государственно-частное
партнерство в жкх
роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального
комплекса мегаполиса
Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) - сложная
_территориальная обслуживающая отраслевая система
_хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность
предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает
_в себя объекты, субъекты, а также юридических и физических
_лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и
содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры __и эксплуатацию жилищного фонда.
Иванова Ю.В.
канд. экон. наук, докторант кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета
Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса как экономическая система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты его становления и развития весьма существенное влияние. В этой связи ЖКК - открытая система, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими системами (органы власти и самоуправления, отрасли региональной экономики, население) [2, с. 20].
Отметим, что за последние 15 лет состояние отечественного ЖКК значительно ухудшилось, и для поддержания его работоспособности в настоящее время требуется все больше средств [4]. Несмотря на наличие очевидных проблем в отрасли, она привлекательна для бизнеса, благодаря следующим факторам:
- наличие высоколиквидных активов в виде платежей населения,
- постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость ЖКУ,
- уровень потребления, не зависящий ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения.
Сотрудничество государственного и частного секторов
Таким образом, возможность предоставлять совокупность дополнительных услуг и получать дополнительные доходы делают ЖКК привлекательным для частного бизнеса. В этой связи, с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта, обосновывается возможность управления ЖКК на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ним понимается сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретных проектов по строительству и/или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры или оказания ЖКУ потребителям, обязанность предоставления которых традиционно возлагается на государственный сектор [1, с. 37].
Государственно-частное партнерство в ЖКК может иметь разные формы. Однако в основе каждого успешного проекта лежит концепция того, что за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска повышается общая эффективность реализации жилищно-коммунального проекта [3]. ГЧП, как показывает опыт, позволяет изменить существующие приоритеты муниципальной власти в отношении принадлежащей ей недвижимости. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ, муниципалитет превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях государственно-частного партнерства муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в ЖКК для их эффективного освоения.
В настоящее время ГЧП получает все более широкое распространение как форма обеспечения государством и органами управления оказания населению высококачественных и экономически эффективных услуг в области социального сектора. Проекты ГЧП ставят своей задачей привлечение на контрактной основе к обслуживанию социальной сферы
за последние
15 лет состояние
отечественного
жилищно-
коммунального
комплекса
значительно
ухудшилось
государственно-частное партнерство
частного капитала, где государственные органы выступают в качестве заказчика услуг и выполняют регулятивные функции.
финн тпррч
проекта
Различны цели, но очевидны преимущества
Использование ГЧП позволяет государству удовлетворять потребности социального сектора, предоставляя за те же деньги более современный и высококачественный уровень обслуживания. При этом залогом успеха любого проекта ГЧП является создание партнерских отношений между заказчиком и исполнителем. По сути, проекты ГЧП представляют собой не просто новый способ проектного инансирования, а дают возможность макси-но использовать в социальном секторе авленческий опыт, а также коммерческий и еский потенциал, имеющийся у частного сектора.
Государство обращается к частному сектору, жде всего, за знаниями, опытом, новатор-кими решениями и управленческими навыками. Бизнес при этом заинтересован в новых ловых возможностях, стабильных источниках финансирования и приемлемом коэффициенте возврата вложенных средств. Чтобы обеспечить эффективную работу такого партнерства, каждая из сторон должна четко осознавать цели другой стороны и быть готовой к построению цивилизованных и долгосрочных партнерских отношений.
При реализации проектов ГЧП в ЖКК автором выявлены стимулы для привлечения частного и государственного секторов. К преимуществам привлечения частного сектора следует отнести следующие:
- идеологические;
- экономические;
- бюджетные;
- приоритетность проекта для государственного сектора;
- затраты на проект в установленной доле;
- гарантия минимальной доходности со стороны государства;
- разделение рисков с государством.
К стимулам привлечения государственного сектора автор относит:
- недостаток капитала/возможностей привлечения долговых ресурсов;
- ограниченная налоговая база;
- конкурентный международный рынок финансирования;
- дефицит средств в реальном выражении (отсутствие возможностей поддерживать существующую инфраструктуру в то время, как потребность в инфраструктурных услугах растет);
- положительный бюджетный и социально-экономический эффект;
- привлечение финансирования со стороны частного сектора, что даст возможность высвобождающиеся государственные средства направить на другие цели;
- привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора;
- отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию;
- передача части рисков частному инвестору.
Риски, связанные с ГЧП, и критерии оценки проектов
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы ГЧП в ЖКК не вызывают сомнений. Однако в настоящее время частный сектор сталкивается с большим количеством рисков при реализации жилищно-коммунальных проектов, которые, безусловно, снижают их привлекательность. К ним следует отнести:
- политические риски, связанные с принятием органами власти административных решений. В условиях отсутствия должной культуры договорных отношений могут нарушаться ранее достигнутые договоренности в ГЧП;
- законодательные риски. В России деятельность, связанная с предоставлением ЖКУ, не имеет законодательно закрепленного статуса -сферы публичного интереса, особой социальной ответственности государства. Отсутствует также институт публично-правового договора и связанного с ним понятия публичного инте-
государство
обращается
к частному
сектору,
прежде всего,
за знаниями,
опытом,
новаторскими
решениями
и управленческими
навыками
государственно-частное партнерство
—141
Литература
1. Государственно-частные партнерства
- новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов: матер. семинара. - М., 2003. -144 с.
2. Иванова, Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 168 с.
3. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы: аналитическая записка [Электронный ресурс].
- Электрон. дан. - Режим доступа: http://os.bishelp. ru/index.php?page=656.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.
- Режим доступа: www. gks.ru.
реса, публично-правового имущества муниципального образования, и, следовательно, публичной правоспособности государства в отношениях по имущественному обороту;
- инфраструктурные риски, связанные с состоянием инженерной инфраструктуры. Физическое и техническое состояние коммунальной инфраструктуры может оказаться значительно хуже первоначальных ожиданий, следовательно, инвестиционные потребности будут выше;
- финансовые риски, обусловленные несовершенством ценообразования и бюджетным недофинансированием, что создает ситуацию экономической неопределенности. Поэтому механизм ценообразования сегодня сохраняет затратный принцип формирования тарифов и ограниченный уровень рентабельности организаций ЖКХ, из-за чего структура тарифа не соответствует реальным потребностям организации.
Выявив и классифицировав риски, целесообразно представить критерии, которым должны соответствовать жилищно-коммунальные проекты ГЧП, пригодные для реализации:
- соответствие проекта требованиям ГЧП;
- высокая общественная значимость проекта;
- проработанность и реалистичность выполнения проекта;
- прозрачность процедуры выбора партнеров (частной компании), инвесторов;
- пропорциональность разделения рисков и выгод частного и общественного сектора;
- долгосрочность проекта, и возможность возобновления его в будущем;
- связь проекта со стратегическим планом развития территории.
Что касается экономического эффекта, то в условиях ГЧП в ЖКК его уровень должен быть достаточным для того, чтобы инвестор не предпочел участию в проекте на основе ГЧП альтернативные варианты размещения собственных финансовых активов.