УДК 372.881.161.1 '36
ББК 4426.819=411.2,21 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2
Харлова Надежда Михайловна,
кандидат филологических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет; 641800, Россия,
г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: грамматические категории; категория времени; видо-временные соотнесенности; абсолютное время; относительное время; переносное значение времени; учебно-методические комплексы; русский язык; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; школьники
АННОТАЦИЯ. В статье поставлена проблема необходимости формирования навыка учета видо-временной соотнесенности глагольных форм в потоке речи учащихся основной школы в связи с достаточно большим числом ошибок, которые наблюдаются в классных сочинениях и изложениях, в сочинениях выпускников. Цель исследования - дать анализ лингвистических основ изучения временных форм глагола в основной школе, представить конкретные технологии организации работы с учащимися. Используя метод анализа методических работ, а также анализ материалов трех учебно-методических комплексов, автор приходит к выводу о необходимости использования инновационных технологий в работе над грамматической категорией времени. Среди важных результатов можно назвать следующие: в статье описывается система работы, которую необходимо организовать с учащимися для более успешного овладения грамматической категорией времени. Рассматриваются наиболее эффективные методические приемы и упражнения по обучению употребления временных форм русского глагола. Научная новизна исследования заключается в выявлении новых направлений исследования категории времени глагола (функционально-грамматического, функционально-семантического, семиотического, когнитивного и др.). Теоретическая значимость работы состоит в выделении четких критериев, которые помогут учащимся верно определять время глагола, а также в описании видов работ, которые выстраиваются в методическую систему. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы по постепенному углублению представления о категории времени и развитию навыка использования глаголов во всех временных формах. Результаты данной работы могут быть использованы учителями при подготовке методических материалов к урокам русского языка, посвященных изучению времен глагола.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Харлова, Н. М. Особенности изучения грамматической категории времени в средней школе / Н. М. Харлова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 46-56.
Kharlova Nadezhda Mikhailovna,
Candidate of Philology, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia
FEATURES OF STUDYING THE GRAMMATICAL CATEGORY OF TIME IN HIGH SCHOOL
KEYWORDS: grammatical categories; time category; species-temporal correlations; absolute time; relative time; figurative meaning of time; educational and methodical complexes; Russian language; methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at school; pupils
ABSTRACT. The article raises the problem of the need to form the skill of taking into account the type-time correlation of verb forms in the speech flow of primary school students due to a sufficiently large number of errors that are observed in class essays and expositions, in the essays of graduates. The purpose of the study is to analyze the linguistic foundations of the study of the tense forms of the verb in primary school, to present specific technologies for organizing work with students. Using the method of analysis of methodological works, as well as the analysis of materials of three educational and methodical complexes, the author comes to the conclusion that it is necessary to use innovative technologies in working on the grammatical category of time. Among the important results are the following: the article describes the system of work that needs to be organized with students for more successful mastery of the grammatical category of time. The most effective methodological techniques and exercises for teaching the use of the tense forms of the Russian verb are considered. The scientific novelty of the research consists in identifying new directions of research of the verb tense category (functional-grammatical, functional-semantic, semiotic, cognitive, etc.). The theoretical significance of the work consists in identifying clear criteria that will help students correctly determine the tense of the verb, as well as in describing the types of work that are built into a methodological system. The practical significance of the research lies in the development of a system for gradually deepening the understanding of the category of time and the development of the skill of using verbs in all tenses. The results of this work can be used by teachers in the preparation of methodological materials for Russian language lessons devoted to the study of verb tenses.
FOR CITATION: Kharlova, N. M. (2022). Features of Studying the Grammatical Category of Time in High School. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 46-56.
© Харлова Н. М., 2022
Введение. По общему мнению лингвистов, глагол является самой сложной и самой емкой частью речи русского языка, имеет наибольшее число грамматических категорий. Одной из важнейших категорий является грамматическая категория времени, поскольку, действительно, значение временно й протяженности - один из основных признаков русского глагола. Вопросы школьной методики преподавания времени глагола разработаны недостаточно. Между тем русскоязычные школьники испытывают определенные проблемы при усвоении материала, связанного с употреблением глаголов разных времен, допускают ошибки в сочинениях и изложениях.
Актуальность исследования. Возникает необходимость разработки путей формирования навыка учета видо-временной соотнесенности глагольных форм в потоке речи учащихся средней школы.
Цель исследования - дать анализ лингвистических основ изучения временных форм глагола в средней школе, представить конкретные технологии организации работы с учащимися.
Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа школьных сочинений учащихся, анализ теоретических и методических работ, а также анализ материалов трех школьных учебно-методических комплексов по изложению материала о грамматической категории времени.
Анализ исследований и публикаций. Изучение глагола и его грамматических категорий имеет длительную историю. В. В. Виноградов представил описание глагола в системе частей речи [5]. Существуют новые направления исследования категории времени глагола, например функционально-грамматическое, функционально-семантическое, семиотическое, когнитивное и др. В этнолингвистическом аспекте (Н. И. Толстой, С. М. Толстая и др.) время рассматривается с точки зрения народных представлений и верований (на Масленни-цу, на Троицу, ждать до морковкина заговенья). Когнитивное исследование времени (А. В. Кравченко, Е. В. Рахилина, С. А. Чугу-нова) предусматривает изучение отношений между реальной действительностью, деятельностью человека и языком (для человека - время мчится, бежит, летит; время учит, лечит и т. д.) На философский характер времени указывает Т. Д. Маркова [15]. Р. С. Козлова проанализировала «лингвистический аспект» [11, с. 28] изучения категории времени глагола (в частности, были проанализированы значения временных форм глагола и рассмотрены
лексические расширители временного значения русского глагола). Функционально-семантический аспект изучения категории времени представлен в работах А. В. Бон-дарко [4]. Как показывает анализ, существует достаточное количество монографий, научных статей, диссертаций, посвященных теоретическим вопросам изучения грамматической категории времени [6; 7; 9; 11; 15].
