УДК 371.487
Акулова Людмила Александровна
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ№ 61», [email protected], Новокузнецк
Качан Любовь Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, главный специалист КОиН, levina_i@mail. ги, Новокузнецк
Кофтун Светлана Юрьевна
Директор МОУ «СОШ № 61», [email protected], Новокузнецк
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ
Akulova Ludmila Alexandrovna
The vice-head "of Secondary School № 61”, [email protected], Novokuznetsk
Kachan Lubov Gennadyevna
The scientific leader of the innovation project of "the Secondary School № 61 ”, Candidate of Pedagical Sciences, docent, Honourable Worker of General Education, a senior researcher of the scientific - systematic centre MAOU DPO "IP К ” a chief specialist of Science and Education Committ, [email protected], Novokuznetsk
Kovtun Svetlana Yur ’yevtta
Honourable Worker of General Education, the head "ofSecondary School №61”, Ievina_i@ mail.ru, Novokuznetsk
INNOVATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMMERS: BALANCE OF INTERESTS IN HEALTH CARING SPACE
Одним из ключевых направлений развития общего образования Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является здоровье школьников, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 61» десятый год трудится в рамках инновационного проекта «Организация здоровьесберегающей образовательной среды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61», её влияние на развитие микросоциального пространства образовательного учреждения». Научный руководитель площадки - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-методического центра МАОУ ДПО «ИПК», главный специалист Комитета образования и науки г. Новокузнецка Л. Г. Качан.
Проблема сохранения здоровья детей и подростков сегодня приобретает большую значимость, т. к. по данным Минздрава РФ доля здоровых детей в среднем по России составляет 20-25%, а в отдельных регионах доля здоровых выпускников 3-4%, что подтверждается исследованиями, проведёнными в различных регионах страны.
116
Наш город входит в число городов с выраженной специализацией шахтнометаллургического производства.
В 1997 г. на шахте «Зыряновская» произошёл взрыв, унёсший 67 жизней. После этого шахта была закрыта. В марте 2007 г. в результате взрыва на шахте «Ульяновская» погибло 110 человек, шахта была реконструирована. Всего с 1999 г. по 2009 г. в объединении «Южкузбассуголь» погибло более 200 человек, количество шахт сокращено вдвое. Орджоникидзевский район г. Новокузнецка, в котором находится наша школа, является районом угледобывающей промышленности.
Из-за закрытия шахт микрорайон стал регрессным, начался процесс маргинализации среды. Данный процесс напрямую коснулся нашего образовательного учреждения: возросло число детей, пополняющих список больных в журнале школьного врача, ярко обозначилась проблема недостаточной физической активности и накапливания отрицательных эмоций без физической разрядки, отсутствия стойких увлечений и интересов, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость, болезни, связанные с неправильным питанием, «омоложение» курения, преступность несовершеннолетних. Именно в 1999 г. пришло осознание воздействия микросоциального пространства на здоровье детей и необходимости признания того, что школа является фактором риска здоровья детей, признания своей ответственности за неблагополучное состояние здоровья школьников.
Тогда педагоги школы включились в процесс освоения новых знаний, технологий, призванных сохранить физическое и духовное здоровье ребёнка, ведь ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому именно школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности, в том числе и на здоровье.
Школа, как центр микросоциального пространства, постепенно распространяет идею здоровья вокруг себя, вовлекая в этот процесс учреждения различной направленности.
В 2005 г. были разработаны Концепция воспитательной системы МОУ «СОШ № 61» и Программа воспитательной деятельности «Личность. Развитие. Жизнь». В этих документах воспитание здорового образа жизни представлено в числе приоритетных направлений воспитательной работы образовательного учреждения. Необходимым условием успешного воспитания является создание микросоциального пространства, включающего разнообразные аспекты общения ребенка с миром: семью, друзей, учреждения дополнительного образования.
В 2007 г. разработана Комплексная программа по реализации инновационного проекта ОУ по теме «Организация здоровьесберегающей среды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61», её влияние на развитие микросоциального пространства образовательного учреждения». Целью данной программы является разработка и апробация модели образовательной здоровьесберегающей среды ОУ в условиях микросоциального пространства.
