Analysis of the participants of foreign economic activity is carried out on a quarterly basis as part of categorization automatically regular software using information resources of the Federal Tax Service of Russia and the Bank of Russia on the basis of the criteria for calculating the generated algorithms. More than 2 thousand participants of foreign trade activities in the framework of an automated approach is related to the low-risk category violations of the customs legislation as at 31 December 2015 [3, p. 18]. The amount applied to them forms of customs control decreased: customs inspection was carried out in relation to 1.1% of consignments, customs examination - 0.4% of consignments, the request for additional documents was carried out in respect of consignments of 8.7% of the total number of consignments, decorated this category of persons. In addition, the period of the release of goods for traders with a "low-risk" reduced to 2 hours 47 minutes (with a planned value of the release of goods - within 4 hours from the time of registration of the customs declaration) [3, p. 20].
Current trends are aimed at the development of mutually beneficial cooperation between traders and customs authorities, helping to reduce the workload of Customs, reducing time and cost for the participants of foreign economic activity, and, consequently, increases the intensity of foreign trade, stimulate economic growth, without compromising the quality of customs administration.
References
1. Kostin A. A. Sistema upravlenija riskami pri osushhestvlenii tamozhennogo kontrolja: Uchebnoe posobie [The risk management system in the implementation of customs control: Textbook]. SPb.: IC Intermedija, 2013. 224 p. [in Russian].
2. Tamozhennaja sluzhba Rossijskoj Federacii v 2015 godu: Spravochnye materialy k zasedaniju kollegii FTS Rossii. [The Customs Service of the Russian Federation in 2015: Reference materials for the meeting of board of Russian Federal Customs Service]. [Electronic resource]. URL: http://search.customs.ru (date of access: 15.12.2016) [in Russian].
Effectiveness of government programs to support innovative entrepreneurship
in the Samara region Sholina A. (Russian Federation) Эффективность государственных программ поддержки инновационного предпринимательства на территории Самарской области Шолина А. И. (Российская Федерация)
Шолина Анастасия Игоревна / Sholina Anastasia — студент, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий, Поволжский университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассматривается характеристика инновационной активности и развития Самарской области, а также рассматривается эффективность государственных программ поддержки инновационного предпринимательства на территории области, исследуется значимость инновационной политики в российской экономике и реализуемый уровень данной политики в Самарском регионе. Анализируются рейтинги инновационной активности региона, а также на основе проделанных исследований формируется перечень способов стимулирования роста инновационной деятельности в области.
Abstract: this article examines the characteristics of innovation activity and the development of the Samara region, and discusses the effectiveness of public innovation entrepreneurship support programs in the region, explores the importance of innovation policy in the Russian economy and the level of the policy implemented in the Samara region. Analyzed ratings of innovative activity in the region, as well as on the basis of this research formed the list of ways to stimulate the growth of innovation in the field.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационный потенциал, научно-технический потенциал, инновационная активность, ноу-хау, рейтинг, Самарская область, государственная поддержка.
Keywords: innovation policy, innovation potential, scientific and technological potential, innovative activity, know-how, rating, Samara region, state support.
В настоящее время развитие инновационного предпринимательства является важнейшей составляющей экономики региона. Оно настраивает на повышение качества жизни людей, улучшение
экологической ситуации, получение большей прибыли и содействует НТП [8, с. 177]. Для Самарской области проблема инновационного развития является одной из самых актуальных, поскольку тенденции мирового экономического развития однозначно определяют необходимость именно такого развития, однако, современное социально-экономическое состояние регионов России предоставляет для этого весьма незначительные возможности [5, с. 153]. Опыт зарубежных стран показывает, что наличие инновационного предпринимательства в любой национальной экономике просто необходимо.
Главным требованием к переходу региональной экономики на инновационный путь развития становится увеличение активности инновационного предпринимательства. За последние несколько лет был осуществлен перечень важных мероприятий в рамках инновационной политики.
Основными целями реализации инновационной политики в Самарской области являются:
1 )увеличение валового регионального продукта;
2) развитие научно-технического, экономического и инвестиционного потенциала Самарской области;
3) увеличение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на территории Самарской области;
4) повышение поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
5) создание новых производств, увеличение количества рабочих мест;
6) повышение уровня жизни населения Самарской области;
7) содействие переходу экономики Самарской области на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании ноу-хау;
8) вовлечение молодежи Самарской области в инновационную деятельность [9].
