Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции в российской банковской сфере: правовые гарантии и реальность (на примере сотрудничества с ебрр)'

Иностранные инвестиции в российской банковской сфере: правовые гарантии и реальность (на примере сотрудничества с ебрр) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булыгина В. В.

Статья посвящена правовому обеспечению иностранных инвестиций и их роли в развитии российской экономики на примере банковского сектора. Дается анализ деятельности Европейского Банка Реконструкции и Развития в России как крупнейшего иностранного инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции в российской банковской сфере: правовые гарантии и реальность (на примере сотрудничества с ебрр)»

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г., Право

Иностранные инвестиции в российской банковской сфере: правовые гарантии и реальность (на примере сотрудничества с ЕБРР)

л

Булыгина В.В.

начальник отдела юридического управления акционерного коммерческого банка «Спурт» (ОАО), г.Казань

J

Статья посвящена правовому обеспечению иностранных инвестиций и их роли в развитии российской экономики на примере банковского сектора. Дается анализ деятельности Европейского Банка Реконструкции

и Развития в России как крупнейшего иностранного инвестора.

При современном постоянно растущем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, экономический рост во многих странах поддерживается и усиливается участием иностранного капитала.

Правовая основа иностранных инвестиций и благоприятных условий для иностранных инвесторов создана Федеральным законом от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [7].

Согласно вышеуказанному закону, иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

На практике выделяют три основные формы инвестирования:

- прямые инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг);

- портфельные или финансовые инвестиции (в акции, облигации и другие ценные бумаги);

- среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль.

Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и банками. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки.

Для осуществления долгосрочного финансирования, в частности для кредитования промышленности, инвесторам необходимо обладать устойчивыми и дешевыми ресурсами. Обладателями таких ресурсов в основном являются иностранные банки, международные финансовые организации, такие как Международ-

47

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г.

Право

ный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития.

Благоприятный инвестиционный климат является одним их необходимых условий поступательного социально-экономического развития любого государства. Приток капитала способствует количественному и качественному росту экономики, новых технологий, создает дополнительные рабочие места, способствует улучшению состояния платежного баланса. При этом в банковском секторе инвестиционный климат стимулирует как приток капитала непосредственно в банки, так и инвестирование последними полученных средств в промышленность [1].

Важную роль в активизации инвестиционного процесса в системе финансового посредничества играют российские банки. В связи с этим Правительство РФ уделяет большое внимание реформированию банковской системы как одного из гарантов роста экономики страны и укрепления стабильности государства. Начиная с 2001 г. Правительство РФ совместно с Центральным Банком РФ дважды принимали четырехлетние Стратегии развития банковского сектора РФ. В настоящее время действует Стратегия, принятая в апреле 2005 года [3]. В числе основных задач развития банковского сектора:

- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Постановка данных задач показывает, что на российские банки возлагаются определенные надежды в части укрепления инвестиционной привлекательности российской экономики.

При реализации задач, предусмотренных вышеуказанным документом, учтены рекомендации, полученные в ходе выполнения Программы оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной в 2002-2003 годах Международным валютным фондом и Всемирным банком с участием российских ведомств. 48

Так, например, в сфере правового обеспечения банковской деятельности была поставлена задача создания правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, в частности с документом Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора».

Как отмечают эксперты, для того, чтобы российские банки могли рассчитывать на внешние заимствования, им необходимо обладать достаточным размером собственного капитала, на который будут смотреть инвесторы, и активов, а также иметь опыт составления финансовой отчетности по международным стандартам, не менее важным является наличие рейтинга.

В этой связи государством были предприняты определенные шаги в правовой сфере. Так, в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и предоставлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений Банком России был предусмотрен планомерный переход всех кредитных организаций с 1 января 2004 г. на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам [6]. В настоящее время все кредитные организации предоставляют годовую отчетность по международным стандартам.

Кроме того, в России проводится поэтапная либерализация валютного законодательства. В результате принятия Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. и внесения в него изменений, были отменены в частности: понятие валютной операции, связанной с движением капитала; требование об использовании специальных банковских счетов при расчетах при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте нерезидентами российским организациям, по операциям с внешними ценными бумагами [8]. Таким образом, нормы российского валютного законодательства при-

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г.

