Научная статья на тему 'К вопросу о приципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам'

К вопросу о приципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCE / COMPONENTS OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCE / PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCE / TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN DIALOGUE OF CULTURES / GLOBAL INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова Екатерина Владимировна

В статье освещаются актуальные вопросы современного образования в соответствии с социальным образовательным заказом в рамках глобального информационного общества; приводится определение понятия «иноязычная информационная компетенция», подробно рассматриваются принципы формирования иноязычной информационной компетенции, планомерная реализация которых обеспечивает успешность и эффективность образовательного процесса; отмечается особая значимость всестороннего применения разработанных принципов формирования иноязычной информационной компетенции по отношению к целям, задачам, методам, средствам обучения, организации процесса обучения иностранному языку в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULTS

The article deals with the topical issues of contemporary education in accordance with an educational demand within the global information society. It provides the explanation of the concept of «Foreign language information competence» and studies the principles of the development of foreign language information competence in detail. Their gradual implementation provides an effective and successful teaching process. The article marks a particular importance of the all-round application of the existed principles of development of foreign language information competence concerning the goals, aims, methods and means of teaching as well as organization of the process of teaching foreign languages as a whole.

Текст научной работы на тему «К вопросу о приципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам»

К ВОПРОСУ О ПРИЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

CONCERNING THE PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATION COMPETENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULTS

Е.В. Корсакова E.V. Korsakova

Иноязычная информационная компетенция, компоненты иноязычной информационной компетенции, принципы формирования иноязычной информационной компетенции, обучение иностранному языку в диалоге культур, глобальное информационное пространство. В статье освещаются актуальные вопросы современного образования в соответствии с социальным образовательным заказом в рамках глобального информационного общества; приводится определение понятия «иноязычная информационная компетенция», подробно рассматриваются принципы формирования иноязычной информационной компетенции, планомерная реализация которых обеспечивает успешность и эффективность образовательного процесса; отмечается особая значимость всестороннего применения разработанных принципов формирования иноязычной информационной компетенции по отношению к целям, задачам, методам, средствам обучения, организации процесса обучения иностранному языку в целом.

Foreign language information competence, components of foreign language information competence, principles of development of foreign language information competence, teaching foreign languages in dialogue of cultures, global information society. The article deals with the topical issues of contemporary education in accordance with an educational demand within the global information society. It provides the explanation of the concept of «Foreign language information competence» and studies the principles of the development of foreign language information competence in detail. Their gradual implementation provides an effective and successful teaching process. The article marks a particular importance of the all-round application of the existed principles of development of foreign language information competence concerning the goals, aims, methods and means of teaching as well as organization of the process of teaching foreign languages as a whole.

Современное общество находится на этапе перехода от индустриального к информационному. Глобальное информационное общество предполагает постоянное вовлечение личности в процесс информационной деятельности, в том числе и на иностранных языках, с использованием различных источников информации. Количество информации, эффективная обработка и применение которой необходимы для ведения продуктивной жизнедеятельности, постоянно растет, что позволяет говорить о высокой значимости формирования иноязычной информационной компетенции в образовательном процессе изучения иностранных языков.

Иноязычная информационная компетенция - это определённый набор информационных умений, которые позволяют субъекту деятельности качественно взаимодействовать с информационными потоками, осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование, сохранение и последующее использование информации, передачу необходимой информации в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Структура иноязычной информационной компетенции включает в себя креативный, оценочный, социальный, технологический, прагматический компоненты, причем состав каждого из компонентов представляет собой набор

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H

и

W PQ

информационных умений, то есть умений работы с информацией.

Принципы обучения с целью формирования иноязычной информационной компетенции как базисные категории методики преподавания иностранных языков в совокупности определяют требования к образовательному процессу в целом и непосредственно к каждой из его составляющих, а именно: к целям, задачам, методом, средствам, организации процесса обучения.

Принцип культурной ориентированности информации. По мнению многих исследователей (И.Л. Бим, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова и др.), обучение иностранному языку невозможно рассматривать в отрыве от обучения культуре носителей данного языка как «совокупности достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни» [Большой толковый словарь..., 1998, с. 478]. Иностранный язык является элементом культуры и средством, которое открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству народа. На современном этапе обучение иностранным языкам неразрывно связано с обучением культуре, причём обучение в контексте диалога культур предполагает не только изучение основных аспектов культуры страны изучаемого языка, но и родной культуры с целью подготовки языковой личности медиатора культур к продуктивному межкультурному общению [Елизарова, 2001, с. 170].

Для современного общества характерным является наличие постоянного информационного обмена в глобальных масштабах. Культурная ориентированность присуща любой информации, поскольку информация принадлежит культуре, конкретной или универсальной, и каждый поступок человека несёт в себе информацию, адекватное понимание которой обеспечивает успешность сотрудничества, и обоюдное понимание и принятие культурных особенностей обусловливает эффективность взаимодействия.

