УДК 371
Dzebisova A.K., postgraduate (1st year of study), North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Kokaeva I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
ALAN GYMNASIUM AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL MODEL IN NORTH OSSETIA-ALANIA. The Republic of North Ossetia-Alania is actively involved in the development of an experimental model of multicultural and multilingual education. In order to effectively inculcate in children of primary school age a sense of ethnic identity, pride in their big and small home, foster in them respect for their culture and cultures of other ethnic groups, folk traditions, history, nature, it is necessary to consider ways of introducing them to national traditions, love and respect to their homeland in conditions of productive dialogue of cultures, which is the basis of existence in a multicultural world. In 2017, the Alanian gymnasium was opened as an innovative platform to introduce this model and improve the quality of teaching the Ossetian language in elementary school. In his work, the author shares his experience in the Alanian gymnasium, in the Cossack class in the conditions of the national region.
Key words: Cossack class, multilingual education, Ossetian language, multicultural education, younger students patriotic education, younger schoolchildren.
А.К. Дзебисоеа, аспирант 1 года обучения, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» г. Владикавказ;
E-mail: [email protected]
И.Ю. Кокаева, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова» г. Владикавказ; проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ)
Республика Северная Осетия-Алания принимает активное участие в разработке и реализации экспериментальной модели поликультурного и поли-лингвального образования. Для того чтобы эффективного привить детям младшего школьного возраста чувство этнической принадлежности, гордости за свою большую и малую Родину, воспитать в них уважение к своей культуре и культуре других этносов, народным традициям, истории, природе, необходимо продумать способы приобщения детей к национальным традициям, любви и уважению к своей Родине на условиях продуктивного диалога культур, являющегося основой существования в поликультурном мире. В 2017 году во Владикавказе были открыты аланская гимназия и казачий класс как инновационные площадки по реализации этой модели. В своей работе автор обобщает опыт работы аланской гимназии и казачьих классов в условиях национального региона.
Ключевые слова: полилингвальное образование, осетинский язык, поликультурное образование, младшие школьники, аланская гимназия, казачий класс, патриотическое воспитание, младшие школьники.
Педагогическая наука и практика быстро реагируют на вызовы нового времени, предлагая системе образования различные инновационные способы моделирования комфортных образовательных условий в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) [1].
Вполне очевидно, что для реализации важных задач и решения проблем многонационального государства, развития сильной державы, стране нужны здоровые, образованные молодые люди, любящие свою Родину, знающие и уважающие историко-культурное наследие своего народа и народов России [2]. Поэтому патриотическому и физическому воспитанию подрастающего поколения в РСО-Осетия уделяется большое внимание.
Для того чтобы эффективного привить детям младшего школьного возраста чувство этнической принадлежности, гордости за свою большую и малую Родину, воспитать в них уважение к своей культуре и культуре других этносов, народным традициям, истории, природе, необходимо продумать способы приобщения детей к национальным традициям, любви и уважению к своей Родине на условиях продуктивного диалога культур, являющегося основой существования в поликультурном мире. Вполне очевидно, что тот, кто игнорирует собственную культуру, не сможет оценить чужую культуру, принять общечеловеческие идеалы и ценности, как личностные смыслы [3].
Необходим поиск педагогических условий, направленных на достижение главного результата - воспитание убежденных патриотов, любящих свою Родину, преданных Отечеству, готовых к самоотверженному служению своему обществу и государству трудом, защищать его интересы.
Республика Северная Осетия-Алания принимает активное участие в разработке экспериментальных инноваций, связанных с реализацией модели поликультурного и полилингвального образования [4; 5].
Аланская гимназия с углубленным изучением осетинского языка, которая в 2017 году открылась во Владикавказе по праву можно назвать инновационной площадкой, в которой осуществляется апробация научно-методического сопровождения по введению инноваций в образовательно-воспитательном процессе полилингвального образования.
На базе Аланской гимназии с учителями проводятся организационно-педагогические и научно-методические работа по реализации требований ФГОС НОО и моделированию поликультурной модели полилингвального образования [2].
Первая аланская гимназия с углубленным изучением предметов на осетинском языке открылась во Владикавказе на базе городской школы №1. Школа была открыта с соблюдением осетинских традиций: старейшина вознес молитву над тремя ритуальными осетинскими пирогами, только после этого была разрезана праздничная ленточка. Первоклассники вошли в классы в специально
разработанной для гимназии национальной форме. Помимо изучения школьных предметов, они смогут посещать студии на родном языке: литературную, музыкальную, шахматную, хореографическую, театральную и другие, предусмотрен курс английского языка.
Один из разработчиков образовательной программы гимназии Т.Т. Камбо-лов считает, что учащиеся этой гимназии являются будущими представителями осетинской творческой интеллигенции, которая будет развивать осетинскую национальную культуру [3]. Ведь здесь будут учиться дети, которые думают на осетинском языке, воспринимают мир на родном языке и потому в начальных классах будут заниматься не переводом с русского на осетинский, а именно освоением знаний. образовательная программа гимназии была ранее успешно апробирована в гимназии «Диалог». Открытые уроки там показывали, что обучающиеся хорошо знают как русский, так и осетинский язык. До второго класса все предметы в Аланской гимназии будут преподаваться на осетинском языке, в 3-4 классах будет происходить плавный переход на двуязычное обучение, чтобы уже с пятого класса школьник мог свободно понимать объяснение на русском языке.
