УДК 373.2
МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Г. А. Кенибаева
Челябинский государственный педагогическийуниверситет, г. Челябинск
Поскольку современные ФГОС ДО1 предполагают все более активное участие родителей в образовательном и социализационном процессе, постольку мы сосредоточились на поиске новых практик и описании опыта внедрения методов и приемов включения родителей вреализацию образовательной программы дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольный возраст, методы и приемы включения родителей, образовательная программа, памятки, практикумы, совместная деятельность, упражнения-релаксы.
В дошкольном детстве происходит первоначальное оформление отношения ребенка к объективной реальности, к социуму: этот период характеризуется практически всеми исследователями, как этап становления личности, этап формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Образовательная программа дошкольного образования, выстроенная в соответствии с ФГОС ДО, с учетом вышесказанного, и определяет содержание и организацию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации2 для детей дошкольного возраста и направлена на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [4. С. 170].
ФЗ РФ «Об образовании...» (статья 89), равно как и ФГОС ДО, ориентируют работников образования на «государственно-общественное управление» [9. С. 176], означающее не только «совместную деятельность педагогов и родителей, взаимодействие с ними, но и активное их включение в образовательный процесс внутри образовательной организации и в рамках домашнего воспитания. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы, чтобы не упускать возможности активного участия в становлении личности ребенка в важнейший период формирования его личности, не оставаясь, как это, подчас, бывает, как бы, сторонними наблюдателями его развития» [1. С. 8].
В рамках ФГОС ДО утверждены обязательные направления работы с родителями в рамках образовательной программы, однако поиск новых методов и инновационных технологий построения эффективной работы ДОУ в данном направлении остается актуальным.
ФЗ РФ «Об образовании...» и ФГОС ДО легитимизируют возможности родительской общественности принимать участие в организации образовательного процесса, в корректировке его содержания в рамках родительских собраний, бесед, консультаций с педагогами, родительских гражданско-родительских инициатив и других внеинституци-ональных форм работы ДОУ Однако данные способы вовлечения родителей в совместную деятельность по реализации образовательной программы не являются достаточно эффективными. Причинами сложившегося положения являются:
1 В дальнейшем для обозначения Федерального государственного стандарта дошкольного образования будем использовать аббревиатуру - ФГОС ДО.
2 В дальнейшем - ДОО.
а) пассивность и отсутствие интереса к совместной деятельности, как со стороны педагогов, так и значительной части родителей;
б) отсутствие профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования во взаимодействии, именно, со взрослыми;
в) слабая ориентированность системы повышения квалификации на формирование современных коммуникативно-диалоговых компетенций педагога и с детьми, и с их родителями;
г) сложности в установлении контакта с родителями воспитанников, выражающиеся во взаимном недоверии, посеянным, в частности, средствами массовой информации и многочисленными проверками, псевдоразоблачениями и трагическими, но, все же единичными, случайностями;
д) доминирование формализма в отношениях между педагогами и родителями и др.
Традиционно система взаимодействия ДОО с семьей (родителями) включает:
- информирование родителей о результатах работы на общих родительских собраниях, об участии родительской общественности в жизни ДОО;
- ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса, направленного на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности ребенка, на его, адекватную возрасту, физическую, психическую и социальную развитость;
-участие родителей в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий; работы Совета родителей; попечительского совета и др. общественных, добровольных организаций
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Сотрудничество родителей и педагогов детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Но использование только традиционных форм и методов работы с семьей не может обеспечить решение проблемы на качественно новом уровне. Необходимо отметить, что в детских садах систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации. Однако не все родители откликаются на поддержание конструктивного сотрудничества с педагогами. Это выражается в низкой посещаемости собраний, в пассивности, отсутствии внимания к содержанию консультаций, советам и рекомендациям педагогов.
Можно выделить «традиционную совокупность методов и приемов вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО» [7. С. 226]:
1. В рамках инициального взаимодействия между семьей и ДОО происходит:
- приглашение родителей с детьми (или без них) на ознакомительное посещение;
- предоставление родителям устной и (или) письменной информации об организации;
- информирование родителей об условиях приема и пребывания ребенка в ДОО;
- составление договора.
