обучающихся; расширение возможностей для коррекции усвоения материала за счёт более частого осуществления его контроля; повышение эффективности самостоятельной работы учащихся.
В число негативных факторов, сопутствующих организации учебного процесса в рассматриваемой форме, входят: недостаточная адаптированность существующих учебных материалов к её широкому использованию; отсутствие должного внимания к творческим и репродуктивным методам; тот факт, что увеличение доли самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе, организованном в такой форме, способствует частичной редукции взаимодействия между педагогом и учащимися и, соответственно - положительных результатов, которые даёт общение между ними.
Далее, оптимизация организации учебной деятельности на занятиях по математике представляется возможной также путём внедрения элементов математического моделирования. Его применение позволяет осуществить синтез математики и в других областей знаний. Это, в свою очередь, способствует более глубокому их изучению, а также активизации применения учащимися математических знаний в различных областях учебной и иных видов деятельности.
Литература:
1. Андреева, Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения / Н.В. Андреева // Современная зарубежная психология. - 2020. - № 3. - С. 8-20
2. Байбородова, Л.В. Какие педагогические технологии являются современными? / Л.В. Байбородова // Проблемы и перспективы развития сельских общеобразовательных организаций: материалы международной научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 156-164
3. Бочкарева, Д.В. Обучение математике студентов колледжа посредством GeoGebra Classroom на примере темы «Комплексные числа» / Д.В. Бочкарева // Научно-педагогическое обозрение. - 2022. - Вып. 5(45). - С. 67-77
4. Дербуш, М.В., Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях смешанного обучения математике / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - Вып. 3(35). - С. 1-18
5. Змиевская, М.М. Функции педагогического общения / М.М. Змиевская, В.В. Змиевской // Вестник науки и творчества. - 2020. - № 11(59). - С. 25-29
6. Колобов, А.Н. Особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики / А.Н. Колобов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 18-21
7. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /
B.С. Кукушкин. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2018 - 76 с.
8. Мамадалиева, Л.Н. Обучение бакалавров технологических направлений применению методов статистики в русле компетентностного подхода / Л.Н. Мамадалиева, И.М. Хаконова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - Вып. 2(41). - С. 76-85
9. Матназарова, Ф.Б. Преподавание математики в начальных классах / Ф.Б. Матназарова // Мировая наука. - 2020. -№5(38). - С. 301-303
10. Модель организационно-методического обеспечения подготовки учителей начальных классов к развитию математической одарённости младших школьников / Б.В. Сергеева, Г.Ж. Микерова, Т.Г. Затеева, Г.Б. Мардиросова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). - С. 158-166
11. Нигматулин, Р.М. Организация самостоятельной работы студентов при изучении профильных математических дисциплин с использованием информационных технологий / Р.М. Нигматулин, М.Ю. Вагина // Информационные технологии в экономике и управлении: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. - С. 175-178
12. Попова, Т.С. Обобщение знаний по математике как фактор развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в основной школе / Т.С. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). -
C. 191-184
13. Проблемы преподавания математики в современном техническом вузе / В.Ю. Тертычный-Даури, В.И. Камоцкий, С.Н. Максимова [и др.] // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 4. - С. 145-148
14. Расулов, Х.Р. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики / Х.Р. Расулов, А.Ш. Рашидов // Наука, техника и образование. - 2020. - № 8. - С. 29-32
15. Роль математического моделирования в формировании профессиональных компетенций магистрантов физико-математической направленности / С.И. Десненко, Н.В. Кононенко, Г.Д. Тонких, Ю.С. Токарева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2019. - № 1(29). - С. 22-25
16. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 242 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Бахуташвили Татьяна Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Луговая Ольга Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В данной статье раскрыта необходимость формирования лидерских качеств у современной молодежи. Молодые люди сегодня дифференцируется на обучающуюся и работающую молодежь. Лидерские качества личности молодых людей являются основой активной жизненной позиции. Именно активность является характеристикой включенности молодежи в решение социально-значимых проблем российского общества. Лидерские качества работающей молодежи дают ей возможность быть конкурентно способной, открытой к внедрению и реализаций инноваций и перспективам совершенствования производственных процессов в организациях. Данные качества являются составным элементом трудового потенциала современной молодежи в управлении производственных процессов. Молодые лидеры устремлены к интеллектуальному и творческому саморазвитию, самоопределению и самоактуализации, поэтому важен выбор инновационных форм и методов в их обучении. В данной статье раскрыты проблемы подготовки молодых лидеров. Определены лидерские качества современной молодежи. Дана характеристика инновационных форм и методов обучения
молодых лидеров. Представлен региональный опыт формирования лидерских качеств современной молодежи. Выявлены перспективы применения лидерских качеств в различных сферах жизнедеятельности молодежи.