В перспективе планируется создание подготовительной группы при гимназии [6], где азам осетинского языка смогут обучаться дети разных национальностей. Учиться в ней смогут дети со всей республики в режиме полного дня. Ученики будут заниматься спортом, хореографией и музыкой. Образовательный процесс в Аланской гимназии будет организован на осетинском языке, за исключением двух предметов - русского и английского языка. Поэтому знание осетинского - обязательное условие для тех, кто хочет туда попасть. Учреждение будет функционировать в режиме полного дня. Перечень кружков в рамках дополнительного образования уже сформирован. Здесь откроют музыкальную и хореографическую студии. Дети также смогут заниматься спортом и шахматами. Весь этот процесс тоже будет вестись на осетинском языке, что позволит погружать детей в языковую среду.
Министерство образования республики во главе с президентов В.З. Бита-ровым уделяли большое внимание созданию образовательного учреждения и систематически контролируют исполнение главной уставной задачи гимназии -развитие и сохранение родного (осетинского) языка. Аланская гимназия должна стать эталоном национальной школы [3]. Она позволит не только сохранить осетинский язык, но и сформировать элиту, которая впоследствии будет прославлять республику.
Учебные пособия для гимназии помогают составлять специалисты кафедры ЮНЕСКО по поликультурному и полилингвальному образованию Севе-ро-Осетинского педагогического государственного института. Сейчас гимназия обеспечена всеми необходимыми учебниками и другими материалами. Авторы пособий [4] пишут их, учитывая мнения учителей и приходя на уроки в гимназию,
чтобы посмотреть, как и что преподают детям. В гимназии учатся дети из разных районов Северной Осетии, в том числе отдалённых высокогорных сел. Для них работает общежитие, где дети могут жить под присмотром педагогов, если у родителей нет возможности забирать их каждый день. Она добавила, что при поступлении также не делается отбора по национальному признаку. Поступить в школу могут не только осетины. До второго класса все предметы преподают на осетинском языке. В-третьих-четвертых классах будет происходить плавный переход на двуязычное обучение. Помимо изучения предметов школьники могут посещать студии на родном языке: литературную, музыкальную, шахматную, хореографическую, театральную и другие, предусмотрен курс английского языка [6].
На практике полилингвальность означает использование особого языкового алгоритма обучения. В школу набраны два класса по 20 учеников, говорящих на осетинском языке. Обучение по всем предметам в 1 и 2 классах будет осуществляться на осетинском языке. При этом русский язык будет изучаться как отдельный предмет по специальной методике. На всех уроках, проводимых на осетинском языке, новые термины по предмету (2-3 на каждом уроке) будут изучаться и на русском.
В 3 классах обучение будет двуязычным - часть урока на осетинском, другая часть - на русском, чтобы подготовить детей к постепенному переходу на русский язык обучения в основной школе. Эта методика уже апробирована и показала очень хорошие результаты.
В 4 классе обучение перейдёт, в основном, на русский язык. Однако сохранится и преподавание на осетинском языке таких предметов, как «Осетинский язык», «Осетинская литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «История Осетии», «География Осетии», «Традиционная культура осетин».
В итоге, учащиеся качественно освоят общеобразовательную программу и овладеют литературными формами обоих языков - осетинского и русского. Поликультурный характер образования в гимназии определен тем, что при изучении любой темы по каждому предмету, наряду с общемировыми и общероссийскими данными, будут обязательно даваться сведения по изучаемой теме из осетинского материала. Это позволит формировать поликультурную личность, укоренившую ценности осетинской, российской и мировой культуры. Гимназия размещена во вновь отремонтированных помещениях школы № 1 г. Владикавказа и оснащается самыми современными техническими средствами обучения.
По нашему глубокому убеждению, среди славных традиций россиян, направленных на формирование патриотических качеств молодого поколения, достойное место занимают традиции терского казачества. Появившись на границах русского многонационального государства, казачество веками вынуждено было вести вооруженную борьбу за свое существование, которая была неотделимо от борьбы за землю, за Россию [3]. При этом казаки смогли наладить диалог с соседними народами, обогатить свою культуру, обменяться лучшим. Не случайно, сегодня популяризируется традиционная народная культура казачьих субэтносов, а её опыт в патриотическом воспитании младших школьников должен найти достойное место не только в кадетских образовательных учреждениях, но и в общеобразовательной школе. Мы намерены повышать роль российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма.
В соответствии и новыми федеральными стандартами [1] и федеральными государственными требованиями личность ребенка уже с дошкольного возраста должна осознать свои гражданские права, обязанности, функции и нести полную ответственность за свои решения и действия. Уже в младшем школьном возрасте ребенок должен понимать, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.
Традиции терского казачества занимают особое место в составе средств патриотического и физического воспитания детей младшего школьного возраста. Вместе с тем, до настоящего времени остаются неразработанными подходы к использованию самобытных средств, прежде всего, народных казачьих игр в процессе патриотического воспитания младших школьников. Учебный процесс осуществляется в отрыве от региональных условий, и между принятыми властью документами и реально существующим отношением к патриотическому воспитанию, в результате которого и наблюдается отчуждение личности от национальной
Библиографический список
культуры, противоречит концепции патриотического воспитания, создает предпосылки для его совершенствования.
Отмеченные противоречия определяют необходимость решения важной педагогической проблемы - открытия казачьих классов в поликультурной среде республики Северная Осетия-Алания для патриотического воспитания младших школьников. В теоретическом плане это поиск педагогических условий использования традиций терского казачества в патриотическом воспитании младших школьников. В практическом плане - обоснование соответствующих времени механизмов, способов и технологий патриотического воспитания, основанных на многовековой истории традиций терского казачества.
Казачьи классы позволят повысить качество патриотического воспитания младших школьников на основе использования традиций терского казачества в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности. В многообразии средств патриотического воспитания детей младшего школьного возраста особое место, в виду совей универсальности, доступности и эмоциональности, занимают казачьи игры [4].
В станице Архонской, расположенной в нескольких километрах от Владикавказа, традиционно проживали казаки. В 2015 году, когда станичники отмечали юбилейную 440 дату для Терского казачества на базе четвертого класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза П.В. Масленникова» был открыт первый в республике казачий класс. В школе был создан методический центр для адаптации образовательных программ и подготовки нормативной документации по открытию казачьего класса в других населенных пунктах республики.
Статус «казачий класс» присваивается действующим классам, в программах которых сделан упор на изучение казачьих традиций. Для казачьих классов учителя разрабатывают специальные образовательные программы и тематические планы, готовят методические пособия с творческими заданиями, а также вопросами для закрепления изученного материала».
Казачий класс был создан с целью возрождения у младших школьников традиций и культуры казачества, изучения традиций и истории станицы и казачества, фольклор.
На открытии казачьего класса присутствовал глава республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров, который в своем выступлении отметил, что казаки всегда жили бок о бок с осетинами и представителями других национальностей, делали все для развития и укрепления благосостояния республики. И сегодня, среди юных казаков представители не только исторического казачества, но и армяне, поляки, осетины. Открытие первого для юных казаков класса, должно способствовать укреплению братства между представителями различных этносов, открывать новые возможности для изучения истории родного края.
Атаман терского казачьего войскового общества Александр Журавский посвятил двадцать шесть школьников, одетых в новенькую казачью форму одежды в юные казаки. Он вручил четвероклассникам их первые казачьи погоны, пожелал им успешно постигать историю терского казачества станицы, достойно заниматься допризывной подготовкой, постигать православные законы. Присутствовавший на празднике епископ Владикавказский и Аланский Леонид благословил детей «на продолжение святого и благого дела их предков».
Родители являются активными участниками образовательного процесса, их активно привлекают к сохранению казачьего уклада в семьях. Например, учат юных казаков владеть шашкой. Однако казачий уклад заключается не в том, чтобы скакать верхом на коне и махать шашкой, а в том, чтобы развивать у детей такие базовые ценности как: уважение к старшим, защита младших, трудолюбие, умение постоять за себя. Перечисленные ценности во многом соприкасаются с традициями других народов Северного Кавказа.
Помимо общеобразовательных дисциплин, учащиеся казачьих классов дополнительно знакомят с историей, культурой, обычаями и традициями казаков, современной жизнью и деятельностью архонских казаков, а также основами православной культуры.
Казачьи песни и танцы звучат на всех внеклассных мероприятиях, которые проводятся в школе станицы Архонской. Учебно-воспитательный процесс формирует у детей гордость за подвиги своих предков, за быт и культуру казаков.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 июня 2010 г Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение, 2010: 31. Available at: http://www.minobr.ru /
2. Кокаева И.Ю. Формирование межэтнической толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 276 - 278.
3. Камболов Т.Т. Полилингвальная образовательная модель в системе образования РСО-Алания. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы II Международной научной конференции. Под ред. канд. пед. наук, доц., Л.В. Газаевой. Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. Владикавказ, Изд-во СОГПИ, 2008: 152 - 157.
4. Кокаева И.Ю. Окружающий мир, 1 класс: учебное пособие. (Допущен Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате). Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010.
5. Кокаева И.Ю. Значение поликультурной модели полилингвального образования в создании комфортной образовательной среды и психоэмоциональном оздоровлении младших школьников (на примере РСО-Алания). Проблемы современного педагогического образования. 2017; 57-8: 70 - 75.
6. Околелов О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога: справочник. Москва: Директ-Медиа, 2015.
7. Коломыц Н.В., Кокаева И.Ю. Использование осетинских и казачьих народных игр в патриотическом воспитании младших школьников. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015; 4: 29 - 32.