ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Implementation of organizational and pedagogical conditions for sociocultural adaptation of migrant children in the polycultural environment of the basic secondary school
The article deals with the domestic experience of working with migrant children; the didactic conditions of adaptation of these children are described in the article. The authors propose the idea of implementation of the complex of pedagogical conditions for successful sociocultural adaptation of migrant children in the polycultural environment of the basic secondary school. The concepts of "adaptation", "sociocultural adaptation" and "pedagogical conditions" are under consideration; the features of migrant children are found out and described.
Key words: organizational and pedagogical conditions, migrant children, sociocultural adaptation, polycultural environment of the basic secondary school.
(Статья поступила в редакцию 26.08.2017)
Я.Я. КАЙЛЬ, Е.В. ЗУДИНА, Р.М. ЛАМЗИН (Волгоград)
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
технологии в преподавании экономических дисциплин
Анализируются основные характеристики ряда инновационных образовательных технологий, позволяющих обеспечить конструктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях инновационные образовательные технологии представляет собой совокупность средств и методов формирования компетентности специалистов, востребованных на рынке труда.
Ключевые слова: инновация, компетентность, образовательная технология, экономическая дисциплина.
Процесс использования инновационных образовательных технологий в современных социально-экономических условиях должен учитывать специфику спроса на рынке труда с
О Кайль Я.Я., Зудина Е.В., Ламзин Р.М., 2017
целью организации профессиональной подготовки специалистов, востребованных в современных экономических отношениях. Специальные экономические дисциплины представляют собой систематизированные совокупности учебного материала, связанного с рассмотрением динамики развития экономических систем, с определением форм и способов их модернизации.
Формирование и закрепление специальных умений и знаний у обучающихся по указанным дисциплинам зависит от степени эффективности использования современных образовательных технологий. В свою очередь, данные технологии выступают средствами создания компетентности в деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, а также в сфере функционирования субъектов индивидуального предпринимательства.
Помимо экономико-направленных умений и знаний одной из основных целей применения инновационных образовательных технологий выступает подготовка специалистов для формирования и развития партнерства между организациями как экономическими субъектами и органами государственного и муниципального управления. Структура инновационной образовательной технологии, применяемой в сфере преподавания экономических дисциплин, состоит из трех основных элементов:
1) экономических умений и знаний, которые формируются у учащихся и предполагают развитие компетенций, адекватных современной практике производственных и потребительских процессов, а также специфике профессиональной деятельности в сфере экономики и управления (данное содержание представлено в виде системы теоретических учебных материалов (в виде лекций), а также различных практических заданий, посвященных закреплению теоретических знаний; проведение лекционных и практических занятий происходит посредством использования современных информационных технологий);
2) интерактивных методов обучения - совокупности специальных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии учащихся и их вовлечении в учебный процесс с установлением устойчивого контакта посредством применения современных электронных средств коммуникации между преподавателем и обучающимися;
3) использования современной инфраструктуры, состоящей из компьютерной тех-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ники, интерактивных средств представления учебного материала и доступа к различным информационным сетям.
Сущность понятия «инновация» выражается в наличии возможностей получения практико-ориентированного результата научно-образовательной деятельности, направленной на разработку, создание и распространение качественно новых видов деятельности, технологий и средств применения информации при современных способах их использования на практике. Это воплощается в абсолютно новом (ранее не используемом) или модернизированном продукте (технологическом процессе), который представляется на рынке как условие купли и продажи образовательных услуг.
В преподавательской деятельности применяемые инновации имеют закрытый и открытый характер, в соответствии с чем выделяются два их вида:
1) закрытые инновации [1, с. 67] - разработка эффективных технологий преподавания на основе собственных источников образовательного учреждения за счет научно-исследовательских работ и открытий членов педагогического коллектива, с анализом накопленного внутриорганизационного педагогического опыта;
2) открытые инновации - поиск и рассмотрение результатов научно-педагогической деятельности других образовательных учреждений по вопросам разработки специальных технологий преподавания аналогичных экономических дисциплин (включение рассмотренного внешнего опыта разработки и применения образовательных технологий в систему собственного практического опыта преподавания экономики и менеджмента).
