Позднякова Е.А.
институт представительства В КОНТЕКСТЕ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО судопроизводства
Цель: Рассмотрение вопросов института представительства в контексте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Методология: Автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: В работе проводится анализ института представительства, закрепленного Гражданским кодексом РФ, и института представительства, закрепленного Кодексом административного производства. В результате делаются выводы о различии подходов указанных кодексов к институту представительства. Автором предпринята попытка проанализировать положительные и спорные моменты нового подхода к институту представительства, закрепленного Кодексом административного судопроизводства.
Новизна/оригинальность/ценность: В работе анализируются положения института представительства, нового Кодекса административного судопроизводства РФ спустя год после его официального вступления в законную силу.
Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства, представительство, доверенность, полномочия.
Pozdnyakova E.A.
THE INSTITUTION OF REPRESENTATION IN THE CONTExT OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE
Purpose: Considering the institution of representation in the context of the code of administrative procedure of the Russian Federation.
Methodology: The author with the implementation of article used formal-legal and comparative-legal methods.
Results: In the paper the institution of representation, enshrined in the Civil code and the institution mission set forth by the code of administrative proceedings was analyzed. The result of this analysis conclusions are made about the different approaches of these codes to the institution of representation. The author attempts to analyze the positive and controversial moments of the new approach to the institution of representation, enshrined in the code of administrative procedure.
Novelty/originality/value:The paper examines the provisions of the institution of representation, the new code of administrative procedure of the Russian Federation, a year after its official entry into force.
Keywords: code of administrative procedure, representation, power of attorney, powers.
15 сентября 2015 года вступил в законную силу совершенно новый кодифицированный нормативный правовой акт - Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ), отменив собой главу 25 ГПК РФ.
Статья 1 данного нормативного акта в качестве предмета регулирования закрепляет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В данной статье будет рассмотрен только институт представительства, который известен российскому законодательству, неоднократно исследовался в научной литературе и успешно применяется на практике в самых различных делах.
Так, институт представительства нормативно закреплен в главе 10 ГК РФ «Представительство. Доверенность», ст. 31 ГК РФ «Опека и попечительство», главе 5 ГПК РФ «Представительство в суде», главе 6 АПК РФ «Представительство в арбитражном суде», ст. 45 УПК РФ «Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя», ст. 48 «Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого», ст. 55 «Представитель гражданского ответчика».
В КАС РФ представительству в суде посвящена глава 5, закрепляющая возможность вести административные дела в суде лично и (или) через
представителей. При этом личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Несмотря на большое сходство с институтами представительств, закрепленными нормами ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, КАС РФ [1] имеет и существенные отличия, которые мы попробуем проанализировать.
В соответствии со ст. 54 КАС РФ:
- у недееспособных граждан в качестве законных представителей выступают родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом;
- у ограниченных в дееспособности граждан, не достигших возраста восемнадцати лет, в судебном процессе могут быть представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом;
- в случае если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката;
- административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
Эта позиция находит свое закрепление и в судебной практике. Так, в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 162 указано, что лицо, которое выступает от имени юрлица в силу закона или учредительных документов, и представитель во многом имеют аналогичное положение. И орган юридического лица, и представитель действуют от имени соответствующего лица, создавая для него права и обязанности;
- от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии;
- от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде
уполномоченный на это участник такого объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде;
- от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов;
- по требованиям, предъявляемым к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Все вышеперечисленные категории представителей были и ранее известны. Изменения в этой части КАС РФ внес в статью требований к лицам, которые могут быть представителями в суде. Так, представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Ранее требование о наличии высшего юридического образования у представителя не было предусмотрено. Устанавливая такое требование, вероятно, законодатель хотел повысить качество рассматриваемых дел, поскольку судебные процессы с органами власти имеют определенную сложность и специфику, и вывести такой процесс на качественно новый профессиональный уровень.
Кроме того, представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Поскольку речь идет о высшем юридическом профессиональном образовании, то необходимо подчеркнуть, что имеются в виду дипломы не только специалистов, но и бакалавров, так как они представляют первую ступень высшего образования.
В то же время п. 2 ст. 55 КАС РФ ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями в административном исковом заявлении, установив запрет некоторым категориям лиц быть представителями в административном судопроизводстве. К таким категориям лиц относятся: судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено
федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
В соответствии со ст. 57 КАС РФ полномочия представителей подтверждаются следующими документами:
1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
Полномочия родителей подтверждаются свидетельством о рождении ребенка (детей), иных подтверждений полномочий закон от таких представителей не предусматривает. Что же касается опекунов и попечителей, то они представляют документы, выданные органами опеки и попечительства (например, опекунское удостоверение), или вступившее в законную силу решение суда.
2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. В качестве таких документов могут выступать приказ или распоряжение о назначении на должность, а также служебное удостоверение.