Традиционно исследователи выделяют четыре среды жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную (В. Н. Мясищев, А. И. Рыжиков, Е. В. Сидоренко, Е. В. Федотов). Но в этом списке нет ни экологической, ни воспитательной, ни здоровьесберегающей среды, да и сами эти среды не представлены в полном, развернутом виде. Поэтому мы пытаемся рассмотреть среду по-новому. Понятие «организация здоровьесберегающей образовательной среды» рассматривается нами как процесс создания максимально благоприятных условий для обучения, воспитания и развития, социальной адаптации ребёнка, направленный на формирование ценностно-ориентированных установок на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни.
Под микросоциальным пространством мы понимаем 4600 жителей, проживающих на 5 улицах, прилежащих к школе, 4 учреждения культуры, 2 - дополнительного образования, 2 спортивно-оздоровительных учреждения, 1 - центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Район, в котором находится наша школа, является регрессным. Тем не менее, для успешного решения поставленной задачи создания благоприятных условий в формировании ценностно-ориентированных установок на ЗОЖ, нам необходимо найти позитивные аспекты. В результате поиска появилось понимание, что влияние школы гораздо шире, чем предполагалось в начале эксперимента. Ожидания родителей и потребности обучающихся, рассмотренные в сравнении с государственным и муниципальным заказами, подтвердили выдвинутую нами гипотезу о роли школы в создании здоровьесберегательной образовательной среды.
Таблица 1 - Влияние инновационного подхода на воспитательные программы школы
Государственный заказ Муниципальный заказ Ожидания родителей Потребности обучающихся
1. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. 1. Управление здоровьем детей и подростков образовательных учреждений за счет увеличения ресурсных и адаптационных возможностей организма и за счет создания оптимальных условий обучения, воспитания. 2. Разработка новых здоровьесберегающих технологий. 3. Формирование основ здорового образа жизни. 1. Обеспечение безопасности воспитательно-образовател ьного процесса. 2. Сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование ценностно-ориен-тированныхуста-новок на ЗОЖ. 1. Стремление к самосознанию 2. Стремление к самосовершенствованию. 3. Стремление к саморазвитию 4. Становление активной жизненной позиции 5. Профессиональное самоопределение.
В ходе работы над реализацией программы нам стало понятно, что решить задачи по стабилизации и повышению уровня здоровья обучающихся в ОУ невозможно без социального партнёрства. Таким образом, сама жизнь подсказала нам новое направление деятельности по сбережению здоровья обучающихся нашей школы: от создания микросоциального пространства через промежуточный этап формирования мезопространства мы пришли к пониманию необходимости организации макропространства. Стоит подчеркнуть, что такой подход к пониманию среды у методологов не рассматривается, а в рамках деятельности нашего образовательного учреждения четко прослеживается.
Первыми нашими партнёрами стали родители, самые близкие для ребенка люди. Важно было установить партнёрские отношения педагогов, родителей и детей: создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов в создании единого социо-культурного пространства. Видами деятельности, обеспечивающими партнёрские отношения, стали программы совместной деятельности детей и родителей; социально-правовые и медико-педагогические занятия для родителей (лектории, практикумы); праздники; благотворительные акции для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, и малообеспеченные дети; родительские собрания на параллелях и педагогические советы. Нами наработан целый арсенал форм взаимодействия с родителями: лекции, видеолектории, встречи родительской общественности с педагогами, врачами, педагогами вузов, кандидатами в депутаты, общие праздники и игры «Мама, папа, я - спортивная семья». Отработан и механизм взаимодействия: это мониторинговые исследования, определение перспектив, психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни, привлечение родителей к творческой деятельности с детьми, организация совместной деятельности. В итоге: педагог - ребёнок - родитель выстраивают систему своих отношений по принципу «человек - человек», родители повышают свою педагогическую культуру, ценят значимость формирования культуры здорового образа жизни. На сегодняшний день 65% родителей считают, что проблема здоровьесбережения является актуальной, 30% готовы сотрудничать с нами и лишь 5% родителей занимают сегодня нейтральную позицию.