Ключевые слова: молодежь, лидерские качества, инновационные формы и методы обучения молодых лидеров.
Annotation.This article reveals the need for the formation of leadership qualities among modern youth. Young people today are differentiated into studying and working youth. The leadership qualities of the personality of young people are the basis of an active life position. It is activity that is a characteristic of the involvement of young people in solving socially significant problems of Russian society. The leadership qualities of working youth give them the opportunity to be competitively capable, open to the introduction and implementation of innovations and prospects for improving production processes in organizations. These qualities are an integral element of the labor potential of modern youth in the management of production processes. Young leaders strive for intellectual and creative self-development, self-determination and self-actualization, so it is important to choose innovative forms and methods in their training. This article reveals the problems of training young leaders among students and working youth. Leadership qualities of modern youth are defined. The characteristic of innovative forms and methods of training young leaders is given. Regional experience of formation of leadership qualities of modern youth is presented. The prospects of applying leadership qualities in various spheres of youth life are revealed.
Key words: youth, leadership qualities, innovative forms and methods of training young leaders.
Введение. В настоящее время одной из важнейших задач государственной молодежной политики является формирование активной молодежи, способной включаться в решение социально-значимых проблем российского общества, и вместе с этим выступать трудовым потенциалом в управлении производственных процессов. Это актуализирует вопрос о формировании лидерских качеств у молодежи. Данная категория молодых людей сегодня дифференцируется на обучающуюся и работающую молодежь.
Лидерские качества личности формируются у молодежи повсеместно, будь то учебная и внеаудиторная деятельность в образовательных организациях, работа в молодежных объединениях или на предприятиях, участие в различных мероприятиях.
Таким образом, с одной стороны развитие лидерских качеств помогает молодежи в достижении поставленных целей, а с другой стороны развитию этих качеств уделяется недостаточное внимание на практике.
Изложение основного материала статьи. Российскому государству сегодня нужны лидеры и организаторы, владеющие навыками руководства персоналом и работы в команде, опираясь на идеи гуманного подхода, готовые осуществлять свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия. Однако, современная молодежь не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем, не способна к коллегиальности, сотворчеству, не решается брать на себя ответственность, проявлять инициативу - молодые люди не способны быть лидерами.
Лидерские качества личности формируются у молодежи повсеместно, будь то учебная или внеаудиторная деятельность в образовательных организациях, работа в молодежных объединениях, работа на предриятиях или участие в различных мероприятиях [8, 9].
Таким образом, с одной стороны развитие лидерских качеств помогает молодежи в достижении поставленных целей, а с другой стороны развитию этих качеств уделяется недостаточное внимание на практике.
Цель исследования: изучить инновационные формы и методы формирования лидерских качеств у молодежи в Российской Федерации.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты определения лидерства как одного из личностных качеств и потребностей у современной молодежи;
- провести исследование и анализ развития лидерских качеств молодежи с использованием инновационных форм и методов обучения;
- разработать рекомендации по формированию лидерских качеств y молодежи посредством офлайн-мероприятий.
Объект исследования: лидерские качества у современной молодежи.
Предмет исследования: виды инновационных форм и методов формирования лидерских качеств у современной молодежи.
Для теоретико-методологического обоснования актуальности изучения инновационных форм и методов обучения в формировании лидерских качеств у современной молодежи имеют большое значение исследования Виндиловича А.В., Левановой Е.А., Серых А.Б., Пушкаревой Т.В., Трегубовой Л.В., Тарасовой Е.О., и др.
Сегодня современные социально-экономические условия требуют от молодых людей наличие лидерских качеств, которые позволяют организовать команду единомышленников в решении общественно-значимых задач, руководить трудовым коллективом в организациях государственного, коммерческого и некоммерческого секторов экономики и быть готовыми к решению различных нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности [9]. В этой связи, становится важным изучение инновационных форм и методов обучения в формировании лидерских качеств у современной молодежи.
