три веши делают нацию великой и
БЛАГОДЕНСТВУЮЩЕЙ: ПЛОДОНОСНАЯ ПОЧВА, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЛЕГКОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ТОВАРОВ.
Фрэнсис Бэкон
ОБЪЕДИНЕННЫМ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ -«СОСНЫ»
III Международная конференция «Атомная энергетика в XXI веке»
21-23 июня 2011 г.
www.sosny.bas-net.by/nic Тел.: (+ 375 17) 299 46 65, Факс: (+ 375 17) 299 43 55
Наука -
коммерциализация -конкурентоспособность
За прошедшую пятилетку осуществлены кардинальные преобразования в системе организации научной и инновационной деятельности страны, проведена ее переориентация на запросы отраслей экономики и социальной сферы. В мае 2010 г. внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», в котором закреплены положительно зарекомендовавшие себя новые элементы системы государственного управления в сфере науки - приоритетные направления и госпрограммы научных исследований, государственная научная экспертиза.
Петр Витязь,
первый заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси, академик
Сергей Дедков,
и.о. директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент
Принят ряд системных решений и на ближайшую перспективу. Во-первых, на 2011-2015 гг. утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности и научных исследований. Они разработаны исходя из нужд развития Беларуси и тесно коррелируют с научными задачами Европейского союза (табл. 1). Это гарантия проведения изысканий и работ в русле мировых тенденций. Кроме того, это соответствие установкам, данным Президентом: «сделать новую пятилетку временем решительного выхода страны на уро-
вень передовых европейских держав». Во-вторых, введен новый тип программ - государственные комплексные целевые научно-технические программы, перечень которых утверждает Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Они обеспечивают полный инновационный цикл - от фундаментальных работ до производства - и формируются исходя из приоритетов социально-экономического развития страны. Комплексные программы на 2011-2015 гг. включают 28 ГНТП и 18 государственных программ научных исследований, которые должны внести свой вклад в создание более 20 новых и модернизацию 140 действующих предприятий, появление более 200 новых производств и 620 технологий.
В-третьих, под новые задачи науки сформированы организационные структуры, позволяющие замкнуть цепочку «исследования - производство»: научно-практические центры, научно-производственные объединения, центры фирменной науки. В НАН Беларуси, Минобразования, Минпроме созданы учебно-научно-производственные центры.
Таким образом, выстроена система управления инновационным развитием -начиная с планирования исследований под заказ потребностей экономики, общества и заканчивая программно-целевым
Таблица 1. Сопоставление приоритетных направлений научных исследований Республики Беларусь и стран Европейского союза
Приоритетные направления научно-технической деятельности Республики Беларусь: 2011-2015 гг. Приоритетные направления исследований ЕС: 2007-2013 гг.
Энергетика и энергосбережение Энергетика
Агропромышленные технологии и производства Пища, сельское хозяйство, рыбоводство и биотехнология
Промышленные и строительные технологии и производства
Химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии Нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии
Новые материалы
Медицина, медицинская техника и технологии, фармация Здоровье
Информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии Информационные и коммуникационные и технологии. Космос
Транспорт, включая аэронавтику
Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций Окружающая среда, включая изменение климата
Обороноспособность и национальная безопасность Безопасность
Социально-экономические и гуманитарные науки
регулированием их хода. Этот подход уже дал свои результаты - прежде всего новые, мирового уровня научные достижения в области лазерной техники, технология получения новых материалов и веществ, теоретических основ автоматизированного управления характеристиками стальных деталей и во многих других сферах научно-технического развития, определяющих формирование отраслей и производств V и VI технологических укладов.
Основные усилия ученых и специалистов страны в 2010 г. были сконцентрированы на завершении проектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В соответствии с планом введены в эксплуатацию 969 объектов, произведено продукции на 11,5 трлн руб., создано 11 832 новых рабочих места, освоено 458 новых технологий, разработанных с непосредственным участием белорусских ученых.
В целом в экономике идет обновление основных средств организаций и снижение удельного веса накопленной амортизации производственных фондов в промышленности (этот индикатор уменьшился с 70,5% в 2007 г. до 62,1% в 2010 г. Втрое - возросло количество организаций, на которых введены системы управления качеством (стандарт ИСО 9001), на 2,4 тыс. чел. увеличилась численность работников, выполняющих научные исследования и разработки. Ак-
тивизировалось патентование инноваций. Так, согласно докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности, за прошлый год Беларусь занимает самые высокие позиции в рейтингах интенсивности патентной деятельности. По числу заявок на 1 млрд долл. ВВП - 6-е место в мире, уступая только Республике Корея, Японии, Китаю, Германии и США, а по их количеству в расчете на 1 млн долл. затрат на исследования и разработки - 4-е место после Кореи, Японии и Китая.
