3. Борисов В. Н., Почукаева О. В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности // Проблемы прогнозирования, 2009. № 4. С. 37-45.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2012. Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 1266 с.
5. Гольберт В. В. Социально-структурные аспекты инновационной и государственной стратегии мобилизации инновационного потенциала // Социологии и социальной антропологии, 2007. Том X. № 4. С. 94-111.
6. Крюкова А. А. Конспект лекций по дисциплине теоретическая инноватика. С.: Самара, 2013. 118 с.
Features of Russian innovation infrastructure Rakhmanova T.1, Krjukova A.2 Особенности инновационной инфраструктуры России Рахманова Т. Э.1, Крюкова А. А.2
'Рахманова Татьяна Эдуардовна / Rakhmanova Tat yana — студент;
2Крюкова Анастасия Александровна /Krjukova Anastasija — кандидат экономических наук, доцент, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности инновационной инфраструктуры России. Проанализированы понятие, задачи и свойства инновационной деятельности Российской Федерации, группы технопарковых структур и их основные характеристики. Abstract: this article describes the features of Russian innovation infrastructure. We analyzed the concept, objectives and properties of the innovative activity of the Russian Federation, a group of technopark structures and their main characteristics.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инкубаторы, технопарки, технополисы. Keywords: innovative infrastructure, incubators, technology parks, techno.
Инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [1]. Она является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, предпринимательским сектором экономики страны и государством.
Необходимо сказать о важной черте любой из существующих инфраструктур: инфраструктура - это система, помогающая в производственных и социальных процессах.
В данный момент развитие в России инфраструктуры инноваций - эта основная цель для научной сферы и для увеличения конкурентоспособности и результативности экономической системы.
Инновационную инфраструктуру, в основном, разделяют на пять подсистем:
1) Финансовая: бюджетные, венчурные, страховые и инвестиционные фонды, а также иные финансовые институты.
2) Материальная: технопарки, инновационно -технологические центры, бизнес-инкубаторы и т. п.
3) Информационная: базы данных, центры доступа, организации, оказывающие услуги.
4) Кадровые: учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров в областях инновационного менеджмента, маркетинга и т. д.
5) Экспертно-консалтинговая: организации, решающие проблемы стандартизации, сертификации. Также в эту подсистему входят центры общего и консалтинга и консалтинга, специализирующегося на финансах, инвестициях, маркетинге, управлении и т. д.
Страны, развивающиеся в инновационной сфере, считают, что в постоянно растущей конкуренции на мировом рынке побеждает тот, кто может совершенствовать инновационную инфраструктуру, кто создал самый результативную систему инновационной деятельности. Следовательно, для продуктивной деятельности экономики России инфраструктура инноваций должна быть функционально полной.
Финансовая инновационная деятельность России нуждается в изменениях. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в России составляют всего 1,16% от валового внутреннего продукта, что гораздо ниже уровня таких стран, как Швеция (3,40%), Япония (3,36%), США (2,90%), Германия (2,82%) [4]. Российское финансирование научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ, в основном, осуществляются государством. В вышеперечисленных же странах главные инвестиции в инновационную сферу поступают от частного сектора.
4
3,5
3
2,5
ы =1 2
X
Л! О. 1,5
1
0,5
0
1,1
I
Россия
Швеция
Япония Страны
США
Германия
Рис. 1. Распределение стран мира по уровню расходов на НИОКР (°% от ВВП) за 2016 г.
В настоящее время в России существует ряд элементов финансовой инфраструктуры, разработанных с участием государства и созданных для стимулирования процессов развития и введения в производство инноваций. К этим элементам относятся Российский фонд технологического развития созданный в 1991 году, Фонд содействия, созданный в 1994 году и Венчурный инновационный фонд, созданный в марте 2000 года.
Важным элементом инновационной инфраструктуры России являются научно-технологические парки. Они играют важную роль в инновационной политике. Научно-технологический парк - это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. Фирмы, которые входят в технологический парк, могут стоять на разных ступеньках развития инноваций - от неопытных фирм до фирм с отрегулированным производством и устойчивой рыночной системой. Часто в структуре технологического парка формируется инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы создаются, чтобы гарантировать благоприятные условия небольшим инновационным фирмам на начальных, рисковых ступеньках развития их проектов, когда еще трудно подсчитать вероятность успеха.
Рис. 2. Три группы технопарковых структур
Инкубаторы - это сложный многофункциональный комплекс, осуществляющий широкий перечень инновационных услуг. Иными словами, инкубаторы созданы для «высиживания» новых инновационных предприятий, поддерживания их на начальных стадиях развития путем предоставления информационных и консультационных услуг, аренды помещения и оборудования. Главная задача инкубатора - это создание благоприятной среды для расширения и поддержки субъектов небольшого предпринимательства.
Инкубатор обычно занимает одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента, в основном, длится от 2 до 5 лет, после этого срока инновационная фирма обязана покинуть инкубатор и начинать самостоятельную деятельность. Инкубаторы должны постоянно развиваться.
Технопарками называются компактно размещенные комплексы, деятельность которых основывается на коммерциализации научной и технической деятельности, быстрому проталкиванию новшеств на рынок.
