Правильное планирование уроков является основной задачей учителя, так как знания и умения учащихся и эффективное их усвоение напрямую зависят от совершенства методики проведения уроков.
Так или иначе, традиционные методы построения чертежей никогда полностью не исчезнут. Однако преподавание только «бумажными» методами продолжать нельзя - это прошлый век, как говорят многие. Мы предлагаем интеграцию виртуальных и материальных дидактических средств. С развитием системы САПР потребность в профессиональных чертёжниках и конструкторах никогда не исчезнет или сократится. Работа с компьютером предполагает, что конструктор владеет техникой чертёжных работ, знает основные правила их оформления, а также обладает комбинационным мышлением и чувством пространственных форм.
Компьютер рассматривается как совершенный инструмент чертёжника и конструктора, который обеспечивает современный уровень подготовки производственной графической документации, ее хранение, передачу и размножение.
Важной задачей современного образования является интеграция компьютерных технологий и формирование умений и навыков работы с наиболее распространёнными программами. Компьютерные технологии способны сделать преподавание традиционных хорошо обеспеченных методически школьных дисциплин более эффективным. Важной задачей для учителя становится выбор наиболее продуктивных компьютерных программ, которые можно интегрировать в образовательный процесс. Компьютерные технологии позволяют по-новому реализовать межпредметные и интеграционные связи в преподавании. При использовании компьютера на уроках черчения, у учащихся повышается интерес к предмету и познавательная активность.
We had researched the potentiality of integration of virtual and material didactic tools. We had proposed the alternation of drawing on paper and work in the Compas. The computer is considered as a tool for creating drawings and 3d-models, which is giving a large positive effect.
The key words: drawing, the Compas, drawing lesson, integration
Список литературы
1. Богуславский, А.А. Программно-методический комплекс №6. Школьная система автоматизированного проектирования. Пособие для учителя. [Текст] / А.А. Богуславский. М.: КУДИЦ, 1995. 68 с.
2. Богуславский, А. А. КОМПАС-SD v. 5.11-8.0: практикум для начинающих [Текст] / А.А.Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А. Фарафонов. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. 272 с.
3. Герасимов, А. А. Самоучитель КОМПАС-SD V12 [Текст] / А. Герасимов. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2011. 464 с.
4. Павлова, А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. 2-е изд. / стер. Москва: Мнемозина, 2009. 263 с.
Об авторе
Артюхов А.И.- аспирант Московского педагогического государственного университета, [email protected]
УДК- 372.862
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ССУЗА
Н.А. Асташова, Л.А. Хроленок
В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности преподавателей в контексте использования интерактивных образовательных технологий. Выявлены причины внедрения преподавателями ссузов современных образовательных технологий и условия их эффективного применения.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интерактивные технологии, интерактивное обучение.
Инновационная деятельность преподавателя ссуза - это процесс, который предполагает использование прогрессивных новшеств, оригинальных дидактических и воспитательных технологий, являющихся новыми для организации педагогического процесса и, тем самым, выступающими важнейшим фактором в развитии всей образовательной системы.
Проводимое нами исследование позволило выявить различные подходы к рассмотрению сущности инновационной деятельности. Например, Н.И.Лапин предлагает определить понятие «нововве-
дение» (innovation) как процесс создания и использования какого-либо новшества, возникающего в ответ на определенную общественную потребность [1]. А.И.Пригожин рассматривает понятие «инновация» (лат. in - в, novus - новый) как форму управляемого развития, целенаправленного изменения, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы [2]. А.В. Хуторской определяет инновационную деятельность как средство повышения качества образования с учетом, прежде всего, привлечения дополнительных ресурсов, как комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования [5, с.78].
Функционально инновационная деятельность обеспечивает изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п. [5, с.78].
Исследуя инновационную деятельность, мы пришли к выводу, что основные критерии, которые позволяют рассмотреть ее потенциал, - это предмет инновации, т.е. компонент образовательной системы, подвергающийся изменениям и влияющий на оптимальность и результативность деятельности. Это ресурсоемкость инновации, предполагающая определение человеческих, технологических, временных, материальных ресурсов для ее реализации. Важным является глубина преобразований, демонстрирующая степень изменений предмета инновации, и уровень разработанности, т.е. степень подготовленности новшества к внедрению.
