Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование стратегий инновационного развития промышленных предприятий'

Теоретическое обоснование стратегий инновационного развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ФОРМЫ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / DEVELOPMENT / FORMS OF DEVELOPMENT / INNOVATION DEVELOPMENT / STRATEGY / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION CLIMATE / INFORMATION AND LOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матузова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегий инновационного развития промышленного предприятия, ключевым элементом выбора которых в условиях перехода к инновационной экономике, по мнению автора, является зависимость уровня инновационного развития от уровня инновационной активности предприятия. Сформулировано понятие «инновационное развитие». Введено и обосновано название четырех стратегий инновационного развития: «стратегия инновационного роста», «стратегия технического прорыва», «стратегия организационного прорыва», «стратегия инновационного прорыва».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical basis of innovative strategies for the development of industrial enterprises

The paper covers the issues of formation of innovative strategies for the development of industrial enterprises, the key element of choice which in the conditions of transition to the innovation economy, according to the author, is the dependence of the innovation development from the level of the innovative activity of enterprises. Notion "innovation development" is formulated. We introduce and justify names of four innovation strategies: "innovation strategy of growth," "strategy of technological breakthrough," "strategy of organizing the breakthrough," "strategy of the innovative breakthrough."

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование стратегий инновационного развития промышленных предприятий»

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 658:316.422

И. В. Матузова

Теоретическое обоснование стратегий

инновационного развития промышленных предприятий

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегий инновационного развития промышленного предприятия, ключевым элементом выбора которых в условиях перехода к инновационной экономике, по мнению автора, является зависимость уровня инновационного развития от уровня инновационной активности предприятия. Сформулировано понятие «инновационное развитие». Введено и обосновано название четырех стратегий инновационного развития: «стратегия инновационного роста», «стратегия технического прорыва», «стратегия организационного прорыва», «стратегия инновационного прорыва».

The paper covers the issues of formation of innovative strategies for the development of industrial enterprises, the key element of choice which in the conditions of transition to the innovation economy, according to the author, is the dependence of the innovation development from the level of the innovative activity of enterprises. Notion "innovation development" is formulated. We introduce and justify names of four innovation strategies: "innovation strategy of growth," "strategy of technological breakthrough," "strategy of organizing the breakthrough," "strategy of the innovative breakthrough."

Ключевые слова: развитие, формы развития, инновационное развитие, стратегия, инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат, информационно-логическая модель.

Key words: development, forms of development, innovation development, strategy, innovation activity, innovation potential, innovation climate, information and logical model.

Со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития все больше возрастает роль инноваций с точки зрения модернизации и технологического развития промышленных предприятий в современных условиях перехода к инновационной экономике. Инновационная политика Российской Федерации направлена на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, поэтому сегодня перед российской экономикой стоят новые задачи. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-

рации до 2020 года» заявлено, что «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти на 40-50 процентов, а доля инновационной продукции в объеме выпуска до 25-35 процентов» [5].

Следует отметить, что Россия обладает мощной сырьевой базой, высоким научно-исследовательским потенциалом, высокотехнологичными производствами. Но нестабильная финансовая среда, кризис в Европейских странах отрицательно сказываются на всей российской экономике в целом и на развитие основных отраслей народного хозяйства в частности. В связи с этим вопросы разработки стратегий инновационного развития промышленных предприятий являются приоритетными направлениями экономической науки.

В настоящее время отечественная и зарубежная теория и практика располагает инструментами, методами и моделями управления развитием предприятий. Но сегодня речь идет об инновационном развитии, процесс управления которым должен базироваться на современных фундаментальных концепциях, отражающих идеологию современного этапа экономического развития науки, техники и технологии, учитывающих сложность и неопределенность финансовой среды, от которой напрямую зависит инновационная активность предприятий.

Следовательно, разработка теоретических основ формирования организационно-экономического механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия, позволяющего на основе оценки уровня инновационной активности выбирать экономически обоснованные стратегии развития, является актуальной и имеет важное социально-экономическое значение.

Функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих эффективной, надежной организации. Надежность предприятия как эффективное функционирование во времени определяется и степенью его готовности приобретать в процессе финансовохозяйственной деятельности новые интегративные свойства, которых у нее не было. Таким образом, неизбежно происходит процесс перехода организации от режима стабильного функционирования к режиму инновационного развития.

Развитие - одно из фундаментальных философских понятий, выражающее процесс движения, изменения целостных систем. Так, в философском энциклопедическом словаре «развитие» определяется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [8]. Но развитие и изменение - это два процесса, не отождествляемых в силу того, что обла-

дают разными свойствами. Точка зрения С. Ожегова на развитие как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [6] не противоречит общему философскому мировоззрению.

В теории и практике зарубежного и отечественного управления развитию как процессу перехода от эффективного функционирования к прогрессивному совершенствованию уделяется достаточно много внимания в силу того, что при переходе от одного уклада экономики к другому предприятие как система приобретает новые свойства, появляются новые методы и принципы управления. Известны различные формы развития [1], классификация которых приведена в таблице.

Таблица

Формы развития

Классификационный признак Формы развития Характеристика

Результаты развития Эволюционная Революционная Постепенное количественное изменение Принципиальное качественное изменение

Источник развития Экзогенная Эндогенная Источник развития вне объекта Источник развития внутри объекта

Механизм развития Экстенсивная Интенсивная Проявление и увеличение уже имеющихся элементов Использование качественно новых элементов

Учитывая переход от сырьевой экономики к экономике знаний, основанной на интенсификации инновационной деятельности, целесообразно дополнить формы развития. Наряду с экстенсивным и интенсивным развитием следует рассматривать и инновационное развитие, отличающееся от первых двух стратегическими целями и задачами (рис. 1).

Рис. 1. Формы развития

Экстенсивное развитие основано на постоянном расширенном воспроизводстве в пределах существующего производственного потенциала. По мнению В.П. Васильева [2], экстенсивное развитие характерно для динамично развивающихся рынков, на которых спрос существенно превосходит предложение, а потребители предъявляют невысокие требования к производимым продуктам или оказываемым услугам. Однако по мере насыщения рынка возможности экстенсивного развития предприятия уменьшаются, а на стадии зрелости практически исчезают. Поэтому экстенсивное развитие можно рассматривать как промежуточный этап в последовательности действий предприятия, направленных на достижение определенной конкурентной позиции.

Интенсивное развитие предполагает наращивание производственного потенциала на основе эффективного использования имеющихся ресурсов. По мнению В.П. Васильева [2], интенсивное развитие возможно при наличии у предприятия устойчивого конкурентного преимущества, недостижимого для других предприятий отрасли, с целью выделения своих товаров и услуг среди конкурентов.

Инновационное развитие предполагает создание и использование инноваций как собственных, так и заимствованных, формирование нового конкурентного рынка на основе повышения инновационной активности предприятия. В основе инновационного развития лежит совершенствование управления инновационной деятельностью предприятия, разработка стратегий инновационного развития в рамках стратегий долгосрочного развития предприятия.

Значительный вклад в развитие теории и методологии инновационного развития промышленных предприятий внесли отечественные ученые, среди которых следует отметить исследования В.П. Баранчеева, А.А. овина, В.П. Васильева, В.Н. унина, А.Ю. Забродина, Д.И Кокурина, С.Ю. Ляпина, А.А. Трифиловой, О.В. Трофимова, А.И. Шебарова. Несмотря на достаточное внимание к проблеме формирования и выбора стратегий инновационного развития, в настоящее время дискуссионными остаются не только концептуальные основы формирования механизма управления инновационным развитием, но и многие понятия теории инноватики, в том числе и понятие «инновационное развитие».

Так, А.А. Трифилова под инновационным развитием понимает стратегическое развитие хозяйствующих субъектов, обеспечивающее рост эффективности производства и повышение долгосрочной конкурентоспособности за счет внедрения новых научнотехнических разработок [7].