Изучение данной темы в основной школе имеет большое значение. В частности, С. В. Козлова подчеркивает: «Изучение ви-довременных форм глагола на текстовой основе, являясь одним из средств развития речи школьников, способствует комплексному решению всех задач обучения русскому языку в основной школе; формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций учащихся» [12, с. 148]. Значение изучения глагола в школьной морфологии подчеркивает О. В. Алексеева: «Глагол в русском языке отличается такими свойствами, как смысловая емкость, динамичность, выразительность, коммуникативная значимость. Место глагола в школьном курсе морфологии исключительно велико. Этот раздел программы имеет большое значение для овладения грамматическим строем русского языка, для развития речи учащихся, умения пользоваться в своей практике богатством форм и конструкций нашего языка» [2, с. 5]. Ею же описана методика работы с речевыми фрагментами по целому ряду тем («Виды глагола», «Прошедшее время глагола», «Настоящее время глагола» и др.).
Изложение основного материала исследования. По определению, данному в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», время - это «грамматическая категория глагола, являющаяся специфическим языковым отражением объективного времени и служащая для темпоральной (временно й) локализации события или состояния, о котором говорится в предложении» [14, с. 8]. С одной стороны, грамматическая категория времени зависит от других категорий глагола, с другой стороны, «диктует» набор словоизменительных признаков, т. е. тесно связана с функционированием глагола. Время указывает на отношение действия ко времени его осуществления [7].
Традиционно в русском языке различают формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Такая точка зрения принята в школьной грамматике и является, безусловно, верной. Учащемуся даются четкие критерии для опознавания и различения временны х форм. Однако школьник часто сталкивается с определенными трудностями, применяя подобные критерии на практике. Довольно часто один из показа-
телей временно й формы противоречит другому. Факт неоднозначности временных форм глагола отмечает Р. С. Козлова: «Внутри каждой из форм времени русского глагола существуют семантические оппозиции, построенные по признаку актуальный / неактуальный момент речи и составляющие корреляцию из трех членов: настоящее актуальное - настоящее неактуальное, будущее актуальное - настоящее неактуальное, прошедшее актуальное - прошедшее неактуальное» [11, с. 31]. К числу критериев опознавания и различения временны х форм относят несколько. Назовем их в порядке возрастания сложности.
1. Отношение к моменту речи.
Согласно этому критерию к прошедшему времени относят глаголы, обозначающие действия, произошедшие до момента речи (говорил, -а, -о, -и; думал, -а, -о, -и; писал, -а, -о, -и). Причем в русском языке временно е значение произошедшего действия не накладывает отпечаток на глагол: не важно, когда произошло действие (час, день, неделю или год назад). К настоящему времени относят глаголы, обозначающие действия, происходящие в момент речи (го-вор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, го-вор-ите, говор-ят; дума-ю, дума-ешь, ду-ма-ет, дума-ем, дума-ете, дума-ют). К будущему времени относят глаголы, обозначающие действие, которое произойдет после момента речи (буду, будешь, будет, будем, будете, будут говорить).
2. Лексические выразители времени.
В контексте предложения обучающийся находит так называемые «вспомогательные слова», указывающие на момент протекания действия. Это могут быть наречия (вчера, сейчас, завтра), предложно-падежные сочетания, которые главным образом помогают уточнять формы прошедшего и будущего времени (до сегодняшнего дня, до нашего разговора, после возвращения, после этого). Такие сочетания могут содержать указания на дату протекания действия (в 1941 году, в 2050 году).
3. Формальные признаки глаголов.
Учащийся опознает временну ю форму
глагола по ее формальным признакам. Формы прошедшего времени имеют суффикс -л-(говори-л, дума-л, писа-л). Формы настоящего времени имеют личные окончания 1 и 2 спряжений (пиш-ешь, говор-ишь). Простая форма будущего времени глагола совершенного вида имеет приставку и соответствующие личные окончания (с-, на-, про-, от-, вы-, при-, вс-, воз-), сложная форма будущего времени глагола несовершенного вида имеет вспомогательный глагол быть в личной форме и инфинитив основного глагола.
4. Взаимосвязь с другими глагольными
категориями. Способы образования временно й формы.
Грамматическая категория времени связана с категорией наклонения. Различается лишь в изъявительном наклонении: игра-л, игра-ет, будет играть. Глаголы в форме сослагательного и повелительного наклонений временной характеристики на имеют играй(те), играл (бы). В изъявительном наклонении различают формы: настоящего времени несовершенного вида, прошедшего времени несовершенного вида, прошедшего времени совершенного вида, будущего времени аналитического типа и будущего времени синтетического типа, т. е. всего пять временны х форм. Однако проще характеризовать число форм времени через вид, поскольку это постоянный морфологический признак (такой подход и представлен во всех УМК, а также в учебниках для начальной школы: 3 формы у глаголов несовершенного вида и 2 формы у глаголов совершенного вида).
Связь с категорией вида является важнейшей, поскольку именно вид глагола «диктует» способ образования временно й формы. В форме прошедшего времени могут быть глаголы несовершенного и совершенного вида: дела-л, сдела-л. Формы прошедшего времени образуются в основном путем прибавления к основе инфинитива суффикса -л-. Однако не все глаголы образуются по этой модели. Например, в форме мужского рода глаголы нес, вел; берег, пек; оглох, замерз; рос, греб, ушиб(ся) не имеют суффикса -л-. В форме настоящего времени могут быть глаголы только несовершенного вида: по-ю, по-ешь, по-ет, по-ем, по-ете, по-ют. Они образуются путем прибавления личного окончания к основе настоящего времени. Аналитические формы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида (инфинитив) и личной формы вспомогательного глагола быть: буду решать, будешь решать, будет решать, будем решать, будете решать, будут решать. Синтетические формы образуются от основы настоящего (будущего) времени глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ет, прочита-ем, прочита-ете, прочита-ют.
