ПЕДАГОГИКА
УДК 373.31
Мкртычева Наталья Мартыновна
кандидат педагогических наук, доцент
Икоева Индира Таймуразовна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрены теоретические предпосылки построения системы поликультурного образования. Предложены модель и технологии организации процесса формирования системы поликультурного образования, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента по их реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: поликультурное образование, начальная школа, национальный регион.
Лвяностые годы ХХ столетия, связанные в отечественной истории с резким подъемом национального самосозна-лением народов современной России к этнокультурной самоидентификации, со всей очевидностью продемонстрировали и стремление представителей различных национальностей к постижению «культуры мира».
Педагогические принципы поликультурного образования, представленные в проекте Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, были вынесены на обсуждение педагогической общественности еще в 2009 году. Понятие «поликультурное образование» вошло в психолого-педагогическую литературу в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Хотя, идеи поликультуризма были предметом изучения еще классиков педагогической науки Я.А. Коменс-кого и И.Г. Песталоцци. Идеи гуманизма и формирование высокой нравственной ответственности «за свое бытие» определили направленность педагогических взглядов Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, П.Ф. Каптерева. Интерес представляют сегодня и философско-педагогические подходы И.А. Ильина и В.В. Розанова, рассматривающих проблемы формирования поликультурного кругозора человека с позиции развития собственного достоинства, внутренней свободы и гражданственности человека. Поликультурное образование, по мнению А.Г. Асмолова [1], может стать резервом при решении поставленных задач, ресурсом «социокультурной модернизации российского образования».
Отсутствие рекомендаций для реализации принципов поликультурного образования в системе обучения младших школьников, определенных знаний в данной области у учителей свидетельствуют о необходимости разработки научно-методических основ формирования системы поликультурного образования на данной ступени образовательного процесса.
Ситуация, сложившаяся как в Республике Северная Осетия - Алания, так и других субъектах
^^^|"~Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
северокавказского региона, подсказала основные направления реализации поликультурного образования в общеобразовательной школе: изучение родного языка; культурного наследия своего народа; овладение иностранным языком. Анализ психоло-го-педагогической литературы по данной проблеме позволил выявить ряд подходов к пониманию специфики понятия «поликультурное образование»:
1. Поликультурное образование - надэтничес-кое образование, способ сопряжения федерального и национально-регионального компонентов содержания образования с целью сохранения единого образовательного пространства страны и формирования единой политической нации - А.Ю. Белогуров [2, с. 135-139].
2. Поликультурное образование - способ приобщения подрастающего поколения к родной культуре с целью сохранения и развития этнической культуры, языка коренных народов России на основе диалога и полилога культур - В.В. Макаев [4], Л.Л. Супрунова [6].
3. Поликультурное образование - способ приобщения подрастающего поколения к ценностям общероссийской и мировой культуры с целью формирования умений жить в условиях открытого многокультурного информационного пространства мира и глобализма - Г.В. Палаткина [5].
4. Поликультурное образование - способ воспитания гармоничной толерантной личности, уважающей культуру, традиции других народов, страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма на основе позитивного межэтнического общения - А.Г. Асмолов [1].
Последнее направление, на наш взгляд, представляет определенный интерес, так как позволяет этнокультурной составляющей региональной образовательной политики в регионе сыграть детерминирующую роль, учесть конкретные национальные реалии, определить их место и значимость в интернациональном мире, дать свое определение данному понятию: поликультурное образование -
© Мкртычева Н.М., Икоева И.Т., 2012
часть общего образования, призванное обеспечить всем учащимся право на изучение родного, русского и иностранного языков, культуры и традиций своего народа, страны и мира, воспитать в них культуру межличностного общения, толерантности и адаптации к современным социокультурным условиям.
В соответствии с данным определением нами была определена образовательная стратегия обучения в начальной школе, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур, требующая решения следующих образовательных задач: глубокого и всестороннего овладения основами национальной культуры, формирования представлений о многообразии этих культур, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, приобщения к основам мировой культуры, раскрытия объективных причин процесса глобализации и взаимозависимости народов в современных условиях.