Удалось добиться и нового качества взаимодействия с экономикой - эффективность государственных научно-технических программ увеличилась в 3 раза - с 8 руб. стоимости новой продукции на 1 руб. бюджетных затрат в 2006 г. до 25 руб. в 2009 г.
Расширились и масштабы импортозаме-щения: сегодня мы уже не закупаем, а экспортируем бесшовные горячекатаные трубы, полированное стекло, автобусы, зерноуборочные комбайны, дизельные двигатели и многое другое. Белорусская фармацевтическая отрасль производит лекарственные средства практически всех фармакотерапевтических групп, доля отечественных лекарств в республиканском перечне доведена до 41,5%, номенклатура освоенных в производстве медикаментов достигла 626 наименований. В энергетической сфере модернизированы крупнейшие ТЭЦ, построено 6 мини-ГЭС, 3 ТЭЦ на местных видах топлива. Это убедительно демонстрирует,
что сформированная система управления научно-инновационной деятельностью создала прочную основу для того, чтобы в новой пятилетке решительно двигаться к экономике знаний.
Однако пока еще нельзя сказать, что инновационное движение стало системообразующим фактором развития. Доля инновационно активных организаций составляла в 2009 г. 12,1%, что более чем в 2 раза ниже порогового значения данного показателя (25%), принятого в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. За 2002-2009 гг. их доля сократилось на 1,8 п. п., а количество уменьшилось с 380 до 289, или на 24%. В результате низкой инновационной активности показатель «удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции» в 2009 г. (10,9%) был в 1,8 раза ниже порогового значения (20%). Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным в условиях, когда инновационное развитие страны стало одним из основных приоритетов.
По данным, опубликованным Всемирным банком в 2009 г. по Индексу экономики знаний Беларусь занимает 73-е место среди 145 стран, для которых проводится мониторинг (табл. 2). Это выше позиции Китая, но ниже Украины, России, Грузии и Казахстана. В каких именно компонентах
создания инновационной экономики мы отстаем, видно из анализа элементов, составляющих Индекс экономики знаний (табл. 3). По таким показателям, как «среднегодовой темп прироста ВВП», «уровень грамотности», «доля лиц с высшим образованием», «индекс развития человеческого потенциала» Беларусь могла бы войти в первую десятку стран. Однако серьезным препятствием к росту рейтинга в целом являются такие составляющие, как «индекс качества системы правоприменения», «тарифные и нетарифные барьеры», и некоторые другие вопросы государственного регулирования.
В этой связи надо признать, что пока мы имеем серьезные «прорехи» в инновационном законодательстве. Нужно сделать все необходимое для скорейшего принятия Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности». Хотелось бы, чтобы он был сводом прозрачных норм прямого действия, а не неким пособием по ликвидации инновационной безграмотности.
В нынешней пятилетке не было сколько-нибудь значительных подвижек в появле-
нии новых крупных субъектов инновационной инфраструктуры, за исключением инициативы Академии наук по созданию Парка передовых технологий. Действующие технопарки, центры трансфера, малые инновационные предприятия носят в основном демонстрационный характер.
Сохраняются проблемы в сфере введения в оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС). По данным Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, с августа 2009 г. по декабрь 2010 г. в стране было зарегистрировано 4860 НИОКР. За этот же период в рамках их выполнения создано 642 ОИС, из которых более 86% (554) запатентованы, то есть на 7,5 НИОКР приходится один объект интеллектуальной собственности. Однако на начало 2010 г. из 13 тыс. патентов на изобретения действовало менее 5 тыс. (36%). В мировой практике среднее время поддержания в силе патента составляет от 7до 15 лет, тогда как в Беларуси этот срок значительно меньше. Причины - невысокий уровень подаваемых заявок, недостаточная их готовность к практическому
применению, оформление патентов для защиты диссертаций, получения выплат за факт патентования.
Основными причинами низкой степени коммерциализации ОИС, а по сути, инновационной активности, на наш взгляд, являются отсутствие конкурентной среды - главного побудительного мотива инноваций; доминирование валовых показателей над показателями эффективности производства; высокий уровень инфляции (большие ставки по кредитам) и неразвитость фондового рынка, включая рынок венчурного капитала, - важнейших в мировой практике источников финансирования нововведений; слабость основного инструмента - инновационной инфраструктуры, а также недостаток навыков коммерциализации у участников этого процесса.
