ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В. В. Белоножко
Муниципальное казенное дошкольное образователъноеучреждение «Детский сад № 4», п. Первомайский Коркинскогорайона Челябинской области
В настоящей статье представлено описание опыта внедрения инновационных форм родительского собрания в дошкольной образовательной организации; описаны способы взаимодействия педагога с семьёй.
Ключевые слова: взаимодействие, инновация, инновационная деятельность, семья, педагогическое сотрудничество.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, ноик детям.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека и, заметим, что это период, в течение которого ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых: родителей и педагогов. Что касается родителей, то взаимодействие с ними является для ребенка первым контактом с объективной социальной реальностью. Что же касается семьи, то родители имеют первый опыт взаимодействия с государственными социально-образовательными институтами в лице дошкольной образовательной организации1. В организации взаимодействия семьи и ДОО лежит основание, заложенное в ФЗ «Об образовании...», которое фиксирует, что преимущественная ответственность за воспитание детей лежит на родителях, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить и поддержать их воспитательные воздействия. Все это зафиксировано в статье 44-ой ФЗ «Об образовании...» [7].
Многие современные родители, в силу разных социальных и экономических причин, пытаются переложить значительную часть своей ответственности по воспитанию детей на педагогических работников ДОО, не осознавая важности реализации принципа единства требований как с их стороны, так и со стороны воспитателей. Здесь важен не принцип параллельности существования, а принцип взаимопроникновения, взаимопризнания и взаимодействия двух этих социальных институтов [1].
Нестабильность общества и социальная напряженность отрицательно сказываются на воспитательном потенциале семьи: задачи воспитания детей в современной, молодой семье отодвигаются на второстепенные позиции. В связи с этим ДОО особенно большое внимание должна уделять работе с родителями. Педагоги ДОО, с целью активизации родительского участия в социализации и образовании ребенка, начинают искать и экспериментировать с новыми, нетрадиционными формами проведения родительского собрания.
С. Г. Галстян считает, что «.. .эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют социальные институты «детский сад» и «семья» [3. С. 54].
Семья и детский сад не могут заменить друг друга, но у этих социальных институтов могут быть различные, не согласованные методы воспитания. Между тем, идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так в статье 44-ой ФЗ «Об образовании...» говорится, что «... родители (законные представители) яв-
1 В дальнейшем - ДОО.
ляются первыми педагогами, и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [7. С. 56].
На обязательность взаимодействия ДОО с семьёй указывает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования2 [6]. В нем перед ДОО ставятся следующие задачи:
1) содействие семье в организации сотрудничества детей и взрослых на основе признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) сотрудничество с семьей;
4) установление единства требований со стороны взрослых в воспитании детей;
5) педагогическое просвещение родителей;
6) изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
7) ознакомление родителей с жизнью и работой ДОО [6].
Изучению современных форм сотрудничества семьи и ДОО посвящены исследования С. Г. Молчанова, который утверждает, что «...и родителю, и государству нужны конкретные результаты, и они должны отражать освоенность конкретных компетенций, а не каких-то "целевых ориентиров"» [6]. Вряд ли родителя устроят объяснения работников ДОО о том, что они вместе с ребенком идут к "целевым ориентирам". Полагаем, что нормального, заинтересованного родителя волнует не то, что его ребенок идет., скорее его волнует - дошел ли до ... какого-то уровня освоенности содержания образования и социализации» [5. С. 12].
Для того чтобы спланировать эффективную работу с родителями, необходимо начать с анализа социального состава родителей, их интенций и ожиданий от воздействий на их ребенка и, вообще, от эффекта пребывания их сына (дочери) в детском саду.
Таким образом, работа с родителями, это [3]:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой, согласованной программы образования и социализации ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Анализ существующих практик в дошкольном образовании выявил два вида форм совместной работы [2]:
- совместные мероприятия «педагоги-родители»: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки (для родителей), тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школы (университеты) для родителей, посещения семей, родительские комитеты (другие объединения);
- совместные мероприятия «дети-педагоги-родители»: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуски газет, просмотры фильмов, концерты, соревнования, трудовые дела по оформлению (оборудованию) помещений групп, благоустройству ДОО и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия (профессионально-педагогического общения) педагога с родителями, суть которых - увеличить у них количество теоретических представлений о возможных способах воспитания детей в семье. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
2В дальнейшем ФГОС ДО.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с ДОО является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими и (или) тематическими;
- итоговыми.
Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем образовательное или социализационное занятие.
Собрание - это двусторонний процесс. Его надо квалифицировать как фрагмент со-циализационно-образовательного процесса. В его пространстве участвуют две стороны - педагоги и родители. Они собираются для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны, детей, воспитанников детского сада. Для подготовки к родительскому собранию воспитатель может воспользоваться ресурсами Интернета. Педагоги могут его использовать для подготовки анкет для родителей (рис. 1) [4]. Например, сервисом http://www.survio.com/.