Современное онлайн-обучение шагнуло далеко вперед и появилось огромное количество обучающих курсов. К таким курсам по формированию лидерских качеств можно отнести: видеокурсы, онлайн-тренинги и дистанционные курсы от разных школ по теме развития качеств лидера [1; 2]. Проведем анализ онлайн-школ, предлагающих различные курсы по формированию лидерских качеств у современной молодежи. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 10 онлайн-школ такие как: Skillbox, City Business School, «Нетология», Академия «Технологии Доверия», «Русская Школа Управления», TalentEdme, Школа Радислава Гандапаса, Бизнес-школа SRC, TRIUMPH Academy, Moscow Business School. Данные школы предлагают разные курсы по срокам обучения и стоимости. Курсы направлены на обучение молодежи особенностям проведения самодиагностики, управлению своими эмоциями, способам разрешения конфликтов, формам взаимодействия с коллегами трудового коллектива и начальством, на создание модели результативного лидерства в бизнесе, повышение авторитета в команде и др.
В результате каждого из предложенных обучений, слушатель может:
- познакомиться с моделями лидерства и получить обратную связь о собственной лидерской гибкости и эффективности;
- научиться управлять эмоциональным компонентом взаимодействия, добиваясь желаемого эффекта в управлении и лидерстве;
- определять какие поступки, слова, эмоции, используемые в процессе управления, воздействуют на мотивы и эмоции окружающих;
- узнать, как минимизировать ошибки в управлении проектной командой.
Форматы курсов разнообразны: живые вебинары, видеоуроки в записи, домашние задания, практические занятия в Zoom, подготовка итоговой работы. По итогам каждого обучения школы выдают сертификаты или удостоверения о повышении квалификации.
Один из популярных бесплатных образовательных курсов «Урок лидерства» для молодежи по формированию лидерских качеств, расположен на платформе «Россия - страна возможностей» (сокращенно РСВ), в объеме 2 часа [7].
В программу курса входят вопросы:
1. Чем лидер отличается от других?
2. Какие преимущества и сложности существуют в лидерской позиции?
3. Как понять свои мотивы и правильно поставить цели?
4. Как достигать цели, преодолевая препятствия?
В рамках данного курса слушатели могут определить свои сильные стороны; поставить цели и добиваться их; преодолевать препятствия. Данный курс актуален для разной категории молодежи как обучающейся, так и работающей.
Проведя анализ программ обучения, как на платных, так и на бесплатных ресурсах, для Центра молодежных проектов города Ставрополя, сотрудничающего с СКФУ, был составлен обучающий курс под названием «Шаг в лидерство» [3].
Курс содержит понятия, подходы и инструменты для освоения ключевых аспектов лидерства. Данный курс поможет сформировать молодежи представление о лидерской работе, освоить ключевые навыки, требуемые для нее, и подготовиться к практической деятельности в роли лидера. По итогам обучения слушатели курса отвечают на вопросы: как мотивировать команду и при этом уметь принимать непопулярные решения и предоставлять корректирующую обратную связь? Что собой представляют ключевые аспекты лидерской роли и ожидания других людей от этой роли?
Программа курса содержит в себе следующие блоки:
1. Понятие лидерства.
2. Руководство и лидерство.
3. Переход к лидерской позиции и дурные привычки.
4. Ключевые навыки взаимодействия.
5. Ситуационное лидерство.
6. Коучинговый подход к лидерству.
7. Команды и командное лидерство.
Продолжительность курса - 20 академических часов. Формат обучения - онлайн/офлайн.
Курс реализуется в 4 этапа, за каждый из которых выставляются баллы: входное тестирование; фундамент лидерства; адаптивное лидерство и командное лидерство; итоговое тестирование.
Входное тестирование - это первый этап. На этом этапе предлагается решить несколько заданий. Все задания обязательны к выполнению. Вопросы, предложенные на рассмотрение, разного типа: выбор одного или нескольких ответов, ранжирование, сопоставление, ввод на правильность и др. Выполнение заданий не ограничено по времени.
Данное тестирование необходимо для фиксации исходного уровня знаний по тематике курса и его результат не влияет на итоговую оценку. Тестирование содержит 10 вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Перечень вопросов и вариантов ответов по 1 этапу «Входное тестирование»
№ Вопрос Варианты ответа
1 Какое из высказываний не относится к ключевым приоритетам лидера? Этичность лидера Забота о благополучии людей Контроль выполнения работы Формирование вектора движения
2 С какой проблемой часто сталкиваются новые лидеры? Прозрачностью целей и ожиданий Близостью к людям Управление недавними коллегами Внутренней готовностью к изменениям
3 В какую ловушку часто попадают лидеры? Готовность к изменениям Планирование Утаивание информации Близость к людям
4 Какая цель пересказа слов, сказанных другим человеком, лишняя? Проверка понимания Демонстрация включенности Демонстрация ценности Проверка знаний
5 Какие вопросы НЕ относятся к лидерским? Эмоционально окрашенные Уважительные Раскрывающие Открытые
6 Какой из методов НЕ относится к тактике управления обсуждениями? Структурирование беседы Приглашение к тому, чтобы делиться (мыслями, чувствами, доводами) Выявление того, что происходит Фокусирование на поведении
7 Какая из сложностей может возникнуть при получении обратной связи сотрудником? Увольнение Бойкот Прогул Обида
8 Какие виды обратной связи бывают? Открытая и закрытая Закрепляющая и корректирующая Подкрепляющая и осуждающая Фиксирующая и блокирующая
9 Что определяет стиль лидерства? Темперамент
Образование Поведение Настроение
10 Какое свойство говорит о неэффективности команды? Понятные процессы Единый лидер Доверительная коммуникация Противоречивость целей
По итогам тестирования результаты приходят на почту и это отправная точка отсчета в обучении. Фундамент лидерства - вторая этап, содержит в себе 7 занятий.
