УДК 378
О-М-Гончарова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»
Резюме В настоящее время в связи с реформированием образовательной системы изменились подходы в преподавании многих дисциплин, в том числе и поликлинической терапии, поэтому существующее традиционное обучение не всегда удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления. Поэтому в преподавании все шире внедряется проблемное обучение. С помощью проблемных ситуаций студенты вовлекаются в активный поиск ответов на поставленные вопросы, чем активизируют свое мышление, развивают способность к анализу. Внедрение инновационных методик преподавания позволяет повысить наглядность обучения, улучшить усвоение полученных знаний. В последнее время в учебный процесс активно внедряются деловые и ролевые игры, моделирующие работу врача первичного звена здравоохранения.
Ключевые слова: медицинский вуз, поликлиническая терапия, инновационные методики преподавания, деловые и ролевые игры.
THE ROLE OF PROBLEM TRAINING WHILE STUDYING DISCIPLINE «POLYCLINIC THERAPY»
O.M. Goncharova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract At present, in connection with the reform of the educational system, approaches have changed in the teaching of many disciplines, including out-patient therapy, so the existing traditional education does not always satisfy the requirement to bring together the teaching and thinking processes. Therefore, problem education is increasingly introduced in teaching. With the help of problem situations, students are involved in an active search for answers to the questions posed, and activate their thinking, develop the ability to analyze. The introduction of innovative teaching methods makes it possible to increase the visibility of teaching, improve the assimilation of acquired knowledge. Recently, in the educational process, business and role-playing games that model the work of a primary care physician are being actively introduced.
Key words: higher medical school, polyclinic therapy, innovative teaching methods, business and role games.
Основной задачей высшей школы с учетом нарастающего темпа обновления информации в медицине и образовании является повышение качества подготовки специалистов и их творческого потенциала. Данная задача требует совершенствования форм и методов обучения с использованием инновационных и эффективных технологий для обеспечения высокого качества образовательного процесса и профессионального развития, опирающихся на традиционные подходы и на самостоятельную познавательную деятельность студентов. Важнейшим направлением в преподавании цикла поликлинической терапии являются традиционные методы, ориентированные на изучение дисциплины при непосредственном контакте с больными на приеме и во время посещения пациента на дому под руководством преподавателей.
В связи с реформированием образовательной системы изменились подходы в преподавании многих дисциплин, в том числе и поликлинической терапии, поэтому существующее традиционное обучение не всегда удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления. Поэтому в преподавании все шире внедряется проблемное обучение.
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей обучающихся. С помощью проблемных ситуаций студенты вовлекаются в активный поиск ответов на поставленные вопросы, чем активизируют свое мышление, развивают способность к анализу.
Для формирования профессиональных навыков и умений широко используются различные формы подготовки: лекции, семинары, дискуссии, «мозговые штурмы», круглые столы, «школы здоровья» для пациентов, мини-конференции с выступлением студентов по различным темам. Одним из наиболее распространенных и доступных видов образовательных ресурсов является компьютерная презентация. Достаточно наглядный материал облегчает его усвоение и восприятие [1]. Визуализация занятий важна при разборе патологии, подбор больных по которой затруднен или невозможен. Лекционный курс является очень важной частью обучения. Он позволяет преподавателям сориентировать студентов на важных моментах излагаемого материала, вызвать интерес к нему.
Во время дискуссии, особенно при обсуждении спорных вопросов, формируются ценностные установки, запоминаются новые факты, удается выработать совместные решения.
Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть, поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, повышение санитарно-гигиенической культуры. Хорошо организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения, проводимые в «школах здоровья», способствуют снижению заболеваемости и смертности.
«Школа» для пациентов - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленное на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. «Школы здоровья», которые проводятся в группах при изучении дисциплины «Поликлиническая терапия», помогают студентам овладевать методами индивидуального и группового консультирования, способствуют совершенствованию их профессиональных навыков.
