щц
Вестник «Орлеу^-kst
I
ш
I
О С о
и
2
2S
I
о с
х
3
О О m
из О
Ё
ш
X
н <с
Воропаева Е.И.,
КГКП «Костанайский
сельскохозяйственный колледж», преподаватель специальных дисциплин
Нег1зг1 свздер: педагогикалыц цолдау, педагогикалыц цолдау рвлг, орта кэсг-би бшм, студенттщ шыгармашылыц тулгасы.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, роль педагогической поддержки, среднее профессиональное образование, творческая личность студента.
Keywords: pedagogical support, the role of educational support, vocational education, creative personality
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В РАЗВИТИИТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА У СТУДЕНТОВ
Ацдатпа
Макалада орта кэ^би оку мекемесшщ студенттершде шыгармашылык компонента дамытуда педагогикалык колда-уды ^йымдастыру рeлi карастырылып, педагогикалык бай тэжiрибе непзшде студенттщ т^лга ретiнде шыгармашылык мYмкiндiгiн дамыту Yшiн жагдайлар аныкталган.
Аннотация
В статье рассматривается роль организации педагогической поддержки в развитии творческого компонента у студентов среднего профессионального учебного заведения, на основе богатой педагогической практики выявлены условия для развития творческого потенциала личности студента.
Annotation
This article describes the role of organization of the pedagogical support in development of creative component of students of the secondary professional educational institutions, based on the rich pedagogical practices , the conditions for development of creative potential of the individual student.
Приоритетным направлением развития современного казахстанского общества является личностно-ориентиро-ванный подход в системе образования, направленный на развитие творческих, духовных и физических возможностей личности студента. При этом развитие творческого компонента создает уникальные условия для всестороннего развития личности студента, способствуя формированию духовно-нравственного богатства личности.
Важным условием развития творческого компонента у студентов коллед-
Вестник «Oрлеу»-kst
1
жа является стратегия педагогическом поддержки. Первоначально понятие «педагогическая поддержка» рассматривалось исследователями в рамках школьного детского возраста. Однако сегодня ведущими специалистами в сфере педагогики педагогическая поддержка признается одним из важнейших принципов и условий при решении большого количества педагогических задач [1,2,3,4]. Педагогическая поддержка необходима студентам колледжа в условиях адаптации к процессу обучения, социализации, самоопределения, самореализации. Важная роль педагогической поддержки в условиях среднего профессионального образования обусловлена требованием успешного перехода подростка на новый (профессиональный) уровень образования, который сопровождается процессами адаптации, как к новым условиям и формам обучения, так и к новому социальному статусу. Профессиональное образование, как известно, активно влияет на развитие личности студента.
Мы рассматриваем цель педагогической поддержки в создании условий для проявления обучающимися активности и самостоятельности в решении индивидуально-личностных проблем.
Наш опыт в осуществлении образовательной деятельности в системе профессионального образования позволяет утверждать, что для развития ключевых качеств современного профессионала необходимым условием является педагогическая поддержка и создание определенных условий для развития творческой компоненты личности студента.
Традиционно в понятие творческой личности студента входит определенный набор нравственных, эмоциональных и волевых качеств, которые проявляются благодаря развитию креативных умений личности студента. Креативные умения влияют на развитие во-
ображения, интуиции, активизацию созидательных и преобразовательных потребностей личности, формируют способность к преобразованию осуществляемой деятельности в творческий процесс. Современным трендом в процессе модернизации системы образования Республики Казахстан становится развитие творческого потенциала личности студента, а современное понятие профессионализма подразумевает творческое отношение человека к своей профессии.
Эффективность развития творческого потенциала студентов Костанайского сельскохозяйственного колледжа достигается при соблюдении определенного комплекса педагогических условий, при которых педагогическая поддержка рассматривается нами не как отдельная деятельность, а как принцип основных образовательных процессов: обучения, воспитания, развития. В колледже ведется работа, направленная на развитие творческого компонента студентов посредством активных методов обучения, внедрения инновационных технологий. Для реализации педагогической поддержки педагогами колледжа используется ряд методов развивающего обучения и воспитания, носящих креативный характер и направленных на развитие творческого потенциала личности:
♦ организация и проведение нетрадиционных занятий (профессиональных турниров, конкурсов и пр.);
♦ применение активных форм обучения: метода проблемного обучения; организация дискуссий, деловых игр; игровых и практических занятий;
♦ организация интегрированного обучения;
♦ организация СРС и пр.
Однако наибольшую роль в организации педагогической поддержки развития творческого компонента студентов играет организация воспитательного
I
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С с:
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
ЁЗ £ х
процесса. Мы считаем, что основная направленность педагогической поддержки это эффективное воспитание, которое может быть реализовано только через систему воспитательной работы.
Воспитательная система колледжа строится в одном русле с образовательной, ведь если педагог будет использовать методы педагогической поддержки, то это способствует развитию способностей обучающихся.
Использование методов педагогической поддержки направлено на освоение индивидуальных и индивидуально-групповых способов действий, направленных на решение проблем студентов. Использование тех или иных методов зависит от содержания и тактики поддержки. Здесь большую роль играет создание ситуаций успеха, поддержка самоуважения студентов, одобрение в проявлении ими самостоятельности; поддержка в развитии чувства ответственности и веры в свои силы и др.
Мы считаем, что одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом является создание необходимых условий для развития самоопределения, самоактуализации, самосознания, самореализации у обучающихся.
Анализ воспитательной работы, проводимой кураторами групп Костанай-ского сельскохозяйственного колледжа, показал, что в практической воспитательной работе по развитию творческого компонента личности студента наиболее эффективны такие методы, которые стимулируют позитивную мотивацию. Здесь хорошо зарекомендовал себя метод, направленный на создание ситуации успеха. Для моделирования оценки поступков личности и стимулирования ее деятельности хорошо заре-
комендовали себя рефлексивные методы.
Таким образом, личностно-ориенти-рованная воспитательная деятельность, в которой большая роль отводится организации педагогической поддержки в развитии творческого компонента у студентов, направленая на создание условий для проявления студентами активности в самостоятельном решении собственных проблем, преодолении трудностей в разных сферах жизни и успешную адаптацию выпускников КСХК в динамично меняющихся условиях жизни социума, обеспечит перспективность эффективной социально - профессиональной реализации, а значит, повысит конкурентоспособность личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Креативная педагогика: методология, теория, практика [Текст] / А. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. - М.: Ред.-изд. центр «Альфа», 2002. - 240 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. -320 с.
3. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учебное пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М.: Акад. проект, 2004. - 560 с.
4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др. / Под ред. В. А. Сласте-нина, И. А. Колесниковой. науч. ред. Н. Б. Крылова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
н <с