Научная статья на тему 'Состояние и проблемы развития инновационной сферы республики Северная Осетия-Алания'

Состояние и проблемы развития инновационной сферы республики Северная Осетия-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / РЕГИОН / ПОКАЗАТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОСТЬ / ФАКТОРЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олисаева Людмила Георгиевна, Дзакоев Заурбек Леонидович

В статье проведен анализ состояния инновационной сферы Республи-ки Северная Осетия-Алания. Раскрыта в динамике система показателей, харак-теризующих социально-экономическое положение республики, выявлены проблемы, сформулированы предложения по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олисаева Людмила Георгиевна, Дзакоев Заурбек Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы развития инновационной сферы республики Северная Осетия-Алания»

32

УСТОЙЧИВОЕ развитие

УДК 332.024

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Л.Г. Олисаева*, З.Л. Дзакоев**

Аннотация. В статье проведен анализ состояния инновационной сферы Республики Северная Осетия-Алания. Раскрыта в динамике система показателей, характеризующих социально-экономическое положение республики, выявлены проблемы, сформулированы предложения по их преодолению.

Ключевые слова: инновационная сфера, регион, показатели, конкурентоспособность, факторы, экспертная оценка.

Интернационализация хозяйства, ускорение изменений факторов окружающей среды, появление все новых запросов потребителей, возрастание уровня конкуренции во многом обусловлены инновационными решениями во всех областях человеческой деятельности [1, с. 3].

Обоснованная и последовательно осуществляемая стратегия развития инноваций позволяет обеспечивать устойчивое положение хозяйствующих субъектов на рынке, увязывать в единое целое интеллектуальный и производственный потенциалы с ресурсами, мощностями и конкурентными возможностями [2, с. 18].

Развитие инновационной сферы региона представляет собой особую форму стратегического управления, базирующейся на трех жизненно важных и ключевых направлениях: на выработке и осуществлении инновационной по-

век в 2005 году до 703,3 тыс. человек (на 1,1 тыс. человек) в 2016 году.

Рост валового регионального продукта в 2016 г. составил более чем 15 раз. Наибольший рост среди отраслей экономики был получен в сфере услуг - 37,5 раза, в розничной торговле - 16,2 раза. Средняя заработная плата выросла в 19 раз. Объем инвестиций в основной капитал возрос в 17,1 раза.

Объем производства по видам экономической деятельности РСО-А представлен на рис. 1.

В наибольшей степени вырос объем производства по добыче полезных ископаемых в 2016 г. по сравнению с 2005 г. - в 3,5 раза. По обрабатывающим производствам рост составил 1,3 раза, объемы по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в 2016 г. выросли в 2,4 раза .

литики, на использовании инноваций в создаваемых организациями продуктах, на отношении персонала предприятий к инновациям.

Состояние инновационной сферы региона во многом характеризуется общехозяйственными показателями его развития. Социально-экономическое положение республики за последние годы характеризуется следующими основными показателями (табл.1).

Как видно, численность населения снизилась с 704,4 тыс. чело-

»о а

30000

25000 20000 15000 10000

5000

2005

2010

2015

2016

годы

1 добыча полезных ископаемых ] обрабатывающие производства

I производство и распределение электроэнергии, газа и воды ■ Совокупный объем производства

Тренд полиномиальный по совокупному объему производства

Рис. 1. Объем производства промышленности по крупным и средним предприятиям РСО-А [3]

0

' Олисаева Людмила Георгиевна - к. э. н., доцент, ФГБОУ ВПО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) ([email protected]).

"Дзакоев Заурбек Леонидович - к. э. н., доцент ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет» ([email protected]).

ТОМ 17

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Республики Северная Осетия-Алания [3]

2016

Показатели 2000 2005 2010 2015 2016 г. к 2000 г., %

Численность населения, тыс. чел. 704,4 706,9 712,5 703,7 703,3 0,9

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 242,2 295,8 299,3 293,7 298,3 1,2

Валовой региональный продукт, всего (млрд руб.) 8,4 31,2 75,3 127,5 127,6 (расчет) 15,2

Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.) 11,9 44,1 105,7 18,1 18,1 (расчет) 1,5

Ввод в действие жилых домов (тыс. кв. м) 134,5 119,0 198,0 174,0 177,5 1,3

Производство продукции сельского хозяйства (млн руб.) 2 728,5 7 639,3 17 801,4 26 662,7 24 781,9 9,1

Оборот розничной торговли (млн руб.) 6 492,8 17 104,8 54 371,5 101 910,6 105 349,1 16,2

Платные услуги (млн руб.) 2 809,1 6 868,9 16 358,5 101 910,5 105 349,1 37,5

Средняя заработная плата 1 чел. (тыс. руб.) 1,2 4,7 11,8 21,3 22,8 19,0

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 1,6 5,9 16,2 25,5 27,4 17,1

В целом совокупный объем производства товаров промышленного производства составил в 2016 г. 25 160 млн руб., или вырос в 1,5 раза к уровню 2005 года (16 773 млн руб.).

