Научная статья на тему 'Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе'

Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / MULTICULTURAL EDUCATION / PRIMARY SCHOOL / NATIONAL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мкртычева Наталья Мартыновна, Икоева Индира Таймуразовна

Рассмотрены теоретические предпосылки построения системы поликультурного образования. Предложены модель и технологии организации процесса формирования системы поликультурного образования, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента по их реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мкртычева Наталья Мартыновна, Икоева Индира Таймуразовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the system of multicultural education in secondary school

The article deals with the theoretical prerequisites for building a system of multicultural education. The model and technology of the organization of the process of forming the system of multicultural education is proposed, the results of the pedagogic experiment on the implementation in educational process in secondary schools are presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе»

ПЕДАГОГИКА

УДК 373.31

Мкртычева Наталья Мартыновна

кандидат педагогических наук, доцент

Икоева Индира Таймуразовна

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрены теоретические предпосылки построения системы поликультурного образования. Предложены модель и технологии организации процесса формирования системы поликультурного образования, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента по их реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: поликультурное образование, начальная школа, национальный регион.

Лвяностые годы ХХ столетия, связанные в отечественной истории с резким подъемом национального самосозна-лением народов современной России к этнокультурной самоидентификации, со всей очевидностью продемонстрировали и стремление представителей различных национальностей к постижению «культуры мира».

Педагогические принципы поликультурного образования, представленные в проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, были вынесены на обсуждение педагогической общественности еще в 2009 году. Понятие «поликультурное образование» вошло в психолого-педагогическую литературу в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Хотя, идеи поликультуризма были предметом изучения еще классиков педагогической науки Я.А. Коменс-кого и И.Г. Песталоцци. Идеи гуманизма и формирование высокой нравственной ответственности «за свое бытие» определили направленность педагогических взглядов Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, П.Ф. Каптерева. Интерес представляют сегодня и философско-педагогические подходы И.А. Ильина и В.В. Розанова, рассматривающих проблемы формирования поликультурного кругозора человека с позиции развития собственного достоинства, внутренней свободы и гражданственности человека. Поликультурное образование, по мнению А.Г. Асмолова [1], может стать резервом при решении поставленных задач, ресурсом «социокультурной модернизации российского образования».

Отсутствие рекомендаций для реализации принципов поликультурного образования в системе обучения младших школьников, определенных знаний в данной области у учителей свидетельствуют о необходимости разработки научно-методических основ формирования системы поликультурного образования на данной ступени образовательного процесса.

Ситуация, сложившаяся как в Республике Северная Осетия - Алания, так и других субъектах

^^^|"~Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

северокавказского региона, подсказала основные направления реализации поликультурного образования в общеобразовательной школе: изучение родного языка; культурного наследия своего народа; овладение иностранным языком. Анализ психоло-го-педагогической литературы по данной проблеме позволил выявить ряд подходов к пониманию специфики понятия «поликультурное образование»:

1. Поликультурное образование - надэтничес-кое образование, способ сопряжения федерального и национально-регионального компонентов содержания образования с целью сохранения единого образовательного пространства страны и формирования единой политической нации - А.Ю. Белогуров [2, с. 135-139].

2. Поликультурное образование - способ приобщения подрастающего поколения к родной культуре с целью сохранения и развития этнической культуры, языка коренных народов России на основе диалога и полилога культур - В.В. Макаев [4], Л.Л. Супрунова [6].

3. Поликультурное образование - способ приобщения подрастающего поколения к ценностям общероссийской и мировой культуры с целью формирования умений жить в условиях открытого многокультурного информационного пространства мира и глобализма - Г.В. Палаткина [5].

4. Поликультурное образование - способ воспитания гармоничной толерантной личности, уважающей культуру, традиции других народов, страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма на основе позитивного межэтнического общения - А.Г. Асмолов [1].

Последнее направление, на наш взгляд, представляет определенный интерес, так как позволяет этнокультурной составляющей региональной образовательной политики в регионе сыграть детерминирующую роль, учесть конкретные национальные реалии, определить их место и значимость в интернациональном мире, дать свое определение данному понятию: поликультурное образование -

© Мкртычева Н.М., Икоева И.Т., 2012

часть общего образования, призванное обеспечить всем учащимся право на изучение родного, русского и иностранного языков, культуры и традиций своего народа, страны и мира, воспитать в них культуру межличностного общения, толерантности и адаптации к современным социокультурным условиям.

