Научная статья на тему 'Некоторые особенности преподавания природно-очаговой инфекционной патологии»'

Некоторые особенности преподавания природно-очаговой инфекционной патологии» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНООЧАГОВЫЕ БОЛЕЗНИ / NATURAL FOCAL DISEASE / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / UPPER AMUR REGION / ВЕРХНЕЕ ПРИАМУРЬЕ / ГЛПС / HFRS / КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ / TICK-BORNE ENCEPHALITIS / ГЕЛЬМИНТОЗЫ / HELMINTHIASIS / FAR EASTERN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марунич Наталья Анатольевна, Фигурнов В. А.

Представлен анализ опыта преподавания природно-очаговой инфекции в регионе Верхнего Приамурья. Изложены итоги работы кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией по сочетанию научного поиска в этой области и формирования рабочей программы с планом обучения, начиная с 5-го курса и заканчивая практикующимися врачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марунич Наталья Анатольевна, Фигурнов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the teaching of natural focal infectious pathology

There is given an analysis of the experience of teaching the natural focal infection in the Upper Amur Region. There's also presented the results of the work of Chair of infectious diseases with epidemiology on a combination of scientific research in this field and the formation of a working program with the training plan, starting from the fifth year and ending with the practitioner.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности преподавания природно-очаговой инфекционной патологии»»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Некоторые особенности преподавания природно-очаговой инфекционном патологии*

Н.А. Марунич, В.А. Фигурнов

ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск

Представлен анализ опыта преподавания природно-очаговой инфекции в регионе Верхнего Приамурья. Изложены итоги работы кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией по сочетанию научного поиска в этой области и формирования рабочей программы с планом обучения, начиная с 5-го курса и заканчивая практикующимися врачами.

* Материалы представлены и обсуждены на расширенном заседании учебно-методической комиссии по инфекционным болезням УМО Минздрава России с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов РФ.

Ключевые слова:

природно-очаговые болезни, Дальневосточный регион, Верхнее Приамурье, ГЛПС, клещевой энцефалит, гельминтозы

Some features of the teaching of natural focal infectious pathology

N.A. Marunich, V.A. Figurnov

Amur State Medical Academy

There is given an analysis of the experience of teaching the natural focal infection in the Upper Amur Region. There's also presented the results of the work of Chair of infectious diseases with epidemiology on a combination of scientific research in this field and the formation of a working program with the training plan, starting from the fifth year and ending with the practitioner.

Key words:

natural focal disease, Far Eastern, Upper Amur Region, HFRS, tick-borne encephalitis, helminthiasis

Преподавание инфекционной патологии неотделимо от общей эпидемиологической ситуации с появлением новых возбудителей и нозологических форм и профилактической работой, направленной на предупреждение заноса в страну и распространение инфекционных болезней. Кроме этого, во многих регионах России имеются особенности инфекционной патологии, связанные с наличием тех или иных природно-очаговых болезней, причем часть из них отличается тяжестью течения, частой инвали-дизацией и нередкими смертельными исходами. Отдельные инфекции, относящиеся к этой группе и отличающиеся нетяжелым течением, могут давать групповые заболевания, семейные вспышки, а периодически и эпидемические подъемы.

Освоение территории Дальнего Востока, начатое в IX в. и продолженное в X в., миграция населения, экономическое

развитие, размещение здесь военных гарнизонов выявило наличие на этой территории ряда тяжелых природно-очаговых болезней. Территория Верхнего Приамурья (Амурская область) - своеобразное продолжение и окончание обширного пространства Дальневосточного региона. Разнообразие климатических условий, различный рельеф местности, неодинаковые условия развития сельского хозяйства привели к тому, что на территории области с неравномерной плотностью населения (высокой - в южных районах и очень низкой - на севере), некоторые природно-очаговые заболевания выявляются по-разному. Среди них особую проблему составляют клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), клещевые риккетсиозы и целый ряд гельминтозов.

Это вызвало потребность в изучении этих болезней и привело к необходимости выработке мер терапии и профи-

37

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

НМО_Инфекции_1_2013_переверстка_лпаа 37 {©)- 22.07.2013 11:30:45

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

$

Карта Верхнего Приамурья

лактики. Результаты этих исследований нашли отражение в многочисленных публикациях, монографиях, диссертациях и эти исследования продолжаются до сих пор, что приводит к необходимости их учета в общей системе медицинского образования.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в последние годы наметилась тенденция и к интенсивному освоению этой территории, строительству ряда объектов, в том числе космодрома Восточный (см. рисунок).

Развитие дипломатических, политических и экономических связей с соседним государством привело к резкому увеличению количества туристов, бизнесменов и деловых людей, что создает возможности заноса на территорию области «старых» и «новых», ранее не известных нам инфекционных болезней.

