Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов: объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов; субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность [1, с. 122-123].
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагоги-
ческих инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности [5, с. 89-95].
В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как: развитие своего собственного опыта; заимствование опыта, созданного другими; освоение научных разработок; метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном); собственно эксперимент.
От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение.
На этом процесс не кончается. Разработка и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях [7, с. 88].
Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен [8, с. 67].
В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов инноваций.
Технологические инновации - это технологические новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Они создают основу для развития промышленности и технологического перевооружения отрасли. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии, за счет своего быстродействия и больших резервов памяти, представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.
Методические инновации - это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного
процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
На практике методические инновации часто связаны с организационными нововведениями. Они встречаются в образовательной ситуации, когда планируемая цель, в общем ясна, но методы и средства ее реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип инноваций доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.
Организационные инновации - они касаются освоения новых форм и методов организации труда, образовательного процесса. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп или отдельных лиц. Например, создание классов компенсирующего обучения, т, е. классов, которые создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе принципов гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения. Цель организации компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в обучении, общеобразовательных программ, адекватных их особенностям, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения.
Социальные нововведения - для большинства педагогических новшеств характерен социальный эффект. Он проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества, правонарушений, рационализации умственного и физического труда, формировании полезных навыков и привычек, достижении более высокого уровня воспитанности [4, с. 66—67].
Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом - осуществляется процесс его применения [9, с, 145].
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения
результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания [8, с. 93].
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению [9, с. 149].
Инновационные технологии могут применяться как в решении отдельных вопросов, так и в работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляющие опережающую реакцию на них. Исходя из этого, одни образовательные учреждения работают в режиме функционирования, другие - в режиме развития. Именно последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т. к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. В режиме развития работает большинство так называемых авторских школ [7; 8].
Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л. Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея диалектического обучения и др.).
В настоящее время наиболее распространено использование таких инновационных технологий как:
1. Использование компьютерных технологий (электронные учебники, обучающие программы, игровые учебные программы, электронные справочные информационные системы, программы деловых игр и другие компьютерные средства, которые позволяют обучающемуся в ходе учебного исследования получать (добывать) знания по изучаемой предметной области). Компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения.
Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности [3; 5; 9].
2. Новая система контроля знаний учащихся - посредством тестирования распространена повсеместно (разрабатываются тестовые задания и вопросы, обеспечивающие надежную оценку знаний учащихся, определяется система правил и критериев, обеспечивающих принятие решений об уровне знаний ученика в зависимости от результатов тестирования). Для создания педагогических тестов, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности, необходимо выполнение ряда дополнительных требований. К таким требованиям относятся:
- возможность составления тестовых заданий всех известных типов (открытых, с выборочным ответом, на установление соответствия, контролируемых, включая и контролируемое конструирование графических изображений);
- возможность создания адаптационных тестов, в которых выбор следующего задания определяется в зависимости от результата выполнения предыдущего;
- наличие средств анализа педагогического теста на валидность.
Метод тестирования с недавних пор стал использоваться также для проведения итогового контроля знаний выпускников общеобразовательных школ (Единый Государственный Экзамен - ЕГЭ) [3; 7].
3. Гуманизация образовательного процесса. Отличительные признаки гуманистической педагогики — смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков, обеспечение условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса (дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, усиле-
ние гуманитарного образования, обоснованность уровня развития каждого ученика и др.).
4. Авторские программы обучения (авторские технологии) - технологии и программы, разработанные отдельными педагогами, предусматривающие инновационный подход к обучению учащихся. (Например, авторская программа «Акварель» по изобразительному искусству для учащихся 1-4-х классов Л. А. Скочиной; Программа «ТРОПА» (Творческое Развитие логического мышлении, Основы Программирования, Алгоритмы) была разработана Н. В. Гурской; Авторская программа «Физика и здоровье» А, С. Павлова и др.) [6].
5. Блочная система обучения. Данная система предполагает изучение дисциплины «блоками», то есть весь материал учебной дисциплины делится на тематические блоки. Блочная форма обучения способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся. При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество - она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и сроки изучаемого материала.
6. Интерактивное обучение. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно при использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
7. Дистанционное обучение детей. Успех в современном мире определяется тем, насколько качественное образование получил человек за годы обучения. С учетом особенностей детей, страдающих различными ограничениями в движении, в последнее время делается акцент на дистанционном обучении таких ребят. Такого рода разработки, дистанционного получения образовательного материала, дают возможность получить этим детям среднее, профессиональное и высшее образование. Детям, страдающим раз-
личными ограничениями в движении, имеющим различную степень инва-лидидности, обучение в режиме on-line дает уникальную возможность в получении знаний, что является необходимым условием для полной их реабилитации. Детям школьного возраста которые не могут учиться в школе в обычном режиме посещения учреждения, технология e-learning (электронное обучение) позволяет учиться дома. В нашей стране сделано немало по внедрению дистанционного проекта обучения [3, с. 189].