Общая тенденция развивалась по полиномиальной зависимости вида:

у = -1335,8 x2 + 9834,6 x + 7733,8

Н = 0,907.

Подобная закономерность означает замедляющийся характер развития промышленности, что наглядно проявилось, начиная с 2015 г. Основные причины подобного спада следующие:

- проявление в республике негативных факторов и последствий экономических санкций западных стран, которые

затронули многие отрасли экономики РФ;

- снижение деловой активности предприятий;

- сокращение объемов кредитов и инвестиций в экономику.

Продолжает устойчиво снижаться и доля вклада промышленности в объем валового регионального продукта (рис. 2).

Как видно, доля промышленности в объеме валового регионального продукта в 2005 г. составляла 53,8 %, а в 2016 г. снизилась до 19,7 %.

Инновации зачастую направлены на модернизацию основных фондов, состав которых весьма значителен и разнообразен. В целом по экономике объем основных фондов устойчиво возрастает с 46 347,0 млн руб. в 2000 г. до 232 168 млн руб. в 2015 году.

Трудовые ресурсы РСО-А за последние годы также претерпели значительные изменения. Численность работников, занятых в экономике, имеет следующую тенденцию (рис. 3):

58 53 48 43 38 33 28 23 18

2005

2010

2015

2016

годы

Рис. 2. Доля промышленности в объеме валового регионального продукта [3]

ТОМ 17

34

УСТОЙЧИВОЕ развитие

£

га

2 н

и

0

1 I

ш ч

и X

т

150 100 50

о

2000

ю а

0

-500

* -1000

к

о

ь

л \о

-1500

-2000

-743,8

2005

С 2005 года общая численность занятых в экономике в целом носит стабильный характер.

Конечные результаты деятельности предприятий находят свое отражение в финансовых показателях. Необходимо отметить, что продолжительное время сальдированный финансовый результат предприятий республики является отрицательным, что показывает превышение издержек (убытков) над доходами (рис. 4).

Наибольший убыток отмечался в 2015 году (-1621,5 млн руб.). В 2016 году величина убытка снизилась до 670,5 млн руб., значительные убытки понесли предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (-2 042,5 млн руб.).

Доля убыточных предприятий в республике в 2005 году составляла более 46 %. В 2015 году она снизилась до 37,4 %, а в 2016 году несколько выросла - до 38,2 %.

Рентабельность проданных товаров в целом по экономике РСО-А составила в 2016 году 2,5 %.

В настоящее время в РСО-А сложилась определенная институциональная система разработки и реализации инноваций, состоящая из следующих основных групп элементов: правовые основы; организационный состав; экономические условия; методы регулирования; финансово-инвестиционные возможности; обучение и повышение квалификации персонала (рис. 5).

Необходимым условием решения задач инновационного развития является наличие соответствующей законодательной базы. В Северной Осетии разработан и действует ряд республиканских нормативно-правовых актов в сфере научно-технической и инновационной деятельности [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными целями нормативно-правовых актов являются: создание правовых норм и гарантий для эффективного осуществления инновационной деятельности, использование ее результатов для социально-экономического

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

5? к

I

Ш ^

ш и га

I

5

га т

к и

А 1

=1 I

ш

2005

2010

Годы

2015

2016

Рис. 3. Численность работников, занятых в экономике РСО-А

-996,9

-670,5

-1621,5

2010

2015

2016

Годы

В9 Всего по экономике

Рис. 4. Финансовый результат деятельности предприятий

развития республики; определение основных положений республиканской инновационной политики; установление организационных форм, механизмов взаимоотношения, управления и финансирования инновационной деятельности.

Институциональные основы модернизации предприятий РСО-А включают разного рода организационные структуры, как государственные, так и негосударственные: предприятия, университеты и научные организации, фирмы инфраструктуры, выполняющие ряд специализированных функций в области разработки и осуществления технологических инноваций.

