References
1. Azimov 'E.G. Ispol'zovanie MOOK (massovyh otkrytyh onlajn-kursov) v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (dostizheniya i perspektivy). Vestnik RUDN. 2014; 4: 124 - 129.
2. Lebedeva M.B. Massovye otkrytye onlajn-kursy kak tendenciya razvitiya obrazovaniya. Chelovek i Obrazovanie. 2015; 1 (42): 105 - 108.
3. Atrohin A.M. Otkrytye onlajn-kursy v prepodavanii yazykov. Potencial i vozmozhnosti. Innovacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii. 2015; 22 - 25.
4. Borscheva V.V., Kashparova V.S., Sinicyn V.Yu. Ispol'zovanie massovyh otkrytyh onlajn-kursov v obuchenii anglijskomu yazyku studentov nelingvisticheskih napravlenij podgotovki. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2017; 1: 45 - 54.
5. Shas D. Massive list of MOOC providers around the world, 2017. Available at: https://www.class-central.com/report/mooc-providers-list/
Статья поступила в редакцию 26.02.19
УДК 378
Karepova Yu.G, postgraduate, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Kokaeva I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Elementary and Preschool Education; Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grovny, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF HEALTH CULTURE OF BACHELORS, WHO ARE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. Teachers of physical education and sports have a great responsibility for the development of the culture of health care in their students, and they themselves must show what to live a healthy and safe lifestyle is. However, observations show that bachelors (future teachers) do not have a sufficiently developed health culture. In the study, the authors explore conditions for the effective formation of a health culture in future teachers of physical education and sports. Among the main conditions there is use of active learning methods (role playing, group discussions, collaborate on projects) that contribute to the successful forming of the culture of health and motivate future teachers to quality mastering disciplines and living a healthy lifestyle.
Key words: bachelors - future teachers of physical education and sports, health culture, personal competence, professional competence.
Ю.Г. Карепова, аспирант 3 года обучения, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
И.Ю. Кокаева, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ; проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учителя физической культуры и спорта несут большую ответственность за формирование культуры здоровья своих обучающихся и сами должны быть эталоном здорового и безопасного образа жизни. Однако наблюдения показывают, что бакалавры - будущие учителя не имеют достаточно сформированную для этого культуру здоровья. В своей работе авторы исследуют условия эффективного формирования культуры здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта. Среди важных условий - применение методов активного обучения (ролевые игры, групповые дискуссии, совместная работа над проектами), которые способствуют успешному формированию культуры здоровья, мотивируют бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта на качественное усвоение дисциплин и ведение здорового образа жизни.
Ключевые слова: бакалавры - будущие учителя физической культуры и спорта, культура здоровья, личностная компетенция, профессиональная компетенция.
Современная миссия образования ориентирована, прежде всего, на формирование личности с высокой культурой. Культура здоровья человека формируется с детства и является главной общечеловеческой ценностью, качественной характеристикой развития общества. Выделение культуры здоровья как особого феномена в начальном школьном образовании, обусловлено возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [1].
Заботу о здоровье обучающихся можно отнести к профессиональной компетенции учителя физической культуры и спорта, поскольку он с первого класса несёт ответственность за культуру здоровья своих обучающихся [2]. Однако статистика свидетельствует, что только 20% студентов - будущих учителей начальной школы имеют сформированную культуру здоровья [3].
Анализ исследований по вышеуказанной проблеме свидетельствует, что забота о здоровье детей и стремление к воспитанию у детей и молодёжи здорового образа жизни всегда была в центре педагогов-классиков (К.Д. Ушинско-го, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Сухомлинского и многих других).
Однако в погоне за предметными знаниями, педагоги уделяют недостаточное внимание формированию культуры здоровья бакалавров - будущих учителей как важной профессиональной и личностной компетенций [4]. Большой потенциал в формировании культуры здоровья студентов направления подготовки 44.03.01 Профиль «Учитель физической культуры и спорта», по нашему глубокому убеждению, имеют такие дисциплины, как «Возрастная анатомия и физиология», «Адаптивная физическая культура».
Цель исследования - определить условия формирования культуры здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта и проверить их эффективность.
Культура здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта - это необходимые личностная и профессиональная компетенции, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки. Важными показателем культуры здоровья являются знания о здоровье и здоровом образе жизни (когнитивный критерий), на основе которых будущий учитель
строит индивидуальный алгоритм укрепления и охраны своего собственного здоровья и здоровья обучающихся (поведенческий критерий).
