Научная статья на тему 'Инновация в высшем медицинском образовании - основа формирования высококвалифицированных специалистов'

Инновация в высшем медицинском образовании - основа формирования высококвалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ БОЛЕЗНИ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / ВЕРХНЕЕ ПРИАМУРЬЕ / ГЕЛЬМИНТОЗЫ / NATURAL FOCAL DISEASES / FAR EAST REGION / UPPER AMUR REGION / HELMINTHIASIS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Долгих Т. А., Фигурнов В. А., Марунич Н. А.

Представлен анализ преподавания природно-очаговых паразитарных заболеваний в регионе Верхнего Приамурья с изложением опыта работы кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией, научного поиска в этой области, формирования рабочей программы и методических рекомендаций, с планом обучения, начиная с 5-го курса и заканчивая врачами-практиками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONINGRADUATEMEDICALEDUCATION THE BASIS FOR THE FORMATION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS

The article presents the analysis of the teaching of natural-focal parasitic diseases in the Upper Amur region demostrating the experience of the Department of infectious diseases with epidemiology and dermatology, the scientific research in this area, the creating of the working program and methodical recommendations, training plan, starting with the medical students of the 5th year of education and ending with the practitioners.

Текст научной работы на тему «Инновация в высшем медицинском образовании - основа формирования высококвалифицированных специалистов»

Современная подготовка врачей первичного звена немыслима без использования инновационных технологии, позволяющих в совокупности с традиционным образованием сформировать высокую компетентность, соответствующую требованиям практики.

Литература

1. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В. Особенности педагогического процесса и современные технологии преподавания поликлинической терапии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

2. Гончарова О.М. Формирование профессиональных компетенций врача первичного звена // Материалы научно-

практической конференции «Система менеджмента качества: опыт и перспектива». Иркутск. 2017. С.186-188.

УДК 378

Т.Д. Долгих, В.А. Фигурнов, Н.А. Марунич

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ИННОВАЦИЯ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ -

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Резюме Представлен анализ преподавания природно-очаговых паразитарных заболеваний в регионе Верхнего Приамурья с изложением опыта работы кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией, научного поиска в этой области, формирования рабочей программы и методических рекомендаций, с планом обучения, начиная с 5-го курса и заканчивая врачами-практиками.

Ключевые слова: природно-очаговые болезни, Дальневосточный регион, Верхнее Приамурье, гельминтозы.

INNOVATIONINGRADUATEMEDICALEDUCATION THE BASIS FOR THE FORMATION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS

T.A. Dolgikh, V.A. Figurnov, N.A. Marunich

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The article presents the analysis of the teaching of natural-focal parasitic diseases in the Upper Amur region demostrating the experience of the Department of infectious diseases with epidemiology and dermatology, the scientific research in this area, the creating of the working program and methodical recommendations, training plan, starting with the medical students of the 5th year of education and ending with the practitioners.

Key words: natural focal diseases, the Far East region, the Upper Amur region, helminthiasis.

Обучение в медицинском вузе тесно переплетается с общей эпидемиологической ситуацией в связи с появлением новых возбудителей инфекционных болезней от вирусов до паразитов [2]. ВОЗ прогнозирует, что XXI век будет ознаменован ростом вирусных и паразитарных заболевании. Для Дальнего Востока это предсказание звучит по-особенному, так как именно здесь наблюдается целая серия природно-очаговых паразитарных болезней, которым свойственны именно эти территории, и которые наблюдаются в государствах Тихоокеанского региона (Китай, Филиппины, Таиланд, Корея) [1, 4]. В связи с этим в нашем сообщении большое внимание уделяется именно гельминтозам, распространение которых связано не только с природными условиями (изменение климата, природные катаклизмы), но и со все нарастающим туристическим обменом. В ранее опубликованных нами работах [1, 3, 4] приводятся описания особенностей клинического течения паразитарной инфекции, групповые вспышки таких заболеваний как трихинеллез, клонорхоз, эхинококкоз, дирофиляриоз. Все это является предпосылкой для формирования особого подхода к паразитозам, как в комплексной программе, так и в методических публикациях.

Следует отметить, что освоение территории Дальнего Востока, которое продолжается и в настоящее время, приводит к увеличению контакта человека с природой и появлению этих болезней, отличающихся в некоторых случаях тяжелым течением и формированием инвалидизации.

Разнообразие климатических условий, рельефа местности, особенности развития сельского хозяйства, неравномерная плотность населения Верхнего Приамурья (Амурская область) способствуют проявлению этой группы инфекций, давая одиночные заболевания, семейные и групповые вспышки [2]. К существующим здесь паразитарным заболеваниям следует добавить и те, которые «мигрируют» в Дальневосточный регион из южных стран в связи с изменением климата и развитием туризма. Это вызвало необходимость в изучении этих болезней для выработки терапии и мер профилактики. Результаты этих исследований были отображены в многочисленных публикациях сотрудников кафедры.