Так как для реализации экспериментальной деятельности нашего микро-социального пространства недостаточно партнёрства в системе «Школа - родительская общественность», возникла необходимость развивать социальное партнёрство в системе «Школа - учреждения дополнительного образования» как мощный ресурс, способный обеспечить устойчивое развитие школьной здоровьесберегающей среды. В основу был положен принцип «согласования деятельности по здоровьесбережению». Районными социальными партнёрами стали: районный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», «Станция юных техников № 2», «Дом детского творчества № 3», «Детс-ко-юношеский клуб физической подготовки № 9».
Эффективность реализации инновационного проекта школы во многом зависит от включённости различных социальных групп в процесс его воплощения. Поэтому наша школа, будучи центром микросоциального пространства, постепенно налаживает сотрудничество на уровне партнёрства с другими уч-
реждениями и организациями, содержание деятельности которых ориентировано на решение проблемы здоровьесбережения. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей детей и подростков, стимулировать их самоопределение, саморазвитие и самовоспитание, желание расширить зону общения, поддержать допрофессиональную подготовку обучающихся. Школа способствует включению наших учеников в различные творческие объединения по интересам, действующих как в школе, так и в дополнительном образовании. Таким образом, развиваются отношения «школа -учреждения дополнительного образования», при которых происходит интеграция интересов, способствующих оздоровлению личности.
Широкое распространение в образовательном учреждении получают разнообразные общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности, - это молодёжное объединение «Молодая гвардия» и детская школьная организация «Республика Открытых Сердец».
Среди активных методов организации социокультурной деятельности подростков мы уделяем социальному проектированию, так как оно соответствует интересам и способностям самого подростка, когда он получает реальный шанс участвовать в решении вопросов своего дома, двора, района, города. Участие в социальных проектах «Строительство снежного городка», «Фитодизайн школы» строится на принципе добровольности. Школьники самостоятельно принимают решения, прогнозируют результаты, выступают в роли исполнителей, организаторов, координаторов, при этом старшие взаимодействуют с младшими. Всё это - способ приобретения навыков жизни в коллективе, который помогает каждому увидеть собственные возможности и резервы, а это в свою очередь способствует формированию доброго отношения к здоровью, к себе и окружающим.
Согласно Концепции воспитательной системы одним из приоритетных направлений нашего сотрудничества в условиях микросоциального пространства является организация деятельности летнего центра дневного пребывания здоровьесберегающей направленности на базе ОУ «Алый парус», который успешно функционирует с 2000 г. и ежегодно отмечается высокой экспертной оценкой Комитета образования и науки г. Новокузнецка.
В процессе работы в рамках инновационной площадки появилась необходимость в дополнительных ресурсах, в результате чего мы вышли на макросоци-альное пространство. Партнёрами на уровне города стали: Кафедра биологии и охраны здоровья Института повышения квалификации учителей, спортивный факультет Кузнецкой государственной педагогической академии, Институт гигиены и питания. Сотрудничество с наукой дало возможность осуществить обеспечение механизмов управления здоровьесбережением.
Таким образом, социальное партнёрство позволяет расширять здоровьес-берегающую среду ОУ, т. к. в её основе лежит ориентация на запросы и потребности социума. Здоровье сберегающее партнёрство представляет собой совокупность условий каждого из партнёров, целенаправленно используемых в 120
целях формирования ЗОЖ подрастающего поколения, что предполагает оптимизацию положительных и нейтрализацию отрицательных социальных факторов.
Социальные партнёры здоровьесберегающей направленности координируют свои действия, сотрудничают не только друг с другом, но и с учреждениями науки, высшего образования. Здоровьесберегающее пространство включает службы, предоставляющие психолого-педагогическую помощь детям и родителям, консультации различных специалистов, информационную поддержку.
