добрать рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-
тренировочный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице.
Таблица
Результаты педагогического эксперимента_________________
Уровень соматического здоровья %
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
На начало эксперимента
Контр. группа 7 3S 32 19 4
Экспер. группа 9 35 34 1S 4
На конец эксперимента
Контр. группа 6 34 36 20 4
Экспер. группа 3 27 44 20 6
Наличие различий р <005 + + + - -
Как непосредственно видно из таблицы, статистически значимые различия обнаружены в показателях здоровья: низкий, ниже среднего, средний, которые позволяют констатировать улучшения здоровья в целом по учебному классу, занимающемуся по программе «Детка». Это позволяет считать, что рассмотрение дополнительного урока физкультуры в качестве самостоятельной учебной дисциплины (например, его можно назвать «урок здоровья») является оправданным, и данная методика может быть рекомендована для массового внедрения, например, в масштабах города или района.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г.Л. Лечебная физкультура при заболеваниях ССС / Г.Л. Апанасенко, В.В. Волков, Р.Г. Науменко. - Киев : Здоровье, 1987.
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Киев : Здоровье, 2002.
3. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта : науч.-теоретич. журн. -2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
4. Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / СПб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2001. - 327 с. : ил.
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ВОССТАНОВЛЕНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ
А.Н. Попов
В спортивной литературе последних лет все чаще поднимается вопрос об отставании системы восстановления от системы тренировочного процесса и соревнований. Несовершенная система восстановительных мероприятий пре-
пятствует реализации накопленного в тренировках потенциала, восстановлению его после ответственных соревнований, ускорению периода готовности спортсменов к повторным тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Вместе с тем, научно обоснованная система восстановления применительно к конкретному виду спорта, к тому или иному периоду тренировочного процесса в том или ином микро-, мезо- или макроцикле практически отсутствует. Отсутствуют четкие рекомендации по использованию средств восстановления в процессе тренировочного занятия и соревнования, между тренировочными занятиями в течение одного дня, после дня занятий в микроцикле, между ними и т.д. Еще сложнее обстоит вопрос с учетом индивидуальных особенностей спортсменов при использовании средств восстановления в спорте и т.п.
В последнее время проблеме восстановления работоспособности спортсменов уделяется пристальное внимание. Научно-медицинское обеспечение подготовки спортсменов вышло на новый более качественный уровень — разработана и внедрена концепция активного влияния медико-биологических средств на восстановительные процессы и работоспособность, концепция оптимизированного многофакторного воздействия на организм спортсмена.
Подготовка высококвалифицированных гребцов на байдарках в нашей стране ориентирована на традиционно большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Данные таблицы 1 подтверждают это - объем гребли составляет 5500 км в год, более половины из которых приходится на греблю в аэробном и смешанном режимах, количество тренировочных занятий в неделю колеблется в течение года от 12 до 18, суммарное количество стартов составляет 60-80.
Таблица 1
Показатели тренировочной нагрузки, выполняемой гребцами
высокого класса за круглогодичный цикл
№ Название показателей Величины
1 Количество тренировочных дней 260
2 Количество тренировок 500
3 Количество стартов 60-80
4 Количество тренировочных дней в неделю 4-6
5 Количество тренировок в день 1-4
6 Количество тренировок в неделю 12-16
7 Объем гребли в лодках (км) 5500
8 Режим гребли (км)
9 Аэробный (ЧСС 140-160 уд./мин.) 1650-1950
10 Смешанный (ЧСС 160-180 уд./мин.) 600-1000
11 Анаэробный (ЧСС 180 и выше уд./мин.) 400-450
Опыт подготовки сильнейших спортсменов мира также показывает, что в основе подавляющего большинства выдающихся спортивных достижений лежат исключительно высокие тренировочные и соревновательные нагрузки. То есть в системе подготовки спортсменов высокого класса используется главным образом воздействие тренировочными нагрузками, а применение средств и методов системы восстановления и повышения тренированности и работоспособности организма спортсмена остается без особого внимания.