В республике создан Совет по развитию научно-технической и инновационной деятельности, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия органов власти по разработке и реализации единой республиканской политики в сфере развития научно-технического комплекса, республиканской инновационной системы, устойчивого технологического развития экономики [5].

Экономические условия институциональной системы реализации инноваций РСО-А включают в качестве рычагов воздействия на предприятия систему экономических нормативов, цен и тарифов, надбавок, стимулов, налогов, кредитов и т. д.

В РСО-А используется смешанная система

ТОМ 17

Правовые основы

Законы РФ

Законы РСО-А

Постановления правительства

Стандарты, технические условия

Нормы, регламенты предприятий

Обучение и повышение квалификации персонала

По направлениям предприятий

Президентская программа повышения квалификации

регулирования инновационной сферы. С одной стороны, государство выступает регулятором инновационной сферы, формируя соответствующие условия, способствующие повышению творческой активности участников инновационных процессов, создавая механизмы поддержки инноваций, поддерживая конкурентные отношения между предприятиями.

С другой стороны, частные предприятия сами выбирают направления своей деятельности, в том числе в инновационной области, используя методы бизнес-проектирования [6, с. 566].

К приоритетным направлениям инновационной деятельности Республики Северная Осетия-Алания относятся:

- технологическое переоснащение предприятий с целью выпуска высококонку-рентоспособ-ной продукции;

- создание новых видов высокотехнологичной продукции;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновацион-ной сфере;

- создание и развитие информационно-телекоммуникационных систем;

- разработка ресурсосберегающих технологий;

- техническое и технологическое переоснащение производства;

- совершенствование системы непрерывного образования специалистов.

Группа финансово-инвестиционных условий институциональной системы реализации инноваций предполагает помощь предприятиям при получении государственного заказа, кредитов и т. д.

Рассмотрим некоторые характеристики институциональной системы реализации технологических инноваций РСО-А. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, со-

Состав институциональной системы реализации инноваций в РСО-А

Организационный состав

Совет по развитию научно-технической и инновационной деятельности

Предприятия

Университеты

Научные организации, инфраструктура

Экономические условия

Методы регулирования

Стимулирование

Налогообложение

Тарифы, цены

Другие (аренда помещений, лизинг оборудования и т.д.)

Общереспубликанские

Со стороны предприятий

Республиканский заказ

Программно-целевые

Приоритетные проекты

Финансово-инвестиционные условия

Долевая поддержка проектов из бюджета РСО-А

Кредиты банков

Другие

Рис. 5. Состав институциональной системы реализации инноваций в РСО-А

ставило в 2016 году 22 единицы с численностью персонала 727 человек.

Внутренние затраты предприятий, направляемые на НИОКР в 2016 году, по отношению к 2005 году (67,6 млн руб.) выросли в 5,5 раза - до 371,1 млн руб. Предприятия ориентированы не на создание собственных передовых технологических инноваций, а на привлечение производственных технологий со стороны.

Инновационная активность в целом невысокая, что видно из удельного веса предприятий, осуществляющих инновации, составившего в 2016 г. всего 3,9 %, что ниже по сравнению с 2010 годом (7 %).

Низкие модернизационные возможности экономики РСО-А затрудняют производство инновационных товаров.

Технологические инновации приводят к производству инновационной продукции, подвергавшейся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны - это внедренные новые технологии, а также продукция, подвергавшаяся значительным технологическим изменениям, или прошедшая усовершенствование.

В ходе исследования было выявлено, что

ТОМ 17

Факторы, имеющие существенное значение для стратегического развития предприятий инновационной сферы

Политика Экономика

1. Уровень стабильности в обществе 2. Состояние законодательства 3. Регулирование бизнеса 4. Государственная поддержка бизнеса Социум 1. Состояние образования 2. Характер поведения потребителей 3. Уровень доходов 4. Отношение к производству 1. Экономическая ситуация в стране 2. Налоговая политика 3. Доступность кредитов 4. Инвестиционный климат Технология 1. Политика республики по модернизации производства 2. Доступность к новым технологиям в отрасли 3. Стимулирование инноваций 4. Затраты на НИОКР

низкие показатели, характеризующие состояние сферы разработки и реализации инноваций в республике, во многом обусловлены общесистемными проблемами в этой области.