Так для студентов 5 и 6 курсов при прохождении цикла проводятся учебные «школы здоровья», посвященные сердечно-сосудистым заболеваниям и факторам риска их развития, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, профилактике онкопатологии в игровом варианте, где одни студенты, вместе с преподавателем, исполняют роли «пациентов», а другие - роли врачей-специалистов (участкового терапевта, кардиолога, невролога, физиотерапевта, диетолога, онколога, врача по лечебной физкультуре и санаторно-курортному делу). Врачи-специалисты проводят анкетирование по выявлению факторов риска, рассказывают «пациентам» о их важной роли в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, о симптомах таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, о методах их профилактики.
В ходе проведения «школ» студенты-«пациенты» задают вопросы по диетотерапии, санаторно-курортном лечении, лечебной физкультуре и т. д., получают исчерпывающие ответы. Привлечение студентов в качестве стандартизированных «пациентов» помогает им лучше понимать клиническую ситуацию изнутри, что может оказаться полезным для их будущей профессиональной деятельности. Главное - это моделирование ситуации, описание роли «пациента», подготовка схемы элементов беседы с «пациентом», его осмотра и назначений. Создание атмосферы, приближенной к амбулаторному приему, позволяет проверить навыки общения, клинического обследования пациента, работы с медицинской документацией, умение выписать рецепт, направление к специалисту.
В учебный процесс активно внедряются деловые и ролевые игры, моделирующие работу врача первичного звена здравоохранения. Известно, что обучение практикой действия это уже 70% усвоенного материала. Работа в амбулаторных условиях сложна тем, что врач не имеет возможности обратиться за помощью к старшему коллеге, как это происходит в больнице. Посещение пациента на дому может обернуться серьезной проблемой, так как неопытный доктор оказывается один на один с непредсказуемой ситуацией, когда от его тактики и решения может зависеть жизнь человека. В потоке пациентов, записавшихся на прием к врачу, порой встречаются те, у которых не будет необходимого набора «заболеваний или симптомов», предусмотренных программой обучения. Поэтому моделирование клинических ситуаций становится важным элементом обучения студентов. Участникам предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненных ситуаций. В ходе ролевых и деловых игр формируется алгоритм оказания неотложной помощи, хода лечения, выявления показаний для госпитализации, проведения противоэпидемических мероприятий, выработки трудовых рекомендаций, разработки профилактических мероприятий. Все ситуации, которые ложатся в основу конференции, деловых игр, круглых столов, берутся из архивов поликлиник или из средств массовой информации [2]. Сталкиваясь с конкретной ситуациеи, студент определяет имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения. Это развивает способность к анализу конкретных ситуаций.
Ролевые игры дают возможность имитировать различные ситуации (прием больного с различной патологией, консультативный прием, разбор случаев, которые закончились летальным исходом, разбор ситуаций, которые требуют оказания экстренной помощи на приеме и т.д.) Использование деловых и ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность студентов и позволяет живо и интересно проводить занятия. Выступление в роли обучающего, это 90 % усвоенного материала, а тот, кто знакомит с информацией других, сам усваивает 90% преподаваемого материала. Например, при проведении ролевой игры «Виновен ли врач?», студенты пытаются выявить ошибки, связанные с профессиональной медицинской деятельностью. Отвечая на вопрос, виновен ли врач, рассуждают о том, как бы они поступили в данной ситуации. Психологическое влияние ролевой игры проявляется в интеллектуальном росте обучающихся. Превосходство ролевой игры над другими средствами обучения в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую, а главное коллективную форму работы на занятии.
Важнейшее место в процессе совершенствования клинической подготовки студентов отводится производственной практике. Сотрудники нашей кафедры в течение многих лет работают со студентами во время летней практики, помогают им овладеть практическими навыками, руководят научно-исследовательской работой. Они привлекаются к поисковым работам по актуальным вопросам ведения больных с различной патологией на амбулаторном этапе. Результаты проведенных исследований докладываются на заседаниях студенческого кружка. Студенты привлекаются к проведению научно-практических конференций. По результатам проведенной работы готовятся доклады, с которыми студенты выступают на студенческих конференциях.
Современная подготовка врачей первичного звена немыслима без использования инновационных технологии, позволяющих в совокупности с традиционным образованием сформировать высокую компетентность, соответствующую требованиям практики.
Литература
1. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В. Особенности педагогического процесса и современные технологии преподавания поликлинической терапии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.
2. Гончарова О.М. Формирование профессиональных компетенций врача первичного звена // Материалы научно-
практической конференции «Система менеджмента качества: опыт и перспектива». Иркутск. 2017. С.186-188.
УДК 378
Т.Д. Долгих, В.А. Фигурнов, Н.А. Марунич
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ИННОВАЦИЯ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ -
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Резюме Представлен анализ преподавания природно-очаговых паразитарных заболеваний в регионе Верхнего Приамурья с изложением опыта работы кафедры инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией, научного поиска в этой области, формирования рабочей программы и методических рекомендаций, с планом обучения, начиная с 5-го курса и заканчивая врачами-практиками.
Ключевые слова: природно-очаговые болезни, Дальневосточный регион, Верхнее Приамурье, гельминтозы.
INNOVATIONINGRADUATEMEDICALEDUCATION THE BASIS FOR THE FORMATION OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS
T.A. Dolgikh, V.A. Figurnov, N.A. Marunich
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The article presents the analysis of the teaching of natural-focal parasitic diseases in the Upper Amur region demostrating the experience of the Department of infectious diseases with epidemiology and dermatology, the scientific research in this area, the creating of the working program and methodical recommendations, training plan, starting with the medical students of the 5th year of education and ending with the practitioners.
Key words: natural focal diseases, the Far East region, the Upper Amur region, helminthiasis.
Обучение в медицинском вузе тесно переплетается с общей эпидемиологической ситуацией в связи с появлением новых возбудителей инфекционных болезней от вирусов до паразитов [2]. ВОЗ прогнозирует, что XXI век будет ознаменован ростом вирусных и паразитарных заболевании. Для Дальнего Востока это предсказание звучит по-особенному, так как именно здесь наблюдается целая серия природно-очаговых паразитарных болезней, которым свойственны именно эти территории, и которые наблюдаются в государствах Тихоокеанского региона (Китай, Филиппины, Таиланд, Корея) [1, 4]. В связи с этим в нашем сообщении большое внимание уделяется именно гельминтозам, распространение которых связано не только с природными условиями (изменение климата, природные катаклизмы), но и со все нарастающим туристическим обменом. В ранее опубликованных нами работах [1, 3, 4] приводятся описания особенностей клинического течения паразитарной инфекции, групповые вспышки таких заболеваний как трихинеллез, клонорхоз, эхинококкоз, дирофиляриоз. Все это является предпосылкой для формирования особого подхода к паразитозам, как в комплексной программе, так и в методических публикациях.
Следует отметить, что освоение территории Дальнего Востока, которое продолжается и в настоящее время, приводит к увеличению контакта человека с природой и появлению этих болезней, отличающихся в некоторых случаях тяжелым течением и формированием инвалидизации.
Разнообразие климатических условий, рельефа местности, особенности развития сельского хозяйства, неравномерная плотность населения Верхнего Приамурья (Амурская область) способствуют проявлению этой группы инфекций, давая одиночные заболевания, семейные и групповые вспышки [2]. К существующим здесь паразитарным заболеваниям следует добавить и те, которые «мигрируют» в Дальневосточный регион из южных стран в связи с изменением климата и развитием туризма. Это вызвало необходимость в изучении этих болезней для выработки терапии и мер профилактики. Результаты этих исследований были отображены в многочисленных публикациях сотрудников кафедры.