8. Boss J. The Autonomy of Moral Intelligence: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 1994. P. 399 - 416.
9. Boss J. The Effect of Community Service Work on the Moral Development of
College Ethics Students, Journal of Moral Education 23. - Illinois,1994. - P 183- 189.
10. Gardner H. Frames of Mind. N.Y., 1983. - 300 ^
11. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. London, 1932. - P 171.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (из опыта реализации ПНП «Образование»)
Н. В. Судденкова
В статье автор описывает опыт реализации инновационной образовательной программы ПНП «Образование» по формированию профессиональных компетенций специалиста технического профиля для высокотехнологичного производства кластеров машиностроения и химической промышленности в Смоленской области. Автор рассматривает создание единого пространства образовательного учреждения и социальных партнеров для подготовки специалистов соответствующего уровня качества.
Ключевые слова: инновационная образовательная программа, социальные партнеры, учебно-научно-производственный комплекс.
Formation professional competences of the expert of a technical structure for high technological manufacture of clusters of mechanical engineering and chemical industry in Smolensk area. In the article the author describes experience of realization innovational educational program PNP «Education» on formation professional competences of the expert of a technical structure for high technological manufacture of clusters of mechanical engineering and chemical industry in Smolensk area. The author examines creation of uniform space of educational institution and social partners for preparation of the experts of the appropriate degree of quality.
Key words: Innovational educational program, social partners, study — research and production complex.
В современных социально - экономических условиях, когда рыночной экономике требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно
эта система потенциально способна готовить специалистов разного уровня квалификации - начального и среднего уровней. Современный этап развития общества особенно обострил проблему профессиональной подготовки специалистов для высокотехнологичного производства.
Инновационная образовательная программа ФГОУ СПО СПЭК 2008 г. была сориентирована на такие специальности СПО, как 151001 «Технология машиностроения» и 240503 «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов».
Анализ основных направлений и тенденций экономического развития Смоленщины показывает, что на протяжении многих лет экономическая специализация региона определялась такими отраслями промышленности, как машиностроение и химическая промышленность. Сокращение населения в Смоленской области и миграционный отток, а также несоответствие системы профессионального образования региона потребностям рынка труда создали дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на региональном рынке труда. Это явилось серьезным вызовом как для экономики, так и инвестиционной привлекательности Смоленской области.
Модернизация предприятий, возникшая неготовность кадров работать в новых условиях и дефицит рабочей силы на предприятиях машиностроения и производства полимеров привели к потребности в таких специалистах, как:
- техник-технолог автоматизированного проектирования технологических процессов;
- техник-конструктор автоматизированного проектирования технологической оснастки;
- техник-программист систем ЧПУ;
- техник-метролог;
- техник-оператор станков с ЧПУ;
- техник-литейщик.
Инновационная образовательная
программа колледжа, разработанная в
соответствии со стратегией развития Смоленской области и запросами работодателей, предусматривала следующую цель: создание инновационного механизма взаимодействия образова-тельногоучреждения и предприятий-социальных партнеров для обеспечения качества подготовки специалистов технического профиля высокотехнологичного производства.
Масштабность цели предопределила возможность разрешения широкого спектра проблем региона, промышленных предприятий и образовательных учреждений профессионального образования разного уровня.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- создание ресурсного Центра непрерывного профессионального образования и обучения для разных целевых групп населения по новым специальностям и специализациям технического профиля;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования региона;
- модернизация учебно-научно-производственного комплекса (далее -УНПК) под машиностроительный кластер и кластер химической промышленности Смоленской области;
- формирование материально-технических ресурсов нового поколения для подготовки специалистов технического профиля высокотехнологичного производства;
- создание обучающей среды подготовки специалистов, максимально приближенной к ситуации рабочего места, на основе государственно-частного партнерства образовательного уч-
реждения и предприятий - социальных партнеров;
- распространение инновационных методик подготовки специалистов на компетентностной основе и переподготовки кадров технического профиля.
На наш взгляд, новизна реализованной программы учреждения состоит в создании условий для подготовки специалиста на компетентностной основе, что, в свою очередь, влечет за собой развитие инновационных процессов, которые можно изложить в следующей последовательности:
- реализация практико-ориенти-рованной модели подготовки специалиста технического профиля в рамках инновационной образовательной программы (далее - ИОП) на базе учебно-научно-производственных комплексов на предприятиях: ОАО «Измеритель», ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод», ОАО «Авангард» имела своей целью совместное управление процессом подготовки специалистов через создание единого образовательного пространства для развития системы непрерывного профессионального образования, устранения разрыва между содержанием, качеством обучения и требованиями регионального рынка труда, повышение конкурентоспособности выпускников колледжа с ориентацией на конкретного потребителя;
- организованный в процессе деятельности учебно-научно-производственного комплекса диалог с социальными партнерами является сотрудничеством нового типа, оптимально обеспечивающим взаимодействие педагогической теории, инновационной практики и ориентацию педагогического процесса подготовки специалиста на конечный результат, отвечающий
требованиям работодателей в условиях инновационной обучающей среды [1].