Парные по виду глаголы имеют все формы времени. «Одновидовые глаголы обладают неполной (дефектной) парадигмой (одновидовые глаголы несовершенного вида образуют три формы времени, совершенного вида - две формы времени)» [23, с. 196].
5. Прямое и переносное значения временных форм.
Данный критерий является наиболее сложным для учащихся, поскольку пере-
носные формы времени, а также понятия абсолютного и относительного времени глагола в школе приводятся только для ознакомления. Формы настоящего времени включают не только действие, происходящее в момент речи, но и вневременны е, повторяющиеся действия, постоянное свойство предмета. Например: По улицам города ездят автомобили. Каждую осень птицы улетают на юг. Стекло бьётся.
При определении значения прошедшего времени важно понятие «момент речи». Действие могло произойти до момента речи (Он вчера опоздал), в момент речи (Я никуда не иду, я уже опоздал), после момента речи (Завтра опять скажет, что опоздал). Глаголы с суффиксами -а-, -ва-, -ива- (-ыва-) обозначают повторяющиеся действия: читыва-л, слыхива-л, знава-л.
В. В. Виноградов указывал: «В современном русском языке четыре формы прошедшего времени. Эти ... формы ... неравноправны и стилистически неравноценны» [5, с. 445]. Так, например ученый отмечал факт непродуктивности многократных глаголов: «Про форму прошедшего времени многократного вида, или, лучше - про давнопрошедшее время (например, я сиживал, бирал, гащивал), прямо надо сказать, что она непродуктивна, что она в русском литературном языке постепенно угасает» [5, с. 445].
Временны е формы глаголов способны употребляться в переносном значении. Так, глаголы в форме настоящего времени могут быть употреблены в значении прошедшего времени для оживления повествования, для образной актуализации событий (Сижу я вчера за столом, читаю книгу). Такое время носит название настоящего исторического. Формы настоящего времени также могут обозначать настоящее предполагаемое, воображаемое действие (Представь, ты встречаешь его в классе, и он тебя не замечает), а также могут обозначать действие, предстоящее в ближайшем будущем (Через день я уезжаю). Глаголы в форме прошедшего времени могут обозначать действие, которое произойдет после момента речи, т. е. могут употребляться в значении будущего времени (Если учитель найдет шпаргалки, мы пропали); а также в значении настоящего времени (Мы медленно шли, любуясь закатом). Формы будущего времени могут обозначать повторяющиеся, чередующиеся действия, произошедшие в прошлом (Вдруг он как вскочит, закричит, руками замашет), действия, происходящие в момент речи (Я что-то не найду Иванова в списке); действия, имеющие вневременное, обобщающее значение (С любимой работы придешь усталый, но довольный).
Важно также различать абсолютное и относительное время глагола. Абсолютное время соотносится с моментом речи (читал, читаю, буду читать). Относительное время глагола определяется через соотношение с временем протекания другого действия. Относительное время требует определенных синтаксических условий, так как проявляется только в сложных предложениях. Например, в сложном предложении Когда мы пришли в школу, звонок уже прозвенел глаголы пришли и прозвенел употреблены в форме прошедшего времени. Однако из контекста нам понятно, что форма прошедшего времени прозвенел обозначает действие, которое предшествует действию пришли. В предложении «Таня думала, что дома, наверное, уже наряжают елку, пекут пироги, ждут гостей» «формы настоящего времени выражают одновременность действий не с моментом речи» [10, с. 189], а с действием, обозначенным формой прошедшего времени. Формирование умения различать формы абсолютного и относительного времени позволяет учащимся избежать грамматических ошибок в будущем.
Знакомство с системой времен глагола в общеобразовательной школе происходит в несколько этапов.
1. Первый этап - подготовительный (пропедевтический) - осуществляется в начальной школе.
На этом этапе у учащихся формируются общие представления о грамматической категории времени. Учащиеся младших классов усваивают значение временной формы глагола на основе отнесения действия к моменту речи. Для этого проводятся анализ готовых предложений, составление предложений по картинкам. Учащиеся задают вопросы, которые на данном этапе являются основным показателем грамматической категории времени. При изучении прошедшего времени учащиеся знакомятся с формальным показателем этой формы -суффиксом -л-, учатся изменять глаголы по родам и числам. При изучении настоящего времени и будущего простого времени особое внимание уделяется правописанию личных окончаний глагола.
2. Систематический этап (5-6 классы).
При изучении времен глагола предполагается формирование умения использовать в речи форму настоящего и будущего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.
Анализ используемых на сегодняшний день в практике школьного преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе УМК показал, что в 5 классе учащиеся вспоминают материал начальной школы. В 6 классе изучают систему времен
глагола. Особое внимание обращается на значение временны х форм. В 6 классе школьники повторяют и обобщают ранее изученное.
Рассмотрим особенности представления грамматической категории времени глагола в трех основных школьных УМК с учетом лингвистических и методических взглядов авторов учебников.
1. УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др., под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
В 5 классе учащимся предлагается вначале вспомнить, какие времена имеет глагол, как изменяются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Учащимся даются основные теоретические сведения о временах глагола, о способах их образования [18, с. 82-85]. Упражнения направлены на формирование навыков образования временны х форм глаголов. Особое внимание уделяется образованию и употреблению форм глаголов прошедшего времени.
В 6 классе в параграфе 53 «Морфологические признаки глагола» учащимся даются вопросы на повторение. Вопросы формируют навык сообщения на лингвистическую тему. Например: «От каких глаголов нельзя образовать форму настоящего времени; от каких глаголов образуется только будущее сложное?» [19, с. 33]. В параграфе 55 (упр. 539, 540) обращается внимание на употребление глаголов в речи.
