Администрирование таможенных доходов: элементы процесса, современные инструменты стимулирования ВЭД
Ирина Валерьевна ШАРОЩЕНКО,
кандидат экономических наук, Российская таможенная академия, Владивостокский филиал (690034, Россия, г. Владивосток ул. Стрелковая 16 в) - доцент кафедры экономики таможенного дела и управления, тел.: (423) 2630155, E-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена значительной ролью таможенных органов в обеспечении исполнения федерального задания по формированию государственного бюджета России и создании условий для стимулирования внешнеторговой деятельности за счет ускорения и упрощения таможенных операций и процедур. Статья посвящена анализу особенностей процесса администрирования таможенных доходов. Автором статьи выделены элементы системы администрирования таможенных доходов: субъекты разных уровней и инструменты реализации возложенных на них функций. В статье описываются конкретные информационно-технические ресурсы, используемые в процессе администрирования таможенных доходов, которые серьезно сокращают временные и финансовые затраты участников ВЭД.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные доходы, таможенное администрирование, бюджетный процесс, государственный бюджет, фискальная функция, система электронного документооборота, автоматизированные информационные системы и информационно-технические ресурсы.
Customs revenue administration: process elements, modern tools of foreign trade activities stimulation
Irina Valer'evna SHAROSHCHENKO,
Candidate of Economic Sciences, Russian Customs Academy, Vladivostok Branch
(16 в Strelkovaya st., Russia, Vladivostok 690034) - Associate Professor of the Department of
Economics of Customs Affairs and management, E-mail: [email protected]
Abstract
The Customs authorities play a significant role in the formation of the State budget of Russia and creation of conditions to stimulate foreign trade activities by accelerating and simplifying customs operations and procedures. The article is devoted to the analysis of customs revenue administration features. The author highlights the elements of the customs revenue administration
УДК 339.543 ББК 65.428 Ш-264
^ 90
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2019
system: agencies at different levels and the instruments ensuring meeting their responsibilities. This article describes specific information technology resources used in the process of administering customs revenues, which considerably reduce the time and costs of foreign trade participants.
Keywords: customs duties, customs revenues, customs administration, the budget process, State budget, fiscal function, electronic document management system, automated information systems and information technology resources.
На современном этапе Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) выполняет ряд сложных, технологичных функций: осуществление таможенного контроля; формирование федерального бюджета; содействие развитию внешнеторговой деятельности путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в национальную экономику посредством реализации сервисно-ориентированного таможенного администрирования.
В этой связи таможенное администрирование представляет собой комплекс действий по всем направлениям таможенной деятельности в связи с исполнением задач в сфере таможенного дела1.
Одной из основных функций, решаемых в рамках таможенного администрирования является совершенствование реализации фискальной функции посредством эффективного администрирования таможенных доходов2.
Данное направление деятельности ФТС России представляется достаточно актуальным, так как служит, во-первых, стабильным источником пополнения доходов федерального бюджета, во-вторых, инструментом активизации внешнеторговой деятельности и развития национальной экономики; в-третьих, показателем облегчения мировой торговли и индикатором интеграции национальной экономики в глобальную экономическую систему.
Структура распределения доходов федерального бюджета от ведомств за последние пять лет подтверждает значительную роль ФТС России: доля доходов, федерального бюджета, администрируемых таможенными органами составляла 50-30% (см. рисунок 1). За 2018 год сумма доходов федерального бюджета, ад-министрируемых таможенными органами, составила 6063,18 млрд рублей, что на 32,5% превышает показатели 2017 года3.
7 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
91 Q
Рисунок 1
Структура доходов бюджета РФ по ведомствам с 2013 по 2017 гг. (в %)
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом, либо иным лицом в соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС. Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; таможенные сборы4.
Администрирование таможенных доходов - это сложный и многоэтапный процесс взаимоотношений ФТС России, как главного распорядителя и администратора бюджетных средств, как с органами, непосредственно участвующими в бюджетном процессе, так и с участниками ВЭД, имеющий своей целью обеспечение устойчивого поступления таможенных доходов в федеральный бюджет.