Создание учебно-научно-производственных комплексов позволяет постоянно повышать качество подготовки специалистов через раннее введение их в профессиональную среду и адаптацию к профессиональной деятельности, реализацию системы профессионального воспитания студентов, актуализацию их интеллектуального и личностного потенциала.
Главное, что отличает УНПК от традиционной системы образования -это его дополнительные формирующие возможности, которые проявляются:
- в обеспечении взаимосвязи и преемственности целей профессиональной подготовки и переподготовки специалиста на различных этапах его профессионального роста;
- в коррекции и разработке содержания образования в колледже за счет объединения усилий преподавателей и сотрудников предприятий, создании атмосферы профессионального сотрудничества;
- в разнообразии и вариативности форм и методов обучения в комплексе за счет стимулирования педагогического творчества преподавателей, ученых, мастеров-специалистов, а также студентов - будущих специалистов.
Учебно-научно-производственные комплексы позволяют образовательному учреждению и социальным партнерам: реализовывать подготовку специалистов на рабочих местах, осваивать новые специализации, осуществлять целевую подготовку специалистов, совместные коммерческие проекты, внедрять программы временного трудоустройства студентов, формировать социальный опыт будущих специалистов [2].
Маркетинговый анализ рынка труда машиностроения и химической промышленности в регионе выявил, что наиболее востребованными специализациями на данный период являются такие специализации, как «Разработка управляющих программ для станков с ЧПУ», «Автоматизированное проектирование технологических процессов», «Литье под давлением».
Современные тенденции развития промышленности в соответствии с концепцией Федеральной программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 год характеризуются повышением уровня автоматизации и внедрением в производство нового поколения станков, литьеых машин, что определяет для учебного заведения среднего профессионального образования проблемное поле, связанное с развитием новых специализаций и наращиванием кадрового потенциала специалистов среднего звена.
Предприятию нужны специалисты среднего звена, готовые к многовариантности технологических решений при широкой номенклатуре выпускаемых изделий, умеющие интегрировать разные виды работ, выполняемые различными подразделениями технологической подготовки производства, готовые к рациональному сочетанию типовых и индивидуальных технологических решений на всех стадиях проектирования;
Требования работодателей к современному специалисту обусловливают переход образовательного учреждения к подготовке специалиста на компетентностной основе, что предопределило и необходимость инновационного подхода к формированию и отбору содержания, ориентированного на конъюнктуру рынка труда и требо-
вания работодателей, которые предполагают набор компетенций работников конкретной профессии и конкретных действий, которые должны ими выполняться на рабочем месте.
Изменение подходов к отбору содержания потребовало нового учебно-методического сопровождения процесса подготовки специалистов, которое включает в себя экспериментальные учебные планы и их ресурсное обеспечение: модульные программы, основанные на компетенциях; учебно-методические пособия; программы производственной практики и итого -вой государственной аттестации; контрольно-измерительные материалы.
Изменение учебно-методического сопровождения подготовки специалиста сказалось и на принципах организации образовательного процесса, которое выразилось в формировании компетенций на основе модульных образовательных программ, в участии работодателей в проведении лабораторных и практических работ, в руководстве курсовым и дипломным проектированием, в разработке конкретных производственных проектов, цель которых внедрение результатов проектов в производственный процесс, в организации производственной практики на созданных совместно с социальными партнерами учебно-производственных участках, расположенных на территории предприятий, в специфике оценки готовности специалиста к профессиональной деятельности, в переходе на интерактивные и деятельностные педагогические технологии, обеспечивающие формирование ключевых, надпро-фессиональных и профессиональных компетенций в процессе активной самостоятельной работы, в участии в Итоговой государственной аттестации,
представляющей собой демонстрацию приобретенного опыта и сформированных компетенций при выполнении конкретного задания на рабочем месте.
Инновационный подход к формированию методического сопровождения образовательного процесса представляет собой:
- создание условий для самостоятельной работы студентов (виртуальные кабинеты самостоятельной работы студентов, электронные образовательные ресурсы, интерактивные электронные системы для развития умений и пр.);
- создание учебно-методических комплексов по модульным образовательным программам (модульные образовательные программы, слайд -лекции по изучаемому теоретическому материалу, методические пособия, контрольно-измерительные материалы).
Инновационность информационного сопровождения образовательного процесса, обучающей среды и единого пространства образовательного учреждения и социальных партнеров заключается в его всесторонней информатизации.
В ходе реализации инновационной образовательной программы была создана новая обучающая среда, базирующаяся на принципе формирования единого образовательного пространства образовательного учреждения и социальных партнеров.
В учебно-научно-производственных комплексах созданы компьютерные сети, интегрированные в сеть соответствующего предприятия, что обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения и предприятия - социального партнера.
Единое образовательное пространство обеспечивает связь всех участников образовательного процесса в режиме off - line через консультирование и участие в форумах.
Единое информационное пространство представляет собой Internet-портал, ориентированный на дальнейшее развитие единого образовательного пространства по подготовке специалистов машиностроения и химической промышленности.