Действующий хозяйственный механизм по преимуществу административного управления экономикой является основным препятствием к созданию в его рамках сегмента оборота научно-технической продукции, базирующегося на рыночных отношениях. Поэтому прежде всего необходимо в соответствии с Директивой №4 провести
Таблица 2. Позиция Республики Беларусь в рейтинге по Индексу экономики знаний (The Knowledge Economy index - KEi)
Рейтинг Страна Индекс экономики знаний Индекс знаний Институциональный режим Индекс инноваций Образование ИКТ
1 Дания 9,52 9,49 9,61 9,49 9,78 9,21
2 Швеция 9,51 9,57 9,33 9,76 9,29 9,66
3 Финляндия 9,37 9,39 9,31 9,67 9,77 8,73
9 США 9,02 9,02 9,04 9,47 8,74 8,83
21 Эстония 8,42 8,31 8,76 7,56 8,32 9,05
31 Литва 7,77 7,70 7,98 6,70 8,40 7,99
32 Латвия 7,65 7,52 8,03 6,63 8,35 7,58
37 Польша 7,41 7,38 7,48 7,03 8,02 7,09
51 Украина 6,00 6,58 4,27 5,83 8,15 5,77
60 Россия 5,55 6,82 1,76 6,88 7,19 6,38
69 Грузия 5,21 5,15 5,36 5,22 6,46 3,78
72 Казахстан 5,05 5,17 4,70 3,68 7,07 4,76
73 Беларусь 4,93 6,19 1,15 5,79 8,02 4,74
81 Китай 4,47 4,66 3,90 5,44 4,20 4,33
97 Азербайджан 3,83 4,05 3,18 3,64 5,01 3,49
104 Узбекистан 3,25 3,95 1,13 3,35 6,15 2,35
145 Сьерра-Леоне 0,96 0,87 1,22 1,47 0,58 0,55
Все страны 5,95 6,19 5,21 8,11 4,24 6,22
Источник: «KEI and KI Indexes 2009». The World Bank Group, July 2009. По большинству стран использованы данные 2007 г.
Таблица 3. Значения составляющих Индекса экономики знаний для Республики Беларусь (max - 10)
Показатель Значение
Среднегодовой темп прироста ВВП (%) 9,10
Индекс развития человеческого потенциала 6,08
Тарифные и нетарифные барьеры 1,89
Индекс качества государственного регулирования 8 0
Индекс качества системы правоприменения 1,10
Роялти и лицензионные платежи (в долл. /чел.) 5,38
Число статей, опубликованных в научных журналах на 1 млн чел. 6,25
Число патентов, зарегистрированных в США на 1 млн чел. 5,75
Уровень грамотности среди взрослого населения 8,42
Доля лиц со средним образованием 7,01
Доля лиц с высшим образованием 8,62
Количество телефонных линий и мобильных номеров на 1000 чел. 6,10
Общее число персональных компьютеров на 1000 чел. 1,69
Общее число интернет-пользователей на 1000 чел. 6,44
либерализацию, постепенный перевод на рыночные отношения участников инновационного процесса с сохранением государственной поддержки стратегически важных направлений (наука, инновационные и социально значимые производства).
Для повышения эффективности процессов коммерциализации необходимо, на наш взгляд, следующее:
• создание спроса со стороны предприятий на новые технологии
путем экономически целесообразного сокращения государственной поддержки для бесперспективных и совершенствование института банкротства;
• принятие дополнительных побудительных мер;
• переход в государственном регулировании деятельности организаций от валовых показателей к показателям динамики доли рынка и рентабельности;
• стимулирование создания качественного интеллектуального продукта, для чего
научным организациям и учреждениям образования предоставить право самостоятельно устанавливать в пределах имеющихся средств тарифную ставку первого разряда;
• совершенствование финансовой инфраструктуры: развитие фондового рынка и механизмов венчурного финансирования, создание специализированных бирж (в перспективе - по аналогии с американской NASDAQ) для торговли акциями и ценными бумагами, в том числе инновационных предприятий;
• повышение ответственности госорганов за качество функционирования, в том числе в подведомственных организациях служб по охране и управлению ОИС;
• формирование инфраструктуры, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности и их стажировки за рубежом;
• функционирование единой эффективной и прозрачной системы мониторинга результатов НТД, созданных в рамках НИОКР, финансируемых за счет бюджетных средств.
