отраслей экономики и особенно заметно отразился в промышленности (табл. 1).

Таблица 1

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности (в процентах к итогу) [2]

Наименование отраслей годы

1992 1996 1997 1998 1999 2000

Вся промышленность 100 100 100 100 100 100

в том числе:

электроэнергетика 5,1 19,6 22,9 21,4 12,4 13,6

цветная металлургия 28,1 21,9 28,4 28,7 36,8 31,8

химическая и нефтехимическая промышленность 6,1 1,6 1,1 1,5 1,8 1,7

машиностроение и металлообработка 23,9 10,5 10,0 8,7 9,6 8,5

лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 5,7 2,4 2,2 2,4 2,6 3,7

промышленность строительных материалов 2,6 6,6 5,4 5,7 3,6 2,8

стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность 1,9 6,3 4,8 5,1 4,9 4,8

легкая промышленность 6,2 5,0 4,7 4,0 4,2 4,2

пищевая промышленность 14,8 18,8 17,1 15,3 18,9 24,5

другие отрасли промышленности 5,6 7,3 3,4 7,2 5,5 4,4

*

л ь о (О

X *

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из данных таблицы наибольший удельный вес к 2000 году стали занимать цветная металлургия (31,8%), пищевая промышленность (24,5%), электроэнергетика (13,6%). В промышленности резко сократился удельный весь продукции предприятий электронной промышленности и машиностроения. Практически прекратили свою деятельность 12 крупнейших предприятий электронного комплекса («Кетон», «Радуга», «Янтарь», «Бином» и др.), обеспечивающие более 30% объемов производства.

со временем хозяйствующие субъекты республики постепенно адаптировались к новым условиям институциональной среды и получили возможность создавать добавленную стоимость. Данный показатель не только отражал вклад предприятий отрасли в валовой региональный продукт, но и характеризовал привлекательность отрасли для предпринимательской деятельности. структура валового регионального продукта Республики северная Осетия^лания за 2000 год имела следующее распределение по добавленной стоимости в процентах (табл. 2).

Таблица 2

Распределение основных отраслей РСО-Алания в 2000 году по добавленной стоимости [3, с. 48]

Наименование отраслей Удельный вес, %

промышленность 13,8

сельское хозяйство 8,6

строительство 8,5

транспорт и связь 5,7

торговля и общепит 18,1

другие отрасли 45,3

Если до 1991 года промышленность выступала основной отраслью экономики республики, то к 2000 году на первый план вышла торговля и общественное питание, а также другие отрасли, направленные на оказание услуг (связь, образование и др.). Таким образом, институциональная трансформация экономики рсО-Алэния в 90-е гг. привела к изменению структуры производства и потребления, преимущественно за счет постепен-

*

л ь 0 (О

X *

а

г ш

о I-

00 □

ш

о

о

1— ф

1— ^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о <3

со О 1— О О о.

о ф

о ф

т

0

1

о о

ного возрастания роли услуг. В республике уже в начале ХХ века услуги стали явно преобладать над товарами в структуре валового регионального продукта.

Необходимо отметить явную неравномерность процессов институциональных преобразований в разных отраслях экономики РСО-Алания. В этой связи сам переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах экономики также осуществлялся крайне неравномерно. Так, в малом предпринимательстве, денежно-кредитной сфере и торговле происходило быстрое развитие зрелых рыночных отношений, тогда как в сельском хозяйстве и некоторых отраслях промышленности до настоящего времени сохраняются формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерность формирования институтов рыночной экономике проявилась и в территориальном аспекте. Быстрее всего этот процесс протекал в крупных городах республики, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений шло крайне медленно.

Институциональная трансформация инвестиций. После разрушения централизованной системы финансирования объектов экономки на подэтапе 1992-1998 гг. стала формироваться новая система инвестирования из многоканальных источников. При этом роль государства заключалась не только в поддержании необходимых объемов капиталовложений в основные отрасли, но и в создании институциональных условий для привлечения частных инвесторов. В 1998 году был введен в действие закон «Об инвестиционной политики в РСО-Алания», а затем и другие нормативно-правовые акты, создавшие институциональную основу для осуществления инвестиционной политики.

Переход к рыночной экономике заметно изменил объемы и источники инвестиций в основной капитал: государственные инвестиции в 2000 году сократились с 87,8% до 55,4%, а частные инвестиции возросли с 11,4% до 31%.

следует отметить и принципиальный характер изменений, связанных с использованием инвестиций. В планово-централизованной экономике капитальные вложения в производство нередко были убыточны и компенсировались государством. В условиях рыночных отношений эффективность инвестиции стала обязательным критерием выживаемости хозяйствующих субъектов. Экономика РСО-Алания в результате реформ была убыточной, и лишь к 2000 году сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций стал положительным (табл. 3).