Установление и дальнейшее использование указанных инноваций в разработке образовательных технологий, в том числе тех, которые могут применяться при преподавании экономических дисциплин, выступают:
1) поиск и учет специфики накопленного практического опыта ведения хозяйственной деятельности, управления имуществом и финансовыми средствами предприятий и организаций, составляющих частную, государственную и муниципальную собственность [2];
2) анализ особенностей экономических отношений с установлением тенденций их дальнейшего развития с целью организации подготовки специалистов в области экономики, способных ориентироваться в стремительно изменяющихся социально-экономических процессах.
На современном этапе развития экономико-педагогические технологии основаны на конструктивном партнерстве и сотрудничестве между ведущими учебными заведениями России, которые путем совместных разработок способны создавать новые педагогические технологии, востребованные в экономическом образовании. Применение этих технологий позволяет преподавателю:
- создавать благоприятную и комфортную для овладения студентами учебным материалом обстановку, оптимально использовать современную материально-техническую базу;
- обеспечивать обучающихся соответствующими основными и дополнительными учебными материалами, актуальными для осуществления самостоятельной работы в ходе изучения конкретной учебной дисциплины;
- непрерывно ориентировать студентов на будущую профессиональную деятельность, основы которой формируются при осуществлении учебной деятельности на практических занятиях и во время индивидуальной работы;
- стимулировать обучающихся на осмысленную познавательную и предметно-поисковую деятельность [1, с. 72].
Следует указать отдельные примеры таких технологий с кратким определением их специфики (см. табл. на с. 43).
В данной таблице указаны примеры инновационных образовательных технологий, которые могут быть использованы в зависимости от специфики и структуры учебного материала соответствующей экономической дисциплины. Эти технологии способны дополнять друг друга с целью обеспечения комплексного педагогического процесса функционирования образовательных учреждений, которым предоставлено право профессиональной подготовки по специальностям, связанным с экономикой и управлением производственно-потребительских процессов.
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин связано с развитием конкурентоспособности учебного заведения на рынке оказания образовательных услуг в сфере экономики. Образовательная организация способна интегрировать различные образовательные программы, которые реализуются в деятельности компетентных преподавателей. В частности, университет, в деятельности которого применяются данные технологии, способен занимать лидирующие позиции в образовательном пространстве города и региона и формировать и расширять устойчивые связи
педагогические науки
основные виды современных образовательных технологий (составлено авторами по: [4; 5; 7])
Название технологии Основные характеристики
Информационно-коммуникативные технологии Разработка и развитие способов работы с информацией разных видов и на различных носителях. Организация непосредственной и дистанционной форм образования, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий.
Мыследеятельностная педагогика Выделение способов развития теоретического мышления, универсальных способов деятельности учащихся, исследующих принципы построения мышления в процессе формирования новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. Блок данных метапредметов дополняется преподаванием традиционных учебных предметов. У учащихся создается способность схематизации на основе выделения главного в материале.
Развитие парадоксально-рефлексивного мышления Развиваются способности отражать в суждениях и представлениях уже изученный материал с формированием новых идей на основе развития творческих качеств личности учащегося. Развитие способностей принимать чужую точку зрения, освобождаться от косных установок, а также формировать нестандартное, креативное мышление.
Технология формирования ключевых компетентностей Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных на рынке труда.
Коммуникативная дидактика Цель - формирование культуры предметного мышления: математического, экономического и т.д. Овладение культурой предметного мышления. Развитие адаптивности к стремительно меняющейся социально-экономической ситуации. Приоритетами коммуникативной дидактики являются 1) приоритет коммуникации перед информацией; 2) приоритет понимания перед знанием.
Развитие критического мышления Развитие критического отношения к любым утверждениям (ничего не принимать на веру без доказательств). Расширение способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск.