Основные свойства технопарка:
1) Комплексность всех состоящих в технологическом парке юридически независимых организаций, научных учреждений, вузов, служб сервиса.
2) Маленькая площадь расположения.
3) Присутствие высококачественной инфраструктуры.
4) Нахождение в экологически чистых районах.
5) Результативность инновационной деятельности.
Понятия технопарк и инкубатор очень близки в инновационной деятельности. Данные составляющие инновационной инфраструктуры образуют комплекс, который содействует совершенствованию малых инновационных организаций, созданию благоприятной среды для их жизнедеятельности. Отличие между технопарками и инкубатором состоит в том, что круг клиентов технопарка намного шире, чем инкубаторов, которые ограничиваются недавно созданными или находящимися на первой ступеньке развития инновационными компаниями. В свою очередь, услугами технопарков пользуются малые и большие инновационные организации, которые находятся на разных стадиях освоения научных знаний. В общем, технопаркам не присуща жёсткая политика непрерывного развития, замены фирм-клиентов, характерная для инкубаторов.
Главным подразделением технопарка является центр. В основном, в структуру технопарка включаются учебные, информационные, консультационные центры, промышленные зоны.
Любой из центров технологического парка предлагает узкоспециализированный набор услуг, таких как: услуги по повышению квалификации кадров, нахождение и предоставление информации по определённой технологии или определенной сфере действий, консультация по юридическим вопросам. В состав технопарка так же может входить инкубатор.
Выделяют следующие направления деятельности технопарков:
1) Помощь при формировании новых наукоемких фирм, которые используют результаты исследований научных организаций и вузов.
2) Ускорение положительных изменений в регионе с помощью создания новых рабочих мест, перестройка промышленности, используя новые технологии.
3) Организация сотрудничества между высшими учебными заведениями и промышленностью.
4) Поиск новых источников доходов.
Технополис является крупным современным научно-промышленным комплексом. Он состоит из университетов или других вузов, научно-исследовательских институтов, жилых районов, оснащенных культурной и рекреационной инфраструктурой. Технополисы часто называют научным городом или наукоградом, «городом мозгов». Современный технополис должен представлять собой город-государство, где в процессе коммерциализации технологии взаимно увязываются усилия частного и общественного секторов с целью интенсификации экономического развития на основе нововведений [2].
Основная цель при строении наукоградов, технополисов является концентрирование научных исследований в передовых и пионерных отраслях, предоставление благоприятной среды для создания новых наукоемких производств в данных отраслях. В основном, главным критерием, которому должен соответствовать технополис, является его положение в живописных районах.
В настоящее время в России числится более 110 технопарков, еще больше инновационно-технологических центров, около 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 80 центров научно-технической информации, свыше
129 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры [3].
Создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Проблема заключается в том, что инновационная инфраструктура России не является совершенной. Формально инновационная инфраструктура есть, но она не работает как целостная система, обеспечивающая стимулирующую деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Но, несмотря на все недостатки, она продолжает развиваться, стремится за странами с более высокой инновационной активностью, например, Швеция, США, Финляндия, Япония.
Литература
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (принят собранием законодательства Российской Федерации 23.08.1996) (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 254-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014. № 15.
2. Крюкова А. А. Конспект лекций по дисциплине теоретическая инноватика / А. А. Крюкова. С.: Самара, 2013. 214 с.
3. Научно-исследовательский центр «Коллоквиум». Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы экономики в современной России (Том 2). Йошкар-Ола, 2012. 187с.
4. UNESCOInstituteforStatistics. Исследование «Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratmgs/research-and-development-expenditure/info/ (дата обращения: 29.10.2016).
Regional e-government as part of infrastructural maintenance of innovative
business
Sherstyankina A.1, Khasanshin I.2 Региональное электронное правительство как элемент инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства Шерстянкина А. А.1, Хасаншин И. А.2
1 Шерстянкина Анна Александровна / Sherstyankina Anna - студент; 2Хасаншин Ильдар Анварович /Khasanshin Ildar - доцент, кандидат экономических наук, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье исследованы сущность и приоритеты развития регионального электронного правительства (ЭП) в качестве инструмента с целью инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Раскрыта роль регионального электронного правительства в данном аспекте и определены приоритетные факторы инновационного предпринимательства.
Abstract: this article studies the essence and priorities of development of regional e-Government (E-Gov) as a tool for the purpose of infrastructural maintenance of innovative business. The role of the regional e-government in this aspect and priority of innovative business factors is revealed.
Ключевые слова: регион, инновационное предпринимательство, инфраструктурное обеспечение. Keywords: region, innovative entrepreneurship, infrastructure support.
Экономику двадцать первого века характеризует новый вид производства, который обеспечивает инновационному предпринимательству перспективные шаги вперед, обеспечивающие смену направления для его развития. На данном этапе электронное правительство является «строителем» инфраструктуры инноваций на базе информационных технологий. Для достижения перспективного развития информационного общества главной целью являлось сделать понятие «информационное общество» целью этой стратегии. Для достижения этой цели необходимо активное использование информационных технологий.