В республике практически не применяется такой важнейший механизм повышения эффективности выполнения исследований и разработок по приоритетным направлениям, как госзаказ на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок предприятий и университетов с программами социально-экономического развития.

Формирование целевых программ и проектов в РСО-А осуществляется с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития, прогнозов развития потребностей и финансовых ресурсов [7, с. 5]. Однако во многих программах и проектах не обеспечена непрерывность этапов «фундаментальные исследования - прикладные работы - инновации - производство - реализация инноваций». Не поддерживается ориентация предприятий на конечный результат по выпуску конкурентоспособной продукции с учетом экономически целесообразных объемов.

Одной из проблем является нежелание сотрудников предприятий патентовать свои разработки с целью придания им официального статуса (например, ноу-хау, изобретения). Это связано с рядом причин, среди которых на первом месте находится недостаточность денежных средств для оплаты соответствующих услуг патентных фирм и других работ, связанных с продвижением инновации на рынок. Руководители предприятий также не поддерживают подобные затраты в связи с высокими рисками их окупаемости.

Отсутствие достаточных средств у генераторов идей приводит также к невозможности составления по их разработкам проектов и бизнес-планов, что затрудняет проведение экспертиз и оценок. Так, в 2017 году в республике в такой

ситуации находится около 100 идей, обладающих технической новизной, имеющих признаки востребованности у потребителей и обеспечивающие коммерческую выгоду в случае практического использования.

Даже если изобретатель патентует свою техническую разработку или получает сертификат (разрешение) на ее производство, ее вывод на этап производства, при отсутствии средств и реальных возможностей для их привлечения, маловероятен. Поэтому авторы потенциальных технологических инноваций не представляют данные в статистические органы.

Кроме того, современная статистика недостаточно полно учитывает многообразные организационные формы в области инновационной деятельности по регионам (технопарки, инно-центры, инновационно активные фирмы и т. п.). Многие из них лишь по названию относятся к инновационной сфере, фактически занимаясь примитивным процессом посредничества или перераспределения бюджетных средств. Следует уточнить понятийный аппарат и привести к единообразию в статистике данную проблему.

Отдельная ситуация сложилась в области показателей по инновациям, в том числе и технологическим. Некоторые статистические данные по инновациям можно получить в региональных статистических бюллетенях, сборниках «Регионы России» и т. д., однако они не раскрывают всей информации о ситуации в области инноваций в регионах. Система республиканской статистики в области инноваций в настоящее время не дает информацию не только непосредственно по инновациям, но и в тесной связи с другими показателями (бюджетно-налоговой статистикой; образования, торговой, нормативного регулирования, в области интеллектуальной собственности, иммиграционной, в области инфраструктуры и т. д.), что затрудняет в целом анализ инновационной сферы.

ТОМ 17

Используемая совокупность показателей в области инноваций не соответствует международным системам оценки потенциала и инновационного развития (например, Global Innovation Index BCG, Innovation Capacity Index и Global Innovation Index INSEAD и др.). Даже на межрегиональном уровне в РФ сложно провести сравнительный анализ и определить рейтинги положения дел в области инновационной деятельности.

За последние годы в РСО-А не проводилось целевое исследование состояния инновационного потенциала, так как отсутствует методика такого измерения, а также методика определения влияния инновационного потенциала на конкурентоспособность региона.

Руководители и бухгалтеры предприятий отмечают сложность учета и обоснования затрат на технологические НИОКР, а также возможность их покрытия. Так, например, при отказе от использования результатов разработок сумма расходов по ним, не отнесенная на расходы по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обычным видам деятельности, подлежит списанию на внереализационные расходы отчетного периода. Однако они отражаются только в бухгалтерском учете, а в налогообложении подобные затраты не учитываются.

Кроме того, в соответствии со ст. 262 Налогового Кодекса РФ расходы на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, необходимо включать в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов. Принципы и порядок принятия расходов для целей налогообложения те же, что и для целей бухгалтерского учета. Разница состоит только в предельных сроках списания: в налоговом учете только в течение трех лет (вне зависимости от других факторов), в то время как для целей бухгалтерского учета - не более пяти, а также в размерах: в бухгалтерском

Таблица 3

Экспертные оценки влияния факторов макросреды на результаты функционирования предприятий инновационной сферы