На наш взгляд, одним из важнейших направлений развития инновационной деятельности преподавателя ссуза является применение в профессиональном образовании интерактивных образовательных технологий, которые способствуют развитию у обучающихся инициативности, самостоятельности, глубокому осмыслению знаний; формированию разнообразных умений и навыков; развитию общих и специальных способностей.
Преподаватель, внедряющий в образовательный процесс интерактивные технологии, может обеспечить высокое качество образовательных результатов за счет поиска внутренних резервов самой системы; творческий подход в процессе подготовки молодых людей к самостоятельной жизни и деятельности, их профессиональному и личностному развитию.
Интерактивная модель обучения ставит своей целью организацию комфортных условий образовательной деятельности, при которых студенты активно взаимодействуют с педагогом и друг с другом. Использование этой модели преподавателем говорит о его стремлении выстроить инновационную образовательную систему, обеспечивающую развитие и саморазвитие личности обучающегося. Включение интерактивных технологий в процесс обучения, во-первых, свидетельствует о высоком профессионализме преподавателя, во-вторых, создает ситуацию активности, способствующую гибкой и заинтересованной работе обучающихся, и в-третьих, подчеркивает инновационный характер учебной деятельности.
Образовательные технологии - уникальное средство организации педагогического процесса в среднем специальном учебном заведении, необходимый дидактический инструмент современного преподавателя. «В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования - подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений» [3, с.5].
Нами выявлена причинная обусловленность использования преподавателями ссузов современных образовательных технологий:
- неизбежность изменений в сфере образования с учетом развития всех сфер жизни общества - экономической, политической, культурной, социальной. Это предполагает использование инноваций, целенаправленно влияющих на уровень сформированности компетенций, что позволило бы выпускникам не только найти себя в профессиональной сфере, трудоустроиться, но и продолжить обучение в вузе, возможно, углубленно заниматься научной деятельностью, внести свой вклад в развитие науки и техники. Традиционные технологии обучения, при имеющихся в них педагогических возможностях, могут не дать желаемого результата. К тому же, учитывая нынешний контингент студентов, уровень их подготовки, следует использовать инновационные решения для достижения образовательного эффекта;
- выдвигаемые требования к подготовке кадров, предполагающие формирование конкурентоспособных специалистов, готовых к мобильной деятельности в динамичной социально-психологической и технико-технической среде.
Очевидно, что при подготовке кадров в настоящее время недостаточно передавать профессиональные знания и умения, надо уметь выстроить таким образом образовательный процесс, чтобы развивать социальные навыки взаимодействия, коммуникативные способности, навыки самопрезентации, способности к самопознанию. Интерактивные технологии включают обучающихся в активную
деятельность, позволяющую не только осмысливать содержательные области, но и развивать умения «подать» себя, предъявить аргументы.
- переход на многоуровневый (непрерывный) характер обучения. Чтобы учащийся с уровня начального профессионального образования смог перейти на уровень среднего профессионального образования, он должен иметь соответствующую подготовку: владение предметным материалом, который осваивается с использованием современных технологий, что позволяет обучать студентов законам, правилам и приемам профессиональной деятельности.
В новых образовательных стандартах записано, какими общими и профессиональными компетенциями должен владеть студент. Овладение ими, безусловно, зависит от использования преподавателем активных технологий и методов обучения. Причем, в примерных программах специальных дисциплин акцент делается именно на это - 50% от объёма изучаемого материала - практические занятия.
Большую роль приобретают технологии, применяемые студентами в работе с учебной, научной, профессиональной и иной информацией не только в условиях образовательной среды, но и в домашних условиях. У большинства студентов навыки этой работы отсутствуют, задача преподавателя - научить их этому, используя новые информационные технологии и технологии организации самостоятельной работы.
