УДК 378.147
Леушина Ольга Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы, Сибирский университет потребительской кооперации, [email protected], Новосибирск
инновационный подход к формированию профессиональных компетенций в процессе ПОДГОТОВКИ КАДРОВ для торговли
Аннотация. В статье обозначена необходимость перехода страны на инновационный путь развития и актуальность подготовки инновационно ориентированных специалистов; рассматриваются современные инновационные педагогические технологии, способствующие формированию и развитию профессиональных компетенций студентов; освещается проблема изменения содержательной части преподаваемого материала. Автор доказывает необходимость смены стиля преподавания для подготовки студентов, переход от пассивных технологий обучения к интерактивным. В статье представлен анализ видов интерактивных методов обучения, рассмотрены основные достоинства этих методов. Доказана роль инновационных методов обучения для повышения профессиональных компетенций студентов, создание условий для осознанного выбора студента при получении знаний.
Ключевые слова: инновация, инновационные технологии обучения, интерактивные методы, информационные и коммуникативные технологии.
Ускоряющиеся процессы научно-технического прогресса, переход от индустриального уклада к постиндустриальному требуют от всех коммерческих структур повышения гибкости, возможности быстрой реакции на изменения в бизнес-окружении и адаптации к этим изменениям, для чего необходимо постоянное обновление форм и методов работы во всех направлениях деятельности. В условиях глобальной конкуренции основной движущей силой развития становится использование инноваций, под которыми понимается введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях [1; 2].
Идеология инновационного развития является в настоящее время доминирующей во всех направлениях экономической деятельности. По сути, сложился новый тип экономики, основанный на инновациях. Практически все развитые страны декларируют на государственном уровне переход на инновационный путь развития. В России в декабре 2011 года распоряжением Правительства принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой предусматриваются
меры развития среды, благоприятной для инноваций; создание условий для развития конкуренции; меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности негосударственных компаний реального сектора экономики и финансовых институтов с целью построения конкурентоспособной высокотехнологичной экономики с высоким уровнем инновационной активности предприятий всех отраслей страны и ухода от сырьевой зависимости.
Альтернативы инновационному развитию страны нет. Для решения стратегических задач развития экономики, перехода от экспортно-сырьевой модели к высокотехнологичной модели устойчивого социально-экономического развития, повышения эффективности и конкурентоспособности производства необходимо создание благоприятных условий для внедрения инноваций.
Одним из условий развития инновационной экономики является подготовка современных специалистов, обладающих не только набором профессиональных знаний, но владеющих инновационными компетенциями, способными оценивать изменения трендов в потребительских ценностях и перестраивать процессы торговли в соответствии с этими изменениями.
В процессе традиционного обучения студенты в основном играют пассивную роль.
Большую часть информации они получают при прослушивании лекций преподавателей. Основные навыки и умения, которые приобретают студенты, сводятся в лучшем случае к запоминанию большого объема информации, способности выделять главное и существенное в полученной информации и некоторым другим логическим способностям. В результате после окончания вуза они приходят на работу с некоторым набором устоявшихся консервативных знаний по специальности и полным отсутствием подходов к решению назревших инновационных профессиональных проблем.
Переход от индустриального уклада к постиндустриальному характеризуется формированием новой экономики, базирующейся на информации и знаниях. Требования к уровню образования и качеству профессиональных компетенций значительно возрастают. Объем и сложность получаемой информации вызывают необходимость не только усвоения уже имеющихся знаний, но и получения навыков восприятия, овладения и использования совершенно новых знаний. Традиционные методы и технологии образования не в состоянии обеспечить должный уровень подготовки специалистов в новых реалиях.
Для активизации познавательной деятельности студентов, интенсификации и повышения эффективности процессов получения знаний, прежде всего, необходим тотальный переход от консервативных методов преподавания к инновационным интерактивным методам и технологиям обучения, в соответствии с которыми студенты должны не просто пассивно воспринимать новую информацию, но и активно участвовать в получении знаний в процессе поиска информации, обсуждений, дебатов как с преподавателем, так и между собой, на всех этапах обучения. Должна измениться цель обучения. Если при традиционном обучении целью являлось донесение до студентов некоторого объема знаний, то в современных технологиях целью становится научить их мыслить, сформировать личностные и профессиональные компетенции. Необходим переход от предметных знаний к методологическим. Студенты должны включаться в активный познавательный процесс и превращаться из объектов обучения
в субъектов познавательной деятельности. Интерактивное обучение - это развивающее обучение. Оно способствует пробуждению и усилению интереса к получению информации, повышению эффективности ее усвоения, формированию более устойчивых знаний. В процессе такого обучения студенты учатся думать и высказывать свое мнение, проявлять инициативу, активно участвовать в процессах обсуждения и осваивать культуру коммуникаций. Происходит мотивация саморазвития.
