Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Педагогика
УДК 376 М.А. Ермак*
Историко-педагогический анализ развития системы обучения и воспитания кадет в России
Статья посвящена истории становления и развития кадетского образования в дореволюционной России. Рассматривается система обучения и воспитания кадет в России.
Ключевые слова: кадетские корпуса. Кадетское образование. Система воспитания и обучения кадет.
M.A. Ermak*. Historical and pedagogical analysis of the development of education and training cadet in Russia. The article is devoted to the history and development of cadet education in prerevolutionary Russia. We consider a system of education and training cadets in the Russia.
Keywords: cadet corps, cadet education, the system of education and training of cadets.
Важнейшей функцией любого государства является воспитание и обучение молодых людей, подготовка их как граждан и патриотов страны. Существенным звеном отечественной системы воспитания и обучения отечественной молодежи являются Вооруженные силы и учреждения образования силовых ведомств.
В современных условиях осмысливается отечественный опыт осуществления военнопатриотического воспитания молодежи, разрабатываются пути его реализации в рамках гражданско-патриотического воспитания. Одним из таких путей является создание широкой сети кадетских корпусов и кадетских классов при общеобразовательных школах.
В соответствии с целью и задачами нашего исследования был проведен историко-педагогический анализ развития системы обучения и воспитания кадет, который позволил определить особенности становления, развития и современного состояния кадетского образования в России.
Исследованиям подготовки будущих офицеров в военно-учебных заведениях России уделялось большое внимание в работах П.Н. Глебова, М.С. Лалаева, П.В. Петрова, Ф.В. Грекова, В.М. Крылова и др. Изучению вопроса организации учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах и военных гимназиях посвящены работы НИ. Алпатова, С.И. Курбатова, Ю.Н. Гуляева, А.В. Беляева, В.А. Гурковского и др.
Кадетские корпуса — это военные учебно-воспитательные заведения, являющиеся первоначальной ступенью в подготовке офицеров и имеющие своими целями как общеобразовательное, так и начальное военно-профессиональное обучение и военно-патриотическое воспитание детей.
История кадетских корпусов берет свое начало в 1653 г., когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа. В 1716 г. король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 г. только в Германии, Японии, Черногории и России [7, с. 7].
По мнению И.М. Дугина, результаты анализа роли и места кадетских корпусов в системе военного образования императорской России показывают, что эти учебные заведения прошли большой и сложный путь развития, состоящий из нескольких этапов:
— XVIII в. — этап становления и выполнения ими просветительской роли;
— первая половина XIX в. — этап обособления кадетских корпусов от сети гражданских учебных заведений;
— 1863—1881 гг. — этап реформ и преобразования их в общеобразовательные учебные заведения — военные гимназии;
— 1882—1917 гг. — этап становления и развития кадетских корпусов как общеобразовательных военно-учебных заведений [4, с. 8].
Кадетские корпуса были задуманы как сословные учебно-воспитательные учреждения интернатного типа для подготовки дворянских детей к военной и гражданской службе. При этом главная педагогическая идея состояла в том, что собранные вместе в столице под руководством и примером наиболее достойных людей, будучи изолированы от вредной (прежде всего в нравственном отношении) среды, дети будут воспитываться верными подданными самодержавного государства и просто хорошо образованными людьми (авторитетом служили идеи Жан-Жака Руссо, а непосредственным примером — подобные учреждения для дворянских детей в Пруссии, Франции и некоторых других западноевропейских странах). Таким образом, должна была образовываться достойная смена, новое поколение верных государевых слуг, готовых к защите и укреплению государственного строя [4, с. 11].
Создание Петром I регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими
* Ермак, Маргарита Александровна, аспирант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48. E-mail:herzen-kp@mail.ru.
* Ermak, Margarita Alexandrovna, postgraduate of Herzen state pedagogical university. St-Petersburg, Moika, 48. E-mail:herzen-kp@mail.ru.
© Ермак M.A., 20l2
подразделениями и частями. Сложившаяся к началу XVIII в. система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами [3].
Даже созданные Петром «Школы математических и навигацких наук», специальные инженерные и артиллерийские школы, гарнизонные школы для солдатских сыновей не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус [3].
Первоначально в июне 1731 г. в Санкт-Петербурге по указанию Миниха были открыты классы, образно названные «Рыцарской академией». Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Корпуса кадет шляхетских.
К моменту учреждения первого кадетского корпуса в России практически не существовало педагогической теории, программ обучения, учебников, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, изучаемых в кадетских корпусах. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам тоже не было. В тот период все приходилось делать впервые. В годы становления первого кадетского корпуса в России не хватало и преподавателей, которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе. Первые преподаватели были приняты на работу без всяких проверок, их подготовка в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям [3].
Однако уже с XVIII в. лучшими педагогами, такими как И.И. Шувалов, П.И. Мелиссино, И.И. Бецкой, Ф. Е. Ангальт, была понята не только необходимость улучшения материальной базы, бытовых условий жизни воспитанников, но и важность строительства педагогических отношений на основе уважения достоинства будущего защитника Отечества [1, с. 15].
