УДК 004
Евгений Валентинович ПАНОВ,
начальник кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент, подполковник милиции
Максим Анатольевич ПОГАДАЕВ,
преподаватель кафедры боевой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, старший лейтенант милиции
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В
условиях интеграции отечественной высшей школы в европейскую систему высшего образования значительно возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества тренировочного процесса и физической культуры в целом.
Присутствие спорта в системе физической культуры направляет, дает установку на конкретное осмысление ряда вопросов:
1) увеличение аудиторного времени, выделяемого на занятия физическими упражнениями детей и молодежи, и использование его в вечернее время;
2) развитие спортивной инфраструктуры в общеобразовательных учреждениях,
3) разнообразие форм вовлечения молодежи в занятия спортом;
4) технологизация учебного процесса, предусматривающая инновационное проектирование подготовки — от постановки целей и конструирования учебного процесса до проверки их эффективности.
Технология в широком смысле — это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся системы физической культуры, отвечающей современным запросам молодежи. В определенной степени она охватывает всю совокупность процессов форми-р ов а н ия высоких физических кондиций, с помощью которых реализуется целостность обучения и спортивной тренировки, регулирующих операционный состав двигательной деятельности, ее структуру и развитие.
Наибольший эффект от реструктури -зации учебного процесса на основе спортивной тренировки достигается путем интенсификации учебно-тренировочного процесса, более эффективного использования физических упражнений с целью овладения совершенной техникой двигательной деятельности.
В настоящее время не обоснованы пути интенсификации спортивной тренировки на основе увеличения объема
соревновательной практики, которые бы способствовали мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов и стимуляции адаптационных процессов их организма. Не определены мера сбалан — сированности физических и интеллектуальных нагрузок, объем и качество отдыха, питания, средств восстановления и стимуляции работоспособности.
Крайне недостаточно, на наш взгляд, проработаны вопросы нормативного и правового обеспечения механизма спортивной реструктуризации физической культуры, без решения которых данный подход может оказаться недостаточно эффективным. Спортивно — ориентиро — ванные комплексные целевые программы для вузов направлены на:
— использование гибких проблемно — модульных педагогических технологий, усиление информационного и ресурсного обеспечения учебного процесса;
— персонификацию программ подго — товки путем оперативной коррекции текущих целей и педагогических задач, используемых средств и ресурсов с учетом состояния и психосоматических особенностей;
— информатизацию учебно — трени — ровочного процесса путем использования компьютерных технологий;
— преодоление экстенсивного характера учебно—тренировочного процесса путем повышения объема средств специализи — рованной подготовки и соревновательной практики.
Спортивная специфика учебно— тренировочного процесса, как уже отмечалось, предусматривает освоение более высоких объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, их оптими — зацию и сбалансированность, а также более эффективное использование внетренировочных средств. Повышенная энергоемкость осваиваемых физических нагрузок приводит к устойчивым морфологическим следовым изменениям, повышению мощности важнейших функциональных систем организма и укреплению иммунных систем.
Зарубежный опыт объективно свиде — тельствует, что в оценке качества учебно — тренировочного процесса необходимо использовать апробированную в системе общественного производства технологию Total Quality Management. Она связана с рейтинговой оценкой совокупности параметров педагогического процесса по критерию степени достижения комплекса целей и педагогических задач, а также интегральной оценкой результата спортивной деятельности. Ее использо — вание позволяет оценить все сегменты физической культуры, в том числе содер — жание учебных программ и направлений научных исследований, развитость инфраструктуры физической культуры и достаточность ресурсов.
Современная система подготовки спортсменов все время развивается и совершенствуется. По этому поводу профессор В.К.Бальсевич отмечает: «Важнейшим условием создания и освоения новых теоретических и методи — ческих ценностей спортивной культуры является интеграция различных областей научно — спортивного знания и техноло — гических инноваций в едином научно — технологическом пространстве
разработки и последовательной реали — зации индивидуальных стратегий и тактик многолетней спортивной подго — товки»1. При этом он подчеркивает необходимость обеспечения удобного и качественного информационного и аналитического обслуживания трениро — вочного и восстановительного процессов в ходе многолетней и краткосрочной специализированной спортивной подго — товки. Кроме того, автор отмечает, что одним из важнейших условий современной системы спортивной подготовки является поиск индивидуально, актуально и нравственно приемлемых способов восстановления работоспособности спортсменов.