3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Основным нормативным правовым документом, регламентирующим положение юридических лиц, является Гражданский кодекс РФ, который ранее предусматривал положение о том, что от имени юридического лица без доверенности действует его руководитель, все остальные лица, представляющие интересы юридического лица, должны действовать на основании выданной им доверенности.
Изменения, внесенные ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ в ГК РФ, закрепили иной подход законодателя в этой части, и п. 1 ст. 53 ГК РФ изложен в следующей редакции: «Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или
независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц».
Наряду с этим подтверждать полномочия могут и иные документы, кроме учредительных, такие как приказы, распоряжения и назначения на должность руководителя и др.
4. Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
В данном случае речь идет о ФЗ от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», который предусматривает, что документом, подтверждающим статус адвоката, является его удостоверение, а документом, подтверждающим его полномочия, является ордер на исполнение поручения [5].
5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований он должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.
6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится довери-
тель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.
Исходя из вышеизложенного, п. 5-8 указанной статьи предусматривают ведение административного судебного процесса на основании доверенности, под которой признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).
В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя:
1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;
2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
3) на подачу встречного административного искового заявления;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
6) на изменение предмета или основания административного иска;
7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) на обжалование судебного акта;
10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;
11) на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, право представителя на дачу заключения по ад-
министративному делу должно быть специально оговорено.
С одной стороны, законодатель достаточно четко прописал, что представитель по указанным пунктам может совершать только те процессуальные действия, которые прямо закреплены в доверенности. С другой стороны, не все здесь выглядит однозначно.
Так, ст. 42 КАС РФ предусматривает возможность обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением. Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц.
В данной статье полномочия представителя также представлены с иным порядком оформления. В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такое лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов.
Данная норма вступает в противоречие с п. 3 ст. 55 КАС РФ, предусматривающим обязанность представителей представить суду документ о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия, поскольку указание в иске представителя (нескольких представителей) не указывает на его полномочия.
Кроме того, отсутствие доверенности (или иного документа, в котором закреплены полномочия представителя) делает трудновыполнимым и требование законодателя, закрепленное ст. 58 КАС РФ, в которой указано, что суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Анализ позиции законодателя в этой части позволяет поставить, на наш взгляд, несколько вопросов:
1. Как определить круг полномочий представителя или представителей, ведь они только указаны в иске, но нет доверенности?
Вероятно, в этом случае законодатель предполагает, что у таких представителей имеются полные полномочия.
Эта позиция согласуется с п. 1 ст. 56 КАС РФ, который гласит, что представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все про-
ЕВРАЗИЙСКАЯ -
5 (24) 2016
- АДВОКАТУРА
цессуальные действия (рискнем предположить, что, с позиции законодателя, это касается и всех представляемых лиц в коллективном административном иске), а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
Однако, на наш взгляд, эта позиция может создать спорные ситуации в случае расхождения точек зрения по существу административного иска между истцами и их представителем (представителями).
2. Каким документом заменить выбывшего представителя, например в случае его смерти?
В соответствии со ст. 42 п. 3 КАС РФ лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, должно быть указано в коллективном административном исковом заявлении. По аналогии, замена представителя должна осуществляться аналогичным документом, но это означает подачу еще одного дополнительного иска по замене представителя, что не предусмотрено законом. Отсюда следует, что на практике необходимо выработать единообразный подход по замене представителя по коллективному административному исковому заявлению. Например, это должно быть заявление или ходатайство, направленное самим административным истцом (несколькими административными истцами) в адрес суда о замене одного представителя другим.
3. Как разрешить ситуацию, если один из истцов заявляет об утрате доверия данному представителю и не желает, чтобы он в дальнейшем представлял его интересы? Каким документом он может произвести замену, и какими полномочиями он наделяет нового представителя?
Эти вопросы представляют определенную трудность, поскольку в КАС РФ предусматриваются лишь замена ненадлежащего административного ответчика (ст. 43) и процессуальное правопреемство (ст. 44). Про замену же представителя (представителей) в коллективном административном исковом заявлении ничего не сказано.
Данные вопросы, на наш взгляд, также могли бы найти свое разрешение посредством подачи заявления в адрес суда об отводе представителя и
указания на новое лицо или лиц, которые в дальнейшем будут представлять интересы.
Подача такого документа важна еще и тем, что в нем указывается дата замены представителя, позволяющая в дальнейшем допустить к участию в процессе со всеми процессуальными правами и обязанностями одного представителя (представителей) и исключить другого (других).
4. Каким документом должен подтвердить свои полномочия представитель (представители) перед третьими лицами, например при необходимости сбора доказательств?
