Научная статья на тему 'Инновационные основы проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся кадетских образовательных учреждений'

Инновационные основы проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся кадетских образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CIVIL AND PATRIOTIC CULTURE / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / CADET EDUCATION / CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиволобова Н. А.

В статье рассматриваются принципы и содержание проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры кадет, инновационные технологии организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях кадетского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BASES of DESIGN of PROCESS of FORMATION of CIVIL and PATRIOTIC CULTURE of PUPILS of CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article principles and the content of design of process of formation of civil and patriotic culture the cadet, innovative technologies of the organization of teaching and educational work in educational institutions of cadet type are considered.

Текст научной работы на тему «Инновационные основы проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся кадетских образовательных учреждений»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование: проект (в редакции от 24.10.2011). - М., 2011.

5. Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа - педвуз): монография. - М., 2008.

Bibliography

1. Teplov, B.M. Sposobnosti i odarennostj II B.M. Teplov. Izbrannihe trudih. - M., 1985. - T. I.

2. Savenkov, A.I. Psikhologicheskie osnovih issledovateljskogo podkhoda k obucheniyu: ucheb. posobie. - M., 2006.

3. Metodologicheskie rekomendacii po ovladeniyu umeniem uchitjsya, samostoyateljno priobretatj znaniya I A.V. Usova, V.A. Belikov. - Chelyabinsk, 1985.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart obthego obrazovaniya. Srednee (polnoe) obthee obrazovanie: proekt (v redakcii ot 24.10.2011). - M., 2011.

5. Potapova, M.V. Propedevtika v neprerihvnom fizicheskom obrazovanii (shkola - pedvuz): monografiya. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 24.09.12

УДК 37.02

Sivolobova N.A. INNOVATIVE BASES of DESIGN of PROCESS of FORMATION of CIVIL and PATRIOTIC CULTURE of PUPILS of CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In this article principles and the content of design of process of formation of civil and patriotic culture the cadet, innovative technologies of the organization of teaching and educational work in educational institutions of cadet type are considered.

Key words: civil and patriotic culture, civil and patriotic education, cadet education, cadet educational institutions.

Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии высшей школы федерального гос. автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: nsivolobova@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются принципы и содержание проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры кадет, инновационные технологии организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях кадетского типа.

Ключевые слова: гражданско-патриотическая культура, гражданско-патриотическое воспитание, кадетское образование, кадетские образовательные учреждения.

В настоящее время в России более ста кадетских корпусов, кадетских школ, немалая часть которых - интернаты. Их потребности, особенности как профильных образовательных учреждений задают основные ориентиры для разработки научных основ проектирования их деятельности. Современные образовательные учреждения кадетского типа - это пространство, где в специально созданных условиях возрождается, адаптируется к новым условиям проверенный временем, но забытый педагогический опыт. Кадетские корпуса, училища, школы - это профильные общеобразовательные учреждения, имеющие гражданско-патриотическую направленность.

Исходя из вышесказанного, особую актуальность приобретает вопрос организации воспитания гражданина и патриота в кадетских образовательных учреждениях. Формирование личности кадета всегда осуществлялось в целостном педагогическом процессе - в учебной, внеучебной, социокультурной деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания.

Источники воспитания в современных кадетских образовательных учреждениях - это источники культуры, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого выпускника. Говорить о воспитании вне культуры невозможно. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений кадетского типа должно строиться на исторических традициях российской культуры, кадетских ценностях и этике служения Отечеству; на традициях дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших; способности к формированию выражения собственного мнения и учете мнений товарищей; личной ответственности и сознательной дисциплины [1, с. 28].

Формирование гражданско-патриотической культуры кадет зависит от ряда условий: проектирование педагогической среды образовательного учреждения кадетского типа на основе преемственности традиций, достижений современного и историкопедагогического опыта; обеспечение взаимодействия основного и дополнительного образования; установление социального партнерства; разработка средств педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, позволяющих офицерам-воспитателям и преподавателям овладеть педагогическим опытом дореволюционных кадетских корпусов, а также опытом су-

воровских училищ; внедрение в учебно-воспитательный процесс инфокоммуникационных технологий.

Процесс формирования гражданско-патриотической культуры кадет должен обеспечить: формирование умения жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России; воспитание воли, организаторских и лидерских качеств; воспитание уважение к личности, ее правам и обязательное понимание важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, необходимости их выполнения; привитие с раннего возраста учащимся чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, нравственным требованиям, развитие чувства чести и собственного достоинства.