На констатирующем этапе исследования была зафиксирована недостаточная гигиеническая грамотность первокурсников. На вопрос «Что такое гигиена?», «Что такое здоровье?» правильно ответили только 13% опрошенных студентов. У 1/3 студентов, поступивших на 1 курс, зафиксирован низкий уровень культуры здоровья, Большая половина - 58% имеет средний уровень культуры здоровья. А высокий уровень культуры здоровья имеют только 15%. С целью формирования культуры здоровья были продуманы организационно-педагогические условия проведения учебных дисциплин, педагогической практики, внеклассных мероприятий («Дни здоровья», флешмоб «Если хочешь быть здоров!» и др. На всех занятиях использовали игровые методы, физминутки или психоэмоциональные расслабляющие паузы.
Учитывая многокомпонентность категории «здоровье», социальную и личностную значимость здорового образа жизни обучающихся, вопросы, связанные с охраной и укреплением физического, социального, духовного, нравственного, психоэмоционального здоровья, необходимо включать с первого курса в содержание различных дисциплин основной образовательной программы.
В содержание курсов «Возрастная анатомия и физиология», «Адаптивная физическая культура», «Здоровьесберегающий технологии в образовании», «Патофизиология» были включены вопросы, которые позволяют студентам не только усвоить основные медико-физиологические и гигиенические знания, умения и навыки по укреплению и развитию здоровья, но и развивать культуру здоровья за счёт формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью обучающихся [5]. Создание и закрепление целостного позитивного психомоторного состояния при выполнении различных видов заданий, оздоровительные игры способствовали психоэмоциональному оздоровлению, снижению утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Активные формы обучения позволяют студентам «прожить» тот опыт, который они впоследствии могут использовать в жизни; сформировать готовность самостоятельно создавать в учебно-воспитательном процессе безопасные для себя и окружающих условия.
Большое значение в формировании культуры здоровья имеет межпредметная интеграция. Использование музыки, живописи, поэзии в качестве средств обучения на занятиях способствуют формированию культуры здоровья как необходимой личностной компетенции бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта, способствует психоэмоциональному оздоровлению студентов [6; 7].
На 1 курсе, изучая «Возрастную анатомию и физиологию», студенты знакомятся с возрастными анатомо-физиологическими особенностями детского организма и факторами риска для их здоровья, гигиеническими условиями. На 3 курсе студенты изучают разработанный нами курс «Здоровьесберегающие технологии в образовании», на практических занятиях которого формируются такие навыки, как:
- умение предотвращать школьные факторы риска,
- организация и проведение мероприятий по профилактике психоэмоциональных нарушений у обучающихся,
- мотивация к ведению здорового образа жизни.
Изучая дисциплины «Адаптивная физическая культура» и «Инклюзивное образование» на 2 курсе, студенты должны усвоить психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; знать и уметь характеризовать основные психоэмоциональные нарушения у таких детей. Изучив дисциплины, студенты должны иметь осознанное представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены; выражать убежденное мнение о позитивном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, о необходимости поддерживать их, общаться с ними.
В процессе формирования культуры здоровья у бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта развивается социальная активность, творчество, самостоятельность, формируется здоровый образ жизни, умение адаптироваться к любым условиям природной и социальной среды [8].
С целью проверки сформированности культуры здоровья у четверокурсников мы провели повторное исследование. Культуру здоровья у четверокурсников диагностировали по следующим критериям:
- ответственное отношение к своему здоровью, сознательную потребность к его укреплению и сохранению, стремление вести здоровый образ жизни и готовить к формированию здорового образа жизни у обучающихся;
- мировоззренческие взгляды на здоровый образ жизни в сочетании с накопленным у них практическим опытом самосовершенствования, самопознания в контексте физического, психического и нравственного воспитания;
- понимание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса;
- использование навыков культуры здоровья (профилактика утомления, гиподинамии, школьных стрессов, правильного питания, отсутствие вредных привычек и т. д.).
Библиографический список
Анализ полученных результатов свидетельствует, что к концу обучения бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта значительно повысился их уровень культуры здоровья. Вдвое увеличилось количество студентов с высоким уровнем, а количество студентов с низким уровнем сократился до 1%. Положительную динамику в сформированности культуры здоровья четверокурсников можно объяснить эффективностью выбранных условий и созданных в процессе профессиональной подготовки бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта.