На кафедре инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) с момента ее образования изучается эта патология, в том числе совместно с некоторыми дрУгими кафедрами (биологии, детских болезней). Это позволило внести ряд дополнений в систему преподавания паразитарных болезней как тех, которые встречаются на территории области, так и тех, которые потенциально могут быть сюда занесены. В связи с этим нами внесены изменения в рабочие программы и методические рекомендации. Это прежде всего клонорхоз, трихинеллез, дирофиляриоз, эхинококкоз, альвеококкоз. Из появившихся в последние годы новых для нас паразитарных заболеваний следует отметить дирофиляриоз, который порой протекает в тяжелых для дифференциальной диагностики формах и создает трудности в его распознавании.

Паразитология начинает изучаться на первом курсе. Это обстоятельство привело к объединению усилий двух кафедр по поиску новых возможностей преподавания. Так, за последние годы нами проводились совместные межкафедральные заседания кружка, на которых обсуждались вопросы биологии, патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения ряда паразитарных заболеваний, а именно дирофиляриоза, эхинококкоза, альвеококкоза, энтеробиоза, трихинеллеза с демонстрацией и детальным клиническим разбором течения болезней. Такие совместные конференции весьма эффективны, создают хорошую базу для изучения данной патологии на старших курсах.

В системе оказания помощи подобным больным особое место отводится инфекционной больнице, где они концентрируются, обследуются и получают лечение. Введение в практику диагностики инфекционных заболеваний метода полимеразной цепной реакции, ультразвукового исследования внутренних органов, компьютерной томографии, фиброэластометрии значительно расширили возможности детального обследования больных и более ранней постановки диагноза.

На кафедре изучение паразитарной патологии проводится в течение сорока лет, что позволило объединить все наблюдения и издать методические рекомендации «Гельминтозы Дальнего Востока (редкие наблюдения)», в которых представлены гастрофилез, дирофиляриоз, трихинеллез. Информация о последнем была опубликована еще в 1984 году в брошюре «Трихинеллез человека и животных на Дальнем Востоке СССР» [5].

Особо мы отмечаем участие студентов в этой работе: они не только осваивают вопросы программы, но и активно готовят сообщения в рамках студенческого научного общества (СНО) и ежегодной конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее». Студенты делают иллюстративные презентации, постерные сообщения, докладывают истории болезни пациентов с редкими гельминтозами, такими как альвеококкоз, эхинококкоз.

На кафе^дре проходят сертификационные циклы для врачей-инфекционистов, семейных врачей, врачей скорой помощи, в программу обучения которых включены вопросы по данной патологии. Особое внимание мы обращаем на раннюю диагностику, лечение и профилактику гельминтозов: эта тема особенно важна для семейных врачей. Учитывая, что наши выпускники в основном распределяются по территории Амурской области, преподавание раздела паразитологии сохраняет преемственность в общей системе повышения качества специалистов.

В течение года кафедра совместно с областной инфекционной больницей проводит ряд конференций с включением вопросов паразитологии, либо проводится только цикл паразитологии, причем, в последнее время эти мероприятия транслируются по области с помощью видео-показа. Это особенно актуально, так как Амурская область граничит с Китаем, откуда возможен занос редкой и неизвестной нам патологии. Так, анализируя случаи заболевания дирофиляриозом, мы пришли к выводу, что эта болезнь не просто занесена на нашу территорию, но здесь сформировался очаг данного гельминтоза, который поддерживается обилием бездомных собак и круглогодичным сохранением комаров, как переносчиков, в подвалах многоквартирных домов.

Результаты изучения гельминтозов сотрудниками кафедры и студентами в рамках СНО опубликованы в ряде журналов, сборников и методических рекомендаций. На итоговом заседании СНО эта патология докладывается в обязательном порядке. Студенты делают не только устные сообщения, но и готовят очень интересные, доступные для понимания презентации.

Помощь пациентам с гельминтозами осуществляется областной инфекционной больницей, на базе которой расположена кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией Амурской ГМА. Имеющиеся лабораторные возможности данного стационара позволяют провести правильную постановку диагноза и назначить в последующем адекватную терапию. В больнице организован консультативно-диагностический кабинет (КДК), на базе которого наблюдаются пациенты, осуществляется диспансеризация, а также совместно со студентами проводится разбор наиболее сложных клинических случаев гельминтозов.