Технология проблемно-модульного обучения Проблемно-модульное обучение создает предпосылки для решения следующих стоящих перед педагогической практикой задач: 1) построение системного содержания обучения и обеспечение его индивидуализации; 2) формирование у учащихся прочных действенных знаний и способов их применения; 3) развитие активности и самостоятельности обучаемых; 4) максимальная реализация творческого потенциала преподавателя и обучающегося. Учебный материал представлен в виде законченных самостоятельных единиц - модулей, которые одновременно являются и банком информации, и средством управления развитием потребностей - способностей человека. Это обеспечивает осознанное системное представление об изучаемых объектах и явлениях, активное участие обучаемых в педагогическом процессе.
Технология интеллект-карт Активизация мышления и креативных процессов за счет использования всего диапазона интеллектуальных способностей.
с внешними, в том числе иностранными, партнерами.
В зависимости от степени новизны выделяют различные уровни инноваций в системе применяемых образовательных технологий:
• первый - разработанный образовательный продукт не имеет аналогов и характеризуется объективной новизной в современном экономическом образовании;
• второй - происходит усовершенствование уже применяемой образовательной технологии с разработкой качественно новых элементов организации и предоставления учебного материала;
• третий - осуществляется применение известного в новых образовательных условиях в соответствии с новыми целями подготовки специалистов в сфере экономики.
Специфика уже применяемых достаточно длительное время образовательных технологий состоит в ориентации на репродуктивное обучение, усвоение готовых образцов понимания экономических систем и действий в социально-экономических процессах. Инновационные технологии направлены на расширение следующих качеств обучающихся:
1) эффективное восприятие новизны современной экономической теории и практики участия в экономических процессах; своевременное изучение актуальных социально-экономических проблем с установлением связей между ними; рассмотрение проблематики функционирования частного и общественного секторов экономики в новых ракурсах, определяемых особенностями современного общества;
2) установление качественно новых способов рассмотрения вариантов имеющихся экономических ресурсов с получением максимально возможного уровня экономического дохода при наименьшем уровне затрат и расходов;
3) повышение уровня разработки технологий обучения и прохождения практики обучающимися, описание материально-технических условий внедрения, степень разработки финансово-экономического обоснования внедрения, описание возможных сложностей при использовании и путей их преодоления;
4) практическая значимость полученных в процессе образования умений и знаний, что должно подтверждаться спросом на рынке труда.
Инновационная деятельность образовательного учреждения, направленная на повышение эффективности образовательных технологий по экономическим дисциплинам, может проводиться в нескольких взаимосвязанных направлениях, таких как:
1) усовершенствование учебного материала, что предполагает формирование и развитие компетенций, адекватных современной практике социально-экономических процессов (это содержание должно быть рационально структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации);
2) внедрение современных методов обучения - активных методов формирования компетенций, основанных на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;
3) построение современной инфраструктуры обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие;
4) создание образовательно-научно-педагогического комплекса как инновационной научно-образовательной подструктуры, объединяющей деятельность образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов в области управления и экономики, и сотрудничающих с ней организаций различных форм собственности как потенциальных работодателей будущих специалистов;
5) модернизация содержания и технологий педагогического образования на основе реализации многообразия форм профессиональной подготовки, преодоления узкой пред-
метной специализации экономического образования;
6) разработка и развитие эффективных способов получения студентами умений и знаний в будущей профессии: самообучение, организация работы в небольших группах, совместное проектирование, обучение через получение нового экономико-трудового опыта, командное обучение, обучение в процессе дебатов и дискуссий и др. [3, с. 36].
Организация инновационной деятельности по вопросам преподавания экономических дисциплин и разработки современных образовательных технологий происходит на основе ряда специальных принципов:
- установление экономической рентабельности умений и знаний, получаемых по результатам преподавания экономических дисциплин; всесторонний учет прикладных разработок и исследований спроса на определенных специалистов со стороны различных отраслей производства, коммерческой деятельности и экономики общественного сектора;
- ориентация на специфику региональной экономической системы (значительная часть прикладных исследований в преподавании экономических дисциплин «должна быть пригодной и эффективной именно для того региона, в котором находится университет» [6, с. 125]).
