РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 334.72 В.Т. Баликоев З.Л. Дзакоев М.А. Кантемирова
Valery Balikoyev Zaurbek Dzakoev Mira Kantemirova
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассмотрены состояние и проблемы развития предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания. Проведен анализ ряда основных показателей социально-экономического развития РСО-Алания, а также показателей, характеризующих предпринимательский сектор экономики Республики, что позволило выявить ряд основных проблем развития предпринимательства в Республике. С целью обеспечения устойчивого развития предпринимательства авторы считают целесообразной разработку республиканской стратегии развития малых и средних предприятий и создание условий ее реализации с учетом дальнейшего расширения возможностей государственно-частного партнерства. Предлагается формирование кластеров современных технологичных производств и обеспечивающих соединение усилий и действенное внедрение на взаимовыгодной базе имеющегося в Республике потенциала промышленности, науки, малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, Республика Северная Осетия-Алания, предпринимательский сектор экономики, показатели социально-экономического развития, проблемы развития предпринимательства, кластер.
BUSINESS IN THE REPUBLIC NORTHERN OSSETIA-ALANYA: STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS
Annotation. In the article the state and problems of development of business in the Republic Northern Ossetia-Alania is considered. The analysis of a number of the main indicators of social and economic development RSO-Alania, and also the indicators characterizing a republic economy business sector that allowed to reveal a number of the main problems of development of business in the republic is carried out. For the purpose of providing a sustainable development of business authors consider expedient development of republican strategy of development of small and medium-sized enterprises and creation of conditions of its realization taking into account further expansion of opportunities of public-private partnership. Formation of clusters of modern technological productions and the efforts providing connection and effective introduction on mutually advantageous base of the capacity of the industry, science, small and medium business which is available in the republic is offered. Keywords: business, Republic Northern Ossetia-Alania, economy business sector, indicators of social and economic development, business development problem, cluster.
Современное предпринимательство выступает как созидательная сила экономики, самый активный ее сектор, вносящий основной вклад в рост внутреннего валового продукта и выполнение важных социально-экономических функций [3, с. 120]. Оно является динамичной формой организации экономической жизни общества со всеми отличительными особенностями региона, закономерностями, преимуществами и проблемами развития [2, с. 180]. Одной из важнейших задач предпринимательства является способность создавать добавленную стоимость, направляемую на удовлетворение общественных потребностей, что проявляется в соответствующих социально-экономических показателях за определенный период времени.
Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) присущ ряд объективных привлекатель-
© Баликоев В.Т., Дзакоев З.Л., Кантемирова М.А., 2016
ных возможностей осуществления и развития предпринимательской деятельности, в числе которых можно отметить:
- наличие значимого природно-ресурсного и курортно-рекреационного потенциала;
— выгодное географическое расположение на южной границе страны;
- хорошо развитая и благоустроенная инфраструктура;
— значительная степень урбанизации, высокий уровень образования и квалификации трудовых ресурсов, предпринимательская активность населения и т.д.
Некоторые показатели социально-экономического развития РСО-Алания за 2011-2013 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Некоторые показатели социально-экономического развития РСО-Алания
за период 2011-2013 гг.
Наименование показателей 2011 год 2012 год 2013 год 2013 год к 2011 году
Численность населения, всего, тыс. чел. 710,7 707,6 708,3 0,99
Естественный прирост (убыль)
населения, тыс. чел./1000 насе- 2633 3276 3366 1,3
ления
Валовой региональный продукт, млрд руб. 85,2 99,7 107,7 1,3
Суммарный объем товаров и услуг, млрд руб. 141,2 160,9 178,6 1,3
Источник [4].
Как видно из данных таблицы, объем валового регионального продукта РСО-Алания за 3 года вырос в 1,3 раз (или на 22,5 млрд руб.), выпуск товаров и услуг также возрос в 1,3 раз (37,3 млрд руб.). При этом коэффициент численности населения Республики в 2013 году по отношению к 2011 г. составил 0,99 (сокращение на 2,4 тыс. чел.).