На кафедре инфекционных болезней с курсом эпидемиологии Амурской государственной медицинской академии с момента ее образования традиционно изучается природно-очаговая инфекционная патология, на основе чего был опубликован ряд статей, публикаций, диссертаций, а также был (и будет) внесен ряд дополнений в систему преподавания. Государственная программа изучения инфекционной заболеваемости включает краевую инфекционную патологию. Однако она насыщена инфекциями, которые не встречаются в нашем регионе, поэтому, создавая свою рабочую программу, мы внесли определенные дополнения и увеличили круг этих болезней, учитывая те, которые встречаются в нашем регионе,

Таблица 1. Структура преподавания краевой инфекционной патологии

1-й Кафедра биологии с экологией (гельминтозы)

2-й Кафедра микробиологии (возбудители микробной и вирусной этиологии)

3-й

Кафедра патологической анатомии (морфологические изменения в органах)

Таблица 2. Распределение часов на преподавание природно-очаговой патологии

Курс Лекции (часы) Практические занятия (часы)

5-й

6-й

и те, которые есть на территории сопредельного государства. Это прежде всего клещевой энцефалит, ГЛПС, клещевые риккетсиозы, клонорхоз, широкий лентец и некоторые другие (лептоспирозы), но их преподавание осуществляется в плане дифференциальной диагностики.

Следует отметить, что некоторые природно-очаговые болезни (такие как гельминтозы) изучаются на кафедре биологии, патология ГЛПС - на кафедре патанатомии, этиология некоторых других инфекционных болезней -на кафедре микробиологии (табл. 1).

В табл. 2 представлены часы преподавания природно-очаговой патологии, начиная с 5-го курса, где на этот раздел дается 5 ч лекционных и 16 ч практических занятий.

На 6-м курсе эта же патология изучается в плане дифференциальной диагностики и оценки симптомов и синдромов. Всего на 6-м курсе на лекции отводится 4 ч, а на практические занятия - 8 ч. Таким образом, на 5-м курсе к нам приходят студенты, которые имеют первоначальные представления об общей инфекционной патологии, причинах болезни, понятие о краевой патологии, и задача нашей кафедры развить эти знания, объединить их и дать объемное представление об общих закономерностях инфекционного процесса, механизмах патогенеза, возможности диагностики и лечения.

Однако мы считаем, что выделенных часов (особенно на 6-м курсе) недостаточно, поэтому стараемся найти пути решения и возможность их увеличения за счет преподавания дифференциальной диагностики и профилактики развития патологий.

Кроме этого, при клиническом разборе, осмотре тяжелых больных и больных с неустановленным диагнозом в консультативно-диагностическом кабинете (КДК), приемном покое больницы, мы постоянно напоминаем о той или иной группе заболеваний. Но этим преподавание краевой патологии не ограничивается. В системе студенческого научного общества (СНО) и научно-исследовательской работе студентов (НИРС) учащимся поручается сделать сообщение по отдельным нозологическим формам или доложить о редких случаях некоторых заболеваний, как в плане их течения, так и исходов болезни. Это были случаи туляремии, наличие у одного больного нескольких гельминтов, случай клонорхоза, выявленного на операции, течение и исход цистицеркоза головного мозга. Перечисленные выше случаи оформлены как в виде «альбомов» («Природно-очаговые инфекционные заболевания Амурской области и их профилактика»; «Некоторые симптомы, патоморфо-логические находки и результаты гистоморфологических исследований при тяжелом течении геморрагической лихорадки с почечным синдромом»; «Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика гельминтозов»; «Диагностика, лечение, эпидемиология и профилактика гельминтозов»; «Гельминтозы Дальнего Востока. Редкие наблюдения»), так и в виде компьютерной презентации. Эти материалы переданы в библиотеку и представлены на сайте академии.

В последующем (в интернатуре, ординатуре) природно-очаговые инфекции также находят свое место в программах, а интерны и ординаторы делают доклады по интересным

38

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

НМО_Инфекции_1_2013_переверстка_.шаа 38 22.07.2013 11:30:46

Н.А. Марунич, В.А. Фигурнов

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДНО-ОЧАГОВОЙ ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ

случаям именно из этой области. Особое внимание мы обращаем на течение и исход клещевого энцефалита, ГЛПС, клещевых риккетсиозов, а также наиболее часто встречающихся гельминтозов: широкий лентец, клонорхоз, цисти-церкоз, эхинококкоз.

На кафедре существуют сертификационные циклы для врачей-инфекционистов, семейных врачей, врачей скорой помощи, в программу обучения которых включается и изучение природно-очаговых болезней. Так, из 156 ч программы сертификационного курса 36 ч отводится на изучение краевой патологии. Особое внимание мы обращаем на раннюю диагностику, осложнения при ГЛПС, особенности профилактики клещевого энцефалита, а также проблему гельминтозов, которые имеют особое значение в обучении семейных врачей.

