УДК 616.9-036.22:355:614.253.52:378.14
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОЕННОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
О.С. Волосач1, С.Б. Позняк2, В.М. Ивашин1
1 - УО «Гродненский государственный медицинский университет»
2 - УО «Гродненский государственный аграрный университет»
В статье рассмотрены вопросы актуальности преподавания военной эпидемиологии на факультете медицинских сестер с высшим образованием.
Ключевые слова: военная эпидемиология, преподавание, актуальность, медицинские сестры.
The importance of teaching of military epidemiology at the Faculty of Medical Nurses with Higher Education is considered in the article.
Key words: military epidemiology, teaching, importance, medical nurses.
В поддержании высокой боеспособности личного состава войск огромное значение имеет работа медицинского персонала Вооруженных Сил по предупреждению возникновения и распространения различных заболеваний и особенно инфекционных.
В прошлом в армиях всех государств в период войн непременно возникали эпидемии инфекций, уносившие многие тысячи жизней, превышавшие количество раненых и убитых. Исключение составляла Великая Отечественная война, в период которой на фронте и в тылу самоотверженно трудилось более 200 тысяч высококвалифицированных врачей и полумиллионная армия средних медицинских работников. Они оказывали всестороннюю медицинскую помощь, проводили санитарно-гигиенические, противоэпидемические и профилактические мероприятия, что дало возможность создавать хорошие условия труда и быта войск, эпидемиологическое благополучие и избежать крупных эпидемических вспышек инфекционных болезней (В.М. Жданов, 1972). Вместе с тем, следует вспомнить, что в период войны во Вьетнаме американские войска несли значительные потери от инфекций. Из общего числа военнослужащих, находившихся на лечении в октябре 1965 года в американских госпиталях, больные инфекционными и другими болезнями составили 75% и лишь 25% -раненые (Д.Д. Кувшинский, 1978). Аналогичная ситуация была в Советских войсках в период Афганских событий. Инфекционные заболевания остаются серьезной угрозой для здоровья и жизни военнослужащих и в наши дни.
В современных военных конфликтах опасность возникновения инфекций, в том числе и особо опасных (ООИ), как среди гражданского населения, так и среди войск, значительно возрастает. Это связано с возможностью разрушения коммунальных и
водопроводных сооружений, пищевых объектов и жилищ, ухудшением санитарно-гигиенического состояния территории, с передвижением и скоплением огромных масс людей на ограниченных территориях, быстрой сменой эпидемических ситуаций из-за высокой маневренности войск и стремительности боевых действий и других причин, но особенно из-за возможности использования оружия массового поражения, в том числе биологического. В.Д. Беляков (1977) указывал, что выбор наиболее эффективных мер и оперативное их проведение по локализации и ликвидации инфекционных заболеваний будут выполнены лишь в том случае, если войсковые врачи и средние медицинские работники овладеют знаниями общей и военной эпидемиологии и особенно организацией оказания медицинской помощи инфекционным больным в войсках. С этой целью должно уделяться особое внимание организации учебного процесса по подготовке кадров, совершенствованию их профессионального мастерства.
В Гродненском медицинском университете с 1990 года ведется подготовка медицинских сестер с высшим образованием, первый выпуск которых состоялся в 1995 году. Они будут работать заместителями главных врачей больниц и поликлиник по организации работы медицинского и фармацевтического персонала со средним образованием. В военных госпиталях, на наш взгляд, они будут работать главными медицинскими сестрами, будут руководить советом медицинских сестер и уделять внимание совершенствованию теоретических знаний и практических навыков медсестер путем организации конференций и семинаров, проведения лекций и бесед, систематической проверки их работы, а также обобщением и распространением опыта лучших из них. Одной из важнейших задач у них будет организация профи-
лактики и ликвидации инфекционных заболеваний в любых условиях. Общее руководство по противоэпидемическому обеспечению войск будут осуществлять начальники медицинской службы с координацией этих мероприятий эпидемиологами.
На факультете медицинских сестер с высшим образованием программой предусмотрено преподавание эпидемиологии. Во время лекций и практических занятий уделяется большое внимание методам эпидемиологии, учению об эпидемическом процессе, особенностям развития его в каждом конкретном случае. Подчеркивается содержание и специфика отдельных групп приемов и методов противоэпидемических мероприятий и комплексное их проведение, направленное на источник инфекции, механизм передачи и восприимчивость организма при ликвидации эпидемических очагов. Важное место отводится организации и методам проведения дератизации, дезинфекции и дезинсекции, а также специфической профилактики, как планово, так и по эпидемическим показаниям. Освещаются противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.
Но, к сожалению, программой не предусмотрено изучение организации оказания медицинской помощи инфекционным больным в военное время, проведения противоэпидемических мероприятий в условиях применения биологического оружия, знакомство с возможными агентами биотерроризма. А в настоящее время, учитывая нестабильную политическую ситуацию в мире, эти вопросы представляются достаточно актуальными. Мы считаем целесообразным выделение определенного количества учебных часов для изучения военной эпидемиологии на факультете медицинских сестер с высшим образованием. Тем более, что на других факультетах, в частности, на педиатрическом и лечебно-профилактическом, изучение вопросов военной эпидемиологии предусмотрено. Вместе с тем, следует помнить, что раннее активное выявление инфекционных больных производится всеми медицинскими работниками и знания по организации изоляции, эвакуации и оказанию специализированной помощи инфекционным больным необходимы медицинским работникам и среднего звена, особенно в военных условиях. А учитывая вероятную возможность применения в качестве био-
логического оружия высококонтагиозных, комбинированных рецептур бактериальных средств и угрозу возникновения инфекционных болезней, в т.ч. и ООИ с необычными клиническими проявлениями среди большого количества людей, изучение военной эпидемиологии средними медицинскими работниками является необходимым.
В заключение хочется отметить, что мы - мирная нация, но не следует сбрасывать со счетов вероятность внешней агрессии и быть подготовленными к любым неожиданностям - наша задача.
Выводы
1. При подготовке медицинских сестер с высшим образованием должно уделяться значительное внимание организации проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий для предупреждения возникновения, быстрой локализации и ликвидации в случае возникновения инфекционных заболеваний как в мирное, так и в военное время.
2. Для этого они должны хорошо знать общую и военную эпидемиологию, организацию и методы проведения дератизации, дезинфекции и дезинсекции, а также специфической профилактики инфекционных заболеваний как планово, так и в эпидемических очагах.
3. Медицинские сестры с высшим образованием должны знать организацию оказания медицинской помощи в военное время инфекционным больным, в том числе и особо опасными инфекциями.
Литература
1. Беляков В.Д. Принципы оценки качества и эффективности противоэпидемической работы в войсках. Военно-медицинский журнал, 1977 г. - № 2. - С. 47-51.
2. Жданов В.И. Научные основы профилактики инфекционных болезней в СССР. Материалы XXVI Всесоюзного съезда гигиенистов и санитарных врачей. (Секция эпидемиологов). Москва, 1972г. - С.4-18.
3. Кувшинский Д.Д. Военно-медицинская подготовка. Медицина,
1975г. - С. 4-56.
4. Шапошников А.А. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях. - Л. - Медицина, 1991г.
5. Губченко П.П. Медицинское обеспечение населения и действующих сил в чрезвычайных ситуациях. - Минск «Вышэйшая школа», 2000г.
Поступила 15.01.07