Критерии опознавания и различения временны х форм представлены не в полном объеме. Так, например, не рассматриваются лексические выразители времени.
2. УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., науч. ред. Н. М. Шанский.
В 5 классе для повторения курса начальной школы учащимся предлагаются сведения и упражнения о временах глагола.
Систематические сведения содержатся в параграфе 111 «Время глагола» [16, с. 131132]. В параграфе 112 [16, с. 132-133] дается понятие о прошедшем времени, предлагаются упражнения (упр. 695-699) для закрепления этих сведений на практике. Обращается внимание на связь с категорией вида глагола. Отдельный параграф 118 посвящен употреблению времен. Учащимся предлагается пронаблюдать использование в рассказе о прошлом глагольных форм настоящего и будущего времени. На наш взгляд, полезным будет анализ временных форм глагола, употребленных ошибочно, в тексте упражнения 691.
В 6 классе повторение изученного в 5 классе ограничивается кратким повторением теоретического материала и упражнением. При изучении темы «Наклонение
глагола. Изъявительное наклонение» учащимся предлагаются задания, направленные на осмысление переносного употребления времени [17].
Критерии опознавания и различения временны х форм (лексические признаки, формальные признаки) в УМК представлены не в полном объеме. Следует расширить представление учащихся об особенностях образования времени глагола.
3. УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесно-ковой.
В 5 классе повторение сведений из начальной школы - в параграфе 6 [3, с. 1617] - основные теоретические сведения.
Учащимся предлагаются упражнения на определение времен и на постановку в форму времени, на правописание гласных перед суффиксом -л- в прошедшем времени [20, с. 36-39].
Основное изучение времен глагола происходит в 6 классе (параграфы 87-89). При этом в параграфе 87 [3, с. 119] «Времена глагола» указывается на тесную связь вида и времени, в параграфе 88 [3, с. 119] анализируются особенности образования прошедшего времени, в параграфе 89 [3, с. 121] «Настоящее и будущее время» указывается на возможность употребления формы одного времени в значении другого. Практически предлагаются упражнения на образование временных форм, продолжение предложений (конструирование), на замену форм одного времени формами другого времени, на определение времени глагола внутри текста, на правописание; обращается внимание на нормы ударения в глаголах прошедшего времени [21, с. 89-99].
Второй критерий (лексические выразители времени) опознавания и различения временны х форм в данном УМК отсутствует. Пятый критерий (прямое и переносное значения временных форм) обозначен в примечании [3, с. 121-122]. Достаточно полно представлены первый, третий и четвертый критерии определения времени глагола.
Анализ трех УМК по русскому языку показал, что как в теоретическом отношении, так и с точки зрения разнообразия упражнений и заданий к ним наиболее полно представлен материал в УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.
3. Повторительный этап (7-9 классы).
Учащиеся при усвоении материала по грамматике выполняют упражнения, направленные на актуализацию имеющихся знаний в области категории времени глагола, а также изучают функционирование данной категории у других частей речи.
Так, в 7 классе на базе полученных знаний о категории времени глагола изучается функционирование грамматической кате-
гории времени у причастия. В 8 классе при изучении синтаксиса простого предложения полученные знания помогут учащимся при определении грамматической основы предложения, при установлении видов односоставных глагольных предложений. В 9 классе при изучении синтаксиса сложного предложения важен учет согласования форм времени в сложноподчиненном предложении.
4. Обобщающий этап (10-11 классы).
На этом этапе учащиеся обобщают знания по ранее изученному материалу, углубляют эти знания, учатся применять их при анализе текстов. Некоторые авторы считают, что в 10-11 классах средней школы не происходит углубления знаний учащихся о грамматической категории времени глагола. Основное внимание направлено на закрепление практических навыков определения времени и взаимосвязанных категорий вида и наклонения глагола. Это объясняется тем, что учащиеся целенаправленно готовятся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Итак, в общеобразовательной школе учащиеся получают базовый объем знаний о грамматической категории времени: знакомятся со значением временны х форм, учатся задавать вопросы, правильно образовывать формы времени, определять время глагола.
Вопросы, недостаточно полно представленные в УМК и отрабатываемые на уроках русского языка. Неполно рассматриваются другие значения времен (неосновные и переносные). Не всегда акцентируется внимание учащихся на связи грамматической категории времени с другими глагольными категориями: категорией вида и категорией наклонения глагола. Наконец, слабо отрабатывается навык нахождения в тексте видо-временных несо-ответствий1.
1 Прежде всего выясним написание термина видо-временная соотнесенность. В последнее время в интернет-ресурсах мы видим слитное, а не дефисное написание этого термина. Однако в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» находим: связь категории времени с категорией вида глагола «проявляется в невозможности образования некоторых времен в рамках одного из видов, в специфическом использовании некоторых видо-временнъх форм» [14, с. 84]. В словаре «Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)» Б. З. Букчиной, Л. П. Калакуцкой предлагается слитное написание видовременной (Букчи-на Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). 6-изд. М.: Рус. яз., 1987. С. 114), хотя ранее, в 1972 г., отмечалось дефисное написание видо-временной (Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Сов. энц., 1972. С. 62). В большинстве орфографических словарей данный термин не представлен. Лишь в некоторых отмечается слитное написание (Букчина Б. З., Сазонова И. К., Чельцова Л. К. Орфографический словарь
В задании № 8 ЕГЭ по русскому языку в некоторых вариантах учащиеся должны найти нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Отметим тот факт, что в задании проверяется умение найти видо-временное несоответствие глагола и других глагольных форм. Приведем образец ошибок такого рода: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит. Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку. В мае ярко светило солнце и поют птицы.