По мнению Т.Н. Трошкина, администрирование таможенных доходов - это процесс «обеспечения деятельности гибкого механизма на основе совокупности норм и правил, способных оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения для стабильного поступления доходов в бюджетную систему государства»5.
В основном в научной литературе к основным методам и инструментам администрирования таможенных доходов относят организационные; экономические; контрольные, а к инструментам - ставки таможенных пошлин, налогов и сборов6,7.
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2019
Изучив особенности процесса администрирования таможенных доходов, технические средства и информационные ресурсы, применяемые таможенными органами, автором выделены элементы системы реализации фискальной функции таможенных органов России (см. рисунок 2).
Данная система характеризуется взаимодействием субъектов разных уровней в ходе реализации фискальных задач. Каждый уровень субъектов располагает определенными инструментами реализации возложенных на них функций.
Рисунок 2
Элементы процесса администрирования таможенных доходов в РФ
(составлено автором)
7 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
93 ^
Первый уровень субъектов процесса администрирования таможенных доходов представлен законодательными и исполнительными органами государственного управления. Инструментами реализации функций субъектов данного уровня является нормативно-правовая база в сфере таможенного дела, а также регулирования бюджетного процесса.
На начальной стадии бюджетного процесса ФТС России, как главный администратор, формирует перечень подведомственных администраторов и представляет в Министерство финансов России и (или) Федеральное казначейство России прогноз поступления доходов и сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта федерального бюджета8.
Далее, федеральными органами исполнительной власти (Минфином, Минэкономразвития и др.) разрабатывается проект федерального бюджет, который утверждается Госдумой в трёх чтениях. После принятия и подписания федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств (в том числе ФТС России), а кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством. Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря текущего года.
На стадии «Исполнение бюджета» ФТС России представляет в Министерство финансов России и (или) Федеральное казначейство России аналитические материалы по исполнению федерального бюджета в части доходов и сведения, необходимые для ведения кассового плана9.
В завершение процесса, ФТС России на основе собственной и представленной подчиненными таможенными органами бюджетной отчетности представляет отчетные документы в Министерство финансов России, Федеральное казначейство России и Счетную палату.
Анализ выполнения задания по администрируемым доходам с 2012 по 2018 гг. показал, что плановое задание исполняется на протяжении всего исследуемого периода (см. рисунок 3). Такая динамика говорит о грамотном обосновании плановых показателей и успешном исполнении планового задания.
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2019
Рисунок 3
Процент выполнение задания по администрируемым доходам ФТС в динамике
за 2012-2018 гг.10
Второй уровень субъектов процесса администрирования таможенных доходов представлен непосредственно таможенными органами (ФТС России, региональные таможенные управления (далее - РТУ), ТНП, таможен и таможенных постов), осуществляющих взыскание таможенных и иных платежей (см. таблицу 1)11.
Таблица 1
Структурные подразделения таможенных органов, ответственные за обеспечение фискальной функции
Структурные подразделения таможенных органов На уровне ФТС Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (далее -ГУФТД и ТР)
На уровне РТУ Служба федеральных таможенных доходов (далее - СФТД)
На уровне таможен Отдел таможенных платежей (далее - ОТП)
ГУФТД и ТР осуществляет организацию контроля за поступлением денежных средств участников ВЭД в федеральный бюджет и их возвратами, уточнением вида и принадлежности платежей, а также ведет оперативный учет:
□ администрируемых поступлений от участников ВЭД, в том числе от плательщиков федерального уровня, отраженных на лицевом счете администратора
7 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
95 ^
доходов бюджета и сумм возвратов участникам ВЭД, в том числе плательщикам федерального уровня;
□ начисленных и зачтенных таможенных и иных платежей, в том числе по каждому соглашению.
