Е. В. Корсакова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ЯЗЫКОВЫХ КУРСОВ
Работа представлена кафедрой восточных языков.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Багримова
Современное общество находится на этапе перехода от индустриального к информационному. Глобальный информационный обмен определяет необходимость формирования иноязычной информационной компетенции ( И И К). И И К включает в себя креативный, оценочный, социальный, технологический, прагматический компоненты и формируется на основе принципов культурной ориентированности информации, прагматического отношения, критического оценивания, креативного подхода и активного взаимодействия с информацией и принципа мотивации.
Contemporary society is gradually changing from industrial society into information society. Global information exchange makes information foreign language information competence (IFLC) essential. IFLC consists of creative, estimation, social, technological and pragmatic components, and it is formed on the basis of culture-oriented, pragmatic attitude, critical estimation, creative approach and active interaction principles.
Вследствие коренных изменений социально-политической ситуации, постепенного перехода от индустриального общества к информационному и пересмотра образовательных ценностей современное образование находится на этапе глобального реформирования. В настоящее время объем знаний, владение которыми необходимо для продуктивной самореализации специалиста, постоянно растет, что определяет актуальность непрерывного образования личности с целью приобретения новой информации. Необходимость постоянного профессионального совершенствования определяет высокую значимость дополнительного образования взрослых, что обусловливает широкое распространение курсового обучения иностранным языкам в рамках системы дополнительного образования.
Глобальный информационный обмен определяет необходимость владения иностранным языком как средством общения, поскольку коммуникация с внешним миром является условием получения информации.
Для осуществления продуктивной работы с информацией на иностранном языке необходимо формирование и развитие не только лингвистической, социолингвистической, стратегической, социокультурной, социальной,дискурсивной,интерактивной компетенций1, но и информационной компетенции.
Иноязычная информационная компетенция (ИИК) - это определенный набор информационных умений, которые позволяют субъекту деятельности качественно взаимодействовать с информационными потоками, осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование, сохранение и последующее использование информации, передачу необходимой информации в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией.
Поиск, получение, хранение, применение информации присутствует во всех сферах жизнедеятельности личности, что позволяет утверждать, что ИИК - «это базовая компетенция... которая обеспечивает
Иноязычная информационная компетенция как цель обучения взрослых слушателей языковых курсов
профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с различными источниками информации» 1.
Иноязычная информационная компетенция - это явление, имеющее
1) динамический характер, т. е. информационные умения, входящие в состав ИИК могут развиваться, а также в зависимости от цели информационной деятельности может изменяться состав компонентов ИИК;
2) имплицитный характер, т. е. ИИК предполагает наличие информационных умений, которые проявляются во время информационной деятельности и могут быть пассивными за ее пределами;
3) комплексный характер, т. е. в состав ИИК входят разнонаправленные компоненты, которые определяются структуру ИИК;
4) культурно-связанный характер ИИК неоспорим, так как любая информация принадлежит той или иной культуре и имеет культурную обусловленность;
5) релятивный (относительный) характер, поскольку объем информации безграничен, и состав умений компонентов ИИК не может быть полностью обозначен из-за постоянного развития информационных технологий и способов взаимодействия с ними.
Структура иноязычной информационной компетенции включает в себя креативный, оценочный, социальный, технологический, прагматический компоненты, в то время как в состав компонентов входит набор умений работы с информацией (табл. 1).
Образовательный процесс с целью формирования иноязычной информационной компетенции осуществляется в соответствии с принципами личностно ориентированного обучения и коммуникативно-когнитивного, компетентностного, деятельностного и межкультурного подходов к обучению с учетом психофизиологических и социальных особенностей взрослой аудитории слушателей языковых курсов.