Особенно часто учителя встречаются с подобной грамматической ошибкой в сочинениях и изложениях учащихся. Учитель отмечает грамматическую ошибку, если внутри одного абзаца (или предложения) глаголы находятся в разных временны х формах. Временной разнобой значительно искажает смысл текста, затрудняет его понимание. Анализ классных и выпускных изложений и сочинений показывает, что видо-временное несоответствие глагольных форм - это одна из распространенных грамматических ошибок.
Вопросам изучения грамматической категории времени в средней школе уделяется недостаточно внимания в методической науке. Отдельные статьи не решают общей проблемы, хотя вносят свой вклад в методическую копилку учителя. Так, например, Н. М. Рухленко [22] предлагает набор конкретных упражнений для закрепления переносных значений времени и наклонения глагола.
Приемы оптимизации урока на разных этапах через использование интерактивных заданий. Какова же система работы, которую необходимо организовать с учащимися для более успешного овладения грамматической категорией времени? Какие методические приемы наиболее эффективны? Какие упражнения по обучению временны м формам русского глагола следует использовать?
В методике русского языка на сего-
русского языка. 4-е изд., испр. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2020. С. 84). Следовательно, в словарях и справочниках наблюдаем тенденцию перехода от дефисного написания (до конца ХХ в.) к слитному (в настоящее время). В учебно-методических пособиях отмечаем дефисное написание: «6. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм» (Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. М.: Издательство «Национальное образование», 2020. С. 101; 115; 118; 347; Орфографический академический ресурс «Акаде-мос» РОС. М., 2012. URL: 20i2https://orfo.ruslang.ru/ abc/part/ve?start=i7530&end=i7830).
Отмечаем различное (и слитное, и дефисное) написание в научных трудах (ср.: «Видо-временные семантические комплексы и особенности функционирования видовременных форм глагола» [12, с. 3]; «Методически и психологически обоснованный путь изучения видо-временных форм глагола - Изучение видовременных форм глагола» [12, с. 12].
дняшний день разработаны некоторые методы и приемы, позволяющие учителю наиболее эффективно организовать работу учащихся по изучению времен глагола.
Группы методов и приемов организации работы с учащимися можно классифицировать на разных основаниях. Например, на основании реализации функционального подхода, или коммуникативного подхода, или подхода формирования субъектной роли школьника на уроке. Остановимся на
/ Вр емена
\ глаголов
/ Прошедше I р время
Основа шфишА-
При составлении данного кластера актуализируются (т. е. повторяются как известные) знания о трех временах глагола. Новым знанием является определение способов образования временных форм настоящего, прошедшего, простой и сложной форм будущего времени.
На этапе сообщения (добывания) новых знаний уместны составление опорного конспекта, использование метода инсерт, метода фишбоун, кейс-метода, составление таблиц, презентации. Эффективным является упражнение на нахождение изучаемого явления в тексте и отграничение его от других языковых явлений (учащиеся не должны определять категорию времени у глаголов в форме инфинитива). Весьма продуктивен подбор примеров, иллюстрирующих данное явление.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать игры-тренажеры, ситуационные задачи, изобретательские задачи (универсальные задания): «Скрытая ошибка»; Составьте вопросы для игры «Что? Где? Когда?»; Составьте схемы, кроссворды, тесты [Коновалова 2015: 6]. Например: Укажите ошибки в употреблении форм времени и вида глаголов. Исправьте и перепишите.
Уже апрель. Наступает весна. Растает снег, побегут ручьи. Скоро прилетают перелетные птицы. Появились подснежники.
Упражнения на нахождение ошибки в употреблении формы времени позволяют учащимся подготовиться к выполнению задания 8 итоговой государственной аттеста-
методической системе, предусматривающей реализацию коммуникативного подхода (активную речемыслительную деятельность учащихся). Рассмотрим примеры использования различных методов в 5-6 классах в зависимости от этапа урока.
На этапе актуализации знаний о временах глагола полезно использовать синк-вейн, составление кластеров, «Мозговой штурм». Например, учащиеся составляют кластер «Времена глагола» (рис.).
Простая форма Гличн. гЬ сое. екд1
ции, а также учат критически относиться к составлению текста при написании сочинений и изложений.
На этапе рефлексии эффективны использование метода незаконченных предложений, составление терминологического словаря. Например, уместным будет для самооценки составление синквейна.
Тема синквейна: Времена.
Прошедшее, настоящее, будущее.
Что делал? Что делает? Что будет делать?
Указывает отношение ко времени прохождения действия.
Изменение.
Возможно использование проектного метода, игровых технологий. При изучении грамматической категории времени активно используются приемы проблемного обучения (анализ, сравнение, сопоставление, лингвистический эксперимент, дебаты, интеллект-карты и др.).
Особое внимание следует уделять работе над терминами. В этом случае уместны работа со словарями, презентации или восстановление «слепого» текста (вставьте пропущенные слова и выражения). Например:
Глаголы изменяются по временам в ... (изъявительном наклонении).
В русском языке ... (три) формы времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по ... (родам и числам).
В настоящем времени глаголы изменяются по ... (лицам и числам).
На этапе закрепления или обобщения материала по грамматической категории
Рис. Кластер «Времена глагола»
времени как в 5, так и в 6 классе могут быть использованы упражнения по конструированию (составьте предложения с глаголами в форме будущего (настоящего, прошедшего) времени), обучающие диктанты (определите время глагола).
Например: Поставьте глаголы в форму настоящего (или простого будущего времени). Мотивируйте свой выбор.
В небольшом по объему произведении автор затронул важные вопросы современности, коснется важных проблем образования и воспитания. Народ сумел отстоять свои завоевания и идет к строительству новой жизни. Скоро расцвели цветы и луг покрывается цветным ковром.
