Научная статья на тему 'Экономическая психология: проблемы развития'

Экономическая психология: проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карлик, А. Е., Задорожнюк И. Е., Спасенников В. В., Локшина Э. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая психология: проблемы развития»

3. Там же. Т. 2.

4. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию: Материалы IV Всероссийской конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова. СПб.: Астерион, 2010.

5. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: в 2 т. / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Дятлова, д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского, д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова. СПб.: Астерион, 2007.

6. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов реализации / под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского, д-ра экон. наук, доц. А.В. Харламова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

С.А. Дятлов, доктор экономических наук, профессор, Д.Ю. Миропольский, доктор экономических наук, профессор, В.А. Плотников, доктор экономических наук, профессор, А.И. Попов, доктор экономических наук, профессор

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Экономическая психология в XXI в. развивается очень интенсивно и по многим векторам; центры исследования возникают в самых разных регионах и вузах любого профиля. Это доказательство востребованности данной отрасли психологических знаний в плане и научных разработок, и подготовки учебных курсов. Настало время более широкой ее институционализации, о чем и говорилось на Х научно-практической конференции по экономической психологии, которая прошла в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ) 24-26 ноября 2010 г. [2]

Выступая на ее открытии, ректор университета д-р экон. наук, проф. И.А. Максимцев подчеркнул, что юбилейная встреча экономических психологов России совпала по времени с 80-летием СПбГУЭФ — одного из ведущих образовательных учреждений России. Вуз отпочковался от Ленинградского политехнического университета в июне 1930 г. и получил название Ленинградского финансово-экономического института, став университетом в 1991 г. [1]. При этом он сохранил импульс продуктивной междисциплинарности, заданный еще при его создании в 1899 г. (как Политехнического института императора Петра Великого) при участии государственного деятеля С.Ю. Витте и химика Д.И. Менделеева, а немногим позже — экономистов П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановского, стоявших у истоков отечественной экономической психологии.

Это напоминание нелишне: конференция также проходила в русле междисциплинарности, причем не декларативной, а реальной. В ней принимали участие представители психологических факультетов, а также экономических и технических вузов, и все они сходились в общем мнении: экономическая психология может и должна стать учебным предметом и научной отраслью в вузах и академических учреждениях, по ней следует создавать учебные стандарты и присуждать ученые степени.

В докладе д-ра филос. наук, проф. И.Е. Задорожнюка (Современная гуманитарная академия, г. Москва) утверждался тезис о том, что активную роль в разработке проблематики экономической психологии играют сегодня как раз экономисты. Тезис иллюстрировался материалами анализа речей лауреатов Нобелевской премии по экономике, в числе которых — психологи Г. Саймон и Д. Канеман. Вызывает интерес тот факт, что некоторые положения других лауреатов наполнены глубоким психологическим содержанием. Эта исследовательская интенция не была чужда и экономистам, связанным с СПбГУЭФ. Так, П.Б. Струве ввел концепт «возмездность», который многое объясняет в психологической подоплеке экономически неэквивалентного обмена. Н.А. Вознесенский, имя которого носил Ленинградский финансово-экономический институт, — экономист-практик, председатель Госплана и одновременно академик АН СССР — в своих трудах напрямую подчеркивал важную роль психологических факторов в развитии экономики и, в частности, в послевоенном восстановлении народного хозяйства.

Многие лауреаты видят решение парадокса рациональности (конкретный экономический актор чаще всего не руководствуется принципом максимизации выгоды) в обращении к субъектному подходу, в рамах которого становятся понятными некоторые «аномалии» экономического поведения. Так, лауреаты премии 2010 г. П. Даймонд, Д. Мортенсен и К. Писсаридес, анализируя моменты отсутствия эластичности в проблеме вакансий на рынке труда и безработных, подчеркивают, что в объяснении ее причин важную роль призвана сыграть топологическая психология К. Левина.

