Вестник КазНМУ, №2(4)- 2014
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. / Европейская серия для достижения здоровья для всех. // ВОЗ. -Копенгаген: ЕРБ, 1999.- № 6. - 56 с.
2 The World Health Report 2002. Reducing Risk./Promoting Healthy Life//. - WHO. 2002. - 248 p.
3 Приоритеты в области здравоохранения / Д.Т. Джеймисон, Дж.Дж. Бримэн, Э.Р. Мишэм и др. - Всемирный Банк. -Вашингтон: 2006. - 49 с.
Р.А. КАМАЛИЕВА, В.П. РЕЗНИКОВА
"Вдп-Ем"ЖШС, Семей запасы, Шыгыс ^азацстан облысы
АМБУЛАТОРЛЫК-ЕМХАНАЛЬЩ БУЫННЫН АЛДЫН АЛУ КЫЗМЕТ1Н ЖЕТ1ЛД1РУ
Туйш: Денсаульщ са^тау саясатынык 1^аз1рп тацдагы денсаулы^ты ныгайту саласындагы непзп компонентi гигиенага о^ыту мен тэрбиелеу ар^ылы халы^тык денсаулыгын ныгайту жэне са^тауга, денсаулы^ты ныгайту багдарламаларына белсендi турде халы^ты тартуга,аурудык алдын алу жэне салауатты вмiр салтынык жеке дагдылары мен икемдiлiгiн дамытуга багытталган салауатты вмiр салтын ^алыптастыру. ТYiндi сездер: бiрiншiлiк медико-санитарлыщ квмек, са^тандыру.
R.A. KAMALIYEVA, V.P. REZNIKOVA
"Bdin-EM" LLC, Semei City, East Kazakhstan region
IMPROVEMENT OF PREVENTIVE ACTIVITY OF THE OUT-PATIENT AND POLYCLINIC LINK
Resume: The main component of policy of health care now in the field of strengthening of health is the healthy lifestyle formation, directed on population preservation and promotion of health by means of hygienic training and education, active involvement of the population in programs of strengthening of health, development of individual skills of a healthy lifestyle and prevention of diseases.
Keywords: primary health care, prevention.
УДК 378.146:378.661
М.А. КАМАЛИЕВ, А.М. ШАХИЕВА, А.Н. НУРБАКЫТ
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Данная статья посвящена проблеме использования в обучении студентов-медиков Казахского национального медицинского университета современных активных технологий и методов обучения. На кафедре общественного здравоохранения КазНМУ используют методы: дискуссии, деловые игры, кейс-стадии, малые группы, презентации и др. Таким образом, использование на занятиях активных технологий обучения помогает студентам осваивать практические навыки, закреплять знания по данной проблеме, повышает качество подготовки специалистов медицинского вуза.
Ключевые слова: медицинское образование, инновационные технологии обучения, методы обучения.
В связи с вхождением в международное образовательное пространство образовательный процесс в КазНМУ развивается в контексте основных положений Болонской Декларации. В Университете ведется формирование новой образовательной среды для подготовки специалистов-медиков нового поколения конкурентоспособных и востребованных на рынке труда. Созданная в нашем университете система менеджмента качества образования ставит перед педагогами нашего вуза новые сложные задачи.
В стратегических планах развития университета приоритетное значение уделяется внедрению активных методик обучения. Кафедра общественного здравоохранения КазНМУ на практических занятиях использует деловые игры, кейс - стадии, ситуационные
задачи, моделирование ситуаций, дискуссии, работу в команде [1]. Разработаны планы-конспекты занятий по стратегии внедрения трехъязычного обучения студентов. На кафедре используются критерии бальной оценки компетенций студентов: знаний, практических навыков, коммуникативных и правовых навыков,
самосовершенствования [2]. Однако, оптимальный результат, достигается при сочетанном применении вышеперечисленных методик обучения. Современные технологии обучения повышают заинтересованность студентов в получении знаний, повышают качество образования и обучения, что подтверждается результатами промежуточного и итогового контролей знаний студентов.
Вестник КазНМУ, №2(4)- 2014
Внедрение инновационных методик обучения потребовало комплексного обучения преподавателей на курсах повышения квалификации, организации специальных семинаров и дополнительных тренингов и мастер-классов.