- необходимость толерантности в решении любых проблем в обществе. Система образования обеспечивает оптимальный способ овладения разнообразными технологиями, в том числе социальными и коммуникативными. Воспитание толерантности у студентов - одна из главных задач преподавателя, это приводит к диалогическим моделям отношений, исключает конфликты, что очень важно в условиях, когда все хотят свободно развиваться и выбирают собственную форму самореализации в рамках конкретной культуры;
- ситуация неопределённости в современном обществе, которая требует от человека личностного, профессионального и социального самоопределения, умения решать профессиональные проблемы, повышать уровень образования, а для этого молодые люди должны овладеть технологиями самоорганизации, самопрезентации, выбора и принятия решений, умением формировать имидж, быстро перестраиваться в связи с изменяющимися требованиями.
Таким образом, сегодня студента надо научить очень многому из того, на что раньше не обращалось специального внимания. Использовать ли при этом интерактивные формы и технологии обучения - это больше утверждение, чем вопрос. Без новых образовательных технологий сегодня преподавателю не обойтись.
Интерактивные технологии требуют от преподавателя профессиональных умений, стимулирующих активную мыслительную деятельность обучающихся, деловую коммуникацию, решение актуальных профессионально ориентированных проблем. В частности, преподаватель должен организовать и направить процесс обмена информацией, способствовать выявлению многообразия точек зрения, выстроить обращение к личному опыту студентов, поддерживать их активность, взаимообогащение опыта обучающихся, помогать облегчению восприятия, усвоения, поощрять самостоятельность и творчество субъектов взаимодействия.
Интерактивное обучение рассматривается нами как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта;
- обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
-обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог»[4, с.19].
При использовании интерактивных форм и технологий обучения меняется логика учебного процесса: у студентов формируется новый опыт, а затем происходит его теоретическое осмысление. В свою очередь, опыт, приобретённый студентами, служит источником для их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь им, студенты берут на себя часть функций преподавателя, что способствует большей продуктивности обучения. Данная модель обучения эффективна в системе среднего профессионального образования в силу возраста и имеющегося жизненного опыта студентов.
Процесс обучения в условиях реализации интерактивных форм и технологий рассматривается (следовательно, задается) как система, потенциально способная к самоорганизации. Будучи структурированным в виде алгоритма действий и операций по решению познавательных и профессиональных задач, этот процесс опосредуется и, стало быть, регулируется не только деятельностью и поведением преподавателя, но и инструментарием (средствами обучения), а также рациональными способами (совместно-распределенным, диалоговым и др.) организации познавательной деятельности. В этом случае четкость формулировки, обеспечивающая осознание каждым студентом очередного познавательного шага, гарантирует практически всегда качественный дидактический результат.
Среди интерактивных технологий, имеющих психолого-педагогический потенциал в форми-
ровании профессиональных компетенций и наиболее точно ориентированных на развитие личности будущего специалиста, выделяются такие, которые имеют диалогическое основание и подчеркивают необходимость равноправности в отношениях.
Безусловную ценность в формировании профессиональных компетенций имеют диалоговые технологии. К ним относятся диалог, дискуссия, анализ ситуаций, технология «дебаты» и др.
Диалог предполагает филигранную работу с разного рода информацией. Причем, этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска группового консенсуса и т.п.
Игра как интерактивная технология предусматривает много комбинаций решения поставленной профессиональной проблемы. Для эффективного включения развивающего потенциала игры в образовательный процесс необходимо, во-первых, самое серьезное отношение к играм со стороны, прежде всего, педагогов, во-вторых, продуманное насыщение образовательной системы разнообразными и полезными играми, к которым относятся: дидактические и творческие игры, деловые, ролевые, организационно - деятельностные игры.
Анализируя специфику интерактивного обучения, С.Б. Ступина отмечает, что оно «одновременно решает три задачи: учебно-познавательную (предельно конкретную), коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания), соци-ально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и про-странства)»[3, с.21]. Мы поддерживаем эту позицию и отмечаем, что интерактивное обучение в целом ориентировано на качественное развитие профессиональных компетенций, поскольку его потенциал направлен на развитие индивидуальных траекторий личности, организацию уникального взаимодействия, обмена мыслями, чувствами и ценностями. Студент учится активно слушать, адекватно воспринимать и точно аргументировать свои позиции. Интерактивное обучение стимулирует стремление к успеху, поиск путей профессионального роста и самореализации. Все перечисленное отличает инновационный образовательный процесс, поскольку в контексте выделенных параметров, как правило, осуществляется творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности.