Однако, при существовании некоторых улучшений, сохраняется разрозненность и нестабильность общего прогресса в инновационной сфере. К числу важнейших проблем в организации и осуществлении региональной инновационной политики относятся:
- ненадлежащее качество инновационной среды;
- наличие препятствий для продвижения новых технологий в региональной экономике;
- отсутствие усилий со стороны власти региона, направленных на улучшение состояния инновационной деятельности;
- нерегулярный характер взаимодействия властей и бизнес-сферы региона в создании и реализации инновационной политики;
- низкая эффективность программ государственной поддержки на территории Самарского региона.
Чтобы устранить данные проблемы, сдерживающие рост инновационной деятельности Самарской
области, необходимо создать благоприятную инновационную среду, которая включает в себя:
- улучшенные условия инновационной деятельности;
- регулярную оценку нормативных препятствий для продвижения критических технологий в экономике региона;
- развитую систему технического регулирования со стороны региональных властей для совершенствования инновационного климата;
- низкий уровень налоговой нагрузки на инновационно--активные компании;
- приток высококвалифицированного персонала в сфере инноваций.
Для создания такой «дружественной» инновационной среды следует не только развивать инновационный потенциал региона, который характеризует способность региона использовать результаты научно-технических исследований в практической деятельности, но и эффективно реализовывать и применять государственные программы поддержки инновационной деятельности [7, с. 89].
Самарский регион отличается от других регионов России значительным и стабильным научно-техническим и инновационным потенциалом. По итогам Рейтинга инновационной активности регионов с 2011 по 2015 года проводимого Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), целью которого является определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, а также получение объективной картины текущего состояния сферы инноваций в России [4].
Таблица 1. Рейтинг инновационной активности Самарского региона в 2011-2015 гг.
Год Место Итоговый индекс
2011 6 0,1357
2012 6 0,2104
2013 6 0,1991
2014 6 0,1991
2015 4 0,3511
Самарская область стабильно держала свои позиции, начиная с 2011 года и заканчивая 2014, в группе субъектов РФ с высокой инновационной активностью, а в 2015 году обошла Томскую и Нижегородскую области и заняла 4 место в рейтинге.
Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) в 2015 году представила лепестковую диаграмму инновационного развития Самарской области (рис. 1) [1].
Самарская область (14-е место, + 1 позиция)
П-4 П-3
Рис. 1. Диаграмма инновационного развития Самарского региона в 2015 году
Из приведенного выше рисунка видно, что сильной стороной Самарской области является показатель Ш-3. Это означает, что регион занимает лидирующие позиции по показателю удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видах деятельности в общей численности занятых в экономике региона. Регион имеет стабильно растущую динамику по показателям 1-3 (доля занятых с высшим профессиональным образованием в общей численности населения в трудоспособном возрасте), 1-8 (внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП), 11-4 (удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг), II-9 (Интенсивность затрат на технологические инновации).
Таким образом, данная статистика показывает, что создание инновационной среды для стимулирования инновационной деятельности возможно.
Но стабильно увеличивающийся инновационный и научно-технический потенциал не является важнейшим критерием повышения инновационно-предпринимательской активности в регионе. Важнейшую роль в создании устойчивого инновационного климата играют программы государственной поддержки инновационного предпринимательства в регионе [2, с. 16].
Государственная поддержка инновационной деятельности в регионе - это ряд мероприятий, необходимых для ведения и координации экономического развития региона, исходящий от государственных органов и направленных на создание и повышение активности инновационной деятельности [3, с. 114]. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в Самарском регионе реализуется в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;
- нормативными правовыми актами РФ;
- законом Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности Самарской области»;
- нормативными правовыми актами Самарской области [9].
Государственная поддержка инновационного предпринимательства на территории Самарской области предусматривает:
1) мотивацию и интенсификацию инновационного предпринимательства;
2) сосредоточение ресурсов, необходимых для инновационного бизнеса на ведущих направлениях экономического развития области;
3) объединение инвестиционной, научно-технической и инновационной активности для гарантированного обеспечения их целостного взаимодействия с производством;
4) объединение работы органов власти, общественных организаций, науки и предпринимательства на территории Самарского региона для стимулирования инновационной активности.
Государственная инновационная политика в Самарской области осуществляется с помощью программно-целевого метода и представляет собой создание программ в области инновационной эволюции. Государственные программы в сфере инновационного развития Самарской области формируются для того, чтобы решать стратегически важные задачи инновационного развития и создавать инновационную инфраструктуру, осуществляющиеся с помощью межотраслевого и межведомственного контроля. В свою очередь ведомственные целевые программы в сфере инноваций подготавливаются для того, чтобы осуществлять контроль за развитием отдельных технологических направлений, отраслей и инновационных территориальных кластеров.