Инновационные интерактивные методы обучения способствуют объединению образовательной и профессиональной подготовки студентов, являются мостиком между теорией и практикой. В настоящее время разработано и используется значительное число методов, направленных на повышение инновационной способности мышления студентов, их инновационного и профессионального потенциала. Примерами таких подходов являются проблемно-ориентированные технологии, к которым относятся методы конкретных ситуаций (или ситуационных задач), деловых и ролевых игр, круглого стола и мозгового штурма, диспутов, тренингов, творческих заданий в виде проектов, самостоятельных исследований или эссе.
В последнее время в российских вузах начинает применяться case-study (кейс-стади, кейс-метод), разработанный более ста лет назад в Гарвадской юридической школе Кристофером Ленгделлом [3]. В отличие от методов конкретных ситуаций при использовании case-study не просто рассматривается какая-то реальная ситуация, а для рассмотрения и ее анализа подготавливается большой массив информации (case - портфель), который позволяет рассмотреть различные аспекты сложившейся ситуации, проанализировать проблему со всех сторон и принять на основе этой информации обоснованные решения. Учебный кейс (teaching case) представляет собой специально подготовленный учебный материал, в котором содержится методически структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса. Они разрабатываются, как правило, на основе самостоятельных исследований автора или обработки информации из литературных источников.
Проведенное сотрудниками института
«Высшая школа менеджмента» СПбГУ исследование в форме опроса преподавателей вузов России по использованию кейс-метода в российских вузах в 2013-2014 гг. показало, что в образовательном процессе используются различные по формату кейсы: «большие» (полноформатные, гарвардские, американские), «небольшие» и «совсем короткие» (кейслеты), причем небольшие кейсы применяют 51,1 %. Это связано с простотой работы с таким материалом как в стадии разработки, так и в учебном процессе [4]. Полноформатные гарвардские кейсы представляют собой комплексный материал, позволяющий воссоздать различные взаимосвязи между внутренней и внешней средой предприятия, более полно представить студентам весь комплекс профессиональной деятельности специалиста при анализе ситуации и принятии решения. Все опрошенные отметили, что они позволяют решить больше учебных задач, но и требуют значительных затрат времени.
Большинство преподавателей предпочитают кейсы, в которых студентам предлагается самим найти решение, но достаточно распространены и иллюстративные кейсы, на примерах которых раскрывается опыт ведения бизнеса.
На вопрос «В чем вы видите главную проблему, сдерживающую развитие процесса использования кейсов в своей работе?» большинство респондентов поставило на первое место невозможность найти готовые кейсы по своей дисциплине, на второе - отсутствие поддержки у руководства вуза, и только на третье - недостаток собственного опыта и знаний. При этом основными источниками получения используемых кейсов опрошенные назвали как собственные разработки, так и различные информационные источники. По сути, в настоящее время использование кейс-метода базируется на стараниях и энтузиазме отдельных активных преподавателей. Доступность к наработкам коллег очень низкая. Необходимо объединять усилия по созданию общероссийской базы кейсов, их электронных библиотек, т. к. этот метод является не только трудоемким с точки зрения подготовки информации, но и очень эффективным, позволяющим активизировать самостоятельную работу студентов и нарабатывать профессиональные
навыки на реальном примере.
