Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин'

Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / МЕТОД / TECHNOLOGY / INNOVATION / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробашко М. В.

Экономическая подготовка студентов профессионального образования на современном этапе основывается на создании и внедрении новых, современных и эффективных технологий, т.е. на базе инновационного подхода. Внедрение инновационных технологий способствует развитию познавательных навыков студентов и творческого мышления, формированию экономических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in teaching economic disciplines

Economic training of students of vocational education at the present stage is based on the creation and implementation of new, modern and efficient technologies, i.e. on the basis of an innovative approach. The introduction of innovative technologies contributes to the development of cognitive skills of students and creative thinking, the formation of economic competencies.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин»

УДК 37

Дробашко М.В.

Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин

Аннотация. Экономическая подготовка студентов профессионального образования на современном этапе основывается на создании и внедрении новых, современных и эффективных технологий, т.е. на базе инновационного подхода. Внедрение инновационных технологий способствует развитию познавательных навыков студентов и творческого мышления, формированию экономических компетенций.

Ключевые слова: технология; инновация; метод

Современная система образования основывается на модернизации образовательного процесса путём создания и внедрения новых, современных технологий, методов и форм обучения, так как должна отвечать требованиям соответствия знаний, умений и навыков специалиста не только функциональным профессиональным обязанностям, но и потребностям рынка труда.

Подготовка кадров, направленная на формирование профессиональных компетентностей, обеспечивает развитие личного, социального и интеллектуального потенциала работника. Любому современному высококвалифицированному специалисту необходимо анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, обладать навыками предпринимательской деятельности [3].

Любое образовательное учреждение заинтересовано в качественной подготовке специалиста. Но как это сделать в минимальные сроки и с минимальными затратами? Решить эту проблему помогает внедрение инновационных технологий обучения.

Прежде чем охарактеризовать инновационный подход в преподавании экономических дисциплин, рассмотрим понятия «методы» и «технологии» обучения. Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста и самого преподавателя.

Технологии обучения - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой

IM

систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Таким образом, образовательные технологии и методы обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и

мультимедийные технологии.

Выбирая обучающие инновационные технологии, методы и определения их целесообразности, нужно ориентироваться на цели и идеи самого обучения, способы их постановки через содержание, структуру и учебную деятельность, на средства управления, материально-техническое и методическое обеспечение процесса обучения, на критерии его рациональности, интенсивности и эффективности, специфику

преподавания экономических дисциплин [6].

Интерактивные технологии при обучении экономическим дисциплинам направлены на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности обучающихся. Это способствует приобретению будущими специалистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности.

Наиболее известными интерактивными методами преподавания являются:

- лекции и беседы с дискуссией;

- мозговой штурм;

- обмен мнениями.

Главными преимуществами метода дискуссии в процессе обучения считается возможность закрепления материала с одновременным улучшением коммуникативных возможностей, самостоятельности мышления, использования личного опыта обучающихся и умения переносить знания из одной области в другую.

Оперативными методами решения проблемы являются мозговой штурм и кейс-стади. Они основаны на стимулировании творческой активности, при которых участникам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. Кейс - это техника обучения, направленная на постановку и использование настоящих финансовых, общественных и предпринимательских ситуаций, реально возникающих в профессиональной деятельности [8].

В последнее время в преподавании экономических дисциплин активно используется метод проектов. Инновационная образовательная проектная деятельность направлена на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов, является эффективной формой организации учебного процесса. Данный метод ориентирован на овладение технологией презентации различных

IM

творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Метод проектов является исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном потоке, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов всегда предусматривает решение некоторой проблемы, которая, с одной стороны, предполагает использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой — объединение знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

На данный момент существует большое многообразие типов проектов. Из всего этого множества для учебной практики наиболее подходят практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы участников, связан с их будущей трудовой деятельностью. Такой проект подразумевает хорошо продуманную структуру, определение функций каждого участника, подробный план всей деятельности его партнеров, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в достижении конечного результата. Здесь особенно важна хорошая подготовка организационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных стараний в организации презентации полученных результатов и возможных способов их включения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта [9].

Кандидат экономических наук Пинегина в своей работе писала: «среди множества современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании, одно из ведущих мест занимают мультимедийные технологии. Мультимедийные средства обучения позволяют обеспечить интерактивное взаимодействие студентов с учебными материалами, более качественно воспринимать информацию, вызывают определенный интерес к дисциплине и показывают возможности их применения, как в образовательном процессе, так и в будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, мультимедийные курсы снижают трудоемкость усвоения информации по дисциплине студентам, обучающимся по индивидуальным графикам или по заочным (ускоренным) траекториям обучения»1.