2. Дальнейшее взаимодействие (после приема ребенка в ДОО) родителей и персонала реализуется в:
- ежедневных непосредственных контактах (когда родители приводят детей утром и забирают вечером);
- неформальных беседах или запланированных (формализованных) консультациях об образованности и социализованности детей;
- ознакомлении родителей с заключениями специалистов, с продуктами детской деятельности;
-в рекомендациях посещения медицинских специалистов ит. п.;
- в присутствии родителей на занятиях с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или ознакомиться с образовательным процессом, в целом.
3. Родителям предлагается участвовать в работе ДОО в качестве организаторов и спонсоров институциональных мероприятий; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для обеспечения детской деятельности и быта ит. д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться с ребенком (первые дни его пребывания в ДОО), чтобы облегчить его адаптацию в новых условиях; помогать в подготовке и участвовать в мероприятиях; помогать в повседневной деятельности специалистам; оказывать помощь при проведении внеинституциональных экскурсий и других мероприятий за пределами ДОО.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по образовательной программе, осуществляя ее домашнюю часть в виде совместного проекта и исполнения заданий.
6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей: родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. ДОО оказывает помощь родителям в конкретных проблемах «по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций» [2. С. 275].
Неудовлетворительная эффективность традиционных способов включения родителей в реализацию образовательной программы обусловливает необходимость поиска инновационных форм взаимодействия с ними.
Например, создание сайта конкретной группы воспитанников ДОО и систематическое наполнение страницы группы в социальных сетях. Известно, что «в настоящее время существует значительное число конструктов сайтов с подробными инструкциями по их созданию и бесплатным размещением сайтов на хостинге данных ресурсов» [8, с. 59]. Все это делает технологию создания сайтов групп воспитанников доступной для каждой ДОО, каждого воспитателя и обеспечивает более эффективное взаимодействие родителей и педагогов в рамках реализации образовательной программы. Эта форма включения родителей в образовательный процесс стала возможной в условиях активного развития социальных сетей. И, если ранее, некоторые формы работы можно было проводить для родителей только очно, то теперь, с помощью сайта ДОО, это можно делать через социальные сети.
Рассмотрим применяемые нами и хорошо зарекомендовавшие себя в практиках нашего ДОО методы и приемы включения родителей в реализацию образовательной программы. Это и практикумы, и памятки, и упражнения-релаксы. Заметим, что если раньше, эти формы работы с родителями, мы применяли очно, то теперь наличие сайта и нашей групповой страницы, дает возможность применять их, после соответствующей доработки, заочно, при этом увеличивая количество участников - до 30-40 %.
Практикумы для родителей по основным пяти образовательным областям и социализации.
Включение родителей в образовательно-социализационный процесс обеспечивается различными видами практикумов.
В качестве примера опишем Практикум «Развитие мелкой моторикирук».
Цель: формирование у родителей представлений о роли «мелкой моторики» в общем развитии ребенка.
Ход практикума:
Педагог: Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня я Вас приглашаю на практикум по развитию «мелкой моторики» рук у детей. Для начала, хотелось бы спросить у Вас, зачем нужно ее развивать?
Ответыродителей: ...
Педагог: А вот правильный ответ. Развитие мелкой моторики (мелких мышц кисти руки) имеет огромное значение в общем развитии ребенка. В качестве подтверждения предлагаю Вам ознакомиться с несколькими высказываниями известных философов, педагогов, мыслителей (демонстрируется плакат).
Плакат
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
«Рука - это внешний наружу мозг человека» (И. Кант); _«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
Педагог: Теперь, согласитесь ли Вы с этими высказываниями? Ответыродителей: ...
Педагог: Развитие «мелкой моторики» рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением.
Уровень развитости «мелкой моторики» рук служит одним из показателей интеллектуального развития. Как правило, такой ребенок имеет высокий уровень интеллектуального развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и связная речь.
Хотите Вы, чтобы Ваш ребенок был таким? Ответыродителей: ...