Большое значение для развития профессиональных навыков и умения самостоятельно мыслить имеют методы творческих заданий. Традиционно используемые в высшей школе курсовые работы и рефераты представляют собой, в основном, компиляцию известной информации. Если в эпоху до развития Интернета написание курсовых и рефератов требовало от студентов определенных усилий по поиску нужных источников информации и ее обработке, приучало к самостоятельной работе с литературой, сжатому изложению проблемы и формулированию выводов, то обилие готовых работ и широкий доступ к ним в настоящее время в Интернете обесценивают эти виды работ. Вместо многостраничных опусов, написанных кем-то, гораздо лучше получить от студента краткое эссе, отражающее его индивидуальное видение проблемы. Пусть оно не всегда будет правильным, но работа над ним заставит думать, обосновывать свое решение, защищать свою точку зрения, что пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практические навыки работы по выбранной специальности студенты могут получать в процессе использования метода проектов. В соответствии с данным методом студентам предлагается создать законченный проект реального бизнес-процесса, направленный на решение конкретной задачи из практики его будущей специальности. Особенно развит данный метод в обучении студентов по специальностям, связанным с информационными технологиями и онлайн-коммерцией. Так, в рамках дисциплины «Интернет-маркетинг» в РЭУ им. Плеханова студентам предлагается создать веб-сайт проекта стартапа в области электронной коммерции, в котором они должны проработать и апробировать инструменты маркетинговых коммуникаций [6]. В работе над проектом рассматривается именно стартап, а не какой-то действующий бизнес. В работе над проектом студенты должны выбрать направление, формат и предмет бизнеса, определить его основное конкурентное преимущество, провести мониторинг конкурентов, оценить общий уровень конкуренции, выбрать лидеров среди конкурентов и провести анализ каждого конкурента,
определить целевую аудиторию, сформулировать цели коммуникационной кампании, выбрать используемые средств маркетинговых коммуникаций, поставить конкретные задачи по каждому из средств маркетинговых коммуникаций и разработать рекламную кампанию. При работе над проектом удается добиться оптимального сочетания теоретической подготовки и выработки навыков практических решений.
Инновационные методы образования способствуют развитию и активизации логического мышления, аналитических способностей, навыков системного анализа и междисциплинарных связей, формируют креативность мышления и творческий подход к решению нестандартных задач, уверенность в своих силах и психологическую устойчивость, вырабатывают профессиональные подходы и навыки.
Большинство проблемно-ориентированных технологий позволяют использовать их как в группах, так и индивидуально. При работе в группах студенты учатся работе в коллективе, чувству команды, профессиональному общению и сотрудничеству, критическому мышлению, навыкам принятия решения, обоснования его и отстаивания, сочетанию интересов и мнений индивидуума и коллектива.
Огромное значение в повышении инновационного потенциала студентов имеет использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения.
Прежде всего, сам Интернет является источником безграничных ресурсов информации, причем свежей, непрерывно обновляемой. Профессиональная информация в сети отражает последние достижения в научных, технологических и практических аспектах любой сферы деятельности. Практика работы студентов с интернет-ресурсами способствует их как образовательному, так и профессиональному росту, и не ограничивается временем обучения в вузе. Любой инициативный специалист продолжает получать новые знания в течение всего периода работы по выбранному направлению.
Использование ИКТ позволяет как улучшить доступность образования с помощью дистанционных образовательных технологий, так и повысить качество преподавания.
Это достигается с помощью использования электронных учебников, образовательных программ, мультимедийных средств и пр.
При разработке электронных и мультимедийных пособий различают линейный и нелинейный способы представления информации [6].
Самым простым методом донесения информации является линейный. При этом электронное учебное пособие практически повторяет содержание обычного учебника, и подход студентов к изучению курса примерно такой же, как и при работе с традиционным учебником - последовательное изучение материала от главы к главе. В таком виде на текущий момент представлено большинство электронных учебников.
Намного интересней работать с учебными пособиями с нелинейным представлением информации с использованием системы навигации между информационными ресурсами на базе гиперссылок, с помощью которых студенты сами выбирают последовательность изучения материала в интерактивном режиме. Данные системы индивидуализируют обучение, позволяют развивать любознательность и самостоятельность студентов, умение ориентироваться в потоках информации, находить нужный материал, понимать его взаимосвязи.
Ясно, что учебники с линейным представлением материала являются переходной формой от традиционного к интерактивному. К их достоинствам следует отнести возможности динамичного обновления материала и наличия, как правило, обширного справочного материала. Совсем недавно наблюдалась ситуация, когда по одним и тем же учебникам обучались несколько поколений студентов. В условиях информационной революции и быстрого устаревания информации адаптация учебников в печатном виде стала большой проблемой, особенно с учетом трудоемкости их написания и издания, и, как следствие, значительной стоимости. Затраты на электронные учебники существенно ниже, особенно на актуализацию заложенной в них фактологической информации.
Интерактивные учебные пособия значительно эффективней линейных, но их разработка требует больших трудовых и финансовых затрат. Учитывая, что программы даже одних и тех же дисциплин в разных учебных
заведениях значительно отличаются друг от друга, создавать обучающие программы для преподавания отдельных курсов не рентабельно. Выходом из положения может быть хотя бы частичная унификация учебных программ для основных курсов выпускающих кафедр по отдельным специальностям и государственная поддержка разработки подобных обучающих систем.