Право

водятся в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала.

В результате принятия государством необходимых мер и претворения поставленных задач в жизнь, банковский сектор приближается к международным стандартам в организации деятельности намного быстрее других секторов экономики, что влечет за собой более активное развитие и промышленного сектора, реформирование которого невозможно провести за счет краткосрочного финансирования. В этих условиях особую актуальность приобретает возможность организации получения «длинных» и объемных инвестиций. Долгосрочные кредиты служат одним из главных источников модернизации основных производственных фондов.

Положительная динамика предоставления долгосрочных кредитов позволяет надеяться на дальнейшую активизацию финансирования инвестиционных проектов. В то же время на данный момент в российской банковской сфере отмечается недостаток ресурсов для организации долгосрочного кредитования. Спрос на инвестиции существенно превышает возможности внутреннего рынка, и перспективы развития инвестирования проектов зависят не только от возможностей российских банков и от инвестиционной привлекательности самих проектов, но также и от общей инвестиционной атмосферы вокруг России, определяемой политикой ведущих зарубежных банков, а также международных финансовых организаций. Поэтому важной особенностью настоящего этапа развития банковского сектора является расширение взаимосвязей с иностранными инвесторами.

Приток иностранного капитала рассматривается в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Иностранный капитал привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию банковского дела [3].

Инвестиционный процесс выгоден не только российским банкам, но и самим инвесторам, которые специализируются на развивающихся рынках с целью получения большей прибы-

ли. Председатель Совета директоров Международного промышленного банка Джеральд Ковальски видит огромные возможности для инвесторов в России: «Поначалу инвесторы концентрировались на правительственных ценных бумагах, евробондах. Сейчас акционерный рынок в России быстро растет, активно развивается секьюритизация, появляются новые обменные конвертируемые структуры займов, которые представляют одновременно и заемные средства, и акционерный капитал» [4].

Давая оценку взаимодействию российских банков с иностранными партнерами, Президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев сказал: «:.. .наступает время активных действий как со стороны наших банкиров, которые ищут возможности выхода на иностранные рынки капитала, так и со стороны международных финансовых организаций... И здесь одним из перспективных направлений является привлечение внешних ресурсов. За рубежом денег много, они относительно дешевые, могут предоставляться на долгосрочной основе» [5].

Кредитование в России невозможно представить без инвестиционной поддержки таких международных финансовых организаций, как МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный Банк. Правовую основу для деятельности подобных организаций на территории РФ составляют нормативноправовые акты, регулирующие банковскую деятельность. В соответствии со ст. 52 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ [9]. Положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 2 декабря 1990 г. определяется перечень документов, необходимых для представления в ЦБ РФ для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями, а также оговаривается, что Федеральным законом по предложению Правительства РФ устанавливается квота

49

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г.

Право

участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу российских кредитных организаций [10].

Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества является работа Европейского банка реконструкции и развития на территории России, осуществляющего свою деятельность через представительства в Москве и других городах. Правовой статус этих представительств регулируется Соглашением между Правительством РФ и ЕБРР от 29 марта 1993 г.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЕБРР, по состоянию на 1 апреля 2007 года Банк подписал 529 проектов в России на сумму, равную почти 8,2 млрд. евро [11]. За первые три месяца 2007 года было подписано 17 проектов на общую сумму 268 миллиона евро. В 2006 году инвестиции ЕБРР в российские предприятия достигли 1,9 миллиарда евро, что составляет 38 процентов от общей суммы инвестиций Банка в этом году и демонстрирует значительный рост доли России по сравнению с 26 процентами в 2005 году.

В 2006 году в секторе банковского кредитования ЕБРР реализовывал «Программу содействия региональной торговле» через такие банки, как: «Абсолют Банк», Банк «УралСиб», Банк «Центр-Инвест», «Челиндбанк», «Московский кредитный банк», «Оргресбанк», «Промсвязьбанк», АКБ «Спурт» (ОАО) (Республика Татарстан), «Внешторгбанк» и другие, на общую сумму 285,1 млн. евро.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в Центральной и Восточной Европе и бывшем Советском Союзе. С момента своего создания в 1991 году он предоставил более 20 млрд. евро в поддержку процесса перехода от плановой экономики к рынку. Акционерами ЕБРР являются 60 стран и 2 международные организации, и он работает как в государственном, так и в частном секторах. Финансовые ресурсы выдаются им напрямую или через финансовых посредников, таких как: национальные банки и инвестиционные фонды. Помимо этого, поддержка 50