Большую пользу принесет тренинг по образованию временных форм глагола. Например:
- Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Определите вид глаголов (можно сделать в виде таблицы).
Везти, возить, научить, обследовать, решить, блестеть, образовать, использовать, приобрести.
- Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени.
Меркнуть, прыгнуть, липнуть, кивнуть, зябнуть, сохнуть.
- Среди данных глаголов отметьте те, которые не образуют форм настоящего времени. Как связан вид и время глагола?
Убедить, струиться, мерцать, видывать, звучать, втянуться, разрастись.
На примере текста В. Солоухина «Случалось ли вам встать однажды.» можно выполнить задания:
- Определите оттенки, свойственные настоящему (прошедшему, будущему) времени, в следующих предложениях.
- Определите время у спрягаемых форм глагола. Какими показателями выражены временные формы в тексте?
Упражнения способствуют ликвидации методических пробелов, которые вероятны при изучении категории времени.
На уроках развития критического мышления используются различные приемы. На стадии вызов: прием «Мозговой штурм»; игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»; приемы «Кластер» («гроздь»), «Корзина идей», «Правильные и неправильные утверждения», «Знаю - хочу узнать - узнал» [13, с. 9-10]. На стадии осмысления используются приемы «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Диаграмма Венна», «Толстые и тонкие вопросы» [13, с. 11]. На стадии рефлексии: «Лови ошибку», написание эссе, «Письмо с дырками» [13, с. 13].
С. В. Козлова предлагает использовать «на уроках по изучению видовременных
форм глагола такие виды упражнений, как осложненное списывание, предупредительный, объяснительный, выборочный и свободный диктанты» [12, с. 145].
Упражнения на нахождение ошибки в употреблении формы времени позволяют учащимся подготовиться к выполнению задания № 8 итоговой государственной аттестации, учат школьников критически относиться к составлению текста при написании сочинений и изложений.
Например, в 9 классе учащимся предлагается задание: Укажите ошибки в употреблении форм времени и вида глаголов. Исправьте и перепишите.
Ученик глубоко раскрыл тему и получит высокую оценку. Деревья широко раскинули свои кроны и машут ветвями. Я читаю книгу, которая произвела на меня большое впечатление. Учитель смотрит на доску и исправил записи ученика. Солнце светит, но не грело.
Важны упражнения на определение роли изучаемого явления в тексте. Например, О. В. Алексеева предлагает учащимся при изучении темы «Прошедшее время глагола» поработать с моделью текста «повествование + описание в прошедшем времени». «Содержание обучения включало ознакомление с понятиями текстообразующая и изобразительно-выразительная роль глаголов прошедшего времени в тексте; формирование умений определять текстообра-зующие функции глагола (функцию организации сюжета и функцию организации описания), а также изобразительно-выразительную функцию глаголов прошедшего времени [2].
Важно обращать внимание учащихся на роль временных форм глаголов «в процессе написания ими сочинений-миниатюр. Небольшой размер таких сочинений позволяет ориентировать детей на создание конкретных по теме и совершенных по форме текстов. Использование изучаемых языковых явлений в творческих работах школьников стимулируется не только целенаправленным отбором текстов-образцов, анализируемых на уроках, но и формулировкой темы сочинения, содержащей необходимую для употребления видовременную форму глагола; типом сочинения» [12, с. 145].
Морфологический разбор глагола завершает изучение данной части речи в 5-6 классах в зависимости от УМК. Проведение такого разбора также закрепляет знания учащихся о временах глагола. В образцах морфологического разбора глагола, данных в школьных учебниках, отмечается: время у глагола указывается, если есть, т. е. обращается внимание на связь категории наклонения с категорией времени (у глаголов пове-
лительного и сослагательного наклонений учащиеся не определяют время).
Уместное использование имеющихся на сегодняшний день методов и приемов обучения способствует достижению соответствующих результатов в плане освоения категории времени глагола и позволяет учителю наиболее эффективно организовать работу по изучению времен глагола.
Выводы. Таким образом, вопрос о грамматической категории времени глагола полно разработан в научной грамматике. Вместе с тем формирование навыка видо-временной соотнесенности глагольных форм в потоке речи школьника весьма значимо в связи с достаточно большим числом ошибок, которые наблюдаются в сочинениях выпускников школ.
Однако, как показал анализ материалов УМК, используемых в настоящее время в общеобразовательных школах, вопросам изучения времен глагола уделяется недо-
статочно внимания. В соответствии со школьной программой учащиеся получают базовые знания о грамматической категории времени глагола и закрепляют эти знания при помощи традиционных и инновационных методов и приемов. Использование на различных этапах урока интерактивных методов, методов проблемного обучения, учебно-исследовательских технологий поможет сделать более продуктивными учебные часы, отведенные на изучение грамматической категории времени глагола.
Работа должна представлять систему по постепенному углублению представления о грамматической категории времени. К числу дальнейших перспектив исследования следует отнести анализ методов и приемов формирования навыка использования глаголов во всех временных формах, в том числе в текстах различных функциональных разновидностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, О. В. Функциональный подход к изучению глагола / О. В. Алексеева. - Текст : электронный // Русский язык в школе. - 2002. - № 5. - С. 10-15. - URL: https://spblib.ru/en/catalog/-/books/12245555-funktsional-nyy-podkhod-k-izucheniyu-glagola (дата обращения: 21.02.2022).
2. Алексеева, О. В. Уроки речеведения при изучении темы «Прошедшее время глагола» / О. В. Алексеева. - Текст : электронный // Всероссийский фестиваль «Открытый урок». - М. : Издательский дом «Первое сентября», 2008. - URL: http://festival.1september.ru/articles/514435/ (дата обращения: 20.12.2021).
3. Бабайцева, В. В. Русский язык: Теория. 5-9 кл. : учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 9-е изд. - М. : Дрофа, 2020. - 318 с.