В настоящее же время чаще всего в вузах используются такие единичные продукты, разработанные, как правило, для коммерческого использования в системе повышения квалификации, т. к. средств на разработку учебных курсов у самих вузов просто нет. Так, на кафедре сервиса и товароведения Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации используются обучающие программы «Управление оптовыми продажами», «Управление розничными продажами» и «Искусство продаж» из серии «Школа бизнеса для руководителя», с помощью которых студенты более наглядно изучают основные процессы, формы и методы торговли; взаимодействие с покупателями; методы продвижения товаров; и закрепляют изучение с помощью тестирования [7].
Использование мультимедийных технологий в обучении позволяет повысить качество и актуальность предлагаемых студентам знаний. Использование видио и аудио сопровождения, иллюстраций в виде схем, рисунков, фотографий, анимаций повышают наглядность и динамичность представленной информации, ее доступность и усвояемость. Применение мультимедиа-продуктов желательно как в преподавательской деятельности во время лекционных демонстраций, так и во время проведения семинаров. Простейшим и эффективным приемом использования мультимедийных средств является подготовка презентаций с помощью пакета Microsoft PowerPoint на всех стадиях обучения и преподавателями, и студентами.
Для формирования и развития инновационных компетенций в процессе профессиональной подготовки специалистов торговли в высшей школе необходимо не только применение инновационных технологий обучения, но и изменение содержательной части учебного материала. При преподавании всех специальных дисциплин надо по-
стоянно акцентировать внимание студентов на необходимость внедрения инноваций в любых сферах торговой деятельности, подчеркивая, что внедрение инновационных разработок, как правило, приводит к снижению издержек, росту производительности труда, оптимизации использования ресурсов предприятия, повышению эффективности организационных мероприятий и управленческих решений. Вследствие этого новаторы получают конкурентное преимущество и дополнительную прибыль.
Чем выше конкуренция, тем большее значение имеет возможность динамичной адаптации компании к изменениям. Повышение динамизма в работе и гибкости в принятии решений невозможно без качественных изменений во всех направлениях деятельности предприятия, т. е. инноваций в техническом, технологическом и организационно-управленческом перевооружении, обновлении форм и методов работы. Особенно важно использование инноваций и современных методов адаптации бизнеса в условиях стагнации и кризиса, когда стоит вопрос даже не о достижении конкурентных преимуществ, а об элементарном выживании. Любая остановка в развитии в этот период может привести к экономическому краху.
В процессе преподавания необходимо раскрывать типы инноваций, которые в соответствии с «Руководством Осло», являющимся основным методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций, подразделяются на четыре группы [2].
Продуктовая инновация есть внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю и в других функциональных характеристиках.
Процессная инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении.
Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены.
Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях [2].
Необходимо приводить примеры реальных инноваций в торговле, взаимосвязь различных типов инноваций. Для этого желательно разрабатывать в рамках каждого курса электронные пособия, в которых были бы представлены наиболее распространенные для этого направления деятельности инновации и их взаимосвязи.
Так, производителям для завоевания потребителя и получения конкурентного преимущества необходимо создание продуктовой инновации путем разработки нового или усовершенствования старого товара, но для торговли этот инновационный товар может являться не только продуктовой инновацией, но и процессной, если он используется в технологических процессах торговли, или маркетинговой, в случае, когда торговля участвует в его продвижении. Именно торговля, являясь посредником между производством и потреблением, первой оценивает соответствие нового товара ожиданиям потребителей и перспективы выхода его на рынок, проводит работу по информированию покупателей и продвижению товара, формирует комплекс сопутствующих услуг. Например, холодильники с улучшенными характеристиками по производительности и энергопотреблению, используемые торговой компанией для хранения, демонстрации и продажи товаров (т. е. в технологических процессах) - это процессная инновация, т. к. в производственном процессе используются именно инновационные свойства товара. Новые же модели бытовых холодильников, работа которых основана на тех же принципах, являются для торгового предприятия маркетинговой инновацией, т. к. инновационные свойства товара выступают конкурентным преимуществом при продвижении товара для удовлетворения изменяющихся потребительских ценностей.