В.Н.Платонов предлагает планировать восстановительные мероприятия на трех условных уровнях: основном, оператив — ном и текущем.
Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на норма —
лизацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микро — цикла, а также на нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок.
Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учетом зако — номерностей развития и компенсации утомления на этом занятии.
Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсменов в процессе или после нагрузки на отдельных занятиях в целях подготовки к очередной работе.
Для повышения эффективности восстановительных мероприятий многие специалисты рекомендуют комплексное применение различных восстановительных средств.
При разработке восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обес — печивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу данного спортсмена. Вместе с тем выбор и методика применения средств восстановления зависят от способности спортсмена выполнить запланированный объем физических нагрузок на данном этапе тренировочного цикла.
В работе профессоров В.В.Кузина и А.П.Лаптева рекомендуются следующие основные направления применения педагогических средств восстановления.
1.Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и сорев — нований, пола и возраста спортсменов, их функционального состояния, особенностей учебной и трудовой деятельности, бытовых и экологических условий и т.п.
2. Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо - и микроциклах, обеспечивающих рациональное соотношение различных видов, направленности и характера
тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
3. Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.
4. Рациональное сочетание трениро -вочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
5. Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающего, развивающего, ударного, поддерживающего, восстановительного с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
6. Систематическое применение тренировок в горных условиях в целях повышения спортивной работоспособ -ности и ускорения восстановительных процессов.
7. Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности трениро -вочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.
8. Обязательное использование после напряженных соревнований или сорев -новательного периода специальных восстановительных циклов с широким включением восстановительных средств, активного отдыха с переходом на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.
9. Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.
10. Важным педагогическим средством стимуляции восстановительных процессов является правильное постро -ение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать основные положения:
— выполнение полноценной разминки перед тренировкой, что не только обеспечивает быструю врабатываемость и настройку организма на предстоящую работу, но и создает условия для оптимального развития физиологических и психических процессов. А это, в свою очередь, способствует более эффективному восстановлению организма между отдельными сериями упражнений в процессе тренировки;
— выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками на одном занятии;
— использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;
— выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;
— применение упражнений и специ — альных средств с целью создания поло — жительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высо — ком уровне, что обеспечивает и более активное восстановление;
— выполнение индивидуально подо — бранных упражнений для заключительной части тренировки (заминки). Постепенный выход из больших нагрузок — эффективное средство для активного развер — тывания восстановительных процессов после тренировки. При этом рекомен — дуется применять в течение 10—15 мин бег в невысоком темпе (ЧСС — 105— 120 уд/мин) и комплекс специальных упражнений;
— после тренировки обязательно выполняются восстановительные упражнения.2
Профессор Л.П.Матвеев указывает, что некоторые гигиенические средства, ши — роко используемые в процессе физичес — кого воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособно — сти и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание,
витаминизация, массаж и т.д.). Хотя гигиенические факторы не относятся, строго говоря, к специфическим сред — ствам физического воспитания, их содействующее значение трудно пере — оценить.3
Применение специальных гигиени — ческих средств восстановления и повышения работоспособности (гидро — процедур, различных видов спортивного массажа, бань и тепловых камер, ландшафтных зон, ультрафиолетового облучения, аэроионизации, физиотера — певтических и психогигиенических средств и т.д.) оказывает наиболее благоприятное воздействие на различные органы и системы организма и тем самым в значительной мере стимулирует восстановительные процессы и повышает работоспособность спортсменов.
Основными гигиеническими сред — ствами, обеспечивающими укрепление здоровья спортсменов, быстрейшее восстановление и повышение спортивной работоспособности, являются рациональный суточный режим, специализированное питание, закаливание, личная гигиена, психогигиена и др.
Специальные гигиенические средства восстановления могут применяться отдельно или в комплексе с другими медико — биологическими средствами восстановления.
Средства общего воздействия (души, ванны, ультрафиолетовое облучение, аэроионизация и др.) оказывают немалый общеукрепляющий и восстановительный эффект.
Необходимо еще раз особо подчеркнуть, что гигиенические средства восстанов — ления и повышения спортивной рабо — тоспособности являются весьма эффективными и доступными для спорт — сменов и тренеров, так как их применение не требует дорогостоящего оборудования и они могут применяться спортсменами в любых условиях.