Компонентами воспитательной системы в кадетских образовательных учреждениях являются: проведение постоянной работы по формированию и развитию социально значимых ценностей, взглядов и убеждений, потребностей и интересов, основывающихся на духовно-нравственных принципах гражданственности и патриотизма; участие в мероприятиях военно-патриотического характера; воспитание на основе традиций казачества, его жизненного уклада, основанного на принципах демократии, беззаветного служения Родине и своему народу, способности пожертвовать собой ради товарища [2, с. 14].

В качестве научно-практических и методических основ проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры воспитанников кадетских образовательных учреждений определены следующие идеи и принципы:

- идея воспитывающего обучения, приоритетности воспитательных целей в структуре образовательного процесса;

- сочетание методов авторитарной (военной) педагогики и педагогики сотрудничества, демократизация педагогических отношений;

- принцип личностного подхода к воспитанию растущего гражданина и патриота;

- диалогизация педагогического процесса;

- придание процессу профессионально-этической ответственности, готовности офицера-воспитателя принять на себя заботы о судьбах воспитанников;

- комплексный подход к проектированию педагогического процесса;

- связь воспитания с жизнью кадетского корпуса, города страны, с жизнью Вооруженных Сил;

- гуманизация воспитания (уважение достоинства воспитанников);

- индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию;

- сочетание требовательности с уважением и заботой о личности воспитанника;

- опора на положительное в личности кадета; единство, согласованность и преемственность в воспитании;

- планирование воспитательных мероприятий на всех уровнях ее проведения и этапах обучения воспитанников;

- анализ эффективности воспитательной работы и принятие необходимых мер по ее корректированию;

- обеспечение непрерывности, согласованности и единства действий преподавателей и офицеров-воспитателей;

- достижение системности и комплексности всех воспитательных усилий;

- контроль качества проведения и оценку результативности воспитательной работы;

- обобщение и распространение передового опыта [3, с. 62].

Выполнение научно-исследовательского проекта по теме

«Особенности организации учебно-воспитательной работы в современных кадетских корпусах» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» позволило внедрить в работу кадетских образовательных учреждений Ставропольского края (Кадетская школа им. генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя, Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа г. Железноводска, кадетские классы МБОУ СОШ №5 г. Георгиевска и др.) инновационное учебно-методическое обеспечение. Его основу составляет учебно-методический комплекс по организации учебно-воспитательной работы в современных кадетских корпусах, школах, классах.

Инновационным элементом комплекса является виртуальный музей кадетства, который представляет собой четко структурированный материал по различным направлениям. Функции музея: культурно-просветительская, учебно-воспитательная, методическая.

Цели и задачи: ознакомление с историей создания и развития системы кадетских корпусов в России; отражение процесса обучения и воспитания кадет, их быта, досуга; воссоздание традиций кадетских корпусов, демонстрация кадетской символики, атрибутики, примеров художественного творчества; воспитание на примерах героических подвигов, славных дел выпускников кадетских корпусов; отражение жизни, педагогического опыта современных образовательных учреждений кадетского типа.

Структура музея: зал 1- История становления и развития кадетских корпусов, зал 2 - Кадетское образование в России, зал 3 - Современные образовательные учреждения кадетского типа, зал 4- символики, атрибутика кадетских корпусов, зал 5 - Литературная гостиная, зал 6 - Методический кабинет, зал 7 - Кинозал.

ЗАЛ 1. История становления и развития кадетских корпусов:

а) кадетские корпуса дореволюционной России;

б) выпускники кадетских корпусов.

ЗАЛ 2. Кадетское образование в России:

а) становление и развитие кадетского образования в XVIII веке;

б) становление и развитие кадетского образования в первой половине XIX века;

в) становление и развитие кадетского образования во второй половине XIX века;

г) становление и развитие кадетского образования на рубеже XIX-XX веков;

д) кадетские корпуса за рубежом.

ЗАЛ 3. Современные образовательные учреждения кадетского типа:

а) суворовские училища;

б) кадетские корпуса современной России;

в) кадетские школы и классы Ставропольского края:

- Кадетская школа им. генерала Ермолова г. Ставрополя;

- Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа;

- Кадетские классы СОШ № 5 г. Георгиевск.