Наименование основных Значение Величина ве- Общая взве-

факторов средней оценки экспертами (в баллах) сового коэффициента шенная оценка

1. Политические факторы

1.1. Уровень стабильности в обществе 4,7 0,08 0,376

1.2. Состояние законодательства 4,4 0,08 0,352

1.3. Регулирование бизнеса 3,8 0,04 0,152

1.4. Государственная поддержка бизнеса 3,7 0,06 0,222

2. Экономические факто ры

2.1. Экономическая ситуация в стране 4,8 0,08 0,384

2.2. Налоговая политика 3,5 0,06 0,21

2.3. Доступность кредитов 4 0,07 0,28

2.4. Инвестиционный климат 2,8 0,05 0,14

З.Социальные факторы

3.1. Состояние образования 3,6 0,04 0,144

3.2. Характер поведения потребителей 3,3 0,07 0,231

3.3. Уровень доходов 3,2 0,03 0,096

3.4. Отношение к производству 2,9 0,06 0,174

4. Технологические факторы

4.1. Политика республики по модернизации производства 4,2 0,08 0,336

4.2. Доступность к новым технологиям в отрасли 3,2 0,06 0,192

4.3. Стимулирование инноваций 3,4 0,06 0,204

4.4. Затраты на НИОКР 2,6 0,07 0,182

Всего 58,2 1,00 -

ТОМ 17

Меры предприятий инновационной сферы

Основные факторы Направление влияния факторов Возможные меры со стороны предприятий

1. Политические факторы

1.1. Снижение стабильности в обществе Ухудшение ситуации в обществе Страхование объектов и направлений деятельности, избирательное стимулирование партнеров (ценовое, сервисное и т.д.)

1.2. Изменение законодательства Ухудшение поддержки производства Усиление юридической службы предприятия

1.3. Регулирование бизнеса Усиление степени вмешательства государства Усиление кооперации с поставщиками и потребителями

1.4. Государственная поддержка производства Ухудшение господдержки материального производства Подготовка проектов для участия в конкурсах и программах поддержки производств

2. Экономические факторы

2.1. Состояние экономической ситуации в стране Ухудшение экономической ситуации. Повышение уровня нестабильности и рисков Совершенствование на предприятии прогнозирования и антикризисного управления

2.2. Налоговая политика Ужесточение налоговой политики по отношению к производству Гибкое изменение видов деятельности Общества с учетом налоговой ситуации

2.3. Доступность кредитов Низкая степень доступности кредитов Повышение степени взаимодействия с банками

2.4. Инвестиционный климат Низкая степень привлекательности для инвесторов Повышение инвестиционной привлекательности предприятия

З.Социальные факторы

3.1. Качество образования Снижение качества образования наемного персонала Более тесное взаимодействие с профильными кафедрами вузов

3.2. Поведение потребителей Нарушение договорной дисциплины поставок и платежей Усиление взаимодействия с потребителями, включая программы их стимулирования

3.3. Изменение структуры доходов Сокращение объемов выручки и прибыли отрасли Совершенствование маркетинга.

3.4. Отношение к производству Снижение привлекательности производства для населения Совершенствование политики подбора и найма персонала

4. Технологические факторы

4.1. Государственная политика в области технологической модернизации производства Снижение технического уровня производства по причине устаревания технологий Разработка и осуществление инвестиционных проектов на модернизацию технологического уровня производства

4.2. Доступность к новым технологиям в отрасли Снижение диффузии новых технологий в отрасли Более тесное взаимодействие с профильными кафедрами вузов

4.3. Стимулирование инноваций Замедление процессов развития инноваций Разработка и осуществление инновационных проектов

4.4. Затраты на НИОКР Снижение затрат на НИОКР в стране Развитие НИОКР на предприятии

ТОМ 17

Таблица 5

Общая матрица возможностей предприятий инновационной сферы

Вероятность использования возможностей Степень влияния возможностей на предприятие

Сильное Умеренное Слабое

Высокая Получение господдержки через участие в конкурсах, государственных программах Повышение спроса на продукцию в связи с ожидаемым ростом показателей экономики Использование импортных технологий

Средняя Увеличение спроса в результате роста доходов предприятий Поддержание системы стабильных заказов Появление новых поставщиков уникальных комплектующих

Низкая Расширение возможности выбора за счет появления новых потребителей Выход на новые рынки сбыта как возможность увеличения выручки Доступ к уникальным технологиям

учете могут быть списаны все расходы, а в налоговом - только 70 %. Кроме того, налоговое законодательство не предусматривает возможности списания расходов на НИОКР пропорционально объемам выполненных работ [8].