В процессе обучения иностранному языку с цельюформирования иноязычной информационной компетенции проводится работа по формированию умений различных ее компонентов, и принцип культурной ориентированности инфор-

мации реализуется в процессе формирования умений прагматического компонента (использование информации о культуре страны в процессе реального общения с носителями языка, культуры), социального компонента (желание взаимодействовать с представителями иной культуры, знание и понимание особенностей иной культуры), оценочного компонента (понимание критериев оценки тех или иных аспектов представителями различных культур), креативного компонента (творческий подход к обработке информации).

Принцип прагматического отношения к информации. Принцип прагматического отношения к информации в обучении иностранному языку с целью формирования иноязычной информационной компетенции реализуется в процессе формирования умений ее прагматического компонента, умений выделять главное и второстепенное в предъявляемой информации путём анализа степени важности информации для достижения поставленной определённой цели, умений отбирать личностно значимую информацию в соответствии с конкретной ситуацией, эффективно применять информацию на практике и использовать информационные технологии как средство оптимизации достижения цели.

Принцип прагматического отношения к информации является инновационным в системе обучения иностранным языкам, поскольку, хотя традиционная система обучения, несомненно, давала учащимся хорошие знания иностранного языка, но не предполагала прагматизма и чёткой направленности на использование в практической деятельности тех знаний, которые были получены в процессе обучения. Необходимость формирования прагматического отношения к информации обусловливается следующими факторами: поступление такого количества информации из внешнего мира, которое исключает возможность её полного усвоения; получение информации, требующей проверки на адекватность; восприятие некоторого количества информации, которая не имеет личностной значимости для индивида; необходимость оценки актуальности и отбора информации в соответствии с поставленной целью; необходимость обладать

адекватным уровнем развития информационных умений, в том числе умений работы с различными видами информационных технологий, для осуществления продуктивной деятельности в рамках информационного общества.

Информационные потоки в современном мире слишком велики для всеобъемлющего восприятия, вследствие чего необходимо формирование умений отбора информации в соответствии с поставленными целями и конкретными условиями осуществления деятельности. Принцип прагматического отношения к информации предполагает сознательную оценку личностной значимости, необходимости информации, адекватности информации в соответствии с ситуацией общения, возможности дальнейшего её применения в процессе реальной жизнедеятельности.

Принцип критического оценивания информации. Принцип критического оценивания информации неразрывно связан с принципом прагматического отношения к предъявляемой информации. Формирование умений критической оценки информации, ситуации, обстоятельств, необходимости и целесообразности применения различных информационных технологий является необходимым на всех этапах обучения иностранному языку с целью формирования иноязычной информационной компетенции, поскольку современная ситуация практически постоянно ставит человека перед выбором жизненного, профессионального, образовательного маршрутов. Возможности личности в современном мире достаточно широки, и на каждом этапе жизнедеятельности предполагается осуществление сознательного выбора направления «движения», осознания целей, обстоятельств, ситуации в целом.

Принцип критического отношения к информации предполагает понимание необходимости критического отношения к информации, сопоставления фактов действительности с предъявляемой информацией, умения выделить достоверные факты, желание понять истинное положение вещей. Данный принцип, наряду с принципом прагматического отношения к информации, является инновационным, поскольку в рамках традиционной системы обучения передавае-

мые знания принимались на веру и не подвергались дополнительному критическому осмыслению и проверке.

Принцип креативного подхода к работе с информацией. Современная ситуация предъявляет индивиду громадное количество информации, и каждому представляется возможность выбора информации для реализации собственных образовательных, профессиональных, личностных потребностей.

Образовательный процесс по формированию иноязычной информационной компетенции с опорой на принцип креативного подхода к работе с информацией предполагает развитие творческих умений индивидуального применения различных видов информационных технологий для осуществления информационной деятельности в соответствии с личностными мотивами. В процессе обучения иностранному языку учащимся предъявляются различные источники информации, виды и способы информационной деятельности для последующего осознания и осуществления выбора наиболее приемлемых в соответствии с собственными социально-психологическими особенностями, когнитивным стилем.

Развитие креативного мышления обусловливает способность индивида эффективно взаимодействовать с информационными потоками и формировать собственный стиль информационной деятельности. Креативный подход к работе с информацией обеспечивает способность находить решения в нестандартных ситуациях и осуществлять информационную деятельность в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Принцип активного, самостоятельного взаимодействия с информацией и различными источниками информации. Принцип активного взаимодействия с информацией, осознания себя активным участником информационной деятельности является одним из основополагающих принципов обучения с целью формирования иноязычной информационной компетенции.