ЗАЛ 4. Символика, атрибутика кадетских корпусов:

- Награды Российской империи;

- Нагрудные знаки кадетских корпусов дореволюционной России;

- Нагрудные знаки современных военно-учебных заведений;

- Жетоны;

- Знамена дореволюционных кадетских корпусов;

- Знамена кадетских корпусов Российской Федерации.

ЗАЛ 5. Литературная гостиная:

- Стихи воспитанников кадетских корпусов дореволюционной России;

- Песни воспитанников кадетских корпусов дореволюционной России;

- Поэтическое творчество воспитанников современных кадетских корпусов и суворовских училищ.

ЗАЛ 6. Методический кабинет:

Библиография:

- Дореволюционные источники изучения педагогического опыта образовательных учреждений военного профиля

- Современная библиография

Нормативные документы:

- Нормативные документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в дореволюционных кадетских корпусах;

- нормативные документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в современных образовательных учреждениях кадетского типа.

Мемуары и художественная литература;

Персоналии:

П.Ф. Лесгафт, А.Д. Бутовский, Я.И. Ростовцев, И.П. Старков, В.Я. Благовещенский.

ЗАЛ 7. Кинозал:

- Видеоматериалы воспитательных мероприятий;

- Документальные фильмы о современных образовательных учреждениях кадетского типа.

Материалы музея в качестве средства патриотического воспитания учащейся молодёжи адресованы офицерам-воспита-телям, преподавателям кадетских корпусов и общеобразовательных школ, воспитанникам кадетских учебных заведений, суворовских училищ, а также родителям, чьи дети хотят стать кадетами.

Виртуальный кадетский энциклопедический словарь рассказывает в кратких биографических справках о судьбах бывших выпускников, сумевших выстоять в трудных жизненных обстоятельствах, и сохранить любовь к Родине, верность кадетским традициям. Также в словаре приводятся основные понятия из кадетской образовательной среды.

Хрестоматия по истории кадетского образования в России, которая содержит нормативно-правовые документы, регулировавшие учебно-воспитательный процесс в императорских кадетских корпусах, труды съезда офицеров-воспитателей, воспоминания выпускников кадетских корпусов, с педагогических позиций оценивающих опыт жизнедеятельности в закрытых военно-учебных заведениях, роль полученного в нём образования для духовно-нравственного становления [4].

Монография «Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений». На основе привлечения разнообразных источников, в том числе, произведений мемуарной и художественной литературы, в монографии отражается процесс становления и развития педагогических отношений в кадетских корпусах дореволюционной России, раскрываются особенности организации жизнедеятельности в интернатных учебно-воспитательных учреждениях, рассказывается о подвигах, делах и судьбах бывших кадет, их верности усвоенным с детства идеалам, традициям [5].

Книга адресована педагогическим коллективам современных кадетских корпусов, работникам народного образования, аспирантам, студентам педагогических вузов, а также всем, кто интересуется историей отечественного образования.

Внедрение инновационного учебно-методического обеспечения в образовательный процесс кадетских учреждений позволяет оптимизировать процесс формирования гражданско-патриотической культуры воспитанников, повысить эффективность учебно-воспитательной работы по следующим направлениям:

- направленность образовательного процесса на формирование общекультурного базиса учащихся: культурных учебных, коммуникативных, исследовательских и проектировочных и других умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности в условиях современного общества;

- формирование у учащихся стремления к образованию, созданию позитивной мотивации к продолжению образования, умению ориентироваться в спектре образовательных возможностей, повышению уровня осознания собственных способностей и перспектив;

- организация воспитательной работы в инновационной образовательной среде;

- социализация образования, ориентированного на сознательное определение учащимися собственных траекторий и индивидуальных образовательных программ согласно их «образу будущего»;

- создание образовательного пространства, обеспечивающего реализацию учебных программ, формирование интеллекта учащихся, становление гражданских, социальных компетентностей;

- изменение в стиле и содержании, методиках и технологиях обучения предметам на основе освоения общих процессов мыследеятельности, глубокой интеграции содержания различных предметов;

Библиографический список

- создание реальных рефлексивных педагогических сообществ, умеющих работать в проектном режиме, использующих технологии выстраивания паритетных отношений на содержательной основе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка новой системы психолого-педагогического и научно - методического сопровождения образовательного процесса на основе демократических принципов.

Таким образом, использование инновационных научных и учебно-методических разработок позволяет повысить эффективность организации процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся образовательных учреждений кадетского типа.

1. Беляев, А.В. Организация воспитательной работы в кадетском корпусе: учебно-методическое пособие для офицеров-воспитателей. - Ставрополь, 2008.