Мультимедийные технологии обучения связывают с новым этапом развития компьютерных технологий обучения, поскольку они базируются на обучающих возможностях компьютера, предполагают использование современных технологий программирования.

Преподавание экономических дисциплин связано с изучением студентами больших объёмов научной информации, что является необходимым условием подготовки компетентных специалистов. Перед обучающимися ставится задача не только усвоения учебного материала, но и аналитического исследования значительных объёмов информации. Современный специалист, который должен стать конкурентоспособным, востребованным на рынке труда, способным эффективно решать нестандартные профессиональные задачи, немыслим без умений и навыков самостоятельного поиска знаний, самостоятельного их приобретения. Таким образом, способность к самообразованию становится приоритетной.

Развивающиеся информационные технологии дали новую,

интересную форму проведения занятий, посредством внедрения дистанционного обучения. Применение электронных учебников и современных форм проверки знаний, как тесты позволило студентам самостоятельно приобретать знания и умения, благодаря общей доступности связи, с развитием компьютерных сетей и открытости интернета вплоть до самых глухих уголков нашей области и страны.

Создание собственной разработки электронного учебника по дисциплине «Экономика организации» способствует решению такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Преимущества компьютерного учебника заключаются и в

индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля [11].

Как отмечают в своей работе Кайль, Зудина и Ламзин, «инновационные образовательные технологии способствуют решению следующих актуальных задач современного образования:

- формирование навыков практических исследований, позволяющих принимать профессиональные решения;

- обеспечение перехода от накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;

- повышение познавательной активности с развитием экономикоориентированных творческих способностей»2.

Указанные задачи способны эффективно решаться в современных социально-экономических условиях на основе применения инновационных образовательных технологий, представляющих собой совокупность средств и методов формирования компетентности специалистов, востребованных на рынке труда.

Список литературы

1. Пинегина, И.Т. Использование технологии мультимедийных средств в образовательном процессе высшей школы / Ученые заметки ТОГУ: электронное научное издание. - 2017, Том 8, № 2, с. 62-69

2. Кайль Я.Я. Инновационные образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин // Я.Я. Кайль, Е.В. Зудина, Р.М. Ламзин // Известия ВГПУ. - 2017. - №9(122)

3. Иус В.М. Особенности подготовки специалистов социальноэкономического профиля средствами имитационного моделирования с позиций деятельностного подхода // Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. - 2011. -№1 (26). - с. 232 - 236.

4. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы

формирования : моногр. / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. - 288 с.

5. Савельев, А.Я. Инновационное образование и научные школы / А.Я. Савельев // Вестник высшей школы. - 2000. - № 3. - с. 15-21.

6. Воробьева, Е.Г. Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения / Е.Г. Воробьёва, Е.А. Плеханова, И.Г. Кильдюшкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - с. 219-233.

7. Чоюбекова Г.А. Применение современных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин// Известия вузов Кыргызстана. 2017. № 2. С. 58-60.

8. Крепс Т.В. Применение современных образовательных технологий при преподавании экономических дисциплин // Научный вестник Южного института менеджмента, 2018. №4. С. 124-131

9. Сыроватченко Л.М. Проектное обучение / Методическое руководство по применению инновационных методов в обучении. Усть-Каменогорск. ВКГТУ им. Д. Серикбаева, 2009.

10. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. № 16

11. Матузова С. В. Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 118-121.

12. Пядина Т.И. Современные технологии в преподавании экономических дисциплин // Т.И. Пядина, И.А. Царева // Теория. Практика. Инновации. Международный научно-технический журнал. -2017. - №1(13)

Дробашко Мария Викторовна, преподаватель первой категории. Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)» Ул. Культурная, дом 3, г. Комсомольск-на-Амуре, 681007, Россия; [email protected]

Drobashko M.V.

Innovative technologies in teaching economic disciplines

Abstract. Economic training of students of vocational education at the present stage is based on the creation and implementation of new, modem and efficient ■ 4 technologies, i.e. on the basis of an innovative approach. The introduction of ; innovative technologies contributes to the development of cognitive skills of students and creative thinking, the formation of economic competencies.

; Keywords: technology; innovation; method

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.