Слушатели знакомятся с основными определениями и смыслом лидерства, разбираются со сходствами и различиями между смежными понятиями руководства и лидерства. Осознание типичных ловушек, характерных для лидерской работы, позволит предвосхитить ошибки, которые сопровождают даже, казалось бы, опытных руководителей (табл. 2).
Таблица 2
Структура 2 этапа курса «Фундамент лидерства»
№ п/п Название Баллы
Занятие 1 Понятие лидерства 3
Занятие 2 Руководство и лидерство 12
Занятие 3 Переход к лидерской позиции 9
Занятие 4 Дурные лидерские привычки 7
Занятие 5 Ключевые навыки взаимодействия: слушание 15
Занятие 6 Ключевые навыки взаимодействия: задавание вопросов 6
Занятие 7 Ключевые навыки взаимодействия: предоставление обратной связи 27
Презентации Дополнительные материалы 1
Тестирование Итоговый тест к этапу 2
По итогам прохождения каждого занятия необходимо ответить на 2 вопроса после прослушивания темы, что занимает всего от 2 до 5 минут, по которым начисляются баллы.
Дополнительные материалы содержат в себе презентации по данному этапу курса. 3 этап «Адаптивное лидерство и командное лидерство», также содержит 7 занятий.
На этом этапе слушатель изучит, в чем отличие стилей лидерства, как применять коучинг в лидерской работе, чтобы максимально раскрывать потенциал сотрудников и добиваться высоких результатов (табл. 3).
Таблица 3
Структура 3 этапа «Адаптивное лидерство и командное лидерство»
Тип Название Баллы
Занятие 1 Коучинговый подход к лидерству: структура коучингового диалога 3
Занятие 2 Коучинговый подход к лидерству: смысл подхода, и его связь с другими подходами 9
Занятие 3 Команды и командное лидерство: что такое команды, и что такое эффективные команды? 9
Занятие 4 Команды и командное лидерство: управление мнениями и разногласиями в команде 12
Занятие 5 Стили лидерства: смысл концепции, и разнообразие лидерских стилей 3
Занятие 6 Стили лидерства: особенности каждого стиля лидерства и условия для развития 21
Занятие 7 Подведение итогов курса 3
Презентации Дополнительные материалы 1
Тестирование Итоговый тест к 3 этапу
По итогам прохождения каждого занятия выставлены по 2 вопроса после темы.
Примеры вопросов после темы «Коучинговый подход к лидерству».
1. В чем заключается смысл коучингово подхода к лидерству?
- соблюдение четкой иерархии работников и руководства;
- фокус на достижении максимального результата;
- раскрытие потенциала сотрудников;
- помощь в решении проблем.
2. Что НЕ относится к особенностям коучингово подхода к лидерству?
- раскрытие потенциала сотрудников;
- соблюдение иерархии «начальник - подчиненный»;
- фокус на развитие и осознанность;
- стимулирование работников на продвижение по службе.
4 этап «Итоговое тестирование» содержит в себе тесты по всем изученным блокам и тоже оценивается баллами.
Данный курс был реализован на базе СКФУ для студентов по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью. Обратная связь со студентами по итогам завершения курса показала востребованность тем среди слушателей, были выявлены сильные и слабые стороны обучающейся молодежи как лидеров, степень готовности к реализации целей и задач трудовой деятельности по окончанию обучения в вузе. Специфика курса заключается в том, что его можно проводить не только в режиме офлайн, но и онлайн. Это показали занятия в дистанционном формате на платформе BigBlueButton со студентами, находящимися на индивидуальном обучении.
Таким образом, предложенный курс по развитию качеств лидера является удачным и эффективным направлением в формировании лидерских качеств у студентов, так как оказывает позитивное влияние на молодежь и побуждает еще больше вникать в изучение подобных курсов.