Принципы формирования иноязычной информационной компетенции в условиях курсового обучения определяются: 1) направленностью процесса обучения на достижение цели: формирование информационной иноязычной компетенции обучаемых; 2) спецификой условий обучения на языковых курсах; 3) спецификой обучаемого взрослого как субъекта образовательного процесса, и представлены следующим образом:
1) принцип культурной ориентированности информации определяет построение учебного процесса в контексте диалога культур и реализуется в процессе формирования умений различных компонентов ИИК;
2) принцип прагматического отношения к информации предполагает сознательную оценку личностной значимости информации и возможности дальнейшего ее применения в процессе реальной жизнедеятельности;
3) принцип критического оценивания информации реализуется посредством целенаправленного формирования умений оценочного компонента ИИК и предполагает понимание необходимости критического отношения к информации, умение сопоставлять и выделить достоверные факты, желание понять истинное положение вещей;
4) принцип креативного подхода к работе с информацией, источниками информации предполагает развитие креативного мышления, творческих умений применять информационные технологии для осуществления информационной деятельности, совершенствование умений эффективно взаимодействовать с информационными потоками и формировать собственный стиль информационной деятельности;
5) принцип активного, самостоятельного взаимодействия с информацией и различными источниками информации реализуется посредством осознания учащимися себя активным участниками процесса осуществления информационной деятельности;
6)принцип мотивации предполагает формирование мотивации непрерывного
Таблица 1
Структура иноязычной информационной компетенции
Компонент Общая характеристика направленности формирования умений ИИК Группы умений компонентов ИИК
Л I 1- СО Ф £ Развитие умений творческого подхода к поиску и применению информации, использование творческого мышления, стремление личности к саморазвитию благодаря освоению новых информационных ресурсов • Творческого подхода к поиску информации; • самостоятельного целеполагания и поиска информации; • самовыражения с помощью информационных технологий и приобретенной информации; • презентации информации; • творческого применения информации.
18 л ж 0 1 со О Развитие критического мышления для осознания адекватности/неадекватности информации (глобальные информационные потоки содержат не только корректную информацию, но и идеологизированные, искаженные факты и сведения) • Адекватно оценивать информацию; • определять степень идеологизированности информации; • оценивать достоверность, полноту, адекватность информации; > критического осмысления фактов.
I— I л с. со о о Развитие умений взаимодействовать с людьми и окружающим миром, с различными культурами и разнообразными источниками и способами предъявления информации, развитие терпимости к культурным особенностям представителей иных культур, желание осуществлять продуктивную жизнедеятельность в информационном обществе • Адаптации к изменяющимся жизненным условиям; • адекватно оценивать роль информационных технологий в современном обществе; • построения активного диалога с целью обмена информацией.
^ о ¡> т 1— о о X X <а А Развитие умений осуществлять информационную деятельность в различных режимах, использовать разнообразные способы реализации информационной деятельности, развитие организационных умений и умений работать с информационными технологиями • Основополагающие умения аудирования и чтения; • общие умения (анализа, синтеза, интеграции, сравнения, обобщения, сопоставления информации, выдвижения гипотез и т. д.); • использования информационных технологий (компьютер, информационные ресурсы, программные средства, поисковые системы); • осуществлять обработку информации, в том числе и с использованием информационных технологий; • поиска и презентации информации; • работы с печатной, аудиовизуальной инфор-манией
• 8 8 о со •у ь ш со о. К Развитие умений использовать полученную информацию в соответствии с конкретными целями • Выделять главное и второстепенное в соответствии с условиями информационного запроса; • применять информацию на практике в соответствии с конкретными целями; • рационального использования информационных технологий; • эффективного использования информации; • отбора личностно значимой информации.
саморазвития и самообогащения с помощью различных источников знаний и информации;
7) принцип рефлексивной оценки собственной образовательной и информацион-
ной деятельности предполагает осуществление рефлексии на собственную образовательную и информационную деятельность.
Предпосылкой для полноценной жизни в информационном обществе является до-
статочный уровень сформированности информационной компетенции и наличие сформированных информационных умений, позволяющих людям адаптироваться в условиях постоянного притока информации и изменяющихся жизненных условий, умений самостоятельного поиска новых знаний и умений применять полученную информацию в практической жизнедеятельности для решения самого широкого круга проблем. Рациональный подход к исполь-
зованию новых наукоемких информационных технологий, обладание критическим мышлением, творческое мышление, умение работы с информацией являются определяющими критериями для самоутверждения «успешного взрослого». Самостоятельность, коммуникабельность, стремление к разностороннему развитию характеризуют активного субъекта информационного общества, на этапе перехода к которому находится мир.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. работы: Баграмова Н. В. Методика обучения иностранным языкам в свете глобализации образования [Рукопись], 2002; Van Ек J. A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and Teaching modern languages for communication. V.I: Scope. Council of Europe. Council for Cultural Co-operation. Strasbourg, 1986; Idem. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and Teaching modern languages for communication. V.II: Levels. Council of Europe. Council
for Cultural Co-operation. Strasbourg, 1987.
2
Акулова О. В. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 3 (6).