4. Бондарко, А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление) / А. В. Бондарко. - М. : Просвещение, 1971. - 239 с.
5. Виноградов, В. В. Русский язык: (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов ; под ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М. : Рус. яз., 2001. - 717 с.
6. Гиро-Вебер, М. Вид и семантика русского глагола / М. Гиро-Вебер. - Текст : электронный // Вопросы языкознания. - 1990. - № 2. - URL: https://testsoch.info/giro-veber-vid-i-semantika-russkogo-glagola/ (дата обращения: 27.11.2021).
7. Дарбанова, Н. А. Время в лингвистических исследованиях: предыстория и современность / Н. А. Дарбанова. - Текст : электронный // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 10. - С. 50-55. -URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/vremya-v-lingvisticheskih-issledovaniyah-predystoriya-i-sovremennost-1/viewer (дата обращения: 27.01.2022).
8. Казачук, И. Г. Глаголы в современном русском языке : учеб. пособие/ И. Г. Казачук, А. М. Чепасо-ва. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта: Наука, 2007. - 408 с. - URL: file:///C:/Users/admin1/ Downloads/Глаголы_в_соверменном_русском_языке_(l).pdf (дата обращения: 30.12.2021). - Текст : электронный.
9. Казачук, И. Г. Русский глагол: изучение в синхронии и диахронии : учебное пособие / И. Г. Казачук, Н. В. Глухих. - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - С. 69. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/l23456789/5679/Глухих.%20П0C0бие%20Глаг0л%2020l9.pdf?se quence=1&isAllowed=y (дата обращения: 28.01.2022). - Текст : электронный.
10. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант ; под ред. П. А. Леканта. - М. : Высш. шк., 1991. - 383 с.
11. Козлова, Р. С. К вопросу о значении глагольных форм времени в русском языке / Рю. С. Козлова. -Текст : электронный // Гуманитарные науки. Вестник Т ГУ. - 1998. - Вып. 1. - С. 28-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-znachenii-glagolnyh-form-vremeni-v-russkom-yazyke/viewer (дата обращения: 26.12.2021).
12. Козлова, С. В. Изучение видовременных форм глагола на текстовой основе как средство развития речи школьников: 5-6 классы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Козлова С. В. - Ульяновск, 2007. -271 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/izuchenie-vidovremennykh-form-glagola-na-tekstovoi-osnove-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-shkol (дата обращения: 27.02.2022). - Текст : электронный.
13. Коновалова, М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока / М. В. Коновалова. - Текст : электронный // Русский язык и литература. - 2015. -№ 10. - С. 2-13. - URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_58_12961.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
14. Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Сов. энцикл., 1990. -682 с.
15. Маркова, Т. Д. Развитие грамматической категории времени как результат осмысления вечности / Т. Д. Маркова. - Текст : электронный // Когнитивные исследования языка. - 2015. - №21. - С. 85-88. -
URL: http://cognitiveres.ralk.info/issues/_xxi/_/razvitie_grammaticheskoy_kategorii_vremeni_kak_rezultat_
osmysleniya_vechnosti.html (дата обращения: 27.08.2021).
16. Русский язык. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2021. -207 с.
17. Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2019. -191 с.
18. Русский язык: 5 кл. : в 2-х ч. Ч. 2 : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2020. - 174 с.
19. Русский язык. 6 кл. : в 2-х ч. Ч. 2 : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2020. - 140 с.
20. Русский язык. Практика: 5 класс : учебник / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. - 8-е изд. - М. : Дрофа, 2020. - 303 с.
21. Русский язык. Практика: 6 класс : учебник / . Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. - 7-е изд. - М. : Дрофа, 2020. - 335 с.
22. Рухленко, Н. М. Синонимия времен и наклонений глагола. Употребление инфинитива в значении различных наклонений / Н. М. Рухленко. - Текст : электронный // Русский язык. - 2003. - № 38 (326). -URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200303803 (дата обращения: 10.11.2021).
23. Современный русский язык : в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - М. : Просвещение, 1981. - 270 с.
REFERENCES
1. Alekseeva, O. V. (2002). Funktsional'nyi podkhod k izucheniyu glagola [Functional Approach to the Study of the Verb]. In Russkii yazyk v shkole. No. 5, pp. 10-15. URL: https://spblib.ru/en/catalog/-/books/ 12245555-funktsional-nyy-podkhod-k-izucheniyu-glagola (mode of access: 21.02.2022).
2. Alekseeva, O. V. (2008). Uroki rechevedeniya pri izuchenii temy «Proshedshee vremya glagola» [Speech Lessons in the Study of the Topic "Past Tense of the Verb"]. In Vserossiiskii festival' «Otkrytyi urok». Moscow, Izdatel'skii dom «Pervoe sentyabrya». URL: http://festival.1september.ru/articles/514435/ (mode of access: 20.12.2021)
3. Babaytseva, V. V., Chesnokova, L. D. (2020). Russkii yazyk: Teoriya. 5—9 kl. [Russian Language: Theory. 5-9 Grades]. 9th edition. Moscow, Drofa. 318 p.
4. Bondarko, A. V. (1971). Vid i vremya russkogo glagola (znachenie i upotreblenie) [The Type and Tense of the Russian Verb (Meaning and Usage)]. Moscow, Enlightenment. 239 p.
5. Vinogradov, V. V. (2001). Russkii yazyk: (grammaticheskoe uchenie o slove) [Russian Language: (Grammatical Teaching about the Word) ] / ed. by G. A. Zolotova. 4th edition. Moscow, Russkii yazyk. 717 p.
6. Giro-Veber, M. (1990). Vid i semantika russkogo glagola [The Type and Semantics of the Russian Verb]. In Voprosy yazykoznaniya. No. 2. URL: https://testsoch.info/giro-veber-vid-i-semantika-russkogo-glagola/ (mode of access: 27.11.2021).