В то же время современный комплекс тренировочных воздействий, соревновательной деятельности и восстановительных процедур должен пред-
ставлять собой единый сложный процесс [1]. Поэтому объединение тренировочных и соревновательных нагрузок, а также восстановительных средств в единую систему является одним из главных вопросов управления работоспособностью и реакциями восстановления в тренировочной и соревновательной деятельности. Оптимальной формой использования всех восстановительных средств является последовательное или параллельное применение нескольких из них в единой комплексной процедуре [2]. Такой подход увеличивает эффективность общего воздействия нескольких средств за счет взаимного усиления их специфически направленных влияний. Направленное использование восстановительных средств, органично увязанное с величиной и характером нагрузок в тренировочных занятиях, позволяет увеличить объем тренировочной работы в ударных микроциклах на 10-15% при одновременном улучшении качественных показателей тренировочной работы. Систематическое применение этих средств способствует не только приросту суммарного объема тренировочной работы, но и повышению функциональных возможностей систем энергообеспечения, приросту специальных физических качеств и спортивного результата.
Ускорять процессы восстановления после нагрузок тренировочных упражнений и отдельных занятий следует дифференцированно, с учетом направленности их воздействия и особенностей последующей адаптации. Нецелесообразно интенсифицировать период восстановления после занятий, направленных на повышение уровня энергетических возможностей организма спортсмена, так как именно глубина утомления и продолжительность восстановления в значительной мере обусловливают величину и характер приспособительных изменений, происходящих в соответствующих органах и системах, или если первое занятие дня направлено на повышение скоростных возможностей, а второе - выносливости при работе анаэробного (гликолитического) характера, то после первого занятия уместно применить комплекс восстановительных средств, способствующих быстрейшему восстановлению возможностей к проявлению указанного вида выносливости. Это позволяет повысить качество и увеличить объем работы во втором занятии. После выполнения программ тренировочных макроциклов, завершающихся ответственными соревнованиями, особо напряженных этапов и периодов подготовки восстановительные мероприятия должны носить комплексный характер.
Повышение тренированности как одного из важных показателей подготовки профессиональных гребцов должно основываться на общепедагогических, психологических и медико-биологических принципах построения спортивной тренировки, чему в последнее время не уделяется должного внимания. По результатам проведенного нами мониторинга уровня здоровья высококвалифицированных спортсменов в циклических видах спорта в Республике Башкортостан было выявлено, что состояние здоровья у профессиональных спортсменов с повышением их спортивной квалификации часто ухудшается, что связано с их спортивной деятельностью, так как спортивную карьеру эти молодые люди начинают абсолютно здоровыми.
Как показал анализ специальной литературы, закономерностей развития адаптации организма спортсменов к высоким нагрузкам, когда состояние тренированности - работоспособности увязывается как с состоянием внутренней среды, так и с иммунологическим статусом организма, нагрузки спортсменам
даются на уровне 80-90% от максимума с большим количеством рабочих часов в неделю, и после ЧСС выше 170 уд/мин динамика иммунологического статуса снижается. Экстенсивный рост объема и интенсивности тренировочных нагрузок может отрицательно сказаться на психическом и функциональном состояниях спортсмена, его иммунологической реактивности, привести к глубокой стадии утомления (перетренированности), к состоянию иммунодефицита и ухудшить спортивную результативность.
В настоящее время существует большое количество иммунотропных средств и препаратов, применение которых направлено на:
- повышение неспецифической резистентности к инфекциям;
- коррекцию иммунодефицитных состояний различного генеза;
- устранение хронического бактерионосительства при аутоиммунных заболеваниях.