Исследуя процессы организации и управления, А.И. Шебаров уделяет внимание инновационно-ориентированному развитию промышленных предприятий. По его мнению, «инновационноориентированное развитие промышленных предприятий - нацеленный на устойчивое развитие процесс систематического и непрерывного выявления и оценки, создания и накопления, а также эффективного использования инновационного потенциала промышленных предприятий, учитывающий специфику и уровень развития предприятий и способствующий повышению их конкурентоспособности» [9].

Таким образом, на основании проведенного нами исследования понятийного аппарата теории инноватики предлагается под инновационным развитием понимать одно из направлений стратегического развития предприятия, предполагающего внедрение в финансовохозяйственную деятельность радикальных изменений на основе имеющегося инновационного потенциала, успешно реализующегося в условиях благоприятного инновационного климата, высокая степень которых обеспечивает устойчивость достижения конкурентного преимущества.

П ^ V

В основе данной концепции лежит системный подход к инновационному развитию промышленного предприятия, являющегося открытой системой и взаимодействующего с внешней средой путем обмена с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия определяется не только ее системными качествами, но и условиями внешней среды, для которой характерны такие черты, как риск и неопределенность.

Не вызывает сомнений тот факт, что цель деятельности любого предприятия - эффективное функционирование во времени, направленное на совершенствование всех процессов, что в конечном итоге приводит к увеличению его рыночной стоимости, созданию конкурентоспособной продукции и инновационному развитию предприятия в целом. Но в процессе совершенствования, начиная от момента выхода организации на рынок до ее зрелости, возникают различного рода проблемы, препятствующие ее инновационному развитию. Внешняя среда в свою очередь создает ряд препятствий, мешающих переводу экономики на инновационный путь развития. Среди таких основных проблем можно выделить следующие:

• противоречия в понимании сущности процесса инновационного развития;

• консервативная социально-экономическая и правовая среда;

•отсутствие концепции устойчивого инновационного развития

основных отраслей народного хозяйства;

•отсутствие системного подхода к вопросам формирования и выбора стратегий инновационного развития промышленных предприятий основных отраслей;

•неразвитость инновационной инфраструктуры;

• несовершенство методологии организации управления инновационным развитием предприятия;

•отсутствие необходимого уровня экономико-управленческой грамотности менеджеров и пр.

В целом можно заключить, что в рамках общей методологии управления инновационным развитием промышленных предприятий требуется решить комплекс задач, связанных с выбором стратегий развития. Основополагающим инструментом является модель (рис. 2), позволяющая на основе эндогенного и экзогенного подходов применять экономически обоснованные стратегии инновационного развития.

Для практической реализации данной модели необходимо выполнить следующие основные действия (шаги).

Шаг 1. Определить основные параметры внутренней среды, оказывающие существенное влияние на инновационную активность предприятия в целом и на инновационный потенциал в частности. Провести оценку инновационного потенциала промышленного предприятия.

С точки зрения системного подхода под инновационным потенциалом следует понимать, во-первых, наличие в структуре сложной производственной системы следующих групп элементов: ресурсной, функционально-организационной, результирующей. Во-вторых, меру готовности организации к инновационной деятельности [3; 4].

Среди основных параметров, по которым следует оценить уровень инновационного потенциала (низкий или высокий), можно выделить следующие:

• техническая оснащенность;

• готовность сотрудников к инновациям;

• способность организации к разработке и освоению инноваций;

• организационная расположенность к инновациям;

• наличие опыта разработки инноваций;

• эффективность инновационного процесса.

Рис. 2. Модель формирования стратегий

*

инновационного развития промышленного предприятия

Шаг 2. Определить основные показатели внешней среды, оказывающие существенное влияние на инновационную активность предприятия в целом и на инновационный климат в частности. Провести оценку инновационного климата.

О состоянии инновационного климата (благоприятный климат или неблагоприятный) можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной

* Разработано автором.

статистики. Среди основных достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

• объём и темпы роста валового внутреннего продукта;

• валовые инвестиции;

• размеры экспорта и импорта;

• индексы цен;

• денежная масса (денежные агрегаты);

•уровень конкуренции.