В результате, проведенных мероприятий на кафедре общественного здравоохранения КазНМУ внедрены и используются в учебном процессе ролевые игры. Ролевая игра: «Задачи и организация работы ВКК. Экспертиза временной нетрудоспособности» разработана для студентов, обучающихся по дисциплине «Общественное здравоохранение», формирует у студентов навыки принятия решений в вопросах экспертизы временной нетрудоспособности,
стимулирует процесс обмена знаниями, развивает навыки работы с документацией по экспертизе временной нетрудоспособности (инструкции, приказы). Развивает практические навыки по выдаче листка временной нетрудоспособности. Ролевые игры: «Менеджмент в здравоохранении», «Маркетинг в здравоохранении», разработаны для студентов, обучающихся по дисциплине «Общественное здравоохранение», развивают, и закрепляет навыки студентов при изучении основной терминологии по менеджменту и маркетингу, учат навыкам работы в команде, способствуют обмену знаниями, и их использованию для принятия правильного решения. Для активизации учебного процесса разработаны сценарии проведения практических занятий с использованием современных методик интерактивного обучения (блиц-опрос, тестирование, викторины, презентации и др.).
Игровой метод позволяет одновременно обучить студентов правильно использовать свои знания и действовать в различных моделируемых ситуациях, что важно для будущей профессиональной деятельности. Участвуя в решении ряда подготовленных задач, согласно сложившейся ситуации, по ходу деловой игры студентам предлагается найти оптимальные пути для
принятия правильного решения по ряду спорных вопросов.
Существуют определенные трудности для внедрения интерактивных методик в учебный процесс на кафедре: недостаточная мотивация преподавателей,
занимающихся внедрением инновационных методов обучения, недостаточное привлечение студентов к исследовательской, самостоятельной работе с первичными данными, нежелание студентов проявлять инициативу на занятиях. В целях активизации внедрения инновационных технологий в обучение в медицинских вузах в КазНМУ создан и функционирует центр инновационных технологий, на всех кафедрах КазНМУ были прочитаны открытые лекции, проведены практические занятия с использованием инновационных методик преподавания.
Сегодня действуют разнообразные методики включения студентов в активную работу, прежде всего это методика мотивации, которая основана на заинтересованности каждого студента группы в результате, проделанной работы. Если студент видит результат, он будет работать на занятии активнее.
Результаты. Разработаны и внедрены в учебный процесс новые интерактивные методики обучения. По результатам интервьюирования и анкетирования студентов данные методы обучения мотивируют
студентов на поиск оптимального решения в разнообразных смоделированных преподавателем ситуациях. Студенты активно участвуют в обсуждении заданий, работают в командах и малых группах. Деловые игры и викторины запускают процесс самосовершенствования и закрепления практических навыков, делают занятия интересными и динамичными. Выводы. Использование активных технологий обучения на практических занятиях реально повышает качество подготовки специалистов медицинского вуза, о чем свидетельствуют результаты обратной связи (анкетирования), успешное прохождение студентами итогового тестирования и второго этапа экзамена -контроля усвоения практических навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб. - М.: ВПО, 2000.
2 Образовательная программа по специальности «051102 Общественное здравоохранение», основанная на компетентностном подходе и составленная по ГОСО РК 3.08.389 //КазНМУ, 20062010.
М.А. КАМАЛИЕВ, А.М. ШАХИЕВА, А.Н. НУРБАКЫТ
С.Ж. Асфендияров атындагы цазан;улттык;медицина университет'1
МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТ СТУДЕНТТЕР1Н ОКЫТУ ЭД1СТЕР1 МЕН ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАР
Туйш: Бул макала К^аза^ улттьщ медицина университетшщ студенттерЫ о^ытуда заманауи белсендi технологиялар мено^ыту эдктерЫ ^олдану мэселелерше арналган. Каз¥МУ ^огамдыщ денсаульщ са^тау кафедрасында пЫр сайыс, ккер ойындары, кейс-стадилер, кiшiгiрiм топтармен жумыс ктеу, презентациялар жэне бас^а да эдктер ^олданылады. Белсендi о^ыту технологияларын ^олдану студенттердщ тэжiрибелiк дагдыларды мецгеруше, берiлген мэселе бойынша бЫмш бекiтуiне квмектеседi жэне медициналыщ жогары о^у орындарыныц мамандарын дайындау сапасын арттырады. ТYйiндi сездер: медициналыщ бЫм, инновациялыщ о^ыту технологиялары, о^ыту эдктерГ
BecmuK Ka3HMY, №2(4)- 2014
M.A. KAMALIYEV, A.M. SHAHIYEVA, A.N. NURBAKYT
Kazakh National Medical University named after S.D.Asfendiyarov
INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND TEACHING METHODS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Resume: This article is devoted to use in training medical students Kazakh National Medical University of modern technologies and active learning methods. At the Department of Public Health of KazNMU use methods: discussion, role-playing, case studies, small groups, presentations.
Thus, the use of technology in the classroom active learning helps students develop practical skills, consolidate knowledge on this
issue, improves the quality of training of the medical school.
Keywords: medical education, innovative learning technologies, teaching methods.