Д-р психол. наук, проф. В.В. Спасенников (Брянский государственный технический университет) поставил проблему усиления экономико-психологической составляющей инновационного менеджмента. Некоторые параметры национальной инновационной способности, потенциал которой неоднократно демонстрировался в ис-

тории России (достаточно вспомнить строительство Транссибирской магистрали в Х1Х в. и освоение Космоса в ХХ в.), сегодня нуждаются в мощном психологическом подкреплении. Оно достигается на путях становления новых образцов организационной культуры, включающих работающие нормы права, действенные формы экономического поведения и настроенность на инновационный менеджмент. Докладчик отметил релевантность указанных образцов на примерах успешной деятельности изобретателей в области современного машиностроения, подчеркнув при этом, что материальные стимулы их активности должны дополняться стимулами другого рода — потребностью в признании, высокой оценкой творческой самоотдачи. Психологи, экономисты, инженеры, представители всех без исключения специальностей должны задумываться над исследовательской проблематикой не только потребительского поведения, но и созидательной деятельности.

Д-р экон. наук, проф. О.Г. Сухарев (Институт экономики РАН, г. Москва) обсудил значимость экономико-психологических факторов для макроэкономического анализа на примере феномена ограниченной рациональности, описанного психологом Г. Саймоном, с одной стороны, и положений об эффективности как некой комбинации формальных правил и неформальных ограничений, выдвинутых современным теоретиком институциональной экономики Д. Нортом, — с другой. Уточняя ряд выдвинутых этими теоретиками моментов, докладчик отметил, что феномен инновационного предпринимательства в рамках указанного анализа, равно как соответствующая социальная практика, предполагают сочетаемость, как минимум, трех условий: наличия у агента знаний и умений по комбинированию факторов производства, включая нематериальное; развитости институциональной инфраструктуры, поощряющей психологию инновационности; психологической потребности пойти на риск введения новации. При таких условиях и должна выстраиваться регуляция государственных институциональных структур с целью обеспечения экономического развития.

Д-р психол. наук, проф. А.Д. Карнышев (Байкальский госуниверситет экономики и права) в своем докладе проанализировал особенности отношения субъектов хозяйственной деятельности к экологической экономике и подчеркнул необходимость коррекции этих отношений путем внедрения технологий экономической психологии менеджмента. Он отметил, что именно экологическая экономика имеет долговременную тенденцию приносить прибыль, краткосрочные же проекты, разрушающие природу, чаще всего убыточны даже в среднесрочной перспективе. Докладчик подчеркнул важность диалога между экономическими психологами и этнопсихологами по проблемам природосбережения, особо отметив значимость опыта малочисленных коренных народов в этом жизненно важном деле (на примере народности тофаларов в Прибайкалье).

Бессменный организатор всех десяти конференций канд. экон. наук, доц. Э.Х. Локшина (СПбГУЭФ) кратко охарактеризовала направления ведущихся в СПбГУЭФ исследований проблем предпринимательства с учетом экономико-психологической составляющей. Их перечень включает диагностику хозяйственной деятельности, изучение закономерностей экономического поведения хозяйствующих субъектов, выявление специфики социально-психологической адаптации экономических акторов к условиям рынка в условиях модернизации. Особое значение имеет выработка подходов к анализу феномена коррупции и способов ее преодоления — внимание именно к этой проблеме соединило усилия социологов, юристов, экономистов, и именно здесь выявляется потенциал того, что Э.Х. Локшина назвала прикладной экономической психологией, признанной всеми указанными специалистами.

Д-р психол. наук, проф. И.Н. Семенов (Высшая школа экономики, г. Москва) обосновал специфику экономико-психологического подхода к изучению человеческого капитала и предложил периодизацию его исследований. Она включает: латентный этап — от античности до середины ХХ в.; номинативный этап, когда в 19501960-е гг. это понятие ввел Т. Шульц; теоретический этап — рубеж 1960-1970-х гг., когда разрабатывались методы его измерения; междисциплинарный этап, и, наконец, сформировавшийся на рубеже веков комплексный этап. Последний характеризуется востребованностью услуг в форме знаний и конструктивных инноваций, по определению требующих экономико-психологического обеспечения.

Д-р психол. наук, проф. О.С. Дейнека (Санкт-Петербургский государственный университет) изложила результаты конкретного экономико-психологического исследования моногородов, поставив целью выявить болевые точки их развития и найти психологические предпосылки повышения их инвестиционного потенциала. В качестве одного из наиболее весомых факторов было выделено отношение к инвестиционным рискам; среди его признаков отмечены неверие в способность чиновников распоряжаться ресурсами при наличии убежденности у представителей невластных групп в том, что точки роста в этих городах есть. В качестве рекомендации была обоснована необходимость привлечения всех заинтересованных лиц к участию и разработке комплексных инвестиционных планов.

