В.Ф. Пешков
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Томский государственный педагогический университет
Цель исследования. Обосновать теоретико-методические положения концепции средств восстановления как современное содержание образовательного компонента профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры.
Актуальность исследования. Важной составной частью профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта является формирование знаний и умений по проведению восстановительных мероприятий в процессе занятий спортом и физической культурой. Так как тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов сопровождается объемными и интенсивными физическими и психоэмоциональными нагрузками, что неизбежно приводит к накоплению повреждений, травмам, развитию заболеваний и ускорению процессов старения организма, срыву выполнения тренировочных программ. Все это обусловливает необходимость системного использования восстановительных средств в подготовке спортсменов [1-3].
В настоящее время в трактовке научных положений теории и методики средств восстановления в спорте и физическом воспитании существуют противоречивые подходы. В частности, о целесообразности применения средств восстановления непосредственно в процессе тренировки, о необходимости применения средств восстановления у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации [1, 3-5].
Для эффективного использования восстановительных средств в подготовке спортсменов прежде всего необходимо создание единой концепции применения средств восстановления в спорте, базирующейся на теориях утомления, восстановления, адаптации организма. Принципиально важным представляется обоснование целесообразности применения средств восстановления у юных спортсменов.
Мы считаем, что составной частью будущей единой концепции восстановительных средств должно быть обоснование не только теоретических и практических аспектов средств восстановления в спорте на всех этапах многолетней спортивной подготовки, их места в системе построения тренировочных циклов, но и применения восстановительных средств в учебной и производственной деятельности как важнейших факторов, обеспечивающих благосостояние общества. Мы предприняли попытку обосновать
свою концепцию применения средств восстановления во время тренировок юных спортсменов и учебных занятий школьников как часть единой создаваемой специалистами концепции восстановительных средств.
В теории и методике спортивной тренировки общепринято мнение о необходимости включения восстановительных средств в систему тренировки спортсменов высокой квалификации [1, 2, 6, 7]. Вопрос об использовании восстановительных средств в системе подготовки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации изучен мало и по нему нет однозначного мнения [1,3-5]. Поэтому обоснование применения средств восстановления на этапе начальной и углубленной спортивной специализации является своевременным и важным.
Специалистами разработаны стратегия и тактика применения восстановительных средств после окончания тренировочных занятий на фоне накопившегося утомления с целью стимулирования восстановительных процессов и повышения эффективности последующих тренировок. При этом большинство специалистов рекомендуют использовать восстановительные средства в конце нагрузочных микроциклов [6, 7].
Мы считаем, что это сужает спектр возможностей применения средств восстановления в системе спортивной тренировки, и утверждаем, что включение средств восстановления во время тренировочных занятий позволяет уменьшать отрицательное влияние на организм напряженных факторов спортивной тренировки, сохранять, а если необходимо - повышать объем и интенсивность тренировки, качество специальной физической подготовки, оказывать оптимизирующее влияние на проявление технических параметров осваиваемых и совершенствуемых упражнений.
На современном этапе спортивной тренировки квалифицированных юных спортсменов в течение дня проводятся две, а в ударные микроциклы - три и четыре тренировки. Интенсивно накапливаются утомление, явления перенапряжения отдельных функциональных систем и в целом организма, что отрицательно сказывается на здоровье юных спортсменов, снижает результативность тренировочных занятий.
Включение между тренировками в течение дня дозированных восстановительных средств позволит
ускорить восстановление отдельных функциональных систем, выполнять планир\емую нагрузк\ с меньшей напряженностью расходования обеспечивающего тренировку психофизиологического потенциала юного спортсмена.
Не менее важным является развитие здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся средних общеобразовательных школ. Особенно актуальным это становится в связи с широким распространением использования компьютерной техники в учебном процессе. Ведущую роль играет комплексное проведение восстановительных мероприятий средствами физической культуры и спорта. Такой подход позволяет, во-первых, повысить эффективность обучения и, во-вторых, сохранить здоровье учащихся.
Проблемная ситуация. В спортивной и учебной деятельности проблемная ситуация заключается в проявлении ряда противоречий.
Первое связано с тенденцией увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок как важнейшего фактора роста спортивного мастерства юных спортсменов и возникновением состояния перенапряжения, переутомления, хронических заболеваний. снижением показателей специальной работоспособности, спортивных результатов.
Второе заключается в целесообразности ранней специализации юных спортсменов с целью экономичного расходования биологического резерва и ъ более сильном отрицательном воздействии узких специализированных тренировочных занятий на показатели здоровья, в определенной мере - на динамику роста спортивной квалификации.
Третье состоит в необходимости срочного восстановления утомленных, лимитирующих специальную работоспособность психофизиологических систем и отсутствии научно обоснованных дифференцированных методик применения физических и психологических средств восстановления с учетом направленности вида спорта, квалификации юных спортсменов, характера тренировочных нагрузок.
