Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса'

Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ю. В.

Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) сложная территориальная обслуживающая отраслевая система хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает в себя объекты, субъекты, а также юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование, строительство,ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса»

государственно-частное

партнерство в жкх

роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального

комплекса мегаполиса

Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) - сложная

_территориальная обслуживающая отраслевая система

_хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность

предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает

_в себя объекты, субъекты, а также юридических и физических

_лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и

содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры __и эксплуатацию жилищного фонда.

Иванова Ю.В.

канд. экон. наук, докторант кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса как экономическая система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты его становления и развития весьма существенное влияние. В этой связи ЖКК - открытая система, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими системами (органы власти и самоуправления, отрасли региональной экономики, население) [2, с. 20].

Отметим, что за последние 15 лет состояние отечественного ЖКК значительно ухудшилось, и для поддержания его работоспособности в настоящее время требуется все больше средств [4]. Несмотря на наличие очевидных проблем в отрасли, она привлекательна для бизнеса, благодаря следующим факторам:

- наличие высоколиквидных активов в виде платежей населения,

- постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость ЖКУ,

- уровень потребления, не зависящий ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения.

Сотрудничество государственного и частного секторов

Таким образом, возможность предоставлять совокупность дополнительных услуг и получать дополнительные доходы делают ЖКК привлекательным для частного бизнеса. В этой связи, с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта, обосновывается возможность управления ЖКК на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ним понимается сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретных проектов по строительству и/или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры или оказания ЖКУ потребителям, обязанность предоставления которых традиционно возлагается на государственный сектор [1, с. 37].

Государственно-частное партнерство в ЖКК может иметь разные формы. Однако в основе каждого успешного проекта лежит концепция того, что за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска повышается общая эффективность реализации жилищно-коммунального проекта [3]. ГЧП, как показывает опыт, позволяет изменить существующие приоритеты муниципальной власти в отношении принадлежащей ей недвижимости. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ, муниципалитет превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях государственно-частного партнерства муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в ЖКК для их эффективного освоения.

В настоящее время ГЧП получает все более широкое распространение как форма обеспечения государством и органами управления оказания населению высококачественных и экономически эффективных услуг в области социального сектора. Проекты ГЧП ставят своей задачей привлечение на контрактной основе к обслуживанию социальной сферы

за последние

15 лет состояние

отечественного

жилищно-

коммунального

комплекса

значительно

ухудшилось

государственно-частное партнерство

частного капитала, где государственные органы выступают в качестве заказчика услуг и выполняют регулятивные функции.

финн тпррч

проекта

Различны цели, но очевидны преимущества

Использование ГЧП позволяет государству удовлетворять потребности социального сектора, предоставляя за те же деньги более современный и высококачественный уровень обслуживания. При этом залогом успеха любого проекта ГЧП является создание партнерских отношений между заказчиком и исполнителем. По сути, проекты ГЧП представляют собой не просто новый способ проектного инансирования, а дают возможность макси-но использовать в социальном секторе авленческий опыт, а также коммерческий и еский потенциал, имеющийся у частного сектора.

Государство обращается к частному сектору, жде всего, за знаниями, опытом, новатор-кими решениями и управленческими навыками. Бизнес при этом заинтересован в новых ловых возможностях, стабильных источниках финансирования и приемлемом коэффициенте возврата вложенных средств. Чтобы обеспечить эффективную работу такого партнерства, каждая из сторон должна четко осознавать цели другой стороны и быть готовой к построению цивилизованных и долгосрочных партнерских отношений.

При реализации проектов ГЧП в ЖКК автором выявлены стимулы для привлечения частного и государственного секторов. К преимуществам привлечения частного сектора следует отнести следующие:

- идеологические;

- экономические;

- бюджетные;

- приоритетность проекта для государственного сектора;

- затраты на проект в установленной доле;

- гарантия минимальной доходности со стороны государства;

- разделение рисков с государством.

К стимулам привлечения государственного сектора автор относит:

- недостаток капитала/возможностей привлечения долговых ресурсов;

- ограниченная налоговая база;

- конкурентный международный рынок финансирования;

- дефицит средств в реальном выражении (отсутствие возможностей поддерживать существующую инфраструктуру в то время, как потребность в инфраструктурных услугах растет);

- положительный бюджетный и социально-экономический эффект;

- привлечение финансирования со стороны частного сектора, что даст возможность высвобождающиеся государственные средства направить на другие цели;

- привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора;

- отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию;

- передача части рисков частному инвестору.

Риски, связанные с ГЧП, и критерии оценки проектов

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы ГЧП в ЖКК не вызывают сомнений. Однако в настоящее время частный сектор сталкивается с большим количеством рисков при реализации жилищно-коммунальных проектов, которые, безусловно, снижают их привлекательность. К ним следует отнести:

- политические риски, связанные с принятием органами власти административных решений. В условиях отсутствия должной культуры договорных отношений могут нарушаться ранее достигнутые договоренности в ГЧП;

- законодательные риски. В России деятельность, связанная с предоставлением ЖКУ, не имеет законодательно закрепленного статуса -сферы публичного интереса, особой социальной ответственности государства. Отсутствует также институт публично-правового договора и связанного с ним понятия публичного инте-

государство

обращается

к частному

сектору,

прежде всего,

за знаниями,

опытом,

новаторскими

решениями

и управленческими

навыками

государственно-частное партнерство

—141

Литература

1. Государственно-частные партнерства

- новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов: матер. семинара. - М., 2003. -144 с.

2. Иванова, Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 168 с.

3. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы: аналитическая записка [Электронный ресурс].

- Электрон. дан. - Режим доступа: http://os.bishelp. ru/index.php?page=656.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.

- Режим доступа: www. gks.ru.

реса, публично-правового имущества муниципального образования, и, следовательно, публичной правоспособности государства в отношениях по имущественному обороту;

- инфраструктурные риски, связанные с состоянием инженерной инфраструктуры. Физическое и техническое состояние коммунальной инфраструктуры может оказаться значительно хуже первоначальных ожиданий, следовательно, инвестиционные потребности будут выше;

- финансовые риски, обусловленные несовершенством ценообразования и бюджетным недофинансированием, что создает ситуацию экономической неопределенности. Поэтому механизм ценообразования сегодня сохраняет затратный принцип формирования тарифов и ограниченный уровень рентабельности организаций ЖКХ, из-за чего структура тарифа не соответствует реальным потребностям организации.

Выявив и классифицировав риски, целесообразно представить критерии, которым должны соответствовать жилищно-коммунальные проекты ГЧП, пригодные для реализации:

- соответствие проекта требованиям ГЧП;

- высокая общественная значимость проекта;

- проработанность и реалистичность выполнения проекта;

- прозрачность процедуры выбора партнеров (частной компании), инвесторов;

- пропорциональность разделения рисков и выгод частного и общественного сектора;

- долгосрочность проекта, и возможность возобновления его в будущем;

- связь проекта со стратегическим планом развития территории.

Что касается экономического эффекта, то в условиях ГЧП в ЖКК его уровень должен быть достаточным для того, чтобы инвестор не предпочел участию в проекте на основе ГЧП альтернативные варианты размещения собственных финансовых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.