Неоднозначным является ответ на вопрос о том, кто должен заниматься коммерциализацией научных разработок. Рассмотрим этапы инновационного процесса, представленные на рис. 1. Казалось бы, и об этом говорят многие специалисты, работа, проводимая на каждом этапе, требует очень разных навыков - интеллектуального напряжения ученого, организационных усилий производственников, изучения рынка и формирования стратегий конкуренции маркетологов.
Это было бы веским аргументом в пользу разделения функций, если бы инновационный процесс носил линейный характер. Однако на рис. 2 хорошо видно, что обратные связи, возникающие в инновационном цикле, требуют соответствующей реакции и в процессе внедрения новой технологии, и при выводе продукта на рынок, и в ходе конкурентной борьбы. Однако на производстве не могут обеспечить нужное и своевременное совершенствование технологии и товара без участия автора. Кроме того, в
Рис. 1. Инновационная экспонента
Рис. 2. Инновационная экспонента с обратными связями
обратных связях, обозначающих требования производства и рынка, содержится и такая немаловажная вещь, как деньги, которые идут от потребителей предприятиям и разработчикам. Поэтому при формировании комплексных программ мы учитывали тот факт, что каждый следующий этап инновационного процесса должен осуществляться все быстрее, -возникает конкуренция. Но, чтобы это стало возможным, необходимо заранее предусмотреть соответствующее распределение финансовых ресурсов программы по всем ее стадиям.
НАН Беларуси взяла курс на интеграцию науки с реальным сектором экономики, в том числе работу по ГКЦНТП и развитию новых видов взаимодействия с отраслями. Она осуществляется в двух основных формах. Во-первых, это образование совместных с промышленностью интегрированных внедренческих структур, в рамках которых идет серийное освоение разработок - результатов научных исследований. Второй путь -наращивание в Академии наук объемов собственного производства, экспорта инновационной продукции и научно-технических услуг путем учреждения новых и модернизации действующих
академических предприятий, развития производственной базы при институтах, собственных сетей продвижения научно-технической продукции на рынок, создания новых организационных структур.
Академическая, вузовская и отраслевая науки являются основой национальной инновационной системы. Поэтому в ближайшее время следует сконцентрироваться на формировании крупных межотраслевых объединений (кластеров) с центрами роста в НАН Беларуси, Мин-образовании и соответствующих отраслях промышленности.
Известно, что показатель наукоемкости ВВП в нашей стране долгое время находился ниже критического 1% (по оценке ГКНТ - 0,61% в прошлом году). Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» предусмотрено увеличение расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность на 60% по сравнению с 2010 г. Причем это лишь часть средств на науку и инновации - основная доля финансирования должна быть заработана за счет хозяйственных договоров, экспорта, роялти. Только таким образом
можно выити к 2015 г. на прогнозный показатель наукоемкости ВВП - 2,5-2,9%.
В пятилетии мы должны сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях формирования новой структуры и облика белорусской экономики. Так, источником роста экспорта должны стать и новые, коммерчески окупаемые проекты по развитию системы дистанционного зондирования Земли, космических систем навигации и картографирования. Создание космической отрасли потребует прорыва и в исследованиях в областях приборостроения, оптики, лазерной техники, разработки принципиально нового программного обеспечения и оборудования для Центра управления полетами и обработки данных дистанционного зондирования земли. Формирование единой информационно-навигационной системы в республике с использованием новейших технологий создаст предпосылки для развития логистических сетей в стране и в конечном итоге - к росту конкурентоспособности белорусской экономики. Будет продолжена работа по созданию крупного производства принципиально новых источников освещения на основе светодиодных технологий, что позволит войти в число немногих государств, конкурирующих с такой продукцией на мировом рынке. Развитие биотехнологий - это еще одна новая для нашей страны отрасль, которая резко поднимет эффективность и качество работы АПК, медицины, пищевой промышленности.
Одной из важнейших задач является информатизация белорусского общества. В недостаточном развитии кроется одна из причин низкой производительности труда и отсюда - невысокая конкурентоспособность продукции. Будет активизирована работа в области телемедицины, комплекса ИТ-проектов в банковской сфере, госуправления и административных процедур. Большую роль в решении проблемы торгового баланса страны должны сыграть проекты по внедрению системы электронного таможенного декларирования, информационному обеспечению логистических сетей.