Для адвокатов, руководителей организаций это вряд ли представит проблему, поскольку адвокат может оформить адвокатский запрос, руководитель действует в силу учредительных документов от имени и в интересах юридического лица. Но несмотря на наличие закрепленных законом возможностей, даже эти категории лиц испытывают трудности при реализации своих полномочий [2-4]. Следовательно, можно предположить возникновение некоторых сложностей и у тех лиц, которые действуют без доверенности, но и иных возможностей подтвердить свои полномочия для сбора доказательств не имеют .
В то же время такая позиция будет препятствовать реализации п. 1 ч. 3 ст. 45 КАС РФ, закрепляющего право лица, участвующего в деле, представлять доказательства до начала судебного разбирательства.
В завершение считаем возможным сформулировать следующие выводы:
- при рассмотрении административного искового заявления законодатель попытался достигнуть качественно нового уровня рассмотрения дел, закрепив требование к представителям, допуская их в процесс только при наличии высшего юридического образования;
- полномочия представителей должны быть подтверждены соответствующими документами, в число которых входит и доверенность;
- определенным новшеством КАС РФ является возможность представителя (представителей) принимать участие при рассмотрении административного искового заявления без доверенности в случае подачи коллективного административного искового заявления;
- отсутствие доверенности у представителя (представителей) упрощает в определенной степени участие в процессе, но наряду с этим порождает и определенные вопросы, на которые, хочется верить, судебная практика предложит свои варианты ответов.
Пристатейный библиографический список
1. Заборовский В.В. Сущность принципов, на которых построены взаимоотношения адвоката с судом и другими участниками судебного производства // Евразийская адвокатура. 2015. № 4(17). С. 29-34.
2. Позднякова Е.А. Теория и практика реализации прав и обязанностей лица, действующего в качестве представителя по доверенности // Евразийская адвокатура. 2013. № 6(7). С. 41-47.
3. Рагулин А.В. Некоторые проблемы регламентации и практической реализации права адвоката-защитника на получение ответа на запросы // Юридический мир. 2012. № 8. С. 14-19.
4. Рагулин А.В. Основные организационно-правовые средства обеспечения реализации и защиты профессиональных прав адвоката // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2011. № 4. С. 12-17.
5. Рагулин А.В. Положения российского законодательства об удостоверении адвоката нуждаются в уточнении // Евразийская адвокатура. 2015. № 4 (17). С. 24-28.
References (transliterated)
1. Zaborovskij V.V. Sushhnost' principov, na kotoryh postroeny vzaimootnoshenija advokata s sudom i drugimi uchastnikami sudebnogo proizvodstva // Evrazijskaja ad-vokatura. 2015. № 4(17). S. 29-34.
2. Pozdnjakova E.A. Teorija i praktika realizadi prav i objazannostej lica, dejstvujushhego v kachestve predstavi-telja po doverennosti // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 6 (7). S. 41-47.
3. Ragulin A.V. Nekotorye problemy reglamentacii i prakticheskoj realizacii prava advokata-zashhitnika na po-luchenie otveta na zaprosy // Juridicheskij mir. 2012. № 8. S. 14-19.
4. Ragulin A.V. Osnovnye organizacionno-pravovye sredstva obespechenija realizacii i zashhity professional-'nyh prav advokata // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2011. № 4. S. 12-17.
5. Ragulin A.V. Polozhenija rossijskogo zakonodatel'-stva ob udostoverenii advokata nuzhdajutsja v utochne-nii // Evrazijskaja advokatura. 2015. № 4 (17). S. 24-28.
Научное обеспечение доишпмш no yraiOHHMM ДС1АМОб IkOHOVl 11414 К ИЛ
арестуй тениях "h iipjiiniH ta in и гы б клич a it России
«научное обеспечение доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях как гарантия защиты бизнеса в России»
Издание подготовлено АП г. Москвы (при участии сектора проблем правосудия Института государства и права РАН и адвокатской конторы «Аснис и партнеры») при поддержке «АГ», Международного союза (содружества) адвокатов, международного союза юристов, Центра исследования проблем организации и деятельности адвокатуры Евразийского научно-исследовательского института проблем права. В нем обобщены практический опыт адвокатов России и научные разработки ученых-юристов по проблеме научного обеспечения доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях.
Адвокатура, исполняя возложенную на нее законом обязанность по осуществлению функций института гражданского общества, привлекает внимание общества, деловых кругов, правоохранительных органов России к вопросу о недостаточном научном, методологическом и процессуальном уровне проведения экспертиз, что на практике приводит к нарушению Конституции РФ и права предпринимателей на защиту.
Со ссылкой на международные стандарты указывается, что для повышения законности по делам об экономических преступлениях и создания благоприятных отношений между государством и бизнесом следует рассмотреть вопросы проведения экспертиз по делам об экономических преступлениях с точки зрения соблюдения принципов Конституции РФ о состязательности и равноправии сторон, о необходимости квалифицированной защиты и о презумпции невиновности.
Работу можно скачать на сайте: www.eurasniipp.ru