Научная статья на тему 'Разработка коллекции информационных ресурсов'

Разработка коллекции информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка коллекции информационных ресурсов»

Метод проектов, по нашему мнению, помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Обеспечивается более широкое развитие личности, адаптация человека к полноценной жизни в современном информационном обществе.

Общая идея организации проектной деятельности в системе подготовки специалистов-информатиков следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, значимой для студента, которая подготавливает его к будущей трудовой деятельности, работе в условиях современного информационного общества. При этом студенты должны приобретать не только практические навыки создания программного продукта, но и опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками. Результаты должны быть видимы даже невооруженным глазом, что побуждает студента к дальнейшему развитию своих профессиональных навыков.

В 2006/2007 учебном году проведен педагогический эксперимент по использованию метода проектов при изучении дисциплины Web-мастеринг, в рамках курсовых работ по дисциплине «Гипертекст и мультимедиа технологии» студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» ТГУ им. Г.Р. Державина. Перед студентами была поставлена задача: создание общественно полезного веб-сайта на языке HTML с последующим размещением его в сети Интернет. Этапы работы над проектом: планирование; стартовое начало выполнения проекта; консультации по выполнению проекта; поиск и подбор информации; создание программного продукта; оформление пояснительной записки; защита проекта. При оценке работ студентов учитывались: качество веб-сайта, интерактивность, функциональность, объём и полнота разработок, уровень творчества, качество доклада, коммуникативные навыки обучаемого.

За время проведения эксперимента по использованию метода проектов студентами специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» были созданы разнообразные программные продукты: 63 сайта кафедр ТГУ им. Г.Р. Державина; электронные учебники: «CorelDraw», «Macromedia Flash», «Устройства компьютера», «Занимательная математика», «Высокоуровневые методы информатики и программирования»; электронный справочник по Тамбову и Там-

бовской области; курсы дистанционного обучения «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Базы данных», «Политическая регионалистика»; портал международной конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов при подготовке специа-листов-информатиков в вузе получены следующие выводы. Необходимость использования метода проектов в современном вузовском образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности студента, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества. Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в вузе и является особенно продуктивным на старших курсах в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/351400_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-

нального образования по специальности 030100 «Информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/030100_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 080700 «Бизнес-

информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/080700_2005.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 510200 «Прикладная математика и информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/510200_2000.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-

нального образования по направлению 523300 «Прикладная информатика». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://edu.ru/db/portal/spe/os_zip/523300_2004.zip, свободный. Яз. рус. 26.07.2006.

6. Выступление специалистов компании StaffWell Search на Ярмарке Вакансий и Карьеры. Москва, Рэдиссон САС Славянская, 30 сент., 2006 г. М.,2006.

7. Левина Е. Кем быть или не быть? Если деньги имеют значение... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.thewell.ru/ rus/special/ SalarySurveys/WhenMoneyMatters_rus.html, свободный. Яз. рус. 22.10.2006.

Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.

РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

© В.Ю. Лыскова, А.В. Денисов

Для создания коллекции были выделены основные блоки - исторический, выдающиеся люди, учреждения, ветераны. Структура оболочки представлена на рис. 1. Внешний вид - это то, что привлекает внимание в первую очередь, и от того, каким он будет, во многом зависит, продолжит ли свое дальнейшее знакомство с

предложенной ему коллекцией информационных ресурсов пользователь. Дизайнерское решение было разработано с учетом критериев - унифицированность, однотипность, возможность понимания каждым пользователем вне зависимости от его подготовки.

Рис. 1. Структура оболочки

Фрейм

заголовка

Рис. 2. Фреймовая структура страницы коллекции информационных ресурсов

Для удобства многоуровневой навигации необходимо было создать меню, которое было бы доступно пользователю в любой момент времени.

Исходя из специфики разрабатываемой коллекции информационных ресурсов было решено создать фреймовую структуру: фрейм заголовка, фрейм содержания, фрейм видео и основной фрейм, в котором непосредственно выводится информация.

В рамке заголовка размещается информация: название выпуска; в рамке содержания, расположенной на странице справа, размещена панель навигации (меню); в рамке видео содержится ссылка на видео файлы; в основной рамке выводится информация из каждого раздела, расположенного в рамке содержания, и из рамки видео.

Фреймовая структура (рис. 2) коллекции информационных ресурсов выбрана не случайно - она позволяет удобно расположить содержание web-страницы. Таким образом, не нарушается стилистическое единство дизайна страницы.

В результате был использован так называемый «резиновый» дизайн, при котором для размещения текста и изображений используются таблицы, но ширина этих таблиц задана не в пикселях, а в процентах от ширины окна. Это позволило оставлять вокруг текста поля, значительно облегчающие чтение и достаточно свободно разместить графику. Главное же достоинство «резиновой» страницы - то, что она позволяет столбцам текста свободно растягиваться и сжиматься, тем самым и при-

спосабливаясь к минимальным (и даже меньше минимальных) размерам экрана, и эффективно используя пространство на экранах шире среднего.

Фрейм заголовка (рис. 3) - содержит статическую информацию, название тематики ресурса и фон.

Несмотря на то, что баннер является доминирующим визуалом страницы, он не должен выпадать из общего дизайна. Таким образом, данный фрейм имеет, так же как и все страницы, основополагающие элементы дизайна - определенную цветовую гамму и фоновую картинку.