Доля РСО-Алании в валовом продукте всей России в целом устойчиво стабильна, находясь с 2000 года на уровне 0,2 %, а по СКФО составляет около 8,5 %. Если с 2000 г. по 2012 гг. объем ВРП в целом по РФ вырос в 7,5 раз, а по Северо-Кавказскому федеральному округу - почти в 10 раз, то по Северной Осетии рост составил 10,7 раз. Необходимо также отметить, что с 2000 года динамика почти всех показателей носила в целом устойчивый положительный характер [4].
В РСО-Алания наиболее активно развивается малое предпринимательство, являющееся имманентным условием современного рынка, способного поддерживать экономику государства в состоянии динамичного функционирования и решать множество социальных проблем общества. Достигнув высокого уровня массовости, малое предпринимательство приобретает форму института, реальной основой существования многочисленного класса собственников.
Ежегодно субъектами малого бизнеса РСО-Алания выплачивается налогов на сумму 130-160 млн руб. НДС, уплаченный малыми предприятиями и физическими лицами составляет 22 млн руб. Налог на прибыль, выплаченный малыми предприятиями, составляет 7 млн руб., подоходный налог -около 6 млн руб. Прочие налоги, взимаемые с субъектов малого предпринимательства, составляют в сумме около 30 млн руб.
Предпринимательство в РСО-Алания охватило практически все основные отрасли хозяйства и виды экономической деятельности, получив распространение в промышленности, строительстве,
сельском хозяйстве, транспорте, сфере услуг, торговле и т.д. Некоторые показатели, отражающие состояние и динамику предпринимательского сектора экономики Республики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие предпринимательский сектор экономики
РСО-Алания за период 2005-2013 гг.
Наименование показателей Объем продукции по видам деятельности, млн руб.
2005 г. 2010 г. 2013 г. 2013 г./2005 г.
добыча полезных ископаемых 145 307 403 2,8
обрабатывающие производства 14035 15315 16248 1,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2593 4817 6059 2,3
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 7639 17801 25147 3,2
Грузооборот автотранспорта, млн т-км 354 335 325 0,9
Платные услуги населению, млн руб. 6869 16359 21887 3,2
Оборот розничной торговли, млн руб. 17105 54372 84220 4,9
Источник [5, с. 16].
Из таблицы видно, что в наибольшей степени рост показателей предпринимательского сектора был обеспечен в торговой сфере (в 4,9 раз), в оказании платных услуг населению (в 3,9 раз), а также в сельском хозяйстве (3,2 раз). Достаточно высокими темпами развивается в Осетии производство электроэнергии (рост в 2,3 раз), что потенциально создает базу для будущего роста всей экономики, создания новых рабочих мест. В тоже время снижается пассажирооборот автотранспорта (0,9).
В Северной Осетии сохраняется тенденция устойчивого роста показателей объема деятельности предприятий розничной торговли и сферы услуг населению. Так, оборот предприятий розничной торговли за период 2005-2013 гг. вырос с 171,1 млрд руб. до 84,2 млрд руб. (в 4,9 раз). Объем реализации платных услуг вырос на 40 %. При этом на одного человека сумма оказанных услуг составила в 2013 г. 30 тыс. рублей, что в 3,6 раз выше по сравнению с 2005 г. (8,3 тыс. руб.) [5, с. 177].
Всего с 2000 года почти в 48 % случаев значения показателей развития Северной Осетии были выше аналогичных среднероссийских показателей.
Можно отметить, что за период 2000-2012 гг. в РСО-Алания сложилась общая тенденция преобладания позитивных факторов экономического роста над негативными. Этому способствовала проводимая в России и Республике политика укрепления рыночных отношений, создания новых рабочих мест и поддержки предпринимательской деятельности, что дало заметные положительные результаты.
С 2000 г. по 2012 гг. в Республике в 11,8 раз выросла сумма регионального продукта на душу населения [5, с. 14]. При этом рост показателя по РФ был несколько ниже, составив всего 7,6 раз, по СКФО рост почти 8 раз. Однако, несмотря на более высокий рост показателя ВРП на душу населения в Республике его доля в сравнении со средней величиной по РФ значительно ниже и составляет менее 41 % [5].
Институциональная основа предпринимательства в РСО-Алания образована хозяйствующими субъектами, которые различаются между собой по масштабу деятельности как крупные, средние и малые предприятия; а также как микропредприятия и индивидуальные предприниматели. В 2014 г.