В соответствии с данным определением нами была определена образовательная стратегия обучения в начальной школе, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур, требующая решения следующих образовательных задач: глубокого и всестороннего овладения основами национальной культуры, формирования представлений о многообразии этих культур, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, приобщения к основам мировой культуры, раскрытия объективных причин процесса глобализации и взаимозависимости народов в современных условиях.

Так как реализация принципов поликультурно-го образования напрямую связана с идеей сохранения единого воспитательного пространства, мы посчитали необходимым учесть особую значимость ценностно-мировоззренческих оснований воспитания, всемерного использования накопленного воспитательного потенциала российской и республиканской образовательных систем; преемственности между поколениями-носителями социальнокультурных ценностей на основе общественного согласия, в духе формирования культуры миры, терпимости и толерантности. Полагаем, что именно воспитательные общественные ресурсы выступят основой для устойчивого социально-экономического и духовного развития северокавказского региона и всей России, будут способствовать установлению системы морально-этических ценностей, построенных на самобытности культуры и межкуль-турного диалога в регионе. Отсюда мы приходим к выводу: развитие поликультурного образования -инновационный процесс, для успешного протекания которого необходимо учитывать логику и основные характеристики, структуру и содержание, определить ряд педагогических условий; региональная образовательная среда призвана поддерживать диалог культур в поликультурном образовательном пространстве, решать вопросы духовнонравственного воспитания младших школьников на основе приобщения их к этническим и социокультурным ценностям современной жизни.

Анализ существующего опыта формирования поликультурного образования в различных регионах страны позволил разработать адаптированную к условиям Республики Северная Осетия - Алания собственную модель формирования системы поли-

культурного образования в общеобразовательной школе [3]. Она включает ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционо-деятельностный и регионально-интеграционный компоненты данного процесса; нацеленные на комплексное решение исследовательских задач; учет потенциальных возможностей учителей, детей и их родителей. При реализации модели учитывается специфика и особенности культуры Осетии и Северного Кавказа; возможности конкретного индивида, школьного коллектива. При этом происходит ориентация на самобытность и уникальность каждого школьника, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции и рефлексии; его адаптационные возможности к жизни в поликуль-турном обществе и современной жизнедеятельности совместно с представителями различных национальностей и конфессий; содержание образования, охватывающего не только науку, но и всю человеческую культуру.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МОУ «Гимназия № 5 им А.В. Луначарского» и МОУ «СОШ № 7» г. Владикавказа, РСО-Алания. В данных учебных заведениях изучение иностранного языка начинается со 2 класса, классы неоднородны как по национальному составу, так и по конфессиональной принадлежности, создание поликультурной образовательной среды является для данных образовательных учреждений задачей актуальной и значимой.

На этапе констатирующего эксперимента, считая, что в первый класс приходят дети практически с одинаковым уровнем поликультурности, нами были определены контрольные группы - КГ (два 1 «А» класса, соответственно 32 и 34 ученика в каждом) и экспериментальные группы - ЭГ (два 1 «В» класса, соответственно36 и 33 ученика в каждом) группы.

В рамках организации опытно-экспериментальной работы были разработаны технологии и модули поликультурного образования, предполагающие коррекцию содержания и форм учебной и воспитательной работы, формирование позиции ценностно-смыслового равенства всех субъектов образовательного процесса (ученика, учителя и родителей), сотрудничество и сотворчество; введение национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования начальной школы. Нами были использованы межпредметный (включает национально-региональный компонент в содержании предметов «Математика», «Русский язык», «Литература», «Окружающий мир», «Осетинский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» путем равномерного распределения соответствующего материала по учебному плану предмета); модульный (включение в предметы «Литера-

Таблица 1

Результаты формирующего эксперимента в КГ и ЭГ

№№ п/п Класс Уровень поликультурной компетентности (в %) Качественная успеваемость по предмету «Русский язык» (в %) Уровень культуры межличностного общения по 10-балльной шкале

Высокий Средний Низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1. 2 21,2 22,4 38,6 37,4 40,2 40,4 63,7 67,7 6,8 7,0