Опытно-экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Культура здоровья - это личностная и предметная компетенция, которая позволяет сохранить здоровье современному школьнику, живущему в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стресса, экологического дисбаланса. Без культуры здоровья невозможно представить себе комфортную образовательную среду, при которой обучение приносит здоровье и радость, а не приобретенные болезни. Формирование культуры здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта должно осуществляться с учётом профессиональной специфики, возрастных особенностей студентов.
2. Разработанные и реализуемые в рамках основной образовательной программы курсы «Возрастная анатомия и физиология» (1 курс), «Адаптивная физическая культура», «Инклюзивное образование» (2 курс), «Здоровьесберега-ющие технологии в школе» (3 курс) играют большую роль в решении обозначенной проблемы.
3. Использование на учебных занятиях и во время педагогической практики методических принципов, формирующих культуру студентов, развивает их профессиональную компетентность. Подготовка к валеолого-просветительской деятельности в школе является эффективным условием формирования культуры здоровья студентов в вузе.
4. Включение в содержание профессиональной подготовки систематизированных знаний и способов деятельности важно для обеспечения овладения будущим учителем методами убеждающего воздействия. Важное место уделяется овладению приемами привлечения внимания и аргументации, а также технике просветительской работы среди учащихся различных возрастных групп.
5. Эффективными средствами формирования культуры здоровья являются активные методы обучения («Инфо-угадай-ка», «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм»), межпредметная интеграция, игровые методы, нетрадиционные уроки-экскурсии, уроки на открытом воздухе. Методы активного обучения (ролевые игры, групповые дискуссии, совместная работа над проектами) способствуют успешному формированию культуры здоровья, мотивируют бакалавров -будущих учителей физической культуры и спорта на качественное усвоение дисциплин и ведение здорового образа жизни.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утв. приказом от 4 декабря 2015 г N 1426. Available at: http://fgosvo.ru/440301
2. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016; 2: 50 - 53.
3. Кокаева И.Ю. Основы педагогической психогигиены: учебное пособие. Москва, Изд-во Перо, 2015.
4. Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Компетентностный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров - будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015; 3: 49 - 53.
5. Кокаева И.Ю. Формирование культуры здоровья и информационной безопасности студентов как активных пользователей сети Интернет. Приднепровский научный вестник 2018; Т. 9; № 1:046 - 051.
6. Кокаева И.Ю. Подготовка студентов - будущих учителей начальной школы к психоэмоциональному оздоровлению бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017; 5: 40 - 47.
7. Боженская И.С., Кокаева И.Ю. Комфортная образовательная среда как условие развития эмоционального здоровья бакалавров - будущих учителей физической культуры и спорта. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; Выпуск № 10: 51.
8. Кокаева И.Ю. Подготовка студентов педагогических вузов к культурно-просветительской деятельности. Современные технологии в образовании. 2017; 17: 90 - 94.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). Utv. prikazom ot 4 dekabrya 2015 g. N 1426. Available at: http://fgosvo.ru/440301
2. Kokaeva I.Yu. Sovremennye podhody k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni obuchayuschihsya. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2016; 2: 50 - 53.
3. Kokaeva I.Yu. Osnovypedagogicheskojpsihogigieny: uchebnoe posobie. Moskva, Izd-vo Pero, 2015.
4. Kokaeva I.Yu., Tautieva L.M. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniyu zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni bakalavrov - buduschih uchitelej v processe professional'noj podgotovki. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2015; 3: 49 - 53.
5. Kokaeva I.Yu. Formirovanie kul'tury zdorov'ya i informacionnoj bezopasnosti studentov kak aktivnyh pol'zovatelej seti Internet. Pridneprovskijnauchnyj vestnik. 2018; T. 9; № 1: 046 - 051.
6. Kokaeva I.Yu. Podgotovka studentov - buduschih uchitelej nachal'noj shkoly k psiho'emocional'nomu ozdorovleniyu bakalavrov - buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury i sporta. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2017; 5: 40 - 47.
7. Bozhenskaya I.S., Kokaeva I.Yu. Komfortnaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya 'emocional'nogo zdorov'ya bakalavrov - buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury i sporta. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; Vypusk № 10: 51.
8. Kokaeva I.Yu. Podgotovka studentov pedagogicheskih vuzov k kul'turno-prosvetitel'skoj deyatel'nosti. Sovremennye tehnologii v obrazovanii. 2017; 17: 90 - 94.
Статья поступила в редакцию 08.02.19