ИННОВАЦИОННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
INNOVATIVE PHYSICAL AND HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES
IN PRESCHOOL EDUCATION
Хомутова Елена Васильевна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Homutova Elena Vasilyevna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Лемякина Валерия Алексеевна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lemyakina Valeria Alekseevna
student
Institute of Russian Language and Literature Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационны^/е видыы фитнес-технологий, которы^/е могут использоваться на занятиях физической культурой в дошкольных учреждениях.
Abstract: This article discusses innovative types of fitness technologies that can be used in physical education classes in preschool institutions.
Ключевые слова: фитнес-технологии, инновация, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.
Keywords: fitness technology, innovation, preschool, preschool age.
Дошкольный возраст- один из главных этапов в жизни ребенка. В это время происходит становление важнейших жизненных функций организма. Например, развиваются морфологические, психические, двигательные функции. В этом возрасте ребенок особенно нуждается в активной физической деятельности. [1] От того, насколько внимательно дошкольное учреждение относится к физическому состоянию своих подопечных, зависит будущее физическое и психологическое здоровье детей.
Существует огромное количество традиционных методов, которые часто используются в практике в дошкольных учреждениях. Также для поддержания интереса у детей, педагоги часто используют игровые, тематические, сюжетные занятия, упражнения на открытом воздухе, физкультурные праздники и тематические дни.[2] Но, разумеется, развитие фитнес-технологий не стоит на
месте, что подразумевает постоянное появлений инновационных форм проведения занятий физической культуры в дошкольных учреждениях.
Под инновацией часто понимают деятельность, направленную на реализацию накопленных достижений с целью получения новых услуг с новыми качествами. Если же говорить о педагогическом процессе, нужно уточнить, что в данном случае инновации подразумевают «...внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов».[3]
Существует ряд критериев, которые позволяют рассуждать о том, является ли данная разработка инновационной или нет. Следует выделить следующие критерии:
1. Новизна
2. Оптимальность
3. Результативность
4. Адаптивность
5. Возможность творческого применения в массовом опыте.[3]
В последнее время появилось много фитнес-технологий, которые могут использоваться в дошкольных учреждениях. Например, игровой стретчинг, который предполагает развитие всех групп мышц. Важной особенностью этого рода упражнений является то, что в процессе занятия дети имитируют действия животных, насекомых. Упражнение может развиваться по определенному сценарию, в виде сказки или какого-либо другого сюжета. Во время занятий данным видом фитнеса дети усваивают не только спортивные, но и танцевальные движения, развивают творческое мышление, быстроту реакции, координацию и внимание. «Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм» [4]
Детский пилатес- еще одна инновационная технология проведения занятий физкультуры в дошкольных учреждениях. Это комплекс упражнений Pilâtes, которые адаптированы для детей дошкольного возраста. Часто такие занятия проводятся также в игровой форме по сценарию сказки. Данный вид упражнений укрепляет мышцы тела, развивают гибкость, растяжку и силу. Можно проводить подобные занятия с использованием различного инвентаря и специально подобранной успокаивающей музыки. Важно отметить, что подобные упражнения должны совершаться плавно, медленно и с полной концентрацией внимания. [4]
Также одной из новых технологий физической нагрузки является фитбол-гимнастика. Фитбол-это специальный мяч, который используется для опоры. Он бывает разного размера, веса и упругости и часто применяется в медицине, педагогике и спорте. Данные занятия развивают мелкую моторику ребенка, чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают навык правильного дыхания, вырабатывают правильную осанку.[4]
СОРСИ- вид спортивной игры, которая включает в себя разнообразные упражнения, объединенные одним сюжетом. Данная технология помогает развитию творческого мышления у детей и превращает стандартные уроки физкультуры в увлекательную игру. «В игре используются: проблемные
образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов) игровое экспериментирование. Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические, так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает, детям воплотить, в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести» [4]
Геокешинг. История этой игры началась с 2000 года. Ее смысл заключается в том, что организаторы прячут пластиковые контейнеры с кладом по всему миру, а участники по данным им координатам ищут данный тайник. Подобную игру можно провести и в детском саду, только вместо координат использовать карты или подсказки, а в тайник спрятать сладости или игрушки.[4] Данная игра не оставит равнодушным ни одного ребенка и научит детей работать в команде.
Подводя итоги, следует сказать, что современный темп жизни требует постоянного контроля психологического и физического здоровья. На дошкольные учреждения ложится огромная ответственность по развитию основных жизненных функций и навыков. На наш взгляд, занятия физкультурой в дошкольных учреждениях стоит разнообразить новыми фитнес-технологиями для того, чтобы не только развить необходимые физические способности у дошкольников, но и привить любовь к физическим нагрузкам.
Литература
1. Ярцева Н. В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskiy-fizkulturno-sportivnyy-kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-v-protsesse-f izicheskogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращ ения: 27.12.2018).
2. Рябухина Ж Г [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/06/15/godovoy-analiticheskiy-otchet-instruktora-po-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 27.12.2018).
3. Партин П. А. Инновационные технологии в сфере оздоровительно-физкультурных услуг [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/25766/1/RSVPU_2018_698.pdf (дата обращения: 26.12.2018)
4. Дудко Е. А. Современные инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://serpuhov16.russia-sad.ru/download/145350 (дата обращения: 27.12.2018).
References
1. Yartseva Nadezhda Vasilyevna. All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense"" (TRP) in the process of physical development of preschoolers // Pedagogical education in Russia. 2014. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vserossiyskiy-fizkulturno-sportivnyy-kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-v-protsesse-fizicheskogo-razvitiya-doshkolnikov (reference date: 27.12.2018).
2. Ryabukhina Zhanna Gennadievna. [Electronic resource] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/06/15/godovoy-analiticheskiy-otchet-instruktora-po-fizicheskoy-kulture (appeal date: 12/27/2018).
3. P.A Partin. Innovative technologies in the field of health and fitness services. [Electronic resource] URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25766/ 1/RSVPU_2018_698.pdf (access date: 12.26.2018)
4. E.A. Dudko. Modern innovative technologies in physical culture and recreational work of preschool educational institutions. . [Electronic resource] URL: http://serpuhov16.russia-sad.ru/download/145350 (appealdate: 12/27/2018).