Таблица 3

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий и организаций основных отраслей экономики (миллионов рублей)

Показатели 1998 г. 2000 г.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) - 154,6 344,6

в том числе по отраслям:

промышленность 0,9 294,6

сельское хозяйство -55,7 -19,7

строительство 5,2 33,7

транспорт - 44,5 - 16,4

Однако, как видно из данных 2000 года, сельское хозяйство и транспорт по-прежнему были убыточны. Несмотря на общий положительный финансовый результат, суммарная задолженность предприятий республики по обязательствам выросла в 2,1 раза: с 2213,4 млн. руб. в 1998 году до 4612,6 млн. руб. в 2000 году.

Институциональная трансформация социальной сферы. Переход к рыночным отношениям привел к радикальному изменению социальных институтов республики. Так, если до 1992 года само понятие института безработных в РСО-Алания отсутствовало, то в 1998 году число безработных составило 71,8 тыс. человек (или 26,2%). Возникновение института безработных потребовало, например, создания комитета по занятости населения, который был образован в городе Владикавказе и проведения специальной политики занятости. Общий спад в экономике на начальном этапе реформ привел к нарастанию общественных проблем (росту безработицы и цен, падению уровня жизни значительных слоев населения и обогащению ее незначительной части), усугублению социальной дискомфортности и межэтнической напряженности. В этой связи потребовались определенные усилия государства и общества по адаптации к новым условиям существования.

Кроме того, на формирование социальных институтов в РСО-Алания существенное влияние оказывали такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения - бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д. Это требовало сохранения значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере. Активная позиция государства позволила со временем заметно снизить численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в 1995 году - 42,8%) , к 2000 году до 31,3% [1, с.37].

Институциональная трансформация системы управления экономикой. В 90-е гг. происходило интенсивное разрушение административно-централизованной системы управления промышленным производством, замена плановой основы деятельности на свободный характер ее осуществления. В этот период происходил процесс формирования новых институтов регулирования экономикой.

зоз

о

Процесс трансформации институтов централизованно-плановой модели хозяйствования в рыночную, прежде всего, предполагает формирование условий, необходимых для нормального функционирования последней. Таковыми являются наличие экономической свободы и конкуренции, правового и организационного механизма их обеспечения. Исходя из этого, на подэтапе 1990-1998 гг. в РСО-Алания создавалась институциональная система запуска новых методов управления и регулирования экономикой. Эти новые правила, с одной стороны, должны были в достаточной мере соответствовать требованиям закономерностей функционирования рыночного хозяйства, а с другой, учитывать специфику исторического развития республики, ее потенциал, менталитет населения и обладать достаточной стабильностью.

Постепенно, к 2000 году в республике в целом сложились основные институты регулирования экономики - государство, рынки, законы, налоги и т.д. Данные институты создали основу ключевых системоформирую-щих функций государства и рынка. Они, например, запустили в действие функцию формирования рыночных «правил игры» в хозяйственной жизнедеятельности общества и содействия формированию новой инфраструктуры этой деятельности, адекватной рыночной экономике.

После 2000 года в РСО-Алания сложилось институциональное пространство и организационная структура экономики, которые своей сути представляют собой систему государственного и рыночного регулирования. Подобное сочетание позволяет учитывать как интересы государства, так и конкретные цели частных агентов экономики. Иными словами, это система общественного регулирования институциональной среды экономики.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что переход от одной модели социально-экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики, что требует адекватности изменения институциональной среды. Институциональной трансформации экономике переходного типа РсО-Алания были свойственны некоторые специфические черты, в ней функционировали особые институты и экономические формы, носящие квазирыночный характер (например, частично при- ^Г ватизированные предприятия). При этом одновременно шло интенсивное развитие институтов и форм, ха- ^ рактерных для новой рыночной системы, и постепенное исчезновение старых институтов и экономических о отношений.

ЛИТЕРАТУРА ^

Z

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., ^ Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2001.

2. Северная Осетия - Алания в цифрах. 2003 г. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Комитет государственной статистики Республики Северная Осетия - Алания, 2003. 00

3. Северная Осетия - Алания в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. Владикавказ: Комитет госу- □ дарственной статистики Республики Северная Осетия - Алания, 2006. ^

О

ö I—

ф

I—

S

0 а ф

со S

1

>

0

1_

0

1

I ф

са I—

О

а ö

£ о

0

1_

0

1_

о о

са О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I—

О

0

CL

S

1 I—

О ф

са >S S

О Ф т S

0

1 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.