Шаг 3. Провести оценку инновационной активности предприятия на основе многоуровневой системы критериев, на первом уровне которой предлагается рассматривать инновационный климат и инновационный потенциал.

Шаг 4. На основе проведенного анализа определить приоритетное направление инновационного развития. На рис. 3 показана матрица выбора стратегии инновационного развития в зависимости от состояния инновационного климата и инновационного потенциала.

Инновационный потенциал Высокий Стратегия технического прорыва - совершенствование системы проектного управления; - технологические, продуктовые инновации Стратегия инновационного прорыва - совершенствование механизма инновационного развития; - технологические, организационные, маркетинговые инновации

Низкий Стратегия инновационного роста - повышение эффективности производственной деятельности; - процессные инновации Стратегия организационного прорыва - совершенствование системы управления персоналом; - организационные инновации

Неблагоприятный Благоприятный

Инновационный климат

Рис. 3. Матрица выбора стратегии инновационного развития*

* Разработано автором.

В данной концептуальной модели предлагаются четыре стратегии. Название стратегий инновационного развития вводится впервые. В основе выбора стратегий лежит уровень инновационной активности промышленного предприятия, характеризующий инновационную силу предприятия и его инновационные возможности развития.

При низком потенциале предприятия и неблагоприятном инновационном климате предлагается использовать «Стратегию инновационного роста». Следует заметить, что в сложившихся условиях одна из задач эффективного функционирования промышленного предприятия - совершенствование системы управления предприятием, направленное на повышение эффективности производственной деятельности за счёт сокращения затрат и оптимизации существующих производственных мощностей. Ключевая роль в данном случае отводится процессным инновациям в силу того, что инновации такого рода основываются на использовании нового производственного оборудования или новых методов организации производственного процесса. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства.

«Стратегия технического прорыва» характеризуется наличием высокого потенциала у предприятия и неблагоприятным инновационным климатом. При использовании различного вида ресурсов и наличии высокой степени готовности одна из задач инновационного развития промышленного предприятия - совершенствование системы проектного управления на основе реализации механизма эффективного создания инновационного продукта. Ключевая роль отводится продуктовым и технологическим инновациям. Экономически и коммерчески эффективную реализацию данного вида инноваций обеспечивает перспективная рыночная потребность.

Одной из основных проблем, препятствующих инновационному развитию, зачастую является не финансирование инновационной деятельности, а отсутствие квалифицированных специалистов, способных принимать инновационные решения. В условиях наличия у предприятия низкого потенциала и благоприятного инновационного климата предлагается использовать «Стратегию организационного прорыва». Не вызывает сомнения тот факт, что в сложившихся условиях одна из задач инновационного развития промышленного предприятия - совершенствование системы управления персоналом с целью повышения экономико-управленческой грамотности. Очевидно, что для коммерческого успеха инновационных проектов значимую роль играет качество проектной команды и наличие рынка. Под качеством понимается наличие управленческо-рыночных компетенций персонала, а не научно-технических. Поэтому для данной стратегии приоритетом становятся такие организационные инновации, как реализация нового метода в управлении предприятием, организация рабочих мест или организация внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективно-

143

сти деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек путем повышения удовлетворенности работников и тем самым повышения производительности труда.

«Стратегия инновационного прорыва» характеризуется наличием высокого инновационного потенциала у предприятия и благоприятным инновационным климатом. При реализации данной стратегии с привлечением долгосрочных капитальных вложений реализуются дорогостоящие теоретические, научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки, что в конечном итоге приводит к организации принципиально нового производства и созданию нового рынка. Данная стратегия может быть использована в рамках реализации крупных национальных проектов, которых может быть немного, главным образом в области капиталоемких и особенно перспективных научно-технических направлений. Основным преимуществом реализации данной стратегии является создание экспериментальных площадок управляемого инновационного саморазвития, разработка и внедрение технологических, организационных и маркетинговых инноваций, что в конечном итоге приведет к динамичному развитию экономики в целом.

В итоге представленная информационно-логическая модель инновационного развития промышленного предприятия позволяет на основе комплексного подхода к оценке инновационной активности предприятия формализовать принятