Исмагилова Л.А. Галимова М.П.
доктор технических наук, профессор, кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой экономики предпринимательства доцент кафедры экономики предпринимательства
ПНЭК ФГБОУВПО «Уфимский авиационный ПНЭК ФГБОУВПО «Уфимский авиационный
технический университет», Россия, г. Уфа технический университет», Россия, г. Уфа
УДК 338.24.01
ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются особенности функционирования промышленных предприятий в инновационно ориентированной окружающей среде и ограничения на процессы внедрения новшеств на предприятиях, увеличенная экономическая деятельность предприятий и гарантия их конкурентоспособности на основе оптимизации инновационной деятельности и финансовой стабильности как главная проблема управления инновациями на предприятии.
Ключевые слова: экономическое управление, инновационная деятельность, финансовая стабильность, индустриальная конкурентоспособность.
FEATURES OF INNOVATION ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE COMPETITIVE ENVIRONMENT
The article discusses the features of the functioning of industrial enterprises in the innovation-oriented environment and constraints on innovation processes in enterprises, as well as increased economic activity of enterprises and ensure their competitiveness on the basis of optimization of innovative activity and financial stability, the main problems of economic management innovation enterprise.
Key words: economic management, innovation activity, financial stability, industrial competitiveness.
Формирование единого экономического пространства создает условия ускоренного экономического роста в инновационной экономике и требует корректировки схем и методов управления хозяйствующими субъектами вне зависимости от их масштаба, уровня хозяйственной иерархии и территориальной принадлежности. Главной целью такой корректировки является повышение конкурентоспособности предприятий и их устойчивости к воздействию внешних факторов, которые зачастую носят негативный характер. Влиянию данного негатива в наибольшей степени подвержены предприятия малых и средних форм, как правило, не располагающие ресурсами демпифрования кризисных явлений. Особенно остро проявляется дефицит управленческого инструментария, позволяющего принимать эффективные решения в новой конкурентной среде.
Критическим фактором конкурентоспособности как с позиций отдельно взятого хозяйствующего субъекта, так и с позиций государственного управления является экономический рост, который обеспечивается инновационной активностью предприятий.
Традиционно в российской экономике «локомотивами» в сфере распространения инноваций являются крупные предприятия, располагающие значительными ресурсами. Однако, в силу своей конкурентной неуязвимости за счет значительных масштабов на рынке, крупные компании недостаточно заинтересованы в повышении инновационной активности, в поиске инновационных идей и их реализации и, обладая мощным инновационным потенциалом, не в полной мере его реализуют. Как правило, крупные предприятия окружены сетью малых и средних предприятий, которые при
условии их инновационной активности могут рассматриваться как дополнительный стратегический ресурс.
В настоящее время можно выделить ряд новых средовых факторов, закономерности и специфические особенности проявления которых ранее не учитывались в полной мере при разработке региональных программ, промышленной политики и инновационных проектов. По мнению авторов, к таким новым особенностям влияния рыночной среды относятся:
- глобальный характер экономики, специфика которого предполагает учет свойств не отдельных территорий как мест размещения предприятий и рынков, учет интересов не отдельных хозяйствующих субъектов, а всего экономического пространства в целом;
- усиление информационной нагрузки и расширение информационной составляющей взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющегося на делокационной (пространственной) основе;
- развитие сетевой экономики как одной из наиболее эффективных форм пространственной организации производства;
- открытость экономики, обеспечивающая высокую мобильность ресурсов и капитала, экстерриториальный характер их размещения и использования;
- рост интеллектуализации и инновационности экономики.
Эти особенности влияют на конкурентоспособность предприятий и определяют стратегию их поведения. В общей оценке систематизация новых факторов позволяет представить конкурентоспособность как возможность удерживать длительное время рыночные позиции путем максимального использования экономических преимуществ открытости, глобализации, гибкой трансформации, информационной свободы и информационной нагрузки, активного внедрения инноваций, развития связей и пространственно организованных сетей предприятий.
Анализ рассмотренных факторов выявил сильную чувствительность к ним предприятий малого и среднего бизнеса. Инновационная статистика России и региона [1] показывает, что активность хозяйствующих субъектов более выражена на предприятиях средних форм (размеров) с численностью персонала свыше 250 человек. Это требует активизации региональной политики в отношении этой категории предприятий. Внимание к средним предприятиям объясняется как минимум двумя обстоятельствами:
- во-первых, средние предприятия, представленные в настоящее время в регионах, являются бывшими или действующими филиалами крупных промышленных компаний и корпораций, созданных ранее для расширения присутствия на территориях и получивших самостоятельность в процессе реорганизации и реструктуризации. Следовательно, для них актуальна задача выживания в новых условиях;
- во-вторых, для средних предприятий в отличие от предприятий малых и микроформ характерно оптимальное сочетание уровней мотивации и обеспеченности ресурсами для осуществления инновационной деятельности. Из результатов анализа следует, что современное среднее предприятие более тесно и осознанно связывает инновационные процессы с рыночной необходимостью и рассматривает их как стимул для изменения модели поведения, чем малые и крупные предприятия.
Вышеназванные факторы определяют необходимость поиска новых форм и нового инструментария управления инновационными процессами на предприятии. Одной из управленческих задач является оценка инновационной активности предприятия с целью разработки инновационной стратегии и ее эффективной реализации.
Особенности управленческой оценки инновационной активности предприятий.
В современной методической и научной литературе описано множество подходов к оценке инновационной активности предприятий как составляющей их конкурентоспособности [2, 3].
Авторы, учитывая все многообразие определений, считают целесообразным понимать под инновационной активностью предприятия его способность за счет имеющегося инновационного потенциала осуществлять инновационную деятельность со скоростью, позволяющей опередить конкурентов и укрепить в достаточно длительной перспективе конкурентные позиции. Ключевыми характеристиками этого свойства являются добавленная ценность от инновационного продукта как результат реализации инновационного потенциала и своевременность предоставления потребителю [3,4].
Как в силу недостаточности информационной базы, так и в силу невозможности обработки больших объемов несистематизированной информации менеджмент малых и средних предприятий наиболее часто при принятии решений использует не количественные, а качественные оценки, основанные на опыте и интуиции. А при использовании количественных оценок отдается предпочтение не абсолютным, а относительным показателям [4]. Поэтому традиционная и принятая отчетность, которой пользуются крупные предприятия, для малых и средних хозяйствующих субъектов неудобна. С этих позиций видится, что наиболее объективным и практически реализуемым для малых и средних предприятий является методический подход к оценке конкурентоспособности на основе качественного анализа с использованием относительных оценок. Такой подход позволяет сформировать «управленческие шаблоны», с помощью которых можно принимать верные решения независимо от уровня иерархии, относительно независимо от уровня неопределенности и изменчивости внешних факторов, обусловленных характером инновационных процессов.
Так, оценку инновационной активности можно провести на основе оценки инновационного потенциала [4], который можно охарактеризовать как «инновационный разрыв» (ИР) между требованиями рынка к инновационному продукту, услуге (ИУ) и возможностями предприятия (ИП) этот продукт или услугу предоставлять. При этом потенциал может определяться как комплекс производственных, технико-технологических, организационных и финансовых возможностей.
В соответствии с этим можно выделить три типа инновационного потенциала:
1) ЛИР<0 (ИУ<ИП) - инновационный потенциал предприятия выше инновационных требований рынка;
2) ЛИР=0 (ИУ=ИП) - инновационный потенциал предприятия соответствует требованиям рынка;
3) ЛИР>0 (ИУ>ИП) - инновационный потенциал отстает от требований рынка.
Очевидно, что предприятия, попадающие в третью группу, имеют высокий риск утраты конкурентоспособности при прочих равных финансовых условиях и ресурсах, а в ряде случаев и при высоком уровне финансовой устойчивости. Вот здесь и возникает важное противоречие, когда предприятие, повышая инновационную активность, теряет финансовую устойчивость за счет роста темпов финансовой активности, что неблагоприятным образом сказывается на финансовой привлекательности предприятия в глазах инвесторов, партнеров, кредиторов. Поэтому актуальной становится задача оптимизации инновационной и финансовой устойчивости таким образом, чтобы наращивать конкурентные преимущества и удерживать конкурентные позиции в долгосрочной перспективе.
При малоактивном состоянии, когда предприятие «не может», и неактивном состоянии, когда предприятие либо сознательно, либо неосознанно «не хочет» и сдерживает разработку и внедрение очередных нововведений на рынок, менеджмент должен направить свои управленческие усилия на накопление и наращивание инновационно-технологического потенциала, привлекая при этом значительные финансовые ресурсы. При активном состоянии менеджмент должен мониторить риск утраты финансовой устойчивости при реализации масштабных инновационных проектов. Момент роста инновационной активности должен совпасть с моментом возможного повышения финансовой конкурентоспособности предприятия. Это может быть обеспечено тем, что внедренный ранее на рынок инновационный продукт находится на том участке жизненного цикла товара, который характеризуется определенной финансовой устойчивостью (этап насыщения), и, как следствие, за счет временного снижения затрат на его продвижение на рынок. То есть любой инновационный продукт, запускаемый предприятием, становится «точкой» финансового роста, обеспечивающего последующие инновационные проекты.
Другой важной составляющей инновационной активности является время предоставления на рынок инновационной продукции (услуг). Здесь также можно выделить три группы:
1) \1>() - опережающие, то есть время предоставления на рынок опережает требования рынка;
2) \К0 - отстающие (опаздывающие), то есть возможности предоставления на рынок своевременно ограничены или отсутствуют;
3) Д1=0 - «в тренде», то есть предприятия своевременно реагируют на требования рынка.
При наложении временных оценок и оценок потенциала можно сформировать матрицу, позволяющую выделить 9 состояний инновационной активности (СИА). Ниже представлены их характеристики. СИА 1: Высокоактивное Параметры: ДИР<0; Д1>0
Такое состояние достигается предприятием в том случае, когда оно способно опережать требования рынка как в части инновационных характеристик выпускаемого продукта, так и в опережении конкурентов. Характеризуется высоким уровнем инновационной способности и инновационной восприимчивости. Это характерно для предприятий, классифицируемых как диверсифицированные.
Стратегии и действия. Активизация вложений в НИОКР, внедрение технологических и продуктовых инноваций. Пионерская стратегия. Активная продажа лицензий и патентов. Необходимо проводить постоянный мониторинг и анализировать возможности выпуска на рынок инновационного продукта в конкурентоспособное время, не только удовлетворяющего возрастающие запросы потребителей, но и учитывающего постоянные изменения инновационного состояния внутренней и внешней среды предприятия.
СИА 2: Активное Параметры: ДИР=0; Д1>0
Предприятие способно реализовывать такие инновационные проекты, которые соответствуют требованиям рынка в части уровня нововведений, опережая конкурентов. Это дает возможность предприятию дорабатывать, доводить до более высокого уровня технологические и продуктовые инновации, востребованные рынком, наращивать инновационный потенциал в то время, пока конкуренты копируют новшество и осваиваются на рынке. Для предприятия характерен высокий уровень инновационной способности и инновационной восприимчивости.
Стратегии и действия. Необходимы технологические и продуктовые инновации. Активизация НИОКР. Предприятию необходимо наращивать инновационный потенциал не только за счет собственных разработок, но и за счет приобретения лицензий и патентов. Рекомендуется сочетание пионерской стратегии и стратегии заимствования, что позволит нарастить инновационный потенциал.
СИА 3: Малоактивное Параметры: ДИР>0; Д1>0
Производственный потенциал слабый, хотя предприятие способно быстро осваивать новшества за счет гибкости управленческой структуры и развитого интеллектуального потенциала. Это больше характерно для малых и средних предприятий, мобильных, но малорентабельных. Характерен высокий уровень инновационной способности, но низкий уровень инновационной восприимчивости.
Стратегии и действия. Необходимы управленческие инновации. Эффективны силовые альянсы с предприятиями, располагающими существенными мощностями. Вступление в кластеры. Активизация политики продаж ноу-хау, патентов. Необходимость реализации только отдельных стадий инновационного процесса.
СИА 4: Активное Параметры: ДИР<0; Д1=0 Такое состояние характеризуется тем, что предприятие способно реализовывать такие инновационные проекты, которые будут опережать требования рынка в части уровня нововведений в конкурентоспособное время, диктуемое рынком. Это дает возможность предприятию разрабатывать передовые технологические и продуктовые инновации, востребованные рынком. При этом предприятие не испытывает существенного недостатка в финансовых ресурсах и оптимально их использует для активизации инновационной деятельности.
Стратегии и действия. Необходимо активно внедрять управленческие и организационные инновации, позволяющие сократить длительность инновационного процесса, поскольку время в данном случае является критическим фактором. Эффективно создание альянсов, виртуальных предприятий, сетевых структур, позволяющих привлечь дополнительные организационные, производственно-технические и финансовые ресурсы.
СИА 5: Малоактивное Параметры: ДИР=0; Д1=0 Предприятие неспособно в полном объеме удовлетворять потребности рынка в продуктах с инновационными характеристиками из-за ограниченности производственных мощностей. Фактор времени тоже является критическим.
Стратегии и действия. Необходимы управленческие и организационные инновации, сокращающие длительность инновационного процесса, формирование научно-технического задела за счет собственных НИОКР и лицензионных соглашений. Рекомендуется политика расширения производства как за счет ввода новых мощностей, так и за счет объединения ресурсов в альянсах. Актуально внедрение финансовых инноваций.
СИА 6: Неактивное Параметры: ДИР>0; Д1=0 У предприятия либо нет возможности и необходимости заниматься инновациями, либо оно нахо-
дится на грани банкротства, либо имеет достаточные ресурсы для удержания конкурентных позиций и без инноваций. Низкий уровень инновационной способности и инновационной восприимчивости.
Стратегии и действия. Необходимы управленческие инновации, мотивирующие к инновационной активности. Активизировать такое предприятие могут рыночные механизмы и усиление государственного влияния. Актуально и «инновационное обучение» предприятия.
СИА 7: Малоактивное Параметры: ДИР<0; Д1<0 Проблемное - опаздывающее.
Потенциал существенный, имеется накопленный научно-технический задел, но система управления не позволяет использовать его в полном объеме и быстро реагировать на изменения рынка. Слаборазвиты механизмы конкурентной борьбы и реагирования на изменения внешней среды.
Стратегии и действия. Необходима перестройка системы управления, позволяющая активизировать деятельность предприятия в направлении ускорения инновационных процессов. Хотя существующий потенциал позволит даже при запаздывании на рынок представить более совершенный продукт и за счет этого удержать конкурентные позиции и даже вырваться вперед, так как уровень новизны существенно опережает конкурентов, но нужна гибкая система управления.
СИА 8: Неактивное Параметры: ДИР=0; Д1<0 Характеризует опаздывающее и утратившее инновационный потенциал предприятие. Потенциал предприятия еще достаточен для реакции на требования рынка, но система управления не позволяет быстро отреагировать на эти требования, либо на предприятии нет такой необходимости.
Стратегии и действия. Необходимы первостепенное внедрение управленческих инноваций, перестройка системы управления, позволяющая активизировать деятельность предприятия и в направлении создания научно-технического задела, и в направлении ускорения инновационных процессов.
СИА 9: Пассивное Параметры: ДИР>0; Д1<0 Характеризуется неразвитым инновационным потенциалом предприятия, отличающимся тем, что организация не способна, во-первых, достичь требуемого рынком инновационного уровня и, во-вторых, добиваться этого в конкурентоспособное время. Такое положение характерно для предприятий, которые либо имеют временную монополию на рынке и какое-то время не заинтересованы в расширении инновационной активности, либо у них неразвиты производительные силы. Кризисное состояние. Утрачен потенциал.
Стратегии и действия. Необходима антикризисная программа.
Необходимы управленческие инновации:
- реструктуризация системы управления инновационными проектами;
- повышение инновационной активности специалистов предприятия не только за счет переобучения, приобретения ими необходимых навыков и умений, но и рационализации использования их креативных способностей;
- лизинг интеллектуальных ресурсов;
- восстановление и наращивание материально-технической базы.
Сворачивание деятельности.
Таким образом, идентификация состояний инновационной активности позволит провести их управленческий анализ, выявить «узкие места», проблемы и своевременно реагировать.
Такой методический подход с успехом позволит менеджменту предприятий оценить собственные инновационные возможности и выбрать эффективную траекторию поведения в конкурентной среде. Матрицу
инновационной активности можно использовать для предприятий любого масштаба, а также для качественной оценки инновационного профиля территории, региона и принятия решений для управления инновационными процессами как на уровне предприятия, так и на региональном и государственном уровнях.
Список литературы:
1. Башкортостан - территория инвестиций. Статистический сборник, 2010 // иЯЬ: Ы:рр//\¥\¥\¥.ттрготгЬ. гиЛппоуайоп/апаК^з/ (дата обращения 16.05.2010 г.).
2. Методы измерения инновационного потенциала малых и средних предприятий: исследование в рамках Программы сотрудничества ЕС в России (Таав).
- СПб., 2003.
3. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2005. - № 9.
4. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Черный С.А.
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, Россия, Пермский край, г. Березники
Копотева A.B.
старший преподаватель кафедры экономики Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, Россия, Пермский край, г. Березники
УДК 338.26/.28
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОТРАСЛИ
В статье рассматриваются возможности экономико-математического моделирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов с помощью дифференциальных уравнений. Анализируются результаты использования эволюционной модели Полтеровича - Хенкина для описания инновационной активности отрасли. Приводятся аналитические решения для ряда случаев.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, экономико-математические модели, дифференциальные уравнения, эволюционная модель Полтеровича - Хенкина, максимум Понтрягина.