Опираясь на опыт западных стран, П.И. Ягужинский в программу обучения кадет наряду со специальными военными предметами включил основы точных, естественных и гуманитарных наук. Особое внимание уделялось изучению гуманитарных дисциплин — российская словесность (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия (их введение наряду с обучением верховой езде, фехтованию, танцам было обусловлено закрытым аристократическим характером учебного заведения), юриспруденция, а также новые и древние языки. Обязателен был Закон Божий [7, с. 12].
Преподавание в кадетском корпусе первоначально велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения, взятой за образец из практики стран Запада. При этой системе ученик двенадцати или тринадцати лет изучал тот или иной раздел учебного предмета по индивидуальному плану и персональному расписанию занятий. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал. Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. Следует отметить, что с особым рвением в корпусе преподавали строевую подготовку, которая, по сути дела, являлась самой настоящей муштрой, а зачастую использовалась для «воспитания» особо нерадивых [3].
Методы обучения были достаточно несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс [3].
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов в последующем не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частой корректировке учебных программ, как первый кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадет, почитая это за высшее для них благо [3].
Важную роль в деле кадетского образования сыграл П.И. Шувалов. Еще в 1758 г. он представил Елизавете Петровне проект «учреждения корпуса для артиллерии и инженерства», основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности. Предполагалось создать корпус из общих классов с 5-летним курсом обучения и специального офицерского класса с 2-летним курсом обучения.
Идеи Екатерины II в области образования и воспитания подрастающего поколения проводил в жизнь тайный советник, затем генерал-поручик Иван Иванович Бецкой, возглавлявший Сухопутный кадетский корпус с 1766 по 1787 гг. Бецкой стал автором нового устава кадетского корпуса, который был утвержден Екатериной II 11 сентября 1766 г. С этого года корпус стал именоваться «Императорский сухопутный кадетский корпус» [3].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Педагогика
Разработанные Бецким «твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное», требовали, чтобы «воспитание в кадетском корпусе было более практическим, нежели теоретическим, а учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков». В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе «имеет целью:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину» [3].
Павел I (1796—1801) внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в российской
армии. Сторонник прусской военной системы, Павел велел и в кадетских корпусах установить жесткую военную дисциплину.
К началу царствования императора Александра I (1801—1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадров. В первый же год царствования Александра I князь Платон Зубов с согласия императора подготовил проект закона, в соответствии с которым предполагалось учредить 17 военных училищ, воспитанники которых получали бы общее начальное образование и затем могли бы продолжить учебу в кадетских корпусах.
21 марта 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии императора «План военного воспитания». Военные училища (в некоторых губерниях они получили название дворянских училищ) должны были создаваться теперь уже в каждой губернии, а их выпускники направляться исключительно в кадетские корпуса.
Наибольший вклад в создание и развитие кадетских корпусов внес Николай I. В результате проведенных им реформ кадетские корпуса стали образцом порядка, дисциплины и образования, на первом месте в системе военного образования стояло именно воспитание. При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими.
Для разработки нового положения о военно-учебных заведениях по указанию императора 11 мая 1826 г. был образован комитет под председательством инженер-генерала Оппермана. Комитет должен был подробно рассмотреть организацию учебного процесса и воспитательной работы во всех тогдашних военно-учебных заведениях и внести свои предложения по дальнейшему развитию военного образования в России. Результатом четырехлетней работы явился проект «Общего положения и Устава для военно-учебных заведений». По новому положению все военно-учебные заведения делились на три класса: к первому из них были отнесены кадетские корпуса и Дворянский полк, ко второму — Пажеский и столичные 1-й и 2-й кадетские корпуса, к третьему — Морской кадетский корпус и Инженерное и Артиллерийское училища. Цель всех учебных заведений состояла в подготовке сыновей дворян к военной службе.
Вернувшись к проекту Платона Зубова, представленному Александру I, Николай I реализовал его в другом направлении. Вместо «военных училищ» он создал 17 новых кадетских корпусов.
Но с приходом к власти Александра II все кадетские корпуса были преобразованы в военные училища. В 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д.А.Милютина началось создание сети военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военнопрофессиональной ориентации. В отличие от кадетских корпусов, в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин [2, с. 75].
Императору Александру III в некоторой степени пришлось исправлять ошибки, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. К середине 80-х гг. XIX в. проявились недостатки реформ, предпринятых по инициативе военного министра Милютина. Будучи непривычными к строгости и суровости военного распорядка и не имея необходимых знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали в полной мере требованиям ни гражданской, ни военной службы.
Уже в XIX в. в результате обобщения предшествующего опыта было осознано, что специфические условия жизнедеятельности кадетского корпуса, прежде всего строгая регламентированность распорядка, жесткая дисциплина, изолированность от внешнего мира, эмоциональная обедненность среды должны максимально компенсироваться создаваемыми внутри педагогической системы возможностями для развития личности.
Целеустремленная, планомерная работа по совершенствованию учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах начинается с приходом на должность Главного начальника кадетских корпусов (и руководителя Главного управления военно-учебных заведений) Великого князя Константина Константиновича (1900—1910 гг.).