В течение года кафедра совместно с больницей проводят конференции различного уровня с включением вопросов краевой патологии. Таким образом, все вышеперечисленное слагается в общую систему обучения врачей, что в современных условиях необходимо, так как Амурская область достаточно плотно контактирует с сопредельными территориями, откуда возможен занос редкой и не известной нам патологии. Так, в последние годы на территории Амурской области стал регистрироваться дирофиляриоз, который ранее встречался на территории Китая. Анализируя эти случаи, мы пришли к выводу, что дирофиляриоз не просто занесен на территорию Амурской области, но здесь сформировался очаг данного гельминтоза, который поддерживается большим количеством бездомных собак. Особенностью первых случаев этого заболевания стало то, что паразит удалялся из век, что было большой опасностью для больного вследствие возможности поражения глазного яблока. Это вызвало необходимость внесения изменений в программу преподавания инфекционной патологии, обсуждения данной проблемы с офтальмологами и внесения дополнений в программу преподавания глазных болезней. Кроме того, в журнале «Медицинская паразитология и паразитарные заболевания» были опубликованы материалы, в которых рассмотрены случаи терапии дирофиляриоза.

Наличие сложной краевой патологии в регионе вызвало необходимость ее изучения, выявления особенностей, разработки методов диагностики и возможностей терапии. Мы отмечаем, что самыми тяжелыми природно-очаговыми заболеваниями являются клещевой энцефалит, ГЛПС. Их очаги расположены далеко за пределами областного центра, что накладывает определенные трудности в ранней диагностике и проведении необходимых терапевтических мероприятий. Проводя исследования этих нозологических форм, сотрудники кафедры неоднократно выезжали в различные районы Амурской области для оказания помощи больным и проведения исследований клещей, грызунов. На выезде мы не только работали с больными, но и прово-

дили обучение врачей, подавляющее большинство которых являются выпускниками нашей академии. Это позволяло давать врачам не только некоторые принципиально новые сведения о природно-очаговых болезнях, но и напомнить о тех знаниях, которые были получены во время обучения в медицинском вузе. Кроме этого, результаты наших исследований по природно-очаговым заболеваниям опубликованы в ряде журналов, местных сборников, методических писем. Исходя из своего опыта мы считаем, что в план проведения областных конференций в обязательном порядке должны включаться вопросы природно-очаговой патологии. Это позволит поддерживать определенный уровень знаний и избегать тяжелых диагностических и лечебных ошибок.

С целью обучения и наглядности преподавания на основе наших исследований сделано несколько цветных альбомов-монографий с минимальным количеством текста, но с яркими цветными изображениями. Они используются нами на практических занятиях со студентами, на лекциях, на клинических конференциях и представлены в библиотеке академии, а также в областной библиотеке для широкого пользования.

На основе полученных альбомов был подготовлен ряд презентаций, используемых на практических занятиях и лекциях. И альбомы, и презентации широко используются нами на клинических конференциях как на базе областной инфекционной больницы, так и в других лечебных учреждениях города.

Исходя из своего опыта преподавания природно-очаговых болезней, хотелось бы обратить особое внимание на состояние паразитологической службы. Ситуация сложилась так, что в основном помощь больным с паразитарными заболеваниями осуществляет областная инфекционная больница, на базе которой располагается кафедра. Сотрудники кафедры принимают активное участие в консультации и лечении больных, в разборе редких случаев, в диспансерном наблюдении. Амбулаторное обслуживание этих больных в больнице осуществляется в кабинет инфекционных заболеваний (КИЗ). Там больных ставят на учет, по необходимости вызывают на осмотры и консультируют сотрудники кафедры.

В данной статье изложен наш подход к системе преподавания краевой патологии. Мы хотели бы обсудить свою работу, а также ознакомиться с работой коллег и обменяться результатами научных исследований в этой области, так как считаем, что проводимые научные исследования должны существенно дополнять и обогащать методику преподавания краевой патологии. Мы использовали положение о создании рабочей программы с учетом местных условий, наличия природно-очаговой краевой инфекционной патологии, где может быть предусмотрено изучение других инфекционных заболеваний. И мы считаем, что именно результаты этих исследований, связанные с научным направлением кафедры, позволяют наиболее полно осуществлять преподавание краевой инфекционной патологии.

Ф

СВЕДЕНИЯ О ВЕДУШЕМ АВТОРЕ

Марунич Наталья Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой инфекционных болезней с эпидемиологией ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России (Благовещенск) Телефон: (4162) 52-67-61

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №1 2013

39

НМ0_Инфащии_1_2013_переверс1ка_.1шИ 39 Щй- 22.07.2013 11:30:46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.