Выводы. Сегодня современная молодежь должна включаться в решение социально-значимых проблем российского общества, и вместе с этим выступать трудовым потенциалом в управлении производственных процессов. В настоящее время в России функционируют различные школы, разработавшие курсы по формированию лидерских качеств у современной молодежи. Однако по-прежнему популярной и востребованной остается платформа «Россия - страна возможностей», на которой разные категории молодежи в дистанционной форме могут пройти онлайн-курс «Урок лидерства». Каждый регион Российской Федерации отличает своя специфика рынка труда и занятости и соответствующая направленность вузов в подготовки кадров для отраслей субъекта. Так СКФУ в сотрудничестве с Центром молодежных проектов г. Ставрополя сегодня готовит специалистов по организации работы с молодежью для реализации задач региональной молодежной политики. В этой связи был разработан курс «Шаг в лидерство», который помогает обучающейся молодежи раскрыть лидерские качества.
Литература:
1. Бакмаев, А.Ш. Инновационные методы обучения в образовательном процессе вуза / А.Ш. Бакмаев, Ш.А. Бакмаев, Р.К. Пайзулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6 (67). - С. 201-204
2. Виндилович, А.В. Инновационные методы обучения в образовании / А.В. Виндилович // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396). - С.235-237
3. Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов»: сайт. -Ставрополь, 2022. - URL: https://kdm26.ru (дата обращения: 09.03.2022)
4. Лаврентьева, З.И. Социальное развитие личности: педагогический аспект / З.И. Лаврентьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова - 2006. - Т. 12. - № 2. - С. 35-41. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28188009 (дата обращения: 08.02.2022)
5. Леванова, Е.А. Образовательная среда вуза / Е.А. Леванова, А.Б. Серых, Т.В. Пушкарева, Л.В. Трегубова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 10 (19). - С. 212-213
6. Мардахаев, Л.В. Педагогика формировании человека / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 4 (8). - С. 5-9
7. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: Коллективная монография / А.М. Егорычев, В.В. Сизикова, Л.В. Мардахаев, Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская, др.; под ред. А.М. Егорычева. - М.: РГСУ, 2019. - 352 с.
8. Россия - страна возможностей: сайт. - 2022. - URL: https://rsv.ru/ (дата обращения: 10.03.2022)
9. Тарасова, Е.О. Развитие лидерских качеств студенческой молодежи во внеучебной деятельности / Е.О. Тарасова // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2010. - № 3 (13). - С. 179-185
10. Хозинов, Р.Р. Социальный портрет эффективного лидера в представлениях городской молодежи / Р.Р. Хозинов // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2015. - № 2. - С. 158-166
Педагогика
УДК 378.046.4
пдагог-психолог Белевич Наталия Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, кандидат психологических наук Кот Татьяна Викторовна
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье аргументируется необходимость непрерывного развития психолого-педагогических компетенций педагогов-практиков в дошкольном образовании. Приводится краткая историческая справка об особенностях российского дошкольного образования в разные исторические периоды. Определяется проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности современных педагогов-практиков, развития их социально-личностных качеств. Приводятся примеры возникающих трудностей взаимодействия с родителями, организации общения детей, разрешения конфликтов между ними. Выделяются необходимые современному педагогу общепедагогические компетенции. Уделяется внимание отрицательным компетенциям, или деструкторам, которые не позволяют достигать высоких результатов в работе.
Ключевые слова: дошкольное образование, психолого-педагогические компетенции, личностные качества педагога, общепедагогические компетенции, отрицательные компетенции (деструкторы).
Annotation. The article argues the need for continuous development of psychological and pedagogical competencies of practicing teachers in preschool education. A brief historical background on the features of Russian preschool education in different historical periods is given. The problem of insufficient psychological and pedagogical competence of modern practicing teachers, the development of their social and personal qualities is determined. Examples of emerging difficulties of interaction with parents, organization of communication between children, resolution of conflicts between them are given. The general pedagogical competencies necessary for a modern teacher are highlighted. Attention is paid to negative competencies, or destructors, which do not allow achieving high results in work.
Key words: preschool education, psychological and pedagogical competencies, personal qualities of a teacher, general pedagogical competencies, negative competencies (destructors).
Введение. В соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» в современный образовательный процесс с 01.09.2023 г. вводятся изменения: появляется федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), определяющая его функции, происходит объединение образовательного пространства страны.
В последнее время приобретает особую актуальность вопрос о том, что дошкольное образование - это не только первая ступень в образовательной системе, но и основополагающая часть образовательного процесса. Необходимым условием