Четвертое наблюдается между необходимостью увеличения объема, оперативно получаемых знаний посредством внедрения эффективных компьютерных обучающих технологий, интенсифицирующих учебный процесс, и ухудшением показателей здоровья школьников.
Пятое имеет место между потребностью срочного восстановления организма школьников непосредственно во время учебных занятий с использованием компьютера, профилактики воздействия отрицательных факторов ученической деятельности и недостаточностью научного обоснования и разработанности кратковременных методик восстановления и профилактики средствами физической культуры.
Результаты исследования. На основании проведенного многолетнего исследования нами разрабо-
ГОГИКА (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ!
тана концепция восстановления работоспособности непосредственно в процессе спортивной и учебной
деятельности.
Основные положения концепции
1. Включение кратковременных воздействий восстановительных средств во время проведения тренировок и между тренировками в течение дня позволит обосновать построение тренировочных программ, направленных не только на максимум задаваемых нагрузок, но и на получение программированных (срочного и отставленного) кумулятивных эффектов. Реализация этого научного подхода позволит также эффективно внедрить восстановительные средства непосредственно в учебный процесс школьников, применяющих обучающие компьютерные программы.
2. Установление закономерностей взаимосвязи задаваемых тренировочных нагрузок и адаптационных ответов срочного и отставленного характера при применении средств восстановления во время и между тренировками строится с учетом специфичности механизмов адаптации и влияния занятий различными видами спорта, а также с учетом уровня квалификации юных спортсменов, особенностей этапов подготовки в годичном тренировочном цикле.
3. Учитывая построение тренировочных занятий, характер психофизиологической готовности к повторной работе, восстановительные воздействия должны быть оптимально кратковременны. Следовательно, на наш взгляд, снижать утомление и особенно переутомление во время тренировки и между ними в течение дня необходимо в тех системах и звеньях, которые подвергались наибольшей нагрузке и могут выступить в моменты тренировки как лимитирующие факторы, уменьшающие специальную работоспособность, провоцирующие травмы, хронические заболевания.
4. Построение тактики применения средств восстановления во время и между тренировками в течение дня требует знания естественного течения восстановительных процессов при конкретном режиме тренировки, планируемых нагрузках, уровня подготовленности юных спортсменов.
5. Использование специфических восстановительных средств (кратковременных массажных воздействий с включением в комплекс элементов классического и точечного массажа) в системе подготовки юных спортсменов высокой квалификации позволит, наряду с улучшением спортивных достижений, добиться улучшения адаптации и сохранения здоровья спортсменов.
6. Включение в систему подготовки юных спортсменов, тренирующихся на этапе начальной спортивной специализации, аутогенной тренировки в автогенном состоянии возможно для решения комплекса задач. Она одновременно может являться средством стимуляции восстановления специальной работоспо-
собности и средством обучения спортивной технике упражнений, что особенно актуально на данном этапе подготовки.
7. Включение средств восстановления во время тренировки требует переосмысления построения тренировки, подбора содержания, а также рассмотрения используемых средств восстановления как составной части целенаправленных тренировочных средств, компенсирующих временные затраты на их использование, в целом новых взглядов на управление тренировочными нагрузками, имея возможность управлять такими важнейшими показателями нагрузки, как объем и интенсивность, увеличивая интенсивность при сохранении параметров объема и наоборот.
8. В процессе учебной деятельности школьников, обучающихся компьютерным технологиям, целесо-
образно применение восстановительных пауз и микропауз, включающих физические упражнения, влияющие на работоспособность. Восстановительнопрофилактические комплексы проводятся в процессе занятий и сразу после их окончания.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что обосновано современное содержание для учебных программ факультетов физической культуры по дисциплинам «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки», «ЛФК и массаж». «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Спортивная медицина», дисциплинам специализации «Спортивная подготовка», в частности по дисциплине «Теоретические и методические основы восстановительных мероприятий в системе спортивной, учебной и производственной деятельности».
Литература
1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной тренировки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 1999. № 4.
2. Бирюков A.A., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. М., 1979.
3. Пешков В.Ф. Восстановительные средства в профессиональной деятельности педагогов по физической культуре и спорту. Томск, 2000.
4. Павлов В.К. Восстановление в спорте: Теоретические и практические аспекты // Теория и практика физической культуры.
2000. №1.
5. Поляев Б.Д., Парастаев С.А., Павлов С.Е. и др. О необходимости использования восстановительных средств на ранних этапах спортивной специализации // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва. М., 1999.
6. Кольниболоцкий В.А. Влияние термомеханических воздействий на восстановление работоспособности спортсменов: Авто-реф. дне. ... канд, лед. наук. М., 1974.
7. Крылов В.Н. Исследование повышения эффективности тренировочного процесса в связи с применением системы восстановительного массажа в подготовке баскетболистов высшей квалификации: Автореф. дис. ... канд, пед. наук. М., 1976.