Интерактивные технологии способствуют самореализации личности студента, т.к. он получает опыт освоения учебного материала не от преподавателя, а в процессе взаимодействия с преподавателем и другими студентами. Студент осваивает опыт переживаний, толерантное отношение к окружающему миру, рефлексивные процессы, являющиеся основой внутренней мотивации личности.
Поскольку интерактивные технологии реализуются в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, то происходит развитие навыков общения, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, развитие способности разрешать конфликты, принимать нормы и правила совместной деятельности.
Использование интерактивных технологий имеет принципиальное значение для реализации профессионального мастерства преподавателя, поскольку они обеспечивают личностно-творческую и индивидуальную направленность его деятельности, оказывают влияние на формирование инновационного стиля профессионального мышления.
Для эффективного применения интерактивных образовательных технологий в учебном процессе необходимы следующие условия:
- готовность преподавателя ссуза к применению интерактивных технологий, положительное отношение к инновациям.
Преподаватель должен владеть механизмами интерактивных технологий; быть гибким, мобильным, стремиться к качественным изменениями собственной профессиональной деятельности; реализовать творческий подход в учебной работе.
В процессе организации образовательной деятельности важно использовать убеждение, стимулирование работы педагога, требование как способы, влияющие на понимание важности применения интерактивных технологий.
- наличие у преподавателя таких личностных и профессиональных качеств, как эрудиция, вера в свои творческие способности, настойчивость в решении задач, ответственность, способность принимать идеи, самообладание и др.
- позитивная оценка роли инноваций в профессиональной деятельности. С этой целью необходимо расширять и систематизировать знания и опыт преподавателей в области инноватики. Существенная роль в данном случае выполняется методической службой техникума: участие в семинарах, тренингах, практикумах - неотъемлемая часть работы преподавателя по осмыслению педагогических инноваций, внедрению новшеств в учебный процесс. Преподаватель должен оказаться в ситуации
успеха, тогда предпринимаемые усилия награждаются заслуженным вниманием и объективной оценкой, а любая случившаяся неудача не будет рассматриваться как барьер для внедрения инноваций.
- отбор содержания обучения, выбор методов, средств, форм организации обучения, отвечающих требованиям профессиональной подготовки, без которых какая-либо инновационная деятельность невозможна.
Работа в образовательном учреждении предусматривает системный подход и учет потенциала преподавателя, обучающихся и особенностей всех компонентов учебного процесса для организации инновационной деятельности.
- готовность обучающихся гибко адаптироваться в меняющихся обстоятельствах, самостоятельно критически мыслить; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- наличие у обучающихся умений грамотно работать с информацией - уметь собирать и анализировать факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
Глубинный смысл применения современных интерактивных технологий в образовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов для достижения целей профессионального обучения, оптимальности выбираемых для этого методов и средств.
Активное и широкое применение интерактивных технологий в образовательной практике -уникальных путь реализации идей педагогической инноватики, «средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности учащихся или студентов в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов»[5,с.59].
In article features of innovative activity of teachers in a context of use of interactive educational technologies are considered. The reasons of introduction by teachers average special educational institutions modern educational technologies and a condition of their effective application are established.
The key words: innovation activity, interactive technologies, interactive education.
Список литературы
1. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 328 с.
2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов, 2009.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Издательский дом «Академия»,2008.256 с.
Об авторах
Асташова Н. А.-профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, e-mail [email protected],
Хроленок Л. А. - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
УДК 378.00
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
О. В. Верхорубова
Статья посвящена истории развития культуры здоровья в отечественной и зарубежной педагогике. Отмечено, что культура здоровья на протяжении исторических периодов учеными развивалась с различных аспектов: гигиенического, физического, медицинского, педагогического и др. Делается вывод о том, что идеи отечественных педагогов остаются актуальными в современное время и являются педагогическим наследием для будущего учителя.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура, валеология, здоровый образ жизни.
Педагогическое образование нуждается не только в современных теоретических и прогностических поисках, но и в творческом критическом анализе идей прошлого, позволяющем переосмыслить