Следует признать еще один недостаток, сложившийся в последние годы, - это отсутствие в системе планов правительства республики, мероприятий по развитию и стимулированию кооперации предприятий и университетов в области НИОКР. Результатом такой кооперации могли бы стать созданные инженерные центры, научные и технологические парки и другие перспективные организационные формы, успешно реализующие сложные инновационные идеи. Одновременно такая политика показала бы наглядный пример поддержки инноваций.

Решение этих проблем заключается в поиске путей совершенствования региональ-ной инвестиционной политики, практической реализацией которой является формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата.

Особая роль при осуществлении инновационных проектов отводится механизму государственного (республиканского) заказа, который должен быть одним из обязательных инструментов инновационной политики, который, однако, в РСО-А все еще не активизирован.

В настоящее время высока значимость системы поддержки конкурентоспособности товаров на рынках регионального, межрегионального и международного уровня. Однако подобную систему затруднительно сформировать без разработки новых технологий производства продукции, методов продвижения инновационных товаров, которые требуют весьма значительных финансовых капиталовложений.

Изложенное позволяет констатировать, что механизм реализации технологических ин-

новаций РСО-А не приобрел общесистемную стройность, динамика его управленческих преобразований подчинена случайным факторам, ограничены возможности инновационной модернизации предприятий. Необходимы меры совершенствования механизма реализации инноваций, включение их в стратегические цели социально-экономической, в том числе промышленной и инвестиционной, политики РСО-А.

Для целей анализа и оценки характера влияния факторов и условий макросреды на результаты функционирования предприятий инновационной сферы РСО-А проведено исследование с использованием метода PEST- анализа на основе опроса групп экспертов. В качестве экспертов выступили сотрудники предприятий, преподаватели вузов. Анализ проводился в несколько этапов. Сначала, на первом этапе, был составлен перечень двадцати важнейших факторов макросреды, которые оказывают влияние на деятельность предприятий инновационной сферы. Из этого перечня путем предварительного анализа отобраны по четыре фактора в каждой из групп: политические, экономические, социальные, технологические (табл. 2).

На втором этапе выполнялась нормализация значений исследуемых факторов (определение степени их влияния на деятельность предприятий инновационной сферы с учетом нормированных весовых коэффициентов).

Затем, на третьем этапе оценивалась степень влияния факторов по пятибалльной системе: наименьшее влияние фактора - 1 балл, наибольшее влияние - 5 баллов (табл. 3).

Далее, на четвертом этапе проведено обоснование возможных ответных мер в целях снижения или полного устранения влияния негативных факторов на результаты деятельности предприятий инновационной сферы (табл. 4).

ТОМ 17

Матрица угроз

Вероятность реализации угроз Последствия реализации угроз

Разрушительное Критическое Тяжелое состояние Отдельные проявления

Высокая Смена профилей деятельности основных заказчиков Рост уровня инфляции Ухудшение экономической ситуации в стране Изменение валютного курса

Средняя Спад спроса на продукцию Рост себестоимости продукции (работ, услуг) Внедрение новых технологий и стандартов качества Сокращение рынка сбыта

Низкая Увеличение уровня конкуренции Появление новых конкурентов в связи с развитием международных отношений Снижение численности квалифицированных кадров Появление новых конкурентов в регионе

Для закрепления стратегических позиций предприятий инновационной сферы на целевом сегменте рынка в их службах необходимо разработать соответствующую методику регулярного мониторинга и оценки факторов внешней среды.

На основе проведенного анализа непосредственного окружения инновационной сферы составлены детальные матрицы возможностей и угроз, учитывающих характер влияния факторов внешней среды на деятельность предприятий (табл. 5).

Таким образом, возможности развития предприятий инновационной сферы, которые следует использовать, включают наличие поддержки республики через участие в конкурсах, государственных программах.

Матрица угроз предприятий инновационной сферы представлена в табл. 6.

В целях снижения уровня влияния угроз на показатели деятельности предприятий инновационной сферы необходимо осуществить следующие меры:

- создание системы риск-менеджмента (комплексной оценки и управления рисками, в рамках которой будет осуществляется постоянный мониторинг внешней среды, разработка и внедрение в действие карт рисков;

- гибкое использование методов предупреждения наступления угроз в зависимости от параметров ситуации, включая: методы уклонения от угроз, нормирование материальных и финансовых средств (лимитирование, ограничение), страхование, хеджирование (форма страхования от потенциальных потерь вследствие рыночного риска на основе заключения уравновешивающей сделки), создание определенных резервных и страховых фондов (запасов);

- сопряжение внутренней документации с точки зрения выполнения функции подразделений и отдельных работников в системе риск-менеджмента;

- формирование гибких бизнес-процессов с учетом своевременности реагирования на факторы угроз.