Педагог: И что же мы будем для этого делать здесь, в ДОО? А Вы можете это делать в домашних условиях. Это пальчиковые игры и упражнения.
«Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи» [6. С. 53]. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития «мелкой моторики». Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Каждый день с детьми мы проводим пальчиковую гимнастику и массаж рук. Это полезно и для взрослых! И сейчас я Вам покажу несколько упражнений. Давайте немножко поиграем.
Первое упражнение «Крутись, карандаш». (Для этого упражнения нужно использовать ребристый карандаш). Ребенку предлагается вращать карандаш между ладонями и (или) пальцами обеих рук. При этом, вместе с ребенком, следует ритмично произносить следующие стихи:
«Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу».
Второе упражнение «С мячом - ежиком». (Для этого упражнения используется специальный мяч с многочисленными массажными выступами-«пупырышками» по всей поверхности). При этом вместе с ребенком следует ритмично произносить следующие стихи: «Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну».
Педагог: Теперь, я предлагаю высказать Вам своё мнение. Что нового вы сегодня узнали? Сделали ли Вы какие-то выводы для себя?
Ответыродителей: ...
Педагог: Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Удачи Вам!
Остановимся на еще одной форме работы - памятки.
Памятки для родителей для закрепления социальных действий и поступков (социальных компетенций), освоенных в ДОО.
Например, Памятка «Будьте бдительны наулицах!»
Цель: профилактика безопасности и дорожного травматизма.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания родителей об опасностях на дорогах;
- научить взрослых формировать в ребенке внимательное и осторожное поведение на улице;
Педагог: Тема сегодняшней Памятки - «Будьте бдительны на улицах!». Для удобства запоминания правил поведения на улице можно использовать стихи, которые желательно выучить наизусть и, время от времени, повторять вместе с ребенком.
«Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи -
И только там, где можно,
Её переходи».
(С. Михалков)
Педагог: Уважаемые родители! Ежедневно, вам и вашим дорогим и любимым детям приходится преодолевать много препятствий, чтобы прийти, прибыть, приехать вовремя. Речь идет о дорогах, на которых ежегодно погибают и взрослые, и дети. Каждый из нас должен быть очень осторожен и внимателен каждую минуту, каждое мгновение, если мы находимся на улице.
• Рассказывайте ребёнку о таких важных движениях, как: «остановка», «поворот головы для осмотраулицы», «переход дороги».
• Не отправляйте ребёнка переходить проезжую часть впереди Вас!
• Учите ребёнка предвидеть опасность. Показывайте ребёнку, стоящий автобус и внезапно выезжающую из-за него машину. Придя домой, покажите на примере игрушек-машин и кукол, что может случиться с куклами.
• При переходе улицы учите ребенка сосредоточиться и быть внимательным!
• Переходите дорогу по пешеходному переходу, обозначенному знаком «Пешеходный переход», особенно, если вы с ребенком.
• Никогда не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора, даже если совсем нет машин. Помните, что взрослый - образец поведения для ребенка, и он когда-нибудь может оказаться в подобной ситуации, только, уже без вас, уважаемые родители!
• Переходите проезжую часть прямо и ровно, как будто по «натянутой ниточке», объясните, что такой путь - самый короткий.
• На проезжей части лучше поспешите перейти дорогу, взяв крепко за руку ребенка, даже если горит зеленый свет светофора и нет машин: они как правило появляются внезапно.
• Играйте дома семьей в игры с правилами дорожного движения. Выучите сначала с ребенком особенности поведения и действий, когда горит зеленый свет. Не спешите,
расскажите, что у машин есть свой светофор, и они тоже едут на зеленый. Только после успешного закрепления одного светофорного света, приступайте к изучению и закреплению другого.
• Учите ребенка не выбегать на дорогу, даже если там случайно оказалась ценная и важная игрушка. Приучайте ребенка сообщать о подобном вам, взрослым.
• При выходе из маршрутных транспортных средств (автобуса, троллейбуса, трамвая и т. д.), выходите первым, впереди ребёнка. Объясните ему, что может случиться с неосторожным, вышедшим первым человеком.
• Привлекайте ребёнка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге.
