НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инновационный подход к методике преподавания дисциплины «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов
Р.С. Аракельян, Х.М. Галимзянов, С.Ф. Карпенко
ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлена новая методика преподавания дисциплины «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов. Проведено анкетирование студентов по предлагаемой методике преподавания дисциплины.
Ключевые слова:
эпидемиология, учебные занятия, инфекции, опрос, студенты, военная эпидемиология
An innovative approach to teaching the subject of "Epidemiology" to students of medical and pediatric faculty
R.S. Arakeiyan, Kh.M. Gaiimzyanov, S.F. Karpenko
Astrakhan State Medical University
The article presents a new method of teaching the subject "Epidemiology" to students of medical and pediatric departments. Questionnaire of the students on the proposed method of teaching.
Keywords:
epidemiology, training sessions, infections, survey, students, military epidemiology
На дисциплину «Эпидемиология», согласно рабочим программам № 060101 «Лечебное дело» и № 060103 «Педиатрия», утвержденным Минобрнауки России 8 ноября 2010 г., отводится 108 академических часов, в том числе 51 ч на практические занятия, 21 ч на лекции и 36 ч на самостоятельную подготовку.
Дисциплина изучается на IV курсе студентами лечебного и на V курсе студентами педиатрического факультетов.
Учебный цикл практических занятий разделен на несколько частей: общая, частная и военная эпидемиология.
На вопросы общей эпидемиологии отводится 16 ч (4 практических занятия). Студенты изучают следующие темы: «Введение в эпидемиологию инфекционных болезней», «Понятие об эпидемическом процессе», «Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных болезней:
дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Стерилизация в медицинских учреждениях» и «Иммунопрофилактика инфекционных болезней».
На изучение вопросов частной эпидемиологии отводится 23 академических часа (5 практических занятий). На этих занятиях студенты разбирают темы: «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости - направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на модели кишечных инфекций»; «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости, направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на модели инфекций дыхательных путей»; «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости - направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия
Р.С. Аракельян, Х.М. Галимзянов, С.Ф. Карпенко
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. СТУДЕНТАМ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
в очаге на моделях кровяных инфекций (трансмиссивные)»; «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости - направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на моделях гемоконтакт-ных инфекций» и «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости - направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на моделях инфекций кожных покровов (раневые)».
Изучая вопросы по военной эпидемиологии -8ч (2 практических занятия), студенты совместно с преподавателем разбирают 2 темы: «Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в очагах в военное время. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений в военное время» и «Основы противобактериоло-гической защиты войск на этапах медицинской эвакуации. Бактериологическая разведка и индикация биологических средств».
На цикле «Эпидемиология» студенты лечебного и педиатрического факультетов пишут карту санитарно-эпидемиологического разведчика (СЭР), в которой в полном объеме дают характеристику и оценку санитарно-эпидемиологической обстановки района и воинской части в месте предполагаемого размещения личного состава, а также проведения соответствующих противоэпидемических мероприятий.
Кроме защиты карты СЭР студенты сдают итоговый зачет по всему разделу дисциплины «Эпидемиология». На защиту карт СЭР и итоговый зачет отводится 4 академических часа (1 практическое занятие).
Несомненным достижением кафедры стало усовершенствование методологии преподавания. Так, на занятиях при разборе тем по вопросам общей и частной эпидемиологии преподаватель проводит тестирование студентов по домашнему заданию, а затем начинает устный опрос по заданной тематике. Опрос студентов основан не по принципу «вопрос-ответ», а на примере интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?». В данном случае студентам предлагается разделиться на несколько команд. Командам задается несколько вопросов, связанных между собой общей тематикой и дается время (5 мин) на обсуждение данного вопроса. По истечении времени студентам предлагается ответить на заданные вопросы. Окончательный и правильный ответ дается преподавателем только после того, как выскажутся все команды.
Кроме интеллектуальных игр при разборе тем студентам предлагается сыграть в ролевые игры по типу «Пациент-участковый врач, врач-эпидемиолог».
Правила игры. Из зала выходит тройка студентов, которые вытягивают билет с указанием роли: пациент, участковый врач или эпидемиолог. После этого студенты усаживаются на стулья лицом к группе, а «пациент» вытягивает билет с указанием инфекционного заболевания, которым он болен. Далее «пациент» очень подробно начинает рассказывать о своем заболевании «участковому врачу», к которому он пришел на прием в поликлинику. «Участковый врач» в свою очередь расспрашивает «пациента», выясняет его анамнез и ставит предварительный диагноз и назначает соответствующие лабораторные исследования для подтверждения своего диагноза.
«Врач-эпидемиолог» внимательно выслушивает жалобы «пациента» и предварительный диагноз «участкового врача». «Эпидемиолог» имеет право согласиться с «участковым врачом» или не согласиться. Если он согласен с мнением «участкового врача», то определяет: объем необходимых противоэпидемических мероприятий в очаге данного инфекционного заболевания, виды и методы дезинфекции, необходимость дополнительных лабораторных исследований, сроки их проведения, длительность наблюдения. Также решается вопрос о проведении экстренной иммунопрофилактики по эпидемическим показаниям. В случае своего несогласия с «участковым врачом» «эпидемиолог» формулирует свой предварительный клинический диагноз, назначает соответствующие лабораторные исследования и проводит противоэпидемическую работу в эпидемическом очаге.