2. 3 22,0 27,1 38,3 42,6 39,7 30,3 63,5 70,1 6,7 7,3

3. 4 21,7 32,4 40,0 48,3 38,3 19,3 63,3 73,2 6,5 7,9

Таблица 2

Результаты формирующего эксперимента в КГ и ЭГ

№№ п/п Класс Уровень толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий (в%) Качественная успеваемость по предмету «Осетинский язык» (в%) Качественная успеваемость по предмету «Иностранный язык» (в%)

Высокий Средний Низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1. 2 19,2 20,1 36,5 36,3 44,3 43,6 61,2 61,4 56,8 57,0

2. 3 22,8 24,4 38,4 41,6 38,8 34,0 63,1 69,1 56,7 59,3

3. 4 23,2 32,3 40,0 49,2 36,8 18,5 64,2 74,2 56,5 67,1

тура», «Иностранный язык», «Осетинский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» разработанных нами модулей, отражающих этнокультурное своеобразие отдельных народов); монопредметный (углубленное изучение «Осетинского языка», «Русского языка», «Иностранного языка»); комплексный (реализовывался за счет факультативных курсов, в которых аспекты различных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющий (реализация происходила в процессе проведения внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий) модули модели [3, с. 130-151].

Пути решения задач по формированию поли-культурного образования искали не только через обновление его содержания, но и посредством использования авторских этнооориентированных технологий. В эксперименте были задействованы две группы подобных технологий. Первая группа технологий была представлена учебными дисциплинами, курсами и факультативными занятиями, иногда являлась частью содержания предмета или урока. Вторая группа реализовывалась во внеучеб-ной деятельности. И в том, и в другом случае предпочтение отдавалось коллективно-групповым занятиям. В зависимости от поставленных целей выбирался оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие и т.д. Сущность этнорегиональных технологий, разработанных и апробированных во внеучебной деятельности в процессе формирующего эксперимента, выражалась в адаптации младших школьников к соци-

альным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий. В качестве форм такой работы в зависимости от поставленных задач выбирались социально-ориентированные (классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, сотрудниками исторического и художественного музеев, деятелями культуры и искусства и т.д.); познавательные (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, работа в кружках и секциях, тематические праздники и фестивали); практико-ориентированные (организационно-деятельностные игры) и развлекательные (народные праздники, театральные представления, соревнования по национальным видам спорта, конкурсы на знания обычаев и традиций своего и другого народов) формы. Часто уроки внеклассного чтения сопровождались разбором того или иного произведения, при этом особое внимание уделялось выстраиванию толерантных отношений между героями, соблюдению ими этических норм и кодекса горской чести.

Наш эксперимент охватывал годы обучения ребят в начальной школе. В конце каждого учебного года проводился промежуточный замер уровня их поликультурной компетентности, успеваемость по русскому, осетинскому и иностранному языкам, рассматривалась динамика уровня толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий, анализировались данные качественной успеваемости, оценивались их прилежание, трудолюбие и эрудиция (табл. 1, 2). Общий

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

уровень эрудиции младших школьников ЭГ вырос на 13,7%, в этих группах отмечена положительная динамика при замерах их прилежания и трудолюбия (соответственно на 12,4 и 15,7%), в КГ значимых изменений не произошло.

Следует отметить, что основными ориентирами при формировании системы поликультурного образования в общеобразовательной школе выступили: совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие младших школьников; коррекция содержания и форм учебной и внеклассной работы, обеспечение свободы их выбора; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию равенства всех субъектов образовательного процесса; кроме того, в процессе эксперимента в базовых школах создавалась целостная среда гуманистической педагогической культуры, сущность которой сводилась к особому ценностному отношению к детству вообще и к каждому школьнику, в частности.

Библиографический список

1. АсмоловА.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 32-35.

2. Белогуров А.Ю. Становление и развитие эт-норегионального образования в России на рубеже ХХ-ХХІ вв. - М., 2003.

3. Икоева И. Т. Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2011.

4. Макаев В.В. Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2003. - № 1. - С. 36-38.

5. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на родных традициях // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 41-47.

6. Супрунова Л.Л. Проблемы и перспективы поликультурного образования на Северном Кавказе // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. -С. 80-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.