В спортивной медицине имеется широкий выбор фармакологических препаратов, которые способствуют вос —
становлению и повышению спортивной работоспособности. Так, для стимуляции восстановительных процессов используются импульсные токи низкой частоты, так называемые синусоидально — модулиро — ванные токи (СМТ), и токи сверхвысокой частоты (СВЧ).
Электросон путем воздействия элек — трическим током на корковые процессы оказывает успокаивающее действие, нормализует регуляцию вегетативных функций. Его рекомендуется применять при нарушениях сна, возникающих при значительном переутомлении спортсменов.
Электростимуляция способствует повышению работоспособности мышц, ускорению восстановительных процессов, улучшению реабилитации после травм и заболеваний опорно — двигательного аппарата спортсменов. При электрости — муляции воздействие электрических импульсов вызывает титанические сокращения мышечных волокон с последующим их расслаблением, что повышает сократительную способность мышц, улучшает условия лимфо— и кровотока, воздействует обезболивающе.
Психологические средства и методы восстановления в последнее время получают все большее распространение. Рациональное применение психофизи — ологических воздействий позволяет снизить уровень нервно—психической напряженности и устранить у спортсменов состояние психической угнетенности, что, в свою очередь, способствует быстрейшему восстановлению психофизиологических функций организма.
Профессор А.В.Родионов указывает следующие основные методы и средства психологической подготовки спортсменов.
1. Психолого — педагогические, основанные на воздействии словом: убеждение, внушение, деактуализация (занижение возможностей соперников), формирование «внутренних опор» (создание у спорт — смена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного
состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направ — ленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные технико — тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).
2. Комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок.
3. Аппаратурные средства воздействия: использование ритмической музыки, цветомузыки, видеоизображения, фильмов со скрытыми титрами успокаива — ющего или мобилизирующего характера.
4. Психофизиологические средства воздействия: массаж, тонизирующие движения, произвольная регуляция ритма дыхания, воздействие холодом, фармпрепаратами естественного проис — хождения (например, элеутерококком), двигательные и мимические упражнения из группы «гимнастики чувств».4
Немалое значение имеет комплекс — ность применения различных восстано — вительных средств. При этом весьма важно, чтобы принцип комплексности применения восстановительных средств постоянно реализовывался во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо— и микроциклах, а также в процессе тренировочного дня.
В настоящее время можно выделить следующие современные технологии спортивной подготовки: а) роль науки в подготовке, отборе и прогнозировании спортивных результатов; б) основные направления совершенствования функ — циональных возможностей организма спортсменов в связи с высокими требо — ваниями современного спорта; в) возрастная моторика человека и методы стимуляции развития двигательной функции; г) поиск оптимального уровня тренировочных нагрузок с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности; д) технология трениров —
ки, предусматривающая интегральную, дифференцированную, индивидуально подобранную нагрузки; е) проблема спортивной подготовки и фармакологи -ческой поддержки спортсменов; ж) проблемы допинга и спортивного питания; з) недопинговые средства восстановления в спорте высших достижений.
В настоящее время разработка научных основ подготовки спортивного резерва является одной из ключевых проблем спорта высших достижений.
Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами:
- организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий;
- построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические и психофизические особенности юных спортсменов;
- недостаточен по качеству и оперативности контроль психофизичес -кого состояния юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и пре -кращения роста спортивных результатов.
Рассмотрение перспектив технологи -зации учебного процесса дает основание для определенного оптимизма в области
развития физической культуры в системе образования. Обсуждаемый в статье подход, безусловно, имеет глубокий методологический смысл, придавая содержанию учебного процесса принци -пиально новые стимулы к формированию здоровья и физического развития молодежи.
Внедрение в практику рассмотренного подхода имеет как прямые благоприятные последствия для развития физической культуры, например более эффективное использование междисциплинарных форм спортивной деятельности, сниже -ние рисков неоправданных потерь учебного времени, затрат ресурсов, так и косвенные, связанные с пролонгированной нацеленностью спортивной деятельности на достижение гармонии телесного и духовного развития и повышение ка -чества учебно-тренировочного процесса в формировании спортивно-техничес -кого мастерства молодежи.
1 Бальсевич, В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1999. - №4. - С.21-25.
2 Кузин, В.В. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности / В.В.Кузин, А.П.Лаптев. - М., 1999.
3 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - М., 1991.
4 Родионов, А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте : автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.В.Родионов. - М., 1990.