Стеллажи для выкладки товаров в торговом зале новой или усовершенствованной
конструкции, а также изготовленные из новых материалов, являются продуктовой инновацией, а разработка и применение новой схемы расположения этих стеллажей для повышения эффективности использования площади торгового зала является процессной инновацией. Усовершенствование этих же стеллажей с целью улучшения доступа покупателей к товарам является уже маркетинговой инновацией.
Ярким примером взаимосвязанности инноваций различного типа является цепочка инноваций, начинающаяся с использования пластиковых карточек для расчетов за приобретенные товары. Сама услуга «оплата пластиковой карточкой» является продуктовой инновацией, но для того, чтобы ее реализовать, торговому предприятию необходимо провести целый комплекс процессных инноваций, заключающихся во внедрении аппаратно-программных комплексов с оборудованием по сканированию карточек, доступу в Интернет, программных средств учета покупок и их оплаты. Получив информацию об объемах, частоте, структуре и других параметрах покупок, передовые торговые компании обрабатывают их опять же с помощью процессных инноваций в виде комплексов программных средств и получают информацию по сегментации покупателей и предпочтении отдельных сегментов, которые используют в своей деятельности для увеличения объемов продаж, что является маркетинговой инновацией. Для внедрения всех трех упомянутых выше типов инноваций в компании необходимо проводить перестройку организации работ, характеризующуюся организационной инновацией.
В целом можно отметить, что переход к инновационному образованию и подготовке конкурентоспособных специалистов, ориентированных на инновационную деятельность, является первоочередной задачей системы высшего образования России. Для этого необходимо: создавать новые и совершенствовать имеющиеся методы, технологии, приемы и средства обучения; обеспечить подготовку и переподготовку профессорско-преподавательского состава вузов; развивать и переоснащать их материально-техническую базу; оказывать государственную поддержку в разработке современных мультимедийных обучающих
комплексов по основным курсам профессиональной подготовки с постоянной актуализацией информации.
Библиографический список
1. Гладких И. В., Алканова О. Н. Создание и использование учебных кейсов в российском бизнес-образовании [Электронный ресурс] // Российский журнал менеджмента. 2014. - № 2. -URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/education/ teaching_case.htm (дата обращения: 10.04.2015).
2. Каменева С. У. Обучающие и контролирующие компьютерные программы как метод активизации образовательного процесса в вузе // Международная научно-практическая интернет-конференция «Инновации в торговом менеджменте»: сборник статей. - М.: Изд-во Палеотип, 2014. - С. 81-83.
3. Мащенко Т. А. Case-study как разновидность интерактивного метода обучения // Инновационные педагогические технологии в высшем образовании: материалы I Международной научно-методической конференции г. Дмитровград, 28 апреля 2009. - Дмитровград: Технический институт - филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», 2009. - С. 119-121.
4. Молянникова О. Г. Мультимедиа в обра-
зовании (теоретические основы и методика использования): монография. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2002. - 300 с.
5. Никишкин В. В., Панасенко С. В., Твердох-лебова М. Д. Использование метода проектов при подготовке студентов по дисциплине «Интернет-маркетинг» // Инновации и инвестиции. -2014. - № 12. - С. 178-180.
6. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [Электронный ресурс]. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - М., 2006. - URL:http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_ and_innovations/science/ (дата обращения: 01.03.2015).
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. -URL: http://www. g arant. ru/pro ducts/ipo/prime/ doc/70006124/ (дата обращения: 01.03.2015).
8. Elam E. L. R., Spotts H. E. Achieving marketing curriculum integration: A live case study approach // Journal of Marketing Education. -2004. - № 26 (1). - P. 50-65.
9. Young M. R. Experiential learning = Hands-on + Minds-on // Marketing Education Review. -2002. - 12 (1). - P. 43-51.
Leushina Olga Vladimirovna
Cand. Sci. (Economic), Assis. Prof. of the Department of Commerce, Marketing, Service and Advertising Siberian University of Consumer Cooperation, [email protected], Novosibirsk
FORMATION OF INNOVATION COMPETENCES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF TRADE SPECIALISTS
Abstract. The article presents the need for the country's transition to innovative development and relevance of the innovation-oriented training of specialists; in the article there is the consideration of modern interactive teaching technologies that contribute to the formation and development of innovative skills of students; the article highlights the problem of changing the content of the material taught.
Keywords: innovation, innovative learning technologies, interactive methods, information and communication technologies.
Поступила в редакцию 31.03.2015