В максимально концентрированном виде основные принципы организации воспитательной деятельности кадетских корпусов были отражены в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886 г., переизд. в 1908 г.).
В «Инструкции по воспитательной части...» давались конкретные рекомендации о том, как грамотно следует использовать преимущества интернатного заведения и ослаблять его недостатки [1, с. 20].
С целью преодоления (ослабления) монотонности, однообразия порядка, режима большое внимание со второй половины XIX в. стало уделяться организации разнообразной внеклассной деятельности воспитанников [1, с. 22]. В соответствии с «Инструкцией по воспитательной части.», ежегодно перед началом учебного года каждое заведение составляло подробное распределение внеклассных занятий воспитанников по ротам, как в учебное, так и внеучебное время [5]. Кроме
хозяйственных работ и самообслуживания, планирование внеклассной работы включало выделение времени на обязательное чтение, гимнастику, танцевание, для музыкальных упражнений, ремесленных занятий и общих игр, для обучения хора певчих, чтобы воспитанники могли реализовать индивидуальный мир интересов, влечений, запросов [1, с. 22].
После 1900 г., в период руководства военно-учебными заведениями князя Константина Константиновича, программа значительно расширилась и приблизилась к курсу реальных училищ. В кадетских корпусах стремились развивать самостоятельность мышления учащихся: в 1899—1903 гг. для шести кадетских корпусов была выработана экспериментальная программа по всем предметам, в основу которой был положен эвристический метод обучения; в остальных кадетских корпусах по этому методу осуществлялось преподавание русского языка в старших классах [6].
Однако с течением времени стало понятно, что «закрытость» заведения не представляла собой гарантии «невинности познания», как полагали в XVIII в. сторонники идей Ж.-Ж. Руссо. Практика фактически опровергла и теорию И.И. Бецкого о возможности в изолированных условиях творить «новую породу» людей.
К 1918 г. многие кадетские корпуса были упразднены. Это было связано с тем, что среди воспитанников появились те, кто призывал к неповиновению Временному правительству. В 1917 г. кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства, т.е. по сути, превращены в обычные общеобразовательные учебные заведения.
Исторический путь кадетских корпусов прервался, по сути, на самом подъеме, на самой большой высоте их развития как педагогической системы. Первая мировая, а затем гражданская войны подрубили под корень с таким трудом выращенное древо педагогического опыта, едва ли не самого ценного в отечественном образовании [1, с. 9].
Обращение к их опыту обучения и воспитания подростков и юношей произошло лишь в период Великой Отечественной войны, когда в советском государстве по типу кадетских корпусов дореволюционной России в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, а в качестве офицеров-воспитателей суворовцев и нахимовцев привлечены бывшие воспитанники кадетских корпусов [4, с. 3]. Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
Следует отметить, что за годы учебы в суворовском военном училище юноши получали глубокие и разносторонние знания. Благодаря этому суворовцы, как правило, успешно затем учились в военных вузах. В военных училищах и в войсках и сейчас отмечают хорошую общеобразовательную подготовку суворовцев, высокую культуру, старательное, ревностное отношение к выполнению своих обязанностей, дисциплинированность, волевые качества, общественную активность, интерес к спорту. Никакая другая система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
Таким образом, кадетские корпуса, пройдя с XVIII по начало XX вв. свой достаточно долгий, непростой и в то же время продуктивный исторический путь, оставили следующему поколению достаточно эффективную систему обучения и воспитания молодежи. Достижения кадетского образования того времени могут быть успешно продолжены и развиты в современной практике обучения, с учетом возрождения кадетского образования в 90-е гг. XX в. и активного его развития в настоящее время, когда практически все силовые ведомства России имеют свои кадетские училища, а во многих школах созданы кадетские классы и все большее количество детей уже в современных условиях получает кадетское образование.
Список литературы
1. Беляев, А. В. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений : монография. — Ставрополь: Сервисшкола, 2008. — 220 с.
2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб: Питер, 2008. — 640 с.
3. Гурковский, В. А. Кадетские корпуса в России XVIII — начале XX вв. [Электронный документ].
— Режим доступа: Кир://’^№щш8саёе1:.т/Ы81:огу/сотт/01.К1т (дата обращения: 10.12.2011).
4. Аугин, И. М. Нравственное воспитание учащихся кадетских корпусов России (историкопедагогический анализ) : монография. — СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2006. — 180 с.
5. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов от 14 февраля 1886 г. [Электронный документ]. — Режим доступа: Кир://^№^т8саёе1.ш/Ы81:огу/ёос/т811-0.К1т (дата обращения: 10.12.2011).
6. Лалаев, М. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. — Ч. 1: 1700—1825 гг. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880. — 464 с.
7. Меньшов, В. М. Российские кадеты / под ред. И.Н. Богданова; вступ. ст. Г.В. Атласова. — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. — 336 с.
8. Учебные заведения кадетского типа в России: история и современность. Справочный материал к заседанию государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». Сайт Национального института развития современной идеологии. [Электронный документ]. — Режим доступа: Ьйр:// www.nirsi.ru/101 (дата обращения: 10.12.2011).
9. Педагогический сборник. — 1862. — Кн. II.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012