общее число хозяйствующих субъектов по РСО-Алания составило 28,3 тыс. единиц. К средним, малым предприятиям и микропредприятиям отнесены 23,5 тыс. единиц, что составляет почти 83 % от общего их числа. В группу крупных и средних предприятий входят, например, ОАО «Электроцинк» (с численностью работников 2,5 тыс. человек), ОАО «Победит» (число работников 1,5 тыс. чел.), ОАО «Кристалл» (число персонала примерно 200 чел.), и др. На предприятии ОАО «Электроцинк» производится и реализуется в год почти 40 % объемов цинка, 45 % объемов свинца, производимых в России, а также кадмий, серная кислота. ОАО «Кристалл» выпускает высокочистую медь вакуумной плавки, а также различные сплавы на основе меди, в том числе различные марки бронзы, листового медного проката и т.д. ОАО «Победит» реализует более 50 % объема металлического вольфрама и молибдена, производимых в России, которые используются для получения особых сплавов стали (жаропрочной и быстрорежущей) и брони. Предприятие производит металлоизделия особых свойств, используя карбид вольфрама, потребителями которых являются оборонные, авиационные, машиностроительные, горнодобывающие и другие отрасли.
К группе средних предприятий, численность работников которых составляет 100-300 чел., относятся, например, фирмы легкой промышленности, производители гардинного полотна и швейных изделий, рабочей и специальной одежды, школьной формы, спецодежды, спортивных костюмов, детских швейных изделий и т.д.
Среднесписочная численность работников в сфере малого предпринимательства составила в 2013 году с учетом индивидуальных предпринимателей - 29,2 тыс. человек, превысив почти на 16 % показатель 2012 года (27,8 тыс. человек) [5, с. 105].
Число малых предприятий по видам деятельности распределяется следующим образом:
- обрабатывающие производства - 15,1 %;
- строительная сфера - 15,1 %;
- сельское хозяйство - 6 %;
- торговля - 30,2 %.
В 2013 г. выручка, полученная в результате деятельности малых предприятий составила 41,6 млрд руб. [5, с. 105-106].
Малые предприятия обладают важным социально-экономическим значением, так как обеспечивают социальную и политическую устойчивость отношений в государстве, могут смягчить результаты структурных модификаций, быстро приспосабливаются к меняющимся потребностям рынка, вносят значимый вклад в региональное развитие, проектируют и применяют технические и организационные новшества. В конечном счете малые предприятия, располагая высоким уровнем гибкости и мобильности производства, могут при надобности оперативно увеличивать размеры производства, обеспечивая высокие темпы экономического роста.
Состояние и динамика развития предпринимательства непосредственным образом связаны с инвестициями. Сумма инвестиций в РСО-Алания возросла с 2000 по 2013 гг. в 16,9 раз (с 1,7 до 28,8 млрд, руб. [5, с. 228]. Рост инвестиций по экономике Республики имел нарастающий характер и повысил ее удельный вес в общей сумме инвестиций по России в целом с 0,14 % (2000 г.) до 0,2 % (2012 г.). Однако, при этом доля инвестиций Республики в их сумме по СКФО снизилась с 6,4 % до 6,1 %. В целом, средняя сумма инвестиций на одного человека по РСО-Алания в 2012 году составляла 29,7 тыс. руб., что заметно ниже, чем в среднем по России (75,3 тыс. руб.) и СКФО (35,6 тыс. руб.).
Сумма инвестиций, направленная в малые и средние предприятия Республики в 2013 г. превысила 748 млн руб., или снизилась по сравнению с показателем 2012 года на 33 %. Банковские кредиты для малых и средних предприятий по-прежнему малодоступны и предоставляются преимущественно на кратковременный период. Это при том, что в Республике наметилась некоторая тенденция
роста долгосрочных кредитов. Их доля в общей сумме кредитных вложений в 2013 г. составила 9 % (в 2012 г. - 8,7 %).
Основными проблемами развития предпринимательства в РСО-Алания являются следующие.
— Сложился относительно медленный рост числа малых и средних предприятий и занятых в них работников. Значительная доля зарегистрированных малых предприятий (до 30 %) не приступает к деятельности по разным причинам.