Так как реализация принципов поликультурно-го образования напрямую связана с идеей сохранения единого воспитательного пространства, мы посчитали необходимым учесть особую значимость ценностно-мировоззренческих оснований воспитания, всемерного использования накопленного воспитательного потенциала российской и республиканской образовательных систем; преемственности между поколениями-носителями социальнокультурных ценностей на основе общественного согласия, в духе формирования культуры миры, терпимости и толерантности. Полагаем, что именно воспитательные общественные ресурсы выступят основой для устойчивого социально-экономического и духовного развития северокавказского региона и всей России, будут способствовать установлению системы морально-этических ценностей, построенных на самобытности культуры и межкуль-турного диалога в регионе. Отсюда мы приходим к выводу: развитие поликультурного образования -инновационный процесс, для успешного протекания которого необходимо учитывать логику и основные характеристики, структуру и содержание, определить ряд педагогических условий; региональная образовательная среда призвана поддерживать диалог культур в поликультурном образовательном пространстве, решать вопросы духовнонравственного воспитания младших школьников на основе приобщения их к этническим и социокультурным ценностям современной жизни.
Анализ существующего опыта формирования поликультурного образования в различных регионах страны позволил разработать адаптированную к условиям Республики Северная Осетия - Алания собственную модель формирования системы поли-
культурного образования в общеобразовательной школе [3]. Она включает ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционо-деятельностный и регионально-интеграционный компоненты данного процесса; нацеленные на комплексное решение исследовательских задач; учет потенциальных возможностей учителей, детей и их родителей. При реализации модели учитывается специфика и особенности культуры Осетии и Северного Кавказа; возможности конкретного индивида, школьного коллектива. При этом происходит ориентация на самобытность и уникальность каждого школьника, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции и рефлексии; его адаптационные возможности к жизни в поликуль-турном обществе и современной жизнедеятельности совместно с представителями различных национальностей и конфессий; содержание образования, охватывающего не только науку, но и всю человеческую культуру.
Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МОУ «Гимназия № 5 им А.В. Луначарского» и МОУ «СОШ № 7» г. Владикавказа, РСО-Алания. В данных учебных заведениях изучение иностранного языка начинается со 2 класса, классы неоднородны как по национальному составу, так и по конфессиональной принадлежности, создание поликультурной образовательной среды является для данных образовательных учреждений задачей актуальной и значимой.
На этапе констатирующего эксперимента, считая, что в первый класс приходят дети практически с одинаковым уровнем поликультурности, нами были определены контрольные группы - КГ (два 1 «А» класса, соответственно 32 и 34 ученика в каждом) и экспериментальные группы - ЭГ (два 1 «В» класса, соответственно36 и 33 ученика в каждом) группы.
В рамках организации опытно-экспериментальной работы были разработаны технологии и модули поликультурного образования, предполагающие коррекцию содержания и форм учебной и воспитательной работы, формирование позиции ценностно-смыслового равенства всех субъектов образовательного процесса (ученика, учителя и родителей), сотрудничество и сотворчество; введение национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования начальной школы. Нами были использованы межпредметный (включает национально-региональный компонент в содержании предметов «Математика», «Русский язык», «Литература», «Окружающий мир», «Осетинский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» путем равномерного распределения соответствующего материала по учебному плану предмета); модульный (включение в предметы «Литера-
Таблица 1
Результаты формирующего эксперимента в КГ и ЭГ
№№ п/п Класс Уровень поликультурной компетентности (в %) Качественная успеваемость по предмету «Русский язык» (в %) Уровень культуры межличностного общения по 10-балльной шкале
Высокий Средний Низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1. 2 21,2 22,4 38,6 37,4 40,2 40,4 63,7 67,7 6,8 7,0
2. 3 22,0 27,1 38,3 42,6 39,7 30,3 63,5 70,1 6,7 7,3
3. 4 21,7 32,4 40,0 48,3 38,3 19,3 63,3 73,2 6,5 7,9
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента в КГ и ЭГ
№№ п/п Класс Уровень толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий (в%) Качественная успеваемость по предмету «Осетинский язык» (в%) Качественная успеваемость по предмету «Иностранный язык» (в%)
Высокий Средний Низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1. 2 19,2 20,1 36,5 36,3 44,3 43,6 61,2 61,4 56,8 57,0
2. 3 22,8 24,4 38,4 41,6 38,8 34,0 63,1 69,1 56,7 59,3
3. 4 23,2 32,3 40,0 49,2 36,8 18,5 64,2 74,2 56,5 67,1
тура», «Иностранный язык», «Осетинский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» разработанных нами модулей, отражающих этнокультурное своеобразие отдельных народов); монопредметный (углубленное изучение «Осетинского языка», «Русского языка», «Иностранного языка»); комплексный (реализовывался за счет факультативных курсов, в которых аспекты различных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющий (реализация происходила в процессе проведения внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий) модули модели [3, с. 130-151].