в качестве методологической основы разработки инновационных образовательных технологий могут выступать различные научно-педагогические подходы.
1. Деятельностный подход - всесторонний учет особенностей психики обучающихся, которая тесно связана с деятельностью. Формирование умений в сфере экономики определяется необходимостью проводить расчеты экономических показателей с анализом различной информации о происходящих социально-экономических процессах.
2. Проектный подход - в качестве способа достижения различных дидактических целей выделяется организация проектной деятельности обучающихся на различном предметном и межпредметном содержании. Проектирование способно происходить на основе предметного содержания с дидактическими целями, для разрешения профессиональных задач с целью комплексного формирования профессиональных компетентностей, для решения социально-экономических проблем. Проект является одной из оптимальных форм инновационной деятельности, поскольку обеспечивает 1) формирование активной и самостоятельной позиции учащихся как будущих
специалистов в области экономики; 2) развитие умений и навыков, связанных с проведением экономически ориентированных исследований; 3) реализацию принципа взаимосвязи теоретического обучения и проблематики практической деятельности, формирования умений, непосредственно сопряженных с опытом применения в практической деятельности.
3. Компетентностный подход - обеспечение комплексного освоения знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное выполнение подготовленным специалистом конкретных трудовых функций и раскрытие предпринимательских способностей потенциальных собственников и управленцев предприятий и организаций различных форм собственности. Приобретаемое при этом знание характеризуется не столько количеством известных фактов, сколько умением применять их в профессиональной области, в смежных областях, а также в определенных ситуациях, в которых отсутствует связь возникшей проблемы и предметного знания. По этой причине современный образовательный процесс должен заключаться не в простой передаче обучающимся предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу использования, а в демонстрации способов применения данного знания для решения актуальных профессиональных проблем.
Из указанных подходов следует отдельно выделить компетентностный, который в значительной степени определяется спецификой компетентностно-ориентированных заданий. Эти задания включают в себя содержание и технологии преподавания и оценивания качества подготовки студентов в учебном процессе, обеспечивающие эффективность формирования компетентностей студентов. В соответствии с данным определением, содержание компетентностно-ориентированного задания должно отвечать следующим требованиям.
1. Формулировка или результат решения должны представлять для обучающихся познавательную и профессиональную значимость, чтобы деятельность студентов в ходе выполнения задания была мотивированной.
2. Цель решения должна заключаться не только в получении ответа, но и в обнаружении нового фактологического или методологического знания (метода, способа решения, приема) с возможным его переносом в другие аналогичные ситуации, в формировании деловых качеств студента, необходимых высокопрофессиональному конкурентоспособному специалисту.
жИЕ науки -
3. Условие задания формулируется как проблема или проблемная ситуация, которую следует рассматривать с помощью средств определенных экономических дисциплин (происходит решение предметных задач и выполнение практических заданий). Анализ способов решения межпредметных задач и проблем должен проиходить с помощью знаний, приобретенных на практике помимо материала, изложенного в учебно-методической литературе.
4. Необходима активизация недетерминированности действий учащихся при выполнении задания, когда задание может выполняться с помощью методов, полностью не известных студентам, или состоять из комбинации известных способов.
5. Могут применяться различные способы выполнения задания с возможностью корректирования (с конкретизацией, обобщением, введением дополнительных условий) задания в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента.
Тем самым в системе преподавания экономических дисциплин необходимы методы обучения, «которые должны обеспечивать более высокий как методологический, так и лич-ностно ориентированный уровень подготовки специалистов» [5, с. 12].
Таким образом, инновационные образовательные технологии способствуют решению следующих актуальных задач современного высшего образования:
- формирование навыков практических исследований, позволяющих принимать профессиональные решения;
- обеспечение перехода от накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
- повышение познавательной активности с развитием экономико-ориентированных творческих способностей.