• Покажите те машины, которых надо остерегаться (машина на повороте или идущая с большой скоростью).
• Не отпускайте ребенка далеко от себя, очень опасны открытые люки, которые ребенок может не заметить и упасть.
• На детской площадке, в парке проверьте сначала сами крепость и прочность креплений качелей, горок, лесенок и турников, только после этого пустите к ним ребенка.
Детский сад, кружки и секции для дополнительного развития и воспитания детей, парки культура и отдыха, прогулка, поход в магазин, рынок и т. д. - все эти необходимые для жизни, существования и бытия, наши с вами повседневные дела, которые вынуждают нас, взрослых с детьми, много времени проводить на улице.
Уважаемыеродители, будьте бдительны наулицах!
Упражнения-релаксы и игры на снятие напряжения.
Педагог: Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.
Избыточные и частые нагрузки приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно, вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.
Например, максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет -15 минут.
Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения-релаксы.
«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10-15.
«Далеко - близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, на котором нужно сосредоточить взгляд, а через 2-3 секунды - близко расположенный. Повторить 6-8 раз.
«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
«Поймай зайку» [11. С. 46]. Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.
Обучая родителей по материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учебе» [11] этим несложным методам и приемам работы с детьми, педагог обеспечивает их включение в образовательный процесс.
В целом, во ФГОС ДО сделан акцент на психолого-педагогические условия непосредственного вовлечения семей в воспитание детей, охрану и укрепление их здоровья в ходе образовательного процесса. В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связан-
ные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям. «Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие ДОО с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада» [5. С. 124] - главный принцип, соблюдение которого обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка.
Необходимо заметить, что «постоянный контакт с семьей позволяет пробуждать чувство привязанности и доверия родителей к детскому саду» [3. С. 87], создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы, ждущих взаимоприемлемых решений. Выделенные нами направления работы ДОУ с родителями могут выступать отправными точками для модернизации процесса взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Список литературы
1. Баер, Н. Н. Инновационные формы работы персонала дошкольной образовательной организации с семьей [Текст] / Н. Н. Баер // Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 2 (27). - С. 8-13.
2. Елкина, Н. В. Формы взаимодействия педагога с родителями в условиях современного детского сада [Текст] / Н. В. Елкина, И. В. Булатова // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сборник научных трудов 1-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией Т. И. Никифоровой, Т. И. Гризик, Л. А. Григорович. -2015.-С. 274-277.
3. Зуева, Т. В. Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС [Текст] / Т. В. Зуева // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - Т. 1.-С. 87-89.
4. Иванова, Т. Ю. Особенности педагогического образования родителей в современном детском саду [Текст] / Т. Ю. Иванова, О. А. Скрупская // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. -2015.-С. 169-171.
5. Карпова, Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / Е. Е. Карпова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 2 (31). -С. 121-128.
6. Кутукова, И. А. Необходимость сотрудничества воспитателей с семьями дошкольников в условиях внедрении ФГОС дошкольного образования [Текст] / И. А. Кутукова // Развитие родительских компетенций / Отв. ред. Т. А. Семенова. -2015.-С. 53-56.
7. Новичихина, М. А. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий успешной адаптации детей [Текст] / М. А. Новичихина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015.-№2.-С. 224-227.
8. Руденок, А. В. Возможности сайта группы детского сада в работе с родителями дошкольников [Текст] / А. В. Руденок // Актуальные вопросы дошкольной педагогики. Посвящается 85-летию Благовещенского государственного педагогического университета / Под ред. Р. Р. Денисовой. - Благовещенск, 2015.-С. 57-62.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. [Текст]. - М.: Эксмо, 2016. - 224 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
11. Шапиро, Е. И. Как пробудить у ребенка интерес к учебе [Текст] / Е. И. Шапиро. -СПб: Литера, 2014.-64с.
METHODS OF INCLUSION OF PARENTS IN THE EDUCATIONAL PROGRAM
G. A. Kenibaeva
ChelyabinskStatePedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]
Since modern PEI to assume more active parental involvement in the education and socialization process, so far we have focused on finding new practices and a description of the experience of the implementation of methods and techniques of parents turn to the implementation of the educationalprogram of preschool education.