Наша система преподавания паразитарной патологии основана не только на литературных источниках, но и во многом базируется на результатах наших научных исследований, которые опубликованы в ряде медицинских журналов и учтены системой Медлайн. Мы считаем, что именно результаты научных исследований связанные с научным направлением кафедры (краевая, в том числе и паразитарная патология), позволяют наиболее полно осуществлять качественное преподавание этих болезней и формировать врача на уровне самых современных знаний, сохраняя приэтом непрерывность и преемственностьучебы.

Литература

1. Чертов А.Д., Фигурнов В.А., Подолько Р.Н., Близнец О.И. Гельминтозы Дальнего Востока (редкие наблюдения) // Монография. 2012. C. 4-116.

2. Сергиев В.П., Лобзин Ю.В., Козлов С.С. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы) // Руководство для врачей. 2011. С. 7-41.

3. Близнец О.И. Клонорхоз у детей в регионе Верхнего Приамурья // Детские инфекции. 2009. №4. С. 63-64.

4. Фигурнов В.А., Чертов А.Д. Гельминтозы Дальнего Востока (редкие наблюдения) // Методические рекомендации. 2009. С. 4-35.

5. Бритов В.А., Фигурнов В.А. Трихинеллез человека и животных на Дальнем Востоке СССР // Монография. 1984. С. 38.

УДК 613.2

Н.А. Марунич, Е-В. Фигурнова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ИННОВАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ

Резюме Информационное пространство, частью которого являются и результаты научного поиска, постоянно пополняется, что приводит к необходимости наполнять им учебный процесс, заменяя уже устаревшие знания. Именно подобный поисковый процесс является оптимальным в педагогической практике, так как он объединяет интересы обучаемого и педагога.

Ключевые слова: медицинский вуз, инновации в образовательном процессе.

INNOVATION IN PRACTICE

N.A. Marunich, E.V. Figurnova

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The information space, including the results of scientific research is constantly replenished, that leads to the need to fill up the learning process by replacing already obsolete knowledge. Such search process is optimal in pedagogical practice, since it unites the interests of both the trainee and the teacher.

Key words: higher school, higher medical school, innovations in the educational process.

Учебный процесс в вузе определяется обширным комплексом программных и методических разработок и обеспечивается учебниками, монографиями, руководствами, различными информационными материалами, которые регулируются и оцениваются педагогом. Он не только осуществляет контролирующие функции, но и должен постоянно обновлять этот процесс, оценивать его эффективность.

Информационное пространство, частью которого являются и результаты научного поиска, постоянно пополняется, что приводит к необходимости наполнять им учебный процесс, заменяя уже устаревшие знания. Именно подобный поисковый процесс является оптимальным в педагогической практике, так как он объединяет интересы обучаемого и педагога. В высшей медицинскои школе весь процесс обучения имеет одну весьма отличительную особенность: он включает работу с человеком - либо это больной, либо просто человек, с которым врач (индивидуально либо коллективно) отрабатывает профилактические навыки предупреждения заболевании. И если лечебный процесс основан на искусстве врачевания, то профилактическая работа основана на широком разноплановом знании своей профессии и навыках ораторского искусства, что должно приводить к реализации главной цели - человек должен поверить врачу и следовать его рекомендациям. Именно в этом процессе соединяются обучающие и контролирующие функции педагога, усиленная вниманием слушателей и студентов, получающих навыки соединения объема знании с их пропагандой.

За последние два года на кафедре инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией сложилась традиция ежегодно 1 декабря, в день, посвященный проблеме СПИДа, делать массовый выход в школы, средние учебные заведения, трудовые коллективы для профилактики этой болезни. Это определяется тем, что при данном заболевании отсутствуют эффективные средства лечения и медицинской профилактики и главным является предупреждение заражения человека.

Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1983 году, но до сих пор нет ни вакцины, ни сывороток, ни других лечебных и профилактических эффективных препаратов, позволяющих радикально излечить больного или предупредить попадание вируса в организм. Особенностью данного заболевания является и то, что оно имеет длительный инкубационный период и человек, не чувствуя, что он болен, распространяет вирус. Путями передачи вируса от носителя или больного являются: половой (как гомо-, так и гетеросексуальный), через кровь или некоторые другие биологические жидкости человека и передача вируса от матери к новорожденному, причем, переход от стадии ВИЧ-инфицирования к стадии СПИДа с развитием уже симптомов болезни у новорожденных может проходить очень быстро (в течение нескольких месяцев). Поэтому формирование у человека знаний о болезни, характере поведения, отношений в обществе, представлений о моральных и нравственных ценностях являются основными для предупреждения распространения этой болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.