Итак.

Инновационная сфера оказывает существенное влияние на показатели экономики региона.

Инновационная сфера республики переживает сложный этап своего развития, что предполагает необходимость осуществления модерни-зационных изменений, в числе которых следует придать инновационным проектам статус приоритетных, укрепить взаимосвязи образования, науки и предприятий, повысить инвестиционную привлекательность республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов А. Об экономическом механизме нового индустриального развития // Экономист. 2014. № 2. С. 3-12.

2. Алексеева М.С. Адаптационный механизм как вид организационно-экономического механизма для развития и повышения конкурентоспособности промыш-ленных предприятий / М.С. Алексеева, М.В. Тихонова // Вестник Санкт-

Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2. С. 18-22. 3. Республика Северная Осетия-Алания в цифрах, 2017: Краткий статистический сборник / Северная Осетия-стат. - Владикавказ, 2017. 221 с.

ТОМ 17

4. Дзакоев З.Л. Опыт формирования региональной инновационной системы. - Владикавказ: Изд-во ВНЦ РАН и РСО-А, 2003. 369 с.

5. Постановление Правительства РСО-А от 27 декабря 2010 г., № 382.

6. Олисаева Л.Г., Дзакоев З.Л. Роль бизнес-проектирования в развитии организаций // Экономика и предпринимательство, № 2 (ч.1), 2017. С. 566-569.

7. Баликоев В.Т., Кантемирова М.А., Дзакоев З.Л. Предпринимательство в Республике Северная Осетия-Алания: состояние, проблемы и перспективы // Государственный университет управления. Журнал «Вестник университета», № 3, 2016. С. 5-10.

8. Бухгалтерский учет и налогообложение нематериальных активов. Центр Правовой Поддержки Трансфера Технологий. URL: http://center.transtechnology

. THE STATE AND DEVELOPMENT PROBLEMS OF INNOVATION IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA

L.G. Olisaeva*, Z.L. Dzakoev**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* PhD, assistant professor, FGBOU HPE FGBOU VPO

North-Caucasian mining and smelting institute (State Technological University).

** PhD, assistant professor, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz,

Russia.

Abstract. An analysis of the innovation sphere state in the Republic of North Ossetia-Alania is carried out. The dynamics of the system of indicators is revealed, characterizing socio-economic situation of the Republic, the problems are identified, proposals for overcoming them are made. Keywords: innovation, region, indicators, competitiveness, factors, expert assessment.

REFERENCES

1. Amosov A. Ob ekonomicheskom mekhanizme novogo industrial'nogo razvitiya //Ekonomist. 2014. № 2. S. 3-12.

2. Alekseeva M.S. Adaptatsionnyy mekhanizm kak vid organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma dlya razvitiya i povysheniya konkurentosposobnosti promyshlennykh predpriyatiy / M.S. Alekseeva, M.V. Tikhonova //Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna. Ser. 3. Ekonomicheskie, gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2016. № 2. S. 18-22.

3. Respublika Severnaya Osetiya-Alaniya v tsifrakh, 2017: Kratkiy statisticheskiy sbornik/Severnaya Osetiyastat. - Vladikavkaz, 2017. 221 s.

4. Dzakoev Z.L. Opyt formirovaniya regional'noy innovatsionnoy sistemy. - Vladikavkaz: Izd-vo VNTs RAN i RSO-A, 2003. 369 s.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RSO-A ot 27 dekabrya 2010 g., № 382.

6. Olisaeva L.G., Dzakoev Z.L. Rol' biznes-proektirovaniya v razvitii organizatsiy // Ekonomika i predprinimatel'stvo, № 2 (ch.1), 2017. S. 566-569.

7. Balikoev V.T., Kantemirova M.A., Dzakoev Z.L. Predprinimatel'stvo v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy // Gosudarstvennyy universitet upravleniya. Zhurnal «Vestnik universiteta», № 3, 2016. S. 5-10.

8. Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie nematerial'nykh aktivov. Tsentr Pravovoy Podderzhki Transfera Tekhnologiy. URL: http://center.transtechnology.

ТОМ 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.