Жизнь в информационном обществе, в глобальном информационном пространстве обусловливает необходимость постоянного осуществления контактов с информацией. Информация

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

окружает человека в каждый момент его существования, причём умения продуктивного взаимодействия с информацией определяют успешность личности. Активная позиция человека в процессе осуществления информационной деятельности очень важна, поскольку иначе невозможно говорить об индивидууме как активном субъекте информационного общества, «способном эффективно и нестандартно решать разнообразные жизненные проблемы» [Перевалова, 2012, с. 237]. Количество информации очень велико, поэтому умения самостоятельно осуществлять различные виды информационной деятельности, такие как поиск, анализ, отбор, сохранение, применение информации и т. д., являются определяющими для эффективной обработки информации.

В процессе обучения иностранному языку с целью формирования иноязычной информационной компетенции необходимо обеспечить условия для продолжения развития общих умений информационной деятельности и формирования умений информационной деятельности с использованием иностранного языка. Для активизации образовательной информационной деятельности учащихся необходимо создание благоприятной атмосферы, а также осознание тех факторов, которые будут стимулировать активность субъектов образовательного процесса.

Принцип активного, самостоятельного взаимодействия с информацией и различными источниками информации реализуется в отборе содержания обучения иностранному языку в соответствии с возрастными особенностями и образовательными потребностями личности, а также на различных этапах обучения осуществлению информационной деятельности (планирование, осуществление, рефлексия).

Принцип мотивации. Принцип мотивации является одним из психологических принципов обучения иностранным языкам, причем мотивация является одним из основных факторов успешного обучения. Особо важно знать, понимать и учитывать совокупность мотивов, лежащих в основе образовательной деятельности учащихся, и в процессе обучения иностранному язы-

ку необходимо поддерживать и развивать мотивацию учения, что является возможным при максимальном учете интересов учащихся, их возрастных особенностей, образовательных потребностей и мотивов учения.

В процессе обучения взрослых большое внимание необходимо уделять поддержанию и развитию внутренней мотивации, которая и по завершении образовательного процесса будет стимулировать самообразование. Новые знания, новая информация сопровождают человека всю жизнь, предоставляя ему возможность профессионального, социального и духовного роста. В процессе обучения необходимо познакомить учащихся с возможностями самообогащения с помощью различных источников знаний, сформировать положительную мотивацию, желание эффективного взаимодействия с различными информационными источниками, поскольку мотивация непрерывного саморазвития обеспечит постоянное движение вперёд и предотвратит возможность стагнации личностного развития.

Эффективность процесса формирования иноязычной информационной компетенции взрослых учащихся во многом зависит от умения преподавателя создавать условия стимулирования мотивации учения. Наличие сильной мотивации учения обеспечивает продуктивное усвоение знаний, в то время как отсутствие мотивации или недостаточно сильная мотивация обусловливают замедление образовательного процесса, вплоть до возникновения желания покинуть образовательный процесс. Роль субъекта образовательного процесса предполагает заинтересованность и наличие достаточно сильной мотивации, которую необходимо поддерживать и развивать на всех этапах процесса обучения.

Принцип рефлексивной оценки собственной образовательной и информационной деятельности. Рефлексивная оценка собственной деятельности - это один из наиболее важных факторов личностного развития, где рефлексия является источником знаний и наблюдением за деятельностью [Миллер, 2010]. Современная методика обучения иностранным языкам предполагает всемерную индивидуализацию процесса обу-

чения, и каждому учащемуся для осознания собственного образовательного маршрута, направленного на достижение конкретных личностных целей, для понимания путей достижения целей и способности сознательного выбора оптимальных средств необходимо проведение мыслительной деятельности по рефлексивной оценке личностной значимости тех или иных аспектов.

Рефлексивный подход при обучении иностранному языку с целью развития умений иноязычной информационной компетенции способствует интегрированию деятельности по формированию различных ее компонентов (креативного, оценочного, социального, технологического, прагматического). Задачей преподавателя является целенаправленное убеждение учащихся в необходимости рефлексии над аспектами образовательной деятельности в процессе обучения для выявления наиболее личностно значимых моментов и подходящих видов, способов осуществления деятельности, в том числе и информационной.

Рефлексивный подход приобретает особую значимость в контексте обучения иностранным языкам, поскольку в процессе реального общения учащиеся должны обладать способностью рефлексивно обрабатывать большое количество информации, оценивать, понимать, принимать, проводить сравнение, адекватно реагировать на нормы поведения, принятые в иных культурах.

Владение рефлексией даёт возможность личности «проиграть» варианты поведения в тех или иных ситуациях, оценить возможную реакцию собеседника и выбрать вариант, наиболее подходящий для осуществления эффективного взаимодействия с партнёрами по общению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планомерная реализация вышеуказанных принципов обучения в рамках образовательного процесса по формированию иноязычной информационной компетенции имеет особую значимость и является необходимым условием для обеспечения эффективности процесса обучения иностранному языку как средству эффективного общения в рамках глобального мирового сообщества.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т лингвистических исследований; авт. и рук. проекта, сост., гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1535 с.

2. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Союз, 2001. 291 с.

3. Миллер О.М. О проблеме уровнего строения сознания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 119-124.

4. Перевалова О.В. Рефлексивные способности личности как полинаучная категория // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 237-244.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.