Пути решения задач по формированию поли-культурного образования искали не только через обновление его содержания, но и посредством использования авторских этнооориентированных технологий. В эксперименте были задействованы две группы подобных технологий. Первая группа технологий была представлена учебными дисциплинами, курсами и факультативными занятиями, иногда являлась частью содержания предмета или урока. Вторая группа реализовывалась во внеучеб-ной деятельности. И в том, и в другом случае предпочтение отдавалось коллективно-групповым занятиям. В зависимости от поставленных целей выбирался оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие и т.д. Сущность этнорегиональных технологий, разработанных и апробированных во внеучебной деятельности в процессе формирующего эксперимента, выражалась в адаптации младших школьников к соци-
альным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий. В качестве форм такой работы в зависимости от поставленных задач выбирались социально-ориентированные (классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, сотрудниками исторического и художественного музеев, деятелями культуры и искусства и т.д.); познавательные (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, работа в кружках и секциях, тематические праздники и фестивали); практико-ориентированные (организационно-деятельностные игры) и развлекательные (народные праздники, театральные представления, соревнования по национальным видам спорта, конкурсы на знания обычаев и традиций своего и другого народов) формы. Часто уроки внеклассного чтения сопровождались разбором того или иного произведения, при этом особое внимание уделялось выстраиванию толерантных отношений между героями, соблюдению ими этических норм и кодекса горской чести.
Наш эксперимент охватывал годы обучения ребят в начальной школе. В конце каждого учебного года проводился промежуточный замер уровня их поликультурной компетентности, успеваемость по русскому, осетинскому и иностранному языкам, рассматривалась динамика уровня толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий, анализировались данные качественной успеваемости, оценивались их прилежание, трудолюбие и эрудиция (табл. 1, 2). Общий
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
уровень эрудиции младших школьников ЭГ вырос на 13,7%, в этих группах отмечена положительная динамика при замерах их прилежания и трудолюбия (соответственно на 12,4 и 15,7%), в КГ значимых изменений не произошло.
Следует отметить, что основными ориентирами при формировании системы поликультурного образования в общеобразовательной школе выступили: совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие младших школьников; коррекция содержания и форм учебной и внеклассной работы, обеспечение свободы их выбора; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию равенства всех субъектов образовательного процесса; кроме того, в процессе эксперимента в базовых школах создавалась целостная среда гуманистической педагогической культуры, сущность которой сводилась к особому ценностному отношению к детству вообще и к каждому школьнику, в частности.
Библиографический список
1. АсмоловА.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 32-35.
2. Белогуров А.Ю. Становление и развитие эт-норегионального образования в России на рубеже ХХ-ХХІ вв. - М., 2003.
3. Икоева И. Т. Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2011.
4. Макаев В.В. Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2003. - № 1. - С. 36-38.
5. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на родных традициях // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 41-47.
6. Супрунова Л.Л. Проблемы и перспективы поликультурного образования на Северном Кавказе // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. -С. 80-88.