Жито
ГЛАВНАЯ СВОЙСТВА
СОЗДАТЬ
ОПРОС БЕСПЛАТНО
I БЕСПЛАТНО!
Удобно для определения удовлетворенности заказчиков, исследования рынка, оценки работников
Рис. 1. Интерфейс сервиса Для создания анкеты необходимо выбрать «Новый опрос» (рис. 2).
Рис. 2. Создание нового опроса Далее необходимо отредактировать анкеты (рис. 3).
Ваш аккаунг FREE • Получите продвинутые функции Соберитебдоыце отзетоз Активировать пиемиум пакет!
/ Составление опроса
♦ Дизайн
> Пропуск вопросов
> Настройки
¿1 Сбор ответов
а|| Анализ
результатов
Здесь отредактируйте анкету
Название анкеты
Обратная связь родители - школа
Вводный текст анкеты
О. Просмотреть анкету
Здесь Вы можете просмотреть свою новую Просмотреть анкету
Здравствуйте.
потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение следующей анкеты.
Рис. 3. Редактирование анкеты
На всех этапах подготовки к собранию, включая и разработку анкеты, педагог несет огромную персональную ответственность за его содержание и организацию. Подготовка, проведение и подведение итогов собрания, осмысление его результатов и продуктов: все это сегодня можно делать, согласовывая свои действия с широким использованием ресурсов Интернета.
Время идет вперед, и поэтому некоторые традиционные формы работы с родителями постепенно теряют свою актуальность. На смену им приходят современные экономичные, мобильные и эффективные формы работы с родителями, не требующие от родителей больших временных затрат. Это формы работы с родителями, которые базируются на использовании персонального компьютера и сети Интернет: электронная почта, сайт группы или детского сада, сообщества в социальной сети.
Сегодня выход в Интернет имеет практически каждый человек, у всех активных пользователей есть бесплатный адрес электронной почты, например, на Mail.ru, Яндекс и др. Используя электронную почту можно получить массу преимуществ.
Работа с родителями через электронную почту может осуществляться по нескольким вариантам.
Первый. Воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создает общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители.
С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «всем сразу» (рис. 4).
@mail.ru
Письма Контакты Файлы Темы Ещё
| Календарь Ш Облако
I К Написать письмо
{3 Входящие
■ Нежелательная
4ц Отправлен
I Черновики к Шаблоны * О Архив
»¡¡. Социальные сети (¿г Скидки € Рассылки
I
» I Т Спам I I
Реклама ф Вязание! Новые мастер классы Получайте новые интересные мастер классы на электронную почту Бесплатно!
докрЗ МБОУНОШ95 рр1х, Студенты_Практика_Челябинск_ноябрь-декабрь_2016.рр(х ф 30 ноя
Людмила Сергеевна Н; Яе[2]: статья по игг.4оИ' большое спасибо, было действительно скопировано и иимствова' 29 ноя
статья по игт.йоск Подскажите, ложауйстачто необходимо переделать доработать С уваж ф 28 ноя
деньма1 повоийв<лобо*ай@таИги> "■•,■•■■-•■■- ф 27ноя
4рлд. 2 рпд. 3 рпд и еще 2 файла ф 27 ноя
DSCF1728.JPG, DSCF1727JPG.DSCF1724.JPG и еще 5 файлов .....- ф 22 ноя
ноябрь2 Сайт Белоножко.рр1х, ноябрь для сайта.<1оск. картотека 3-4 констр.М и еще 5 файле Ф 2" но=
Я9[2):лего Спасибо Валечек, большое С уважением Виктория 6епоиожкоЬе1опо2|1ко0Ы( 21 ноя
к-а^^акепсЬ^та!! Мишанова О.йосх. Мишаноеа 0.йосх2.<ккк -Бет ■ ф 18ноя
Кира Курочпша 1?е 1 ф 14 ноя
^^ Кира Курошмна Яе: Воскресенье. 13 ноября 2016.16 57 +П300 от Кира Курочкина 4Й* |МКМЙМ Э4@тз|1 ф 13 ноя
ЮпяШушукова Яе[2|. ек5рептеп(у_с1ота.йосх, Ьик1е(_екгрелт.с1осх. Ьик1е1_2.с)осхи еще 7 файлов
валентна лакевич
noi//e.mail.ru/messaoe/14803245800000000700/
Рис. 4. Электронная почта группы
12 ноя Mail.Ru Агент V»
Второй. Это создание сайта группы. Сайт группы - это еще одна форма с родителями через Интернет (рис. 5).
Рис. 5. Пример сайта группы
Сайт позволяет выкладывать на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки на сайте. Например: домашнее задание, фотоальбом, информация о группе и др. Для того чтобы родители успевали следить за работой сайта, необходимо обновлять информацию в определенное время. Сайт более информативен, не требует много времени, работает по принципу «открыл и посмотрел».