Если ни «участковый врач», ни «врач-эпидемиолог» не могут правильно поставить диагноз и дать соответствующие рекомендации, создается консилиум из присутствующих в группе студентов. В случае необходимости может создаваться отдельно консилиум среди «врачей поликлиники» и отдельно консилиум из представителей «эпидемиологической службы».
По сценарию игры преподаватель совмещает в себе две должности: «главный врач поликлиники» и «руководитель Роспотребнадзора». Итогом практического занятия, проведенного в игровой форме, является балльная оценка работы студентов с фиксацией оценок в журнале.
Кроме интеллектуальных и ролевых игр преподаватель может поручить лучшему студенту провести самостоятельно практическое занятие вместо него, но только в случае отличной самостоятельной подготовки студентов по предыдущим темам и по их желанию.
Студент или студенты (в зависимости от количества групп, одновременно обучающихся на цикле) в роли «преподавателя» могут провести опрос своих товарищей, выставить оценки, которые потом согласовываются с преподавателем. В случаях отказа от ответа опрашиваемых студентов либо неполного ответа студент-«преподаватель» сам отвечает на данный вопрос. Роль преподавателя - выступить арбитром и дополнить разбираемую проблему.
Таким образом, появление новой методики преподавания дисциплины «Эпидемиология» вызвало ряд положительных изменений в учебном процессе: повышение показателей успеваемости, появление мотивации студентов к самоподготовке, формирование умения к самостоятельному и логическому мышлению.
Для оценки предлагаемой методики преподавания дисциплины было проведено анонимное анкетирование 97 студентов, в том числе 52 студентов лечебного и 45 студентов педиатрического факультетов (табл.).
Таким образом, можно сделать заключение, что в результате внедрения новой методики преподавания дисциплины у студентов появилась заинтересованность в изучении данного предмета, о чем свидетельствует их активная деятельность на занятиях, при проведении устных опросов, а также заинтересованность в данной специальности - в несколько раз увеличилось число слушателей студенческого научного кружка по инфекционным болезням и эпидемиологии.
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ: новости, мнения, обучение №2 2016
13
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Результаты оценки студентами аудиторных занятий цикла «Эпидемиология»
№ Вопросы и варианты ответов Результат анкетирования с учетом факультета
лечебный педиатрический
абс. число % абс. число %
1 Вам понравился цикл по эпидемиологии?
А) Да. 48 92,3 40 88,9
Б) Нет. 4 7,7 5 11,1
2 Вы получили знания по эпидемиологии?
А) Да. 48 92,3 42 93,3
Б) Нет. 0 0 0 0
В) 50 на 50. 4 7,7 3 6,7
3 Практические занятия проходили интересно?
А) Очень интересно. 42 80,8 36 80,0
Б) Так себе, в зависимости от темы. 0 0 0 0
В) Было скучно. 0 0 0 0
Г) Не интересно. 10 19,2 9 20,0
4 Что вам понравилось на занятиях?
А) Методика преподавания. 25 48,1 21 46,7
Б) То, как мы отвечали на занятиях. 7 13,5 6 13,3
В) Игры типа «Что? Где ? Когда?». 10 19,2 9 20,0
Г) Ролевые игры «больной-участковый врач-эпидемиолог». 40 76,9 35 77,8
Д) Самостоятельное проведение занятий студентами. 5 9,6 5 11,1
Е) Мне ничего не понравилось. 2 3,8 2 4,4
5 Преподаватель доходчиво объяснял темы занятий?
А) Да. 41 78,8 38 84,4
Б) Не очень. 8 15,4 6 13,3
В) Вообще ничего не было понятно. 0 0 0 0
Г) Когда как. 3 5,8 1 2,2
6 На занятия нужно было готовиться или можно было прийти не готовым, но все равно получить положительную оценку?
А) Нужно. 30 57,7 29 64,4
Б) Не нужно. 0 0 0 0
В) По ситуации. 15 28,8 12 27,7
Г) Когда как. 7 13,5 4 8,9
7 Вы готовились к занятиям или приходили и надеялись
на случай? 33 63,5 31 68,9
А) Готовился. 18 34,6 13 28,9
Б) Не готовился. 1 1,9 1 2,2
В) По ситуации.
8 Вы согласны с оценкой, которую получили на зачете?
А) Да, согласен. 43 82,7 42 93,3
Б) Нет, мне завысили. 2 3,8 1 2,2
В) Нет, мне занизили. 1 1,9 1 2,2
Г) Для меня оценки не важны. 6 11,5 1 2,2
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России:
Аракельян Рудольф Сергеевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии E-mail: [email protected]
Галимзянов Халил Мингалиевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней
и эпидемиологии
E-mail: [email protected].
Карпенко Светлана Федоровна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института краевой инфекционной патологии