Беляев, А.В. Кадетское образование в России: научно-методические основы. - Ставрополь, 2008.

3. Микрюков, В.Ю. Инновационная стратегия военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. - 2006. - №2.

Хрестоматия по истории кадетского образования в России / сост. А.В. Беляев, Е.В. Климашкина, Н.А. Сиволобова. - Ставрополь, 2008.

5. Беляев, А.В. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений. - Ставрополь, 2008.

2

4

Bibliography

1. Belyaev, A.V. Organizaciya vospitateljnoyj rabotih v kadetskom korpuse: uchebno-metodicheskoe posobie dlya oficerov-vospitateleyj. -Stavropolj, 2008.

2. Belyaev, A.V. Kadetskoe obrazovanie v Rossii: nauchno-metodicheskie osnovih. - Stavropolj, 2008.

3. Mikryukov, V.Yu. Innovacionnaya strategiya voenno-patrioticheskogo obrazovaniya rossiyjskikh uchathikhsya v sovremennihkh usloviyakh // Innovacii v obrazovanii. - 2006. - №2.

4. Khrestomatiya po istorii kadetskogo obrazovaniya v Rossii / sost. A.V. Belyaev, E.V. Klimashkina, N.A. Sivolobova. - Stavropolj, 2008.

5. Belyaev, A.V. Kadetskie korpusa dorevolyucionnoyj Rossii: opiht organizacii pedagogicheskikh otnosheniyj. - Stavropolj, 2008.

Статья поступила в редакцию 25.09.12

УДК 37.013.77

Sobilskaya A.S. FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF THE PERSONALITY THROUGH THE EDUCATION SYSTEM. In article ontogenetichesky features of formation at the child of ethnic identity are reflected. It is proved, the main approaches to understanding of ethnic identity, and also age features of formation of understanding about themselves and surrounding people are opened.

Key words: personality, ethnic identity, ethnic consciousness.

А.С. Собильская, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: sbilskijj@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье отражены онтогенетические особенности формирования у ребенка этнической идентичности. Обоснованы основные подходы к пониманию этнической идентичности, а также возрастные особенности формирования понимания о себе и окружающих людях.

Ключевые слова: личность, этническая идентичность, этническое самосознание.

Культура межэтнического общения - это органическая составляющая духовной культуры общества. Данное понятие вошло в научный оборот в начале 80-х годов прошлого века. И теоретические, практически решало только основную функцию обеспечение интеграции народов, укрепление их дружбы и сотрудничества, а также воспитание взаимоуважения по отношению к представителям разных этнических групп. Наиболее актуальной данная проблема является в поликультурном регионе. Рассматривая поликультурный регион как социальную систему, в которой каждая группа выступает как элемент этой системы, можно понять суть процессов интеграции и дифференциации этнических групп как этапов развития системы. Поликультурные регионы с длительным периодом совместного существования этнических групп (например, Северный Кавказ) представляют собой достаточно сбалансированные системы, в которых интегративные процессы преобладают над процессами дифференциации. Но при этом в последнее десятилетие наблюдается рост процессов дифференциации над процессами интеграции. Это обусловлено миграционными процессами, происходящими на Северном Кавказе, и в Ставрополе в частности. Город Ставрополь является студенческим городком, в котором обучаются жители не только Ставропольского края, но и всех соседних республик (Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни). В связи с этим поликультурность приобретает новый формат - стремящийся к поиску межгруппового баланса, кото-

рый каждая группа воспринимает по-своему. При этом протекание межгруппового взаимодействия, с точки зрения А.Г. Козловой, осуществляется по четырем стратегиям: 1) сохранение своей культуры и принятие «чужих»; 2) поиск и защита своей культурной определенности; 3) разделение по этническому и конфессиональному признаку; 4) поиск социального включения [1].

Все эти стратегии нацелены на сохранение и обретение позитивной и четкой этнической идентичности, которая является основой этнической толерантности, а также на сбалансирование системы межгруппового взаимодействия.

Процессы межгрупповой интеграции и дифференциации невозможно без определения индивидом собственной этнической идентичности. Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность — это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов.

С точки зрения, А.В. Сухарева, в условиях современной этнокультурной мозаичности, процессы формирования этнической идентичность и других этнических процессов следует изучать с позиций этнофункционального подхода. По его мнению, этническую идентичность следует рассматривать как «отнесения себя к определенному этносу», но при этом данное отнесе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.