Таможенное администрирование на данном уровне предполагает использование информационно-программных средств (далее - ИПС) планирования и контроля уплаты таможенных платежей. Примером ИПС является автоматизированная подсистема учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей -автоматизированное программное средство (далее - АПС) «Задолженность».
В целях обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей таможенные органы обеспечивают контроль таможенной стоимости до и после выпуска товаров, проводят работу по выявлению нарушений при уплате таможенных платежей.
Третий уровень субъектов процесса администрирования таможенных доходов представлен непосредственно участниками ВЭД, взаимодействующими с таможенными органами по вопросам взимания, контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты таможенных платежей.
Современным инструментом администрирования таможенных доходов является информационный портал «Личный кабинет участника ВЭД». Данный ресурс -это многофункциональная система электронного документооборота таможенного органа и участника ВЭД, которая обеспечивает повышение степени автоматизации процессов. По итогам 2017 г. доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций составляла 22% от общего количества деклараций, а в 2018 г. доля выросла до 35%, а их регистрация стала занимать 3-5 минут12.
Самые популярные сервисы и функции, которыми пользуются участники ВЭД, работая в «Личном кабинете участника ВЭД», это: электронное декларирование, предварительное информирование, запрос статуса задекларированного товара, валютный контроль, предоставление разрешительных документов, лицевой счет13.
Использование личного кабинета значительно упрощает участникам ВЭД процесс взаимоотношения с таможенными органами. Но по результатам изучения электронного портала: tks.ru - «Российский таможенный портал» и доступных физическому лицу сервисов Личного кабинета выявлены отдельные недостатки:
□ технические сбои в работе серверов;
□ неудобство заполнения граф - отсутствует возможность автоматического заполнения, выбора, к примеру, региона проживания, города или таможенного представителя;
□ для компаний, имеющих филиалы, дочерние компании, отсутствует возможность использовать один логин для пользования ресурсом. Соответственно каждый такой филиал должен иметь не только Личный кабинет, но и отдельную электронно-цифровую подпись (далее - ЭЦП), что влечет за собой дополнитель-
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2019
ные финансовые затраты, так как ЭЦП каждый год подлежит обязательному обновлению.
Другим современным инструментом администрирования таможенных доходов является внедрение единых лицевых счетов (далее - ЕЛС). Такое нововведение серьезно сокращает временные и финансовые расходы участников ВЭД.
Апробация ЕЛС начата с августа 2018 г. «в целях обеспечения возможности уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на лицевые счета, открытые на уровне ФТС России, и их использования при таможенном декларировании товаров вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары»14.
Таким образом, если компания уже оформляла свои грузы через таможенные посты разных регионов, то все остатки денежных средств со счетов компании в различных таможенных органах будут перечислены на единый лицевой счет и смогут быть использованы при последующем таможенном декларировании в любом таможенном органе России. Подобная оптимизация системы таможенных платежей дает возможность более оперативно и эффективно управлять денежными средствами участника ВЭД.
Администрирование таможенных доходов совершенствуется благодаря развитию автоматизированных информационно-технических ресурсов и внедрению новых форм взаимодействия и контроля всех участников данного процесса. Такой подход создает продуктивные взаимоотношения таможенных органов с участниками ВЭД в вопросах правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты таможенных платежей, что снижает риски администрирования и сокращает затраты участников ВЭД.