APPLICATION OF EVOLUTIONARY MODELS FOR THE ANALYSIS OF INNOVATION INDUSTRY ACTIVITY
The article discusses the possibility of economic-mathematical modeling of the economic systems' innovation activity by means of differential equations. The results of the use of Henkin - Polterovich evolutionary
models to describe the innovative activity of the industry. The analytical solutions for a number of cases are described.
Key words: innovation, innovation activity, economic-and-mathematical models, differential equations, the evolutionary model of Henkin - Polterovich, maximum Pontryagina.
Важнейшим звеном современного развития национальной экономики является инновационная деятельность хозяйствующих субъектов. Для изучения инновационных процессов целесообразно использовать мощные математические методы, позволяющие анализировать поведение объектов в динамике с целью прогнозирования их потенциальных состояний, а также производить качественный анализ экономических систем, который позволяет определить потенциальные равновесные состояния моделируемого процесса, например, на основании теории устойчивости Ляпунова. Как представляется авторам, достаточно эффективным способом является использование методов вариационного исчисления и теории оптимального управления. Задача оптимального управления представляет собой задачу нахождения условного экстремума некоторого функционала при наличии определенной системы ограничений и системы управляющих параметров, изменяя которые мы можем добиваться желаемого эффекта. Оптимизация производится на основании принципа максимума Понтрягина.
Исходная эволюционная модель Полтеровича -Хенкина [1, 2] позволяет описать динамику распределения элементов производственной системы по заданным некоторым образом уровням эффективности. Рассмотрим, например, отрасль, включающую несколько предприятий; уровнем эффективности здесь может служить, например, себестоимость единицы продукции или показатель рентабельности капитала. Обозначим 0 </„(0 < 1 долю предприятий, находящихся в момент времени / е [0; со) на уровнях с номером, не большим п = 0, 1, 2..,Ы, причем большему номеру соответствует большая эффективность производства. Функции {/„(0} образуют последовательность, описывающую эволюцию распределений предприятий по уровням эффективности. Развитие отрасли происходит в результате взаимодействия двух процессов: перемещения предприятия на более высокий уровень эффективности вследствие внедрения новых технологий, то есть научно-технического прогресса, и перехода предприятия на более низкий уровень эффективности вследствие амортизации производственных фондов. При этом научно-технический прогресс имеет две составляющие - непосредственно инновационную деятельность, то есть само предприятие занимается научными разработками, и имитационную - предприятие заимствует технологические новинки других предприятий в пределах своей отрасли и даже из
других отраслей. В предположении существования в отрасли двух уровней эффективности ее эволюция во времени будет описываться системой дифференциальных уравнений следующего вида:
То (0 = 0
■ ^=-(«+Я1-/,(О))-.м+#‘-0-/1<')) о
а1
м о=1
Го (0) = 0;./, (0) = л°; ,/2 (0) = 1,
где: а - интенсивность перехода предприятий на более высокий уровень за счет инновационной деятельности;
/?• (1 -/,(0) ~~ интенсивность перехода предприятий на более высокий уровень за счет заимствования технологий;
¡л - интенсивность перехода предприятий на более низкий уровень за счет морального и физического износа оборудования;
/о(0)=0;/1(0)=/1и;/2(0)=1 - начальное распределение предприятий по уровням эффективности.
Начальное распределение элементов рассматриваемой системы (в нашем случае предприятий отрасли) по уровням эффективности определяется исходя из эмпирических данных об объекте исследования. При удачном подборе параметров а, /? и /л система (1) позволяет оценить, насколько быстро предприятия рассматриваемой отрасли внедряют разнообразные достижения НТП и повышают эффективность своей производственной деятельности. В случае необходимости каждый из параметров можно рассматривать как переменную во времени величину, однако это существенно усложнит модель. Модифицированная модель предполагает построение задачи оптимального управления с системой (1) в качестве ограничения. В качестве основной экономической задачи предприятия, как правило, рассматривается получение максимума прибыли, что достигается при наилучшем соотношении выручки и издержек производства и реализации продукции при наличии определенных ограничений.
Введем следующие обозначения: с12 - затраты, необходимые для перехода всех предприятий отрасли с первого уровня эффективности на второй; с - затраты, необходимые для поддержания всех предприятий отрасли на первом уровне эффективности; с2- затраты, необходимые для поддержания всех предприятий отрасли на втором уровне эффективности; гх - суммарная выручка, которая могла бы быть получена, если бы