7. Darbanova, N. A. (2010). Vremya v lingvisticheskikh issledovaniyakh: predystoriya i sovremennost' [Time in Linguistic Research: Prehistory and Modernity]. In Vestnik Buryatskogo universiteta. No. 10, pp. 50-55. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/vremya-v-lingvisticheskih-issledovaniyah-predystoriya-i-sovremennost-1/viewer (mode of access: 27.01.2022).
8. Kazachuk, I. G. (2007). Glagoly v sovremennom russkom yazyke [Verbs in Modern Russian]. Moscow, Flinta, Nauka. 408 p. URL: file:///C:/Users/admin1/Downloads/Glagoly_v_sovermennom_russkom_yazyke_ (1).pdf (mode of access: 30.12.2021)
9. Kazachuk, I. G., Glukhikh, N. V. (2019). Russkii glagol: izuchenie v sinkhronii i diakhronii [Russian Verb: Study in Synchrony and Diachrony]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo ZAO «Biblioteka A. Millera», p. 69. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5679/Glukhikh.%20Posobie%20Glagol%202019.pdfPse quence=1&isAllowed=y (mode of access: 28.01.2022).
10. Kasatkin, L. L., Klobukov, E. V., Lekant, P. A. (1991). Kratkii spravochnik po sovremennomu russkomu yazyku [Brief Guide to the Modern Russian Language] / ed. by P. A. Lekant. Moscow, Vysshaya shkola. 383 p.
11. Kozlova, R. S. (1998). K voprosu o znachenii glagol'nykh form vremeni v russkom yazyke [On the Question of the Meaning of Verb Forms of Time in Russian Language]. In Gumanitarnye nauki. Vestnik TGU. Issue 1, pp. 28-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-znachenii-glagolnyh-form-vremeni-v-russkom-yazyke/viewer (mode of access: 26.12.2021)
12. Kozlova, S. V. (2007). Izuchenie vidovremennykh form glagola na tekstovoi osnove kak sredstvo razvi-tiya rechi Shkolnikov: 5—6 klassy [The Study of Modern Forms of the Verb on a Textual Basis as a Means of Developing the Speech of Schoolchildren: Grades 5-6 ]. Dis. ... kand. ped. nauk. Ulyanovsk. 271 p. URL: https://www.dissercat.com/content/izuchenie-vidovremennykh-form-glagola-na-tekstovoi-osnove-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-shkol (mode of access: 27.02. 2022).
13. Konovalova, M. V. (2015). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii na urokakh russkogo yazyka i litera-tury. Konstruktor uroka [Modern Pedagogical Technologies in the Lessons of Russian Language and Literature. Lesson Constructor]. In Russkii yazyk i literatura. No. 10, pp. 2-13.
14. Yartseva, V. N. (Ed.). (1990). Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya. 682 p.
15. Markova, T. D. (2015). Razvitie grammaticheskoi kategorii vremeni kak rezul'tat osmysleniya vechnosti [The Development of the Grammatical Category of Time as a Result of the Comprehension of Eternity]. In Kogni-tivnye issledovaniya yazyka. No. 21, pp. 85-88.
16. Ladyzhenskaya, T. A., Baranov, M. T., Trostentsova, L. A., et al. (2021). Russkii yazyk. 5 klass.: v 2 ch. [Russian Language. 5th grade, in 2 parts]. Part 2 / ed. by N. M. Shansky. 3rd edition. Moscow, Prosveshchenie. 207 p.
17. Ladyzhenskaya, T. A., Baranov, M. T., Trostentsova, L. A., et al. (2019). Russkii yazyk. 6 klass: v 2 ch. [Russian Language. 6th grade, in 2 parts]. Part 1 / ed. by N. M. Shansky. 10th edition. Moscow, Prosveshchenie. 191 p.
18. Razumovskaya, M. M., Lvova, S. I., Kapinos, V. I. et al. (2020). Russkii yazyk: 5 kl.: v 2-kh ch. [Russian Language: 5 Grade, in 2 parts]. Part 2 / ed. by M. M. Razumovskaya, P. A. Lekant. Moscow, Drofa. 174 p.
19. Razumovskaya, M. M., Lvova, S. I., Kapinos, V. I. et al. (2020). Russkii yazyk. 6 kl.: v 2-kh ch. [Russian Language. Grade, in 2 parts]. Part 2 / ed. by M. M. Razumovskaya, P. A. Lekant. Moscow, Drofa. 140 p.
20. Kupalova, A. Yu., Eremeeva, A. P., Lidman-Orlova, G. K. et al. (2020). Russkii yazyk. Praktika: 5 klass [Russian Language. Practice: 5th grade] / ed. by A. Yu. Kupalova. 8th edition. Moscow, Drofa. 303 p.
21. Kupalova, A. Yu., Eremeeva, A. P., Lidman-Orlova, G. K. et al. (2020). Russkii yazyk. Praktika: 6 klass [Russian Language. Practice: 6th Grade] / ed. by A. Yu. Kupalova. 7th edition. Moscow, Drofa. 335 p.
22. Rukhlenko, N. M. (2003). Sinonimiya vremen i naklonenii glagola. Upotreblenie infinitiva v znachenii razlichnykh naklonenii [Synonymy of Tenses and Moods of the Verb. The Use of the Infinitive in the Meaning of Various Moods]. In Russkii yazyk. No. 38 (326). URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200303803 (mode of access: 10.11.2021).
23. Shansky, N. M., Tikhonov, A. N. (1981). Sovremennyi russkii yazyk: v 3-kh ch. [Modern Russian, in 3 parts]. Part 2. Slovoobrazovanie. Morfologiya. Moscow, Prosveshchenie. 270 p.