Декан факультета психологии, канд. психол. наук, доц. В. А. Штроо (Высшая школа экономики, г. Москва) описал феномен сопротивления инновациям в организации и дал практические рекомендации по диагностике форм данного сопротивления. Докладчик констатировал, что в проведенном исследовании выявлены четыре типа поведенческих реакций. Основной тип реакций сопротивления инновациям связан с мотивацией избегания неудач перед руководством. Инициатива мотивации достижения успехов фактически отсутствует из-за недоста-

точного материального стимулирования рисков. Предстоит разработать методики и нормативную базу включения нематериальных активов в акционерную собственность бизнес-структур.

На конференции поднимались самые разные проблемы теоретического и научно-практического плана. Так, канд. психол. наук Д.Р. Айрапетян (Ереванский госуниверситет) охарактеризовал на материалах эмпирического исследования эвристические ошибки принятия решений, исходя из данной Д. Канеманом классификации. Д-р психол. наук Г.Л. Бардиер (Невский институт языка и культуры) описала модульный принцип преподавания экономической психологии в высшей школе. Канд. техн. наук, доц. В.В. Евенко (Брянский государственный технический университет) затронул вопросы об институциональных и экономико-психологических параметрах оценки стоимости патентов, а также об оценке и управлении интеллектуальным капиталом. Канд. экон. наук Л.Г. Демидова (СПбГУЭФ) охарактеризовала экономико-психологические аспекты процесса реформирования жилищно-коммунальной сферы региона. А.Ю. Ломако (Белорусский государственный экономический университет) проанализировала соотношение экономико-психологических предпосылок и социально-правовых аспектов инновационной экономки.

В целом конференция продемонстрировала не только наличие высококачественных разработок в области экономической психологии, но и необходимость межпредметного диалога в ее рамках и настоятельную потребность в ее институционализации путем введения соответствующей специализации, образовательных стандартов и научно-исследовательских процедур, а также внедрения результатов исследований экономических психологов в широкую социальную практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Старков Б.А. Становление высшего экономического образования в России: уроки ЛФЭИ-СПбГУЭФ // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4 (64). С. 7-22.

2. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития / под ред. А.Е. Карлика, Э.Х. Локшиной. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. Ч. 1. 120 с.; Ч. 2. 294 с.

А.Е. Карлик, доктор экономических наук, профессор, И.Е. Задорожнюк, доктор философских наук, профессор, В.В. Спасенников, доктор психологических наук, профессор, Э.Х. Локшина, кандидат экономических наук, доцент

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ

В работе Международной научно-практической конференции «Языковая личность в контексте времени», состоявшейся 26 ноября 2010 г. в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, приняли участие более 50 ученых-лингвистов из более чем 20 вузов России и стран дальнего зарубежья, а также молодые специалисты, аспиранты и студенты гуманитарного факультета СПбГУЭФ, являвшегося организатором конференции. С докладами на конференции выступили представители таких высших учебных заведений, как: Среднешведский университет (MidSweden University), Стокгольмский университет, СПбГУЭФ, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия постдипломного образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Белгородский государственный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Государственный университет — Высшая школа экономики (Н. Новгород), Воронежский государственный университет, Иркутский государственный лингвистический университет, Северодвинский филиал Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, и других вузов России.

Конференция была посвящена двум знаменательным датам: 80-летнему юбилею СПбГУЭФ и юбилею замечательного российского лингвиста — доктора филологических наук, профессора Новеллы Александровны Кобриной, внесшей немалую лепту в становление и развитие гуманитарного факультета СПбГУЭФ. Как отметил в своем приветственном слове, открывая конференцию, проректор по научной работе СПбГУЭФ, д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ А.Е. Карлик, многолетнее плодотворное сотрудничество профессора Н.А. Кобриной с гуманитарным факультетом СПбГУЭФ во многом предопределило формирование нового интересного научно-исследовательского коллектива в этом молодом динамично развивающемся структурном подразделении крупнейшего многопрофильного экономического вуза страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.