— Малое предпринимательство ограничено в доступности к значительной части ресурсов (финансовым средствам, объектам недвижимости, природным ресурсам и т.д.), привлекаемых для осуществления деятельности. Усложненность способов получения таких ресурсов, длительные сроки принятия решений административными органами становятся серьезными препятствиями для функционирования малых предприятий.
— Республиканская программа поддержки малого предпринимательства в РСО-Алания ежегодно недофинансируется. Поэтому субъекты малого предпринимательства не получают необходимые формы государственной поддержки, включая финансовые.
— Не достаточно развит механизм привлечения субъектов малого бизнеса к выполнению государственного (регионального) заказа.
— Все еще ограничена совокупность льгот (налоговых и других) для субъектов малого бизнеса, занятого в инновационно-производственной сфере.
Малые предприятия в своем большинстве обладают низкой конкурентоспособностью, и, как следствие, их вклад в социально-экономическое развитие региона весьма низок. Многие предприятия, пройдя регистрацию, даже не начинают хозяйственную деятельность или в короткие сроки прекращают существование. Наблюдается также тенденция перепрофилирования малых предприятий с целью выживания в рыночных условиях из производственной сферы в коммерческую.
Неудовлетворительные результаты деятельности малых предприятий обусловлены рядом внешних, негативно влияющих факторов, таких, как: несовершенство законодательной базы и системы налогообложения в области малого бизнеса, низкая платежеспособность потребителей, ограниченные объемы финансовой поддержки со стороны государственных и региональных структур.
С целью обеспечения устойчивого развития предпринимательства в РСО-Алания считаем целесообразной разработку стратегии развития малых и средних предприятий и создание условий ее реализации с учетом дальнейшего расширения возможностей государственно-частного партнерства [6]. Так, в предпринимательстве целесообразно формирование кластеров современных технологичных производств и обеспечивающих соединение усилий и действенное внедрение на взаимовыгодной базе имеющегося в республике потенциала промышленности, науки, малого и среднего бизнеса. Кластер понимается как система организаций и компаний, научных, проектных, образовательных и различных хозяйствующих субъектов, инициативно применяющих инновационные практики, действующих по правилу пространственной близости расположения, вертикально или горизонтально кооперированных с учетом организационно-технологических взаимосвязанностей и взаимодействующих с целью достижения роста добавленной стоимости продукции и высокого уровня конкурентоспособности [1]. Одним из критериев функционирования кластера является тесное взаимодействие малого бизнеса с крупными структурами. Мировая практика показывает, что обычно конгломерат малых и средних предприятий создается вокруг крупной компании. При этом крупные компании обретают постоянных партнеров в виде малых и средних предприятий как ответственных субподрядчиков и поставщиков, результативно исполняющих свои хозяйственные функции. Исследуемый вид бизнеса приобретает гарантированный спрос со стороны крупных компаний на изготавливаемую продукцию и услуги. У научных и проектных организаций появляется вероятность предоставления коммерческих заказов со стороны крупного бизнеса в условиях кластерного взаимодействия.
Результативность кластера должно положительно отразиться на росте экономики Республики,
расширении ее налоговой базы, числе рабочих мест, привлечении внешних инвестиций.
Библиографический список
1. Дауров, А. М. Кластерный механизм развития региональной экономической системы / А. М. Дауров, З. Л. Дзакоев, З. Х. Хубецова. - Владикавказ : Владикавказский научный центр РАН и РСО-А, 2013. -261 с. - ISBN 978-5-905691-47-8.
2. Драгунова, Е. В. Средний бизнес в России - реальность и перспективы / Е. В. Драгунова, Т. А. Финк // ЭКО. - 2011. - № 9. - С. 180-189.
3. Рагулина, Ю. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы / Ю. Рагулина // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 9. - С.120-123.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. - М., 2014. - 900 c. - ISBN 978-589476-394-1.
5. РСО-Алания в цифрах, 2014: Краткий статистический сборник. - Владикавказ. - 2014. - 268 с. - ISBN 9785-9903233-6-0.
6. Спиридонов, А. А. Государственно-частное партнерство. Понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования [Электронный ресурс] / А. А. Спиридонов // Интернет-сайт Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП». - Режим доступа : http://pppcenter.ru (дата обращения: 12.12.2015).