оказывается и по линии программ развития производственно-хозяйственной деятельности заемщиков в целях внедрения в регионе новых знаний и навыков работы. К отраслям, финансируемым ЕБРР, относятся: агропромышленный комплекс, финансовые учреждения, обрабатывающая промышленность, муниципальная и экологическая инфраструктура, природные ресурсы, энергетика, недвижимость и туризм, связь, информационные технологии и СМИ, транспорт. ЕБРР не финансирует оборонную промышленность, производство табачных и ряда алкогольных изделий, веществ, запрещенных международно-правовыми актами, а также игорные заведения.

В тех случаях, когда у ЕБРР имеется вся требуемая информация о заемщике, оформление сделки, как правило, занимает от 3 до 6 месяцев с начала разработки и до подписания проектной документации.

Разработка проекта финансирования начинается с рассмотрения концепции операционным комитетом ЕБРР, который состоит из руководителей всех основных департаментов ЕБРР На этой стадии ЕБРР и заемщик подписывают мандатное письмо с изложением проектного плана, расходов на разработку проекта и обязанностей сторон. После согласования в ходе переговоров всех основных параметров сделки и завершения всех экспертиз, проект проходит процедуру окончательного рассмотрения в операционном комитете.

После этого Президент ЕБРР и проектная группа представляют проект Совету директоров на утверждение, в случае положительного решения ЕБРР и заемщик подписывают договор, в результате финансовая сделка обретает обязательную юридическую силу.

ЕБРР финансирует частные проекты, как правило, в диапазоне от 5 до 250 млн. евро. Менее крупные проекты могут финансироваться через финансовых посредников или в рамках специальных программ прямого инвестирования в менее крупных объемах для стран, где экономические реформы идут с отставанием. Процентные ставки предлагаются как фиксированные, так и плавающие (с верхним пределом и фиксированными максимумом и минимумом). С учетом наличия политических и специфических

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г.

Право

проектных рисков к базовой процентной ставке прибавляется маржа, величина которой известна лишь клиенту и ЕБРР. Помимо маржи, ЕБРР взимает следующие сборы и комиссии: комиссию за экспертизу проекта, разовую комиссию за открытие кредита и комиссию за разработку схемы сделки с уплатой вперед, комиссию за синдицирование (по мере необходимости), комиссию за обязательство, уплачиваемую с ассигнованной, но не выбранной суммы кредита, комиссию за конверсию кредита, уплачиваемую одновременно с процентной ставкой, или за конвертацию валюты, взимаемую с конвертируемой суммы, комиссию за досрочное погашение и за аннулирование, а также пеню за просроченный платеж (по мере необходимости).

Обязательными условиями получения кредита у ЕБРР являются страхование клиентами, реализующими инвестируемый проект, рисков хищения имущества, возникновения пожаров и др. Кроме того, обычно в качестве обеспечения возвратности кредита требуется предоставление залога, например, залог земельных участков, предприятий, имущественных комплексов, залог оборудования, уступка прав требования на доходы компании, залог акций, уступка прав требования на договоры страхования и прочие договорные выгоды компании.

В ходе переговоров между ЕБРР и заемщиком также оговариваются обязательства заемщика по ограничению уровня его задолженности, соблюдению определенных финансовых нормативов, необходимости соблюдения экологических норм.

ЕБРР уделяет первостепенное внимание соблюдению норм деловой этики и прозрачности заемщика, в ходе разработки проекта проверяется деловая репутация и проводится правовая экспертиза учредительных документов заемщика, его активы и обязательства. Проверка деловой репутации позволяет выявить подозрительные или неэтичные моменты в поведении клиента, его руководства или акционеров. Кроме того, осуществляется проверка прошедших аудит финансовых отчетов клиента согласно Международным стандартам финансовой отчетности.