Keywords: preschool age, methods and techniques enable parents, educational program, checklists, workshops,joint activity, exercise, relaxation.
References
1. Baer, N. N. (2014) Innovatsionnyie formyi rabotyi personala doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii s semey [=Innovative forms of personnel of preschool educational institution with a family], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], no. 2 (27), pp. 8-13. (In Russ.).
2. Elkina, N. V. and Bulatova, I. V. (2015) Formyi vzaimodeystviya pedagoga s roditelyami v usloviyah sovremennogo detskogo sada [=Form teacher interaction with parents in today's kindergarten], in: Sotsializatsiya rastuschego cheloveka v kontekste progressivnyih nauchnyih idey XXI veka: sotsialnoe razvitie detey doshkolnogo vozrasta: sbornik nauchnyih trudov I-oy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem ^Socialization growing person in the context of the XXI century progressive scientific ideas: social development of preschool children age: proceedings of the I-st All-Russia scientific-practical conference with international participation], pp. 274-277. (In Russ.).
3. Zueva, T. V. (2015) Vzaimodeystvie DOU i semi v ramkah vvedeniya FGOS [=PEI'S Interaction and families in the framework of the introduction of the GEF], in: Trudyi Bratsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie i sotsialnyie nauki [=Proceedings of Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences], Volume 1, pp. 87-89. (In Russ.).
4. Ivanova, T. Yu. and Skrupskaya, O. A. (2015) Osobennosti pedagogicheskogo obra-zovaniya roditeley v sovremennom detskom sadu [=Features pedagogical education of parents in the modern kindergarten], in: Aktualnyie voprosyi psihologii, pedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyih trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Actual problems of psychology, pedagogy and education: a collection of scientific papers on the results ofinternational scientific-practical conference], pp. 169-171. (In Russ.).
5. Karpova, E. E. (2015) Metodyi organizatsionno-upravlencheskogo vzaimodeystviya detskogo sada i semi [=Methods of organizational and administrative interaction kindergarten and the family], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], no. 2 (31), pp. 121-128. (InRuss.).
6. Kutukova, I. A. (2015) Neobhodimost sotrudnichestva vospitateley s semyami doshkol-nikov v usloviyah vnedrenii FGOS doshkolnogo obrazovaniya [=The need for co-operation with the families of caregivers of preschool children in the conditions of the implementation of the GEF early childhood education], in: Razvitie roditelskih kompetentsiy [=Development of parental competence], pp. 53-56. (In Russ.).
7. Novichihina, M. A. (2015) Vzaimodeystvie DOU i semi kak odno iz usloviy uspeshnoy adaptatsii detey [=PEI'S Interaction and families as one of the conditions for successful adap-
tation of children], in: Pedagogicheskiy opyit: teoriya, metodika, praktika [=Teaching experience: the theory, methodology, practice], no. 2, pp. 224-227. (In Russ.).
8. Rudenok, A. V. (2015) Vozmozhnosti sayta gruppyi detskogo sada v rabote s roditely-ami doshkolnikov [=Site Features group of kindergarten in working with parents of preschool children], in: Aktualnyie voprosyi doshkolnoy pedagogiki. Posvyaschaetsya 85-letiyuBlagove-schenskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [=Actual questions of preschool pedagogy. Dedicated to the 85th anniversary of the Blagoveshchensk State Pedagogical University], Blagoveschensk, pp. 57-62. (In Russ.).
9. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». Tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2016 g. (2016) [=The Federal Law "On Education in the Russian Federation". Text as amended in 2016], Moscow, Eksmo, 224 p. (In Russ.).
10. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya (2014) [=The Federal state educational standard of preschool education], Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 32 p. (In Russ.).
11. Shapiro, E. I. (2014) Как probudit и rebenka interes к uchebe [=How to awaken the child's interest in learning], SPb, Litera, 64 p. (In Russ.).
Кенибаева Галина Ахметовна — воспитатель МБДОУ № 179 г. Челябинска, студент 11-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет. [email protected]