Указанные задачи способны эффективно решаться в современных социально-экономических условиях на основе применения инновационных образовательных технологий, представляющих собой совокупность средств и методов формирования компетентности специалистов, востребованных на рынке труда.
список литературы
1. Аркусова И.В. Классификация технологии профессионального развивающего обучения в вузе // Педагогика. 2013. № 10. С. 66-76.
2. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании [Электронный ресурс] // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. URL: http://orelgiet.ru/ docs/ monah/86hj.pdf (дата обращения: 19.07.2017).
3. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 31-42.
4. Мандель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии. 2015. № 2. С. 27-48.
5. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования // Педагогика. 2013. № 4. C. 3-17.
6. Неборский Е.В. Интеграция образования, науки и производства в зарубежных университетах: история, формы, перспективы // Педагогика. 2012. № 7. C. 119-126.
7. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам [Электронный ресурс] / сост. Т.И. Фисенко, Е.В. Фо-менко.URL:http://ftp.pandia.ru/text/80/292/10300.php
(дата обращения: 15.09.2017).
* * *
1. Arkusova I.V. Klassifikacija tehnologii pro-fessional'nogo razvivajushhego obuchenija v vuze // Pedagogika. 2013. № 10. C. 66-76.
2. Bagautdinova A.Sh., Kleshheva I.V. Inno-vacionnye obrazovatel'nye tehnologii v vysshem obrazovanii [Jelektronnyj resurs] // Nauchnyj zhur-nal NIU ITMO. Ser.: Jekonomika i jekologicheskij menedzhment. 2014. № 1. URL: http://orelgiet.ru/ docs/monah/86hj.pdf (data obrashhenija: 19.07.2017).
3. Bondarevskaja E.V. Proektirovanie innova-cionnogo prostranstva pedagogicheskogo obrazova-nija v federal'nom universitete // Pedagogika. 2013. № 7. S. 31-42.
4. Mandel' B.R. Sovremennye innovacionnye tehnologii v obrazovanii i ih primenenie // Obra-zovatel'nye tehnologii. 2015. № 2. S. 27-48.
5. Manushin Je.A. Problemy i perspektivy inno-vacionnogo razvitija rossijskogo vysshego obrazova-nija // Pedagogika. 2013. № 4. C. 3-17.
6. Neborskij E.V. Integracija obrazovanija, nauki i proizvodstva v zarubezhnyh universitetah: istorija, formy, perspektivy // Pedagogika. 2012. № 7. C. 119126.
7. Spisok sovremennyh obrazovatel'nyh tehnolo-gij, rekomenduemyh k osvoeniju pedagogam [Jelektronnyj resurs] / sost. T.I. Fisenko, E.V. Fomenko. URL: http://ftp.pandia.ru/text/80/292/10300.php (data obrashhenija: 15.09.2017).
Innovative educational technologies in teaching economic disciplines
The article deals with the basic characteristics of some innovative educational technologies to ensure a constructive interaction between the subjects of the educational process. It is concluded that in the current socio-economic conditions the innovative educational technologies are a set of tools and methods of formation the competence of specialists demanded in the labor market.
Key words: innovation, competence, educational technology, economic discipline.
(Статья поступила в редакцию 19.09.2017)
Т.Н. МИХАЙЛОВА, A.M. СОБОЛЕВА (Волгоград)
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИмЕНЕНИЕ
Обосновывается актуальность применения современных педагогических технологий в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются такие понятия, как «инновационная технология», «педагогическая технология». Перечислены наиболее актуальные современные педагогические технологии, применяемые в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения, определена цель их использования при работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: инновационные процессы, инновационные технологии, педагогическая технология, современные педагогические технологии, дошкольное образовательное учреждение.
Современное общество, находящееся на новом этапе развития, ставит ряд новых проблем перед отечественной системой образования. Это связано с экономическими, политическими, социальными и другими фактора-
О Михайлова Т.Н., Соболева A.M., 2017