Также следует отметить, что сведений об использовании иммуномодуляторов в профессиональном спорте с целью восстановления работоспособности немного. Лишь единичные представители этой группы использовались для нормализации и повышения иммунореактивности и профилактики спортивного иммунодефицита. Некоторые препараты (бактиспорин, интерферон) применялись для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций у гребцов на байдарках. Однако большая часть иммуномодулирующих средств не апробирована в спортивной практике вообще. Существует мнение, что иммуномодуляторы могут применяться в виде монотерапии и в комплексе с различными общеукрепляющими средствами при иммунореабилитациион-ных мероприятиях, в том числе и у гребцов на байдарках в период напряженных психофизических нагрузок, когда развивается состояние спортивного иммунодефицита и необходимо восстановление функциональной активности иммунной системы и здоровья спортсмена. Также следует отметить, что иммуномодулирующие средства не только восстанавливают, но и повышают сниженную работоспособность гребцов, поэтому могут применяться как корригирующие препараты, особенно при выполнении объемных и интенсивных нагрузок [3].
Анализ проблемы отчетливо выявляет недостаток технологий применения и использования фармакологических средств для коррекции иммунных дисфункций у гребцов, с одной стороны, и повышения их спортивной результативности, с другой.
Также следует отметить, что существенным условием является низкая токсичность и отсутствие побочных эффектов у таких фармакологических средств.
Принимая во внимание сведения, касающиеся основных эффектов иммуномодуляторов различной природы, а также имеющиеся сведения о выраженности и характере изменений в иммунной системе спортсменов, возникающих в ходе их профессиональной деятельности, уже сегодня можно говорить об обоснованности их применения при физических нагрузках не только в качестве средств иммунокоррекции, но и с целью повышения физической работоспособности спортсменов [4].
Таким образом, можно заключить, что в современном спорте, в частности в гребле на байдарках и каноэ, способы защиты профессиональных спортсменов от возросших физических, психических и иммунных нарушений долж-
ны составлять не только профилактические мероприятия, направленные на предотвращение срыва адаптации при спортивной деятельности, но и комплекс фармакологических препаратов, включая иммунофармакологические. Это будет способствовать сохранению здоровья профессиональных спортсменов и предупредит возникновение заболеваний после окончания спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емчук, И.Ф. Гребной спорт / И.Ф. Емчук. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 245 с. : ил.
2. Иммунореабилитация спортсменов / В.Н. Цыган, А.В. Степанов, И.В. Князькин, Е.Г. Мокеева, А.Ф. Ким, Э.К. Акперов - СПб. : СпецЛит, 2005. - 63 с.
3. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
4. Попов, А.Н. Новый подход к технологии повышения тренированности высококвалифицированных гребцов / А.Н. Попов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 32-34.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ СПОРТСМЕНОВ
А.Р. Ротенберг
В своей практической деятельности тренеры, ставя воспитательные задачи, не имеют научного основания для их конкретизации. Задачи часто ставятся формально. Они отражают воспитание полезных во всех случаях личностных свойств. При этом они опираются исключительно на собственную интуицию. Однако существуют аргументы, которые указывают на то, что это -ошибочный путь:
1) состав свойств, нуждающихся в коррекции, должен быть определен экспериментально, поскольку для каждого тренера наиболее ценным может оказаться свой состав этих свойств;
2) некоторые свойства при их очень высокой выраженности могут иметь и отрицательное значение;
3) развить то или иное свойство часто просто невозможно, и задачи, поставленные тренером, могут оказаться нереальными;
4) не учитывается уровень развития этих свойств у спортсменов;
5) не учитывается специфика вида спорта как фактора изменения выраженности личностных свойств.
Поскольку феномен личностного роста представляет собой систему, управление его процессами также возможно только на системном уровне. Ни одна составляющая системы педагогического управления в отдельности не оказывает существенного влияния; реализованные совместно, педагогические мероприятия в комплексе дают системный эффект ускорения личностного развития и совершенствования спортсменов. В данном случае необходимо построение модели системы педагогического управления процессами личностного роста спортсменов.
В отношении применения системы педагогического управления можно