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время накоплен обширный педагогический опыт разработки и применения различных инновационных технологий. Но следует помнить, что инновации никогда не следует оценивать по масштабу внедрения, так как то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте (и сравнивая с предыдущими, полученными там же).
Библиографический список
1. Бордовская, Н. В. Педагогика. [Текст] / Н. В. Бордовская - С.-Пб., 2000.
2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология. [Текст] / М. В. Буланова-Топоркова - М., 2002.
3. Дахин, А. Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность [Текст] / А. Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007 - №2. С. 18-21.
4. Педагогика [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2005.
5. Подласый, И. П. Педагогика. [Текст] / И. П. Подласый // 1 том. - М., 2004,
6. Прокофьева, Л. Б. - Открытые образовательные технологии; исследовательская деятельность школьников [Текст] / Л. Б. Прокофьева // Школьные технологии. - 2006. - № 4. С. 108-114.
7. Розум, С. И. Педагогика и психология. [Текст] / С. И. Розум - М., 2002.
8. Сластенин, В. А. Педагогика. [Текст] / В. А. Сластеиин - М., 2003.
9. Столяренко, Л. Д. — Педагогическая психология. [Текст] / Л. Д. Столя-ренко - Ростов на Дону, 2006
УДК 373. 1
Селюкова Екатерина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Selykova Ekaterina Alekseevna
Candidate ofpedagogy, senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING PUPILS OF COMPREHENSIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN EFFECTIVE MEANS OF PSYCHOMORPHIC DEVELOPMENT
Как известно, Россия является многонациональным государством, поэтому межэтническое согласие, конструктивное взаимодействие этнических и национальных групп является чрезвычайно важной проблемой для страны. Построение гражданского общества, достижение социальнополитической стабильности в России, да и само ее будущее в значительной степени зависят от того, как будут складываться отношения между русскими и всеми остальными общностями. Особенно опасны и непредсказуемы этнические процессы в переходные эпохи, каковую сегодня переживает российское общество, когда происходит маргинализация социума, трансформация социальной структуры и ее переход в новое качество.
Надежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому «очеловечиванию» социума, к утверждению прав и достоинства индивидов, оказались, по-видимому, иллюзорными. Общество по-прежнему испытывает дефицит личностного начала во всех сферах, в том числе и в педагогике. Несмотря на кризисность социальной ситуации, в педагогике все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям можно отнести постепенный отказ от консервативных форм передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усиление самостоятельной культуросозидающей функции педагогики, ее открытость инновациям, связь с динамично меняющимся социумом. Педагогика все более ориентируется на утверждение личностного начала в человеке при формировании толерантности в установлении межэтнических отношений в педагогическом коллективе общеобразовательной школы.
______________ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСТАНОВЛЕНИИ ...
Обобщение различных психологических подходов к пониманию личности и феномена толерантности позволило выделить и обосновать те, которые представляют важность для нашего исследования в ходе проектирования и внедрения в практическую деятельность технологии формирования толерантности личности учащегося лицея.
В понимании феномена толерантности, по мнению В. Н. Гурова и И. С. Черниковой [6; 7] важным является определение структурных компонентов личности. В качестве наиболее обоснованных концепций структуры личности можно выделить концепции А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Н. И. Непомнящего, С. Кагана, А. Н. Леонтьева, современные динамические модели структуры личности П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова, В. С. Ледиева, Г. К. Селевко. Основными сторонами (блоками) структуры личности (В. С. Леднев) являются опыт личности, функциональные механизмы психики, типологические свойства личности; динамика личности (деятельность, развитие); индивидуальные качества личности [1; 3; 7; 11].
И. С. Черникова в своем исследовании «Междисциплинарные объединения учащихся как средство формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея» доказала, что природа и механизм формирования личности обусловливают средства и факторы, обеспечивающие этот процесс. Средством в данном случае может выступать некоторая ситуация (пространственно-временная, жизненная, социальная, психологическая и т. п.), создающая импульс к изменению себя, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта и смысла. Ситуация - средство распадается на множество факторов. Условно их можно разделить на 2 группы: зависящие от личности, субъективно принадлежащие ей; существующие в виде внешней данности, необходимости. В процессе формирования личности они взаимодействуют, создавая своеобразное пространство формирования.
В зависимости от контекста - эволюционно-биологического, этического, политического, психологического, педагогического - слово «толерантность» наполняется специфическим смыслом.
В эволюционно-биологичесом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», т. е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа. (П. А. Кропоткин) [9].
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств разнообразия признаков, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида (Р. Орлова, С. Л. Рубинштейн, В. Семенова, Р. Харре) [3],
В политическом плане феномен толерантности интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, разрешать в рамках Конституции деятельность оппозиции, принимать политический