Третий. Сообщество (или группа) в социальной сети. Такие группы можно организовывать бесплатно в рамках любой социальной сети. Например, «Одноклассники.ру» (рис. 6), «ВКонтакте» (рис. 7), «ГасеЬоок» и др.
Рис. 6. Пример группы в «Одноклассники.ру»
Социальные сети созданы для общения людей во «всемирной паутине»: наличие аудио- и видеохостинга, наличие групп по интересам и проч. Можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей. Работникам ДОО необходимо приобщать родителей к такой форме взаимодействия.
Общение с родителями через социальную сеть - это современно, эффективно, оперативно и не отнимает дополнительного времени у родителей.
Рис. 7. Пример группы в сети «ВКонтакте».
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьей ребенка дает положительные результаты:
- изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями;
- многие родители становятся активными помощниками воспитателя;
- возникают отношения между родителями детей группы (обмен информацией, совместная реализация проектов выходного дня и проч.);
- родители приобретают опыт педагогического сотрудничества.
Благодаря активизации участия родителей в социализационно-образовательном процессе, у детей формируется чувство гордости за своих близких, повышается их самооценка.
И хотя дошкольная образовательная организация и семья - это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, но он может дополнить и усилить ее воспитательный потенциал, выполняя свои профессионально-педагогические функции в рамках исполнения ФГОС ДО. Их общая задача - образование и социализация сыновей и дочерей Отечества во исполнение госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...», создание комфортных условий для полноценного дошкольного детства.
Список литературы
1. Антонова, Т. В. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества [Текст] / Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова,
B. М. Иванова, Н. А. Разгонова // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. -М.: МГУ, 2005. - С. 112-118.
2. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. № 9. - С. 52-58.
3. Галстян, С. Г. Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Галстян //Челябинский гуманитарий. - 2016. -№ 4 (37). - С. 52-63.
4. Лебедева, Т. Н. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Лебедева, Л. С. Носова, В. А. Леонтьева, В. В. Чалкова. - Челябинск, 2016.-294 с.
5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования [Текст] /
C. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. -М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Проспект, 2016.- 160 с.
INNOVATIVE FORMS OF WORKING WITH PARENTS
V. V. Belonozhko
Municipal State Preschool Educational Institution «Kindergarten No. 4», Pervomaisky village, Korkinsky district, Chelyabinsk region,
This article describes the experience of introducing innovative forms ofparenting in a pre-school educational organization; The ways of interaction between the teacher and hisfamily are described.
Keywords: interaction, innovation, innovation, family, pedagogical cooperation.
References
1. Antonova, Т. V., Arnautova, E. P., Ivanova, V. M. and Razgonova, N. A. (2005) Vzaimodeystvie detskogo sada i semi v usloviyah sotsialno-ekonomicheskoy nestabilnosti obschestva [=The interaction of kindergarten and family in the conditions of socio-economic instability of society], in: Semya na poroge tretego tyisyacheletiya: Materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Family On the threshold of the third millennium: Materials of the scientific-practical conference], Moscow, MGU, pp. 112-118. (InRuss.).
2. Arnautova, E. P. (2004) Metodyi obogascheniya vospitatelnogo opyita roditeley ^Methods of enriching parents' educational experience], in: Doshkolnoe vospitanie [=Preschool upbringing], no. 9, pp. 52-58. (In Russ.).
3. Galstyan, S. G. (2016) Innovatsionnyie formyi roditelskogo sobraniya v doshkolnoy obrazo-vatelnoy organizatsii [=Innovative forms of the parents' meeting in the pre-school educational organization], in: Chelyabinskiygumanitariy [=ChelyabinskHumanitarian], no. 4 (37), pp. 52-63. (InRuss.).
4. Lebedeva, T. N., Nosova, L. S., Leonteva, V. A. and Chalkova, V. V. (2016) Informatsion-nyie tehnologii v obrazovanii: Uchebno-metodicheskoe posobie ^Informational technologies in education: Educational and methodological manual], Chelyabinsk, 294 p. (In Russ.).
5. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS - DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti malchikov i (Hi) devochek (OS - DOU) v doshkolnom obra-zovatelnom uchrezhdenii: posobie dlya rabotnikov doshkolnogo obrazovaniya [=Methods of selecting the content of socialization (OSS - DOW) and assessing the socialization of boys and / or girls (OS - DOW) in a pre-school educational institution: a manual for pre-school education workers], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).
6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya (2014) [=Federal state educational standard of preschool education], Moscow, Tsentr peda-gogicheskogo obrazovaniya, 32 p. (In Russ.).
7. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (2016) [=Federal Law "On Education in the Russian Federation"], Moscow, Prospekt, 160 p. (In Russ.).
Еелоножко Виктория Викторовна- воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4», п. Первомайский Коркинского района Челябинской области.