Приведенные в статье примеры современных инструментов администрирования показывают, что сервисно-ориентированный подход к администрированию таможенных доходов направлен на создание благоприятных условий и содействует развитию внешнеторговой деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Баландина Г. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. Т.13 № 3. С.110
2 Лазарев Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» // Вестник Российской таможенной академии 2018. № 2. С. 114
3 Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http:// www.customs.m/index.php?option=com_content&view=artide&id=27105:2019-01-10-11-37-16&catid=185:2011-05-15-14-11-59&Itemid=1830&Itemid=2099
4 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // СПС «Гарант»
7 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
97 Q
5 Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: Вопросы правового регулирования. Журнал Высшей школы экономики. 2017. М. [Электронный ресурс]: //https://elibrary.ru/. с. 29
Лазарев Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» // Вестник Российской таможенной академии 2018. № 2. С. 114
7 Баландина Г.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. Т.13 № 3. С.110-111
Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» от 11.10.2018 N 354-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» от 11.10.2018 N 354-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс»
10 Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.07.2019)
11 Приказ ФТС России от 03.08.2009 №1394 (ред. от 16.04.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
12 Сергеев И.В. Совершенствование управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации в условиях становления информационного общества и развития цифровой экономики // Вестник Российской таможенной академии 2019. № 1. С. 36
13 Личный кабинет участника ВЭД // Федеральная таможенная служба. URL: https:// edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb (дата обращения: 10.07.2019)
14 Приказ ФТС России от 24.08.2018 г. № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета -ЕЛС»»
БИБЛИОГРАФИЯ:
Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. Т.13 № 3. С.106-131
Лазарев Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» // Вестник Российской таможенной академии 2018. № 2. С. 111-115.
Личный кабинет участника ВЭД // Федеральная таможенная служба. URL: https://edata. customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb (дата обращения: 10.04.2019)
Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.07.2019)
Приказ ФТС России от 03.08.2009 №1394 (ред. от 16.04.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
Приказ ФТС России от 24.08.2018 г. № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2019
уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета -ЕЛС»»Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // СПС «Гарант»
Сергеев И.В. Совершенствование управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации в условиях становления информационного общества и развития цифровой экономики\\ Вестник Российской таможенной академии № 1, 2019 с. 30-39
Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: Вопросы правового регулирования. Журнал Высшей школы экономики. 2017. М. [Электронный ресурс]: //https://elibrary.ru/. с. 29
Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» от 11.10.2018 N 354-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
BIBLIOGRAFIYA:
Balandina G.V, Ponomarev YU.YU., Sinel'nikov-Murylev S.G., Tochin A.V. Tamozhennoe administrirovanie v Rossii: napravleniya sovershenstvovaniya // Ekonomicheskaya politika. 2018. T.13 № 3. S.106-131
Lazarev D.YU. Opredelenie soderzhaniya ponyatij «tamozhennoe administrirovanie» i «administrirovanie tamozhennyh dohodov» // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii 2018. № 2. S. 111-115.
Lichnyj kabinet uchastnika VED // Federal'naya tamozhennaya sluzhba. URL: https://edata. customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb (data obrashcheniya: 10.04.2019)
Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby. Rezhim dostupa: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru (data obrashcheniya: 15.07.2019)
Prikaz FTS Rossii ot 03.08.2009 №1394 (red. ot 16.04.2013) «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke vedeniya byudzhetnogo ucheta tamozhennyh i inyh platezhej v tamozhennyh organah Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»
Prikaz FTS Rossii ot 24.08.2018 g. № 1329 «Ob aprobacii administrirovaniya edinogo resursa licevyh schetov platel'shchikov tamozhennyh poshlin, nalogov, otkrytyh na urovne FTS Rossii, s primeneniem kompleksa programmnyh sredstv «Licevye scheta - ELS»»Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie №1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza ot 11 aprelya 2017 g.) // SPS «Garant»
Sergeev I.V. Sovershenstvovanie upravleniya deyatel'nost'yu tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii v usloviyah stanovleniya informacionnogo obshchestva i razvitiya cifrovoj ekonomiki\\ Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii № 1, 2019 s. 30-39
Troshkina T.N. Administrirovanie tamozhennyh platezhej v gosudarstvah-chlenah EAES: Voprosy pravovogo regulirovaniya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2017. M. [Elektronnyj resurs]: //https://elibrary.ru/. s. 29
Federal'nyj zakon «Ob ispolnenii federal'nogo byudzheta za 2017 god» ot 11.10.2018 N 354-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus»
7 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
99