Для обеспечения гармонии были использованы принципы единства и равновесия, т. е. все элементы фрейма собраны в единую композицию и находятся в сбалансированном состоянии.

Фрейм содержания содержит динамическую информацию, и его внешний вид зависит от манипуляций пользователя. При первоначальной загрузке страницы фрейм содержания выглядит, как показано на рис. 4.

Фрейм содержания, как и все остальные элементы страницы, подчинен общему дизайнерскому решению и не нарушает равновесия композиции. Несмотря на присущий данному фрейму динамизм, он не нарушает гармонии и находится в соподчинении с остальными элементами композиции. Это обеспечивается за счет однородности цветовой гаммы, фонового решения, а также декоративных таблиц.

Данный фрейм является одним из главных, так как с помощью него осуществляется основная навигация по коллекции информационных ресурсов. Таким образом, его основная задача - показать пользователю, где он сейчас находится, где он уже был и что еще он может посетить.

Основной фрейм, также как и фрейм содержания, является динамическим, однако информация в нем представлена единообразно. Единство стиля обеспечено с помощью все тех же приемов - единообразия цветовой гаммы, фона.

Рис. 3. Фрейм заголовка

Содержание:

» Введение

» Духовное становление » Прошлое Тамбова » Деятельность Святителя Питирима

» Связь с Воронежем » Строительство. Болезнь. Смерть

» Свидетельства исцелений по молитвам святителя Питирима » Прославление » Судьба мощей » Тамбовская чудотворная ^1кона Божией Матери Заключение » Акафист

» Торжества, посвященные 90-летию со дня прославления Святителя Питирима

» Духовные песнопения » Фотоальбом » Список используемых источников » Благодарность

Рис. 4. Фрейм содержания

Основной фрейм содержит текстовую информацию, заключенную в таблицу, которая служит не только элементом позиционирования, но и элементом декора. За счет таблицы поддерживается единство всей композиции и создается гармония. Описываемый фрейм содержит не только текстовую, но и графическую информацию - фотографии. Все фотографии имеют подписи, которые расположены справа, что позволяет избежать наличия пустого пространства.

Фрейм видео содержит информацию о фоне и гиперссылку на страничку, содержащую ссылку на видеофайл; его внешний вид не зависит от манипуляций пользователя. При первоначальной загрузке страницы фрейм видео не меняется при дальнейших манипуляциях пользователя.

В результате проделанной работы разработана коллекция из 24 выпусков.

- Информационные ресурсы, посвященные истории и современному состоянию г. Тамбова и г. Котов-ска: Исторический Тамбов; Прогулки по Тамбову; Любимая летняя резиденция П.И. Чайковского; Тыл -фронту;

- Информационные ресурсы, посвященные выдающимся людям Тамбовского края: Тамбовский дворянин Б.Н. Чичерин; Автор бессмертного марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин; Г.Р. Державин -Тамбовский наместник; Святитель Питирим - епископ Тамбовский, чудотворец; Живописец С.П. Ушаков; В.И. Вернадский; Живописцы А.Л. Бубенцов и О.В. Краскова; Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова; Имена героев в названиях улиц г. Тамбова; Капельмейстер И.А. Шатров; Живописец Е.Ю. Ляпин; Ю.Н. Голицын и его знаменитый хор;

- Информационные ресурсы, посвященные различным учреждениям Тамбовского края: Образовательные учреждения г. Котовска; индустриальный техникум г. Котовска, среднее образование г. Котовска;

- Информационные ресурсы, посвященные ветеранам и воинам Тамбовского края: Болгарские эмигранты Тамбовской области; Ветераны ВОВ г. Котов-ска; Герой СССР А.Р. Посконкин; Герой СССР А.Н. Московский; воины-интернационалисты Тамбовской области.

Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»

© Н.Л. Королева, Л.М. Станиславская

Частичная автоматизация образовательного процесса позволяет упростить выполнение обучаемыми заданий и повысить общую производительность труда преподавателя. В связи с этим в настоящее время особенно актуальной является разработка учебнометодических комплексов Web.

Разработка электронного пособия «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» была обусловлена заинтересованностью Института дополнительного образования в представлении материалов для абитуриентов на электронных носителях.

Электронное пособие включает в себя:

- задания АВС по всем разделам;

- творческие задания;

- контрольные задания;

- рекомендации для комплексного анализа текста;

- материал для самопроверки.

Информация, содержащаяся в программном продукте, преимущественно текстовая, что обусловливается предназначением электронного пособия.

Обычно к электронным пособиям предъявляются два основных требования - удобное предоставление

информации и легкость в использовании, особенно для начинающих пользователей.

При создании электронного пособия широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре, к возможности перемещаться обучаемому по собственной траектории обучения, по всему материалу. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала.

Именно технология проектирования на языке ЫТМЬ и легла в основу создания электронного учебного пособия «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ».

Система работает на компьютерах даже невысокой производительности. Для функционирования программного продукта достаточно компьютера класса Репйшт1 с небольшим объемом памяти. Система работает под управлением ОС Windows, Ьших, Мае08 при использовании любого браузера, с возможностью работы с 1ауа-скриптами.

Поступила в редакцию 26 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.