Таким образом, здоровьесберегающая среда нашего образовательного учреждения по типу и стилю взаимодействия является гуманистической, по характеру отношений к социальному партнёру - инновационной, по степени творческой активности - творческой, по взаимодействию со внешней средой -открытой.
Опыт социального партнёрства инновационной площадки поставил перед нами задачу изучить, обобщить и предъявить наш опыт различным целевым группам, таким образом, мы вышли на уровень регионального и российского партнёрства.
В связи с этим направленность нашей совместной работы позволяет комплексно решать проблемы, связанные с формированием устойчивой мотивации на здоровый образ жизни через использование различных форм взаимодействия.
Реализация модели социального партнёрства школы в условиях её микро социального пространства рассматривается нами как комплексная деятельность различных социальных групп, направленная на создание системы социальнопсихологических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде, в условиях микросоциального пространства и общества в целом.
Какова динамика позитивных изменений в нашем образовательном учреждении в результате работы ОУ в инновационном режиме?
Динамика прослеживается по всем направлениям экспериментальной деятельности:
- в нормативно-правовом обеспечении;
- в научно-методическом обеспечении;
- в просветительской деятельности по обучению здоровому образу жизни;
- в организации медико-профилакгической деятельности;
- в организации спортивно-оздоровительной деятельности;
- в организации воспитательной деятельности;
- в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования в условиях социального пространства.
Согласно материалам культурно-образовательной инициативы, программы инновационной деятельности работа педагогического коллектива осуществлялась по вышеперечисленным направлениям. Это позволило нам:
1. Продолжить изучение нормативно-правовых документов и на их основе значительно пополнить банк данных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ОУ по вопросам здоровьесбережения субъектов ВОП.
2. Расширить структуру научно-методического совета, ввести в его состав новые структурные подразделения ОУ - объединение координаторов инновационной деятельности на параллелях с 5 по 11 классы, скоординировать совместную деятельность с различными общественными организациями разной направленности.
3. Разработать с учетом полученных результатов в процессе изучения социального заказа, потребностей субъектов микросоциального пространства ОУ программу профилактической работы с родителями обучающихся с 1 по 9 классы на 2009-2010 учебный год.
4. Закрепить в процессе инновационной деятельности тенденцию формирования потребностей у педагогов в осуществлении научно-исследовательской деятельности.
5. Выявить тенденцию к росту авторитета школы со стороны родительской общественности, налаживанию партнерских взаимоотношений, способствующих появлению качественно новых преобразований как в условиях ОУ, так и в условиях микросоциального пространства.
6. Закрепить тенденцию налаживания отношений и включения большего количества учреждений дополнительного образования в процесс организации образовательной здоровьесберегающей среды школы в едином для наших учреждений микросоциальном пространстве.
Опыт работы коллектива школы на заседании НМС было решено представить на высокий суд международного конкурса «Красивая школа» по линии ЮНЕСКО, проходившего в г. Санкт-Петербурге в октябре 2009 г. Выбор конкурса не был случайным: нас привлекла его идея гармонизировать практически все стороны жизни школы (содержание, организацию, материально-техническую базу, отношения внутри коллектива и отношения с социумом). На конкурс были представлены материалы: видеофильм о школе, презентация инновационной деятельности коллектива ОУ в рамках инновационного проекта, стендовый доклад «Красивая школа - школа здоровья».
Направление инновационной деятельности МОУ «СОШ № 61» По разработке и апробации модели образовательной среды ОУ в условиях микросоциального пространства соответствует требованиям времени, является одним из приоритетных в России и за рубежом; второе место в международном конкурсе.
Библиографический список
1. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]/ В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Изд-во «МПСИ», 2004. - 400 с.
2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект) http://mon.gov.ru/press/news/5233/
3. Программа развития города Новокузнецка (2005-2010 гг.)-г. Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005 - 70 с.
4. Рыжиков, А. И. Феномен территориальности психики человека [Текст]/ А. И. Рыжиков // Психологические науки. - 1991. - № 6. - с. 167-169.