Цели единого информационного пространства могут быть представлены следующей последовательностью:
- удовлетворение запросов работодателей в области обеспечения качества подготовки специалиста, готового к реализации своих профессиональных функций на высокотехнологичном оборудовании;
- обеспечение непрерывного образования представителей различных целевых групп с целью профессионального обучения и переобучения граждан по профессиям и специальностям под конкретные рабочие места;
- снижение уровня безработицы в регионе и уменьшении социальной напряженности;
- увеличение числа рабочих мест;
- усиление кадрового потенциала предприятий;
- использование в дальнейшем спектра технических специальностей для быстрого реагирования на изменения рынка труда;
- формирование системы гибкого, непрерывного профессионального образования и обучения для обеспечения динамически развивающихся рынков труда;
- обеспечение предприятий машиностроительного кластера и кластера химической промышленности Смолен-
ской области и других регионов кадрами высокой компетенции по ключевым специальностям;
- создание в Смоленской области новых производств и сервисов, связанных с расширением подготовки специалистов в перспективных областях.
1п1егпе1-портал направлен:
- на создание условий для осознания обучаемыми специфики будущей профессиональной деятельности;
- на развитие личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией;
- на определение уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся у каждого студента, и построение индивидуальных образовательных траекторий;
- на создание условий для непрерывного профессионального роста специалистов, уже получивших профессиональное образование, но особенности трудовой деятельности которых предполагает постоянную актуализацию профессиональных компетенций [3].
Одним из результатов инновационной образовательной программы является создание виртуальных и реальных лабораторий дипломного проектирования на базе учебно-научно-производственных комплексов «СПЭК -ОАО «Измеритель» и ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод», ориентированные на самостоятельную работу студентов на завершающем этапе подготовки и, по своей сути, являющиеся средой для формирования профессиональных компетенций специалиста.
Материальная база реальных лабораторий дипломного проектирования является инструментом обучающей среды, которая позволяет в режиме реального времени формировать компе-
тенции специалиста в проектировании конструкторских решений технологических и производственных процессов.
Дидактические материалы виртуальной лаборатории дипломного проектирования носят справочный и информационный характер междисциплинарного содержания, ориентированного на решение проблемных ситуаций проектировочной деятельности.
Методическое сопровождение дипломного проектирования представлено:
• нормативной документацией по дипломному проектированию (общее положение по ИГА выпускников, модель специалиста и функциональная карта);
• учебно-методическим обеспечением (методические рекомендации по разработке технологической документации, расчеты припусков и допусков, расчеты экономической эффективности технологического процесса, модели планировки механического участка цеха, выполнение графической части дипломного проекта);
• банком типовых чертежей (чертежи типовых деталей, типовые операционные эскизы обработки деталей, чертежи типовых приспособлений, инструментов, измерительного инструмента);
• базой паспортных характеристик технологического оборудования для дипломного проектирования (станки, автоматические линии и обрабатывающие центры);
• образцами разделов выполнения дипломного проекта (пояснительная записка, технологическая документация, графическая часть).
Исходя из проблем реального производства, в лаборатории дипломного проектирования создан банк рекомен-
дуемой тематики для курсового и дипломного проектирования.
Таким образом, созданная в рамках учебно-научно-производственного комплекса обучающая среда, на наш взгляд, в максимальной степени способствует процессу формирования компетенций в условиях максимально приближенных к условиям реального производства.
Инновационные подходы к организации процесса повышения квалификации и переподготовки работников предприятий - социальных партнеров состоят в создании Центра непрерывного профессионального образования и обучения и его деятельности.
Реализация инновационной образовательной программы «Формирование профессиональных компетенций специалиста технического профиля высокотехнологичного производства кластеров машиностроения и химической промышленности в Смоленской области» способствовала решению проблем в удовлетворении запросов работодателей в области обеспечения качества подготовки специалиста, готового к реализации своих профессиональных функций на высокотехнологичном оборудовании, обеспечению непрерывного образования представителей различных целевых групп с целью профессионального обучения и переобучения граждан по профессиям и специальностям под конкретные рабочие места, снижению уровня безработицы в регионе и уменьшении социальной напряженности, увели-
чению числа рабочих мест, усилению кадрового потенциала предприятий, использованию в дальнейшем спектра технических специальностей для быстрого реагирования на изменения рынка труда, формированию системы гибкого, непрерывного профессионального образования и обучения для обеспечения динамически развивающихся рынков труда, обеспечению предприятий машиностроительного кластера и кластера химической промышленности Смоленской области и других регионов кадрами высокой компетенции по ключевым специальностям, созданию в Смоленской области новых производств и сервисов, связанных с расширением подготовки специалистов в перспективных областях.
Литература:
1. Сохабеев, В.М. Структура, содержание и механизмы социального партнерства в профессиональном образовании / В.М. Сохабеев. - Казань, 2009. - С.6.
2. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: материалы международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 апреля 2010 года) / Под общей редакцией д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина. -азань: КГАСУ, 2010. - С. 267
3. Социальное партнерство как фактор становления конкурентоспособного специалиста в учебных заведениях профессионального образования: междунар. научно-практическая конференция (5-7 октября 2009; Чебоксары): тез.докл. - Чебоксары: Новое время, 2009. - С.107.