Сроки погашения кредитов могут составлять от одного года в случае выдачи оборотных

средств или финансирования торговых операций и до 15 лет в случае реализации долгосрочных инфраструктурных проектов под государственную гарантию. Порядок погашения кредита предусматривается в согласованном сторонами графике платежей. Как правило, кредиты погашаются равными и производимыми раз в полугодие платежами. В исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения с неравномерными платежами, например до 15 лет по типу ипотеки для крупномасштабных инфраструктурных проектов.

Для финансирования маломасштабных проектов ЕБРР предоставляет кредитные средства через российские банки, специализирующиеся на кредитовании микро- и малого бизнеса. Помимо того, что в этом виде финансирования действуют практически те же требования ЕБРР к заемщикам, что и при проектном финансировании, российские банки разрабатывают собственные программы кредитования и инвестиционные лимиты, выбирают надежные проекты, нацеленные на развитие частного сектора.

Микрокредиты в суммах до 8000 евро выдаются индивидуальным предпринимателям и микропредприятиям с числом работников до 10. При этом заемщики проходят проверку на предмет их репутации и кредитоемкости. Кредиты в суммах до 2500 евро часто выдаются в течение суток с момента подачи заявки.

Малые кредиты в суммах до 160000 евро, как правило, выдаются малым и средним предприятиям с числом работников до 100. В этом случае, компании также проходят проверку на предмет перспектив их доходности и управленческого потенциала.

ЕБРР также практикует прямые инвестиции в акции предприятий, банков. Инвестиционные ресурсы выдаются, как правило, в диапазоне от 400000 до 2,5 млн. евро, планируемая доля участия в акционерном капитале - от 25 % до 30 %, но может повышаться до 49 % при краткосрочных вложениях. Инвестиционный цикл обычно составляет от 3 до 5 лет, но может увеличиваться до 7 лет.

Одним из первых российских банков, вступившим на путь сотрудничества с ЕБРР является ОАО Коммерческий Банк «Центр-Инвест», г. Ростов. В 2004 году ЕБРР приобрел 25,23 %

51

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2008 г.

Право

акций этого банка. По мнению Председателя Совета директоров ОАО КБ «Цент-Инвест» В.В. Высокова: «Сотрудничество с ЕБРР для регионального банка - это и почетно, и престижно, и экономически выгодно, поскольку банк «Центр-Инвест» вместе со сделкой получил доступ к долгосрочным финансовым ресурсам» [2].

По словам В.В. Высокова, для того, чтобы данный проект был реализован, банк «ЦентрИнвест», начиная с 1996 г., проводил аудит по Международным стандартам финансовой отчетности. В 2000 г. был представлен первый вариант проекта в соответствии со стандартами ЕБРР. В 2002 году банк «Центр-Инвест» прошел тщательную проверку и стал участником программы ЕБРР по торговому финансированию. В 2003 году делегация Совета директоров ЕБРР посетила Ростовскую область и Краснодарский край. По результатам аудита банка по МСФО за 2003 год кредитный комитет и Совет директоров ЕБРР одобрили сделку по участию в капитале банка «Центр-Инвест» и предоставлению долгосрочного финансирования для кредитования малого и среднего бизнеса.

Таким образом, ЕБРР в числе других международных финансовых организаций оказывает неоценимую помощь нашему государству как с точки зрения формирования самой экономической программы развития России, так и с точки зрения ее финансирования за счет собственных средств и кредитов коммерческих структур иностранных государств.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством

жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.

Литература:

1. Артемьев, И. Банковские инвестиции в промышленность // Банковские инвестиции в промышленность. - 2001. - №9.

2. Еремин, В. ЕБРР - это больше чем просто акционер // Банковское обозрение. - 2005. - №2.

3. Заявление Правительства РФ № 983п-П13, Центрального Банка РФ № 01-01/1617 от 5 апреля 2005 г. “О стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008г.”

4. Казаков, М. Зарубежные инвесторы верят в российские банки. - 2007.

5. Казаков, М. Международное партнерство: дешевые ресурсы и строгие требования // Банковское обозрение. - 2005. - №2.

6. Официальное сообщение ЦБ РФ от 02.06.2003 г. «О переходе банковского сектора РФ на международные стандарты финансовой отчетности».

7. Федеральный закон от 09.07.1999 г № 160-ФЗ.

8. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.

9. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ.

10. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1.

11. Режим доступа: http://www.ebrd.com/ru

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.