Реализация государственных программ поддержки инновационной деятельности на территории Самарской области привела:
- к росту числа малого и среднего предпринимательства;
- повысила инновационную деятельность в компаниях;
- к внедрению различных технологий и наукоемкой продукции, созданных в Самарском регионе, на международный и российские рынки;
- к привлечению на территорию региона инноваций из других субъектов РФ;
- к использованию практик других регионов РФ в повышении активности инновационной деятельности [6, с. 51];
- к положительной динамике развития научной, образовательной и коммерческой деятельности, основанной на привлечении молодежи в сферу инновационного предпринимательства.
В качестве примера эффективной государственной программы поддержки инновационного предпринимательства Самарской области рассмотрим государственную программу «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 20142018 годы. Объем финансирования данной программы составил 1402,622 млн руб.
Рис. 2. Объем финансирования программы из средств областного бюджета на 2014-2018 гг. (млн руб.) [9]
Для увеличения плодотворности данного проекта Правительство Самарской области вносит на рассмотрение различные концепции осуществления данной программы, в основе которых лежат принципы государственно-частного партнерства. Такое участие государства в проекте имеет высокую социальную и научную значимость. Данная программа служит инструментом для эффективного взаимодействия между органами государственной власти региона и сферой инновационной деятельности. Программа носит актуальный, реалистичный и контролируемый характер, который отвечает всем нормам, необходимых для благоприятной реализации государственных программ по поддержке инновационного предпринимательства региона.
В заключение хотелось бы отметить, что успех любой инновационной деятельности региона, прежде всего, зависит от уровня развития инновационной среды и от эффективной реализации программ государственной поддержки данной деятельности, поскольку при отсутствии средств или навыков для реализации инновационного проекта, наличие высокоактивного инновационного климата и правильно разработанных государственных программ поддержки даст необходимый фундамент для
успешной активизации инновационной деятельности региона. Наличие данных аспектов поможет
увеличить эффективность программ поддержки инновационного предпринимательства на территории
Самарского региона.
Литература
1. АИРР. [Электронный ресурс]. Рейтинг инновационного развития. Режим доступа: М1р://ь regions.org/about/proekty/rejting-innovatsionnogo-razvitiya/ (дата обращения: 12.12.2016).
2. Владимирова С. В., Лоскутова М. В. Программно-целевой подход к созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Социально-экономические явления и процессы, 2008. № 1. С.15-18.
3. Гедич Т. Г., Уразова Н. Г. Государственное регулирование инновационной деятельности - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 188 с.
4. НАИРИТ. [Электронный ресурс]. Новости. Режим доступа: http://nair-it.ru/news/ (дата обращения: 12.12.2016).
5. Нестерова Н. Н. Инновационный потенциал: роль и место в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы, 2012. № 10 (044). С. 151-154.
6. Осипова И. В., Решетникова Е. В. Инновационное предпринимательство: особенности развития и регулирования // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. С. 50-53.
7. Поротькин Е. С. Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области // Экономика и экологический менеджмент, 2015. № 2. С. 85-91.
8. Хасаншин И. А., Гебейдуллова Д. А. Россия и Кот-Д'ивуар: сравнительный анализ инновационного развития. Ключевые особенности и перспективы // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. (Самара, 7 апреля 2015) Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 177-181.
9. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]: О государственной поддержке иновационной деятельности на территории Самарской области. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/945012260/ (дата обращения 12.12.2016).
The modification of the investment policy in the major oil companies
in under the sanctions Pavlova Ju. (Russian Federation) Модификация инвестиционной политики в крупных нефтяных компаниях
в условиях санкций Павлова Ю. П. (Российская Федерация)
Павлова Юлия Павловна /Pavlova Julia — студент, экономический факультет, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассмотрена динамика изменения цен на нефть и объемы добычи нефти. Также в статье рассмотрены результаты влияния на структуру распределения добычи между институтами экономики. Проанализировано влияние цен на нефть, на деятельность нефтяных компаний. Предварительные оценки показывают неоднородность планов компаний, но многие при ценах 30 долл./барр. планируют сокращать инвестиции в разведку и добычу, и на основе этого дана краткая характеристика поведения нефтяных компаний в условиях внешнеэкономической нестабильности.
Abstract: the article deals with the dynamics of changes in oil prices and oil production volumes. The article also discussed the results of such impact on the production structure of the distribution between the institutions of the economy. Analyzed the impact of oil prices on the activities of the oil companies. Preliminary estimates indicate the heterogeneity of the company's plans, but many at the price of 30 dollars/bbl. plans to reduce investments in exploration and production and on the basis of the brief description of the behavior of the oil companies in terms offoreign economic instability.
Ключевые слова: нефтяные котировки, девальвация рубля, санкции, добыча, инвестиции, стресс-тесты. Keywords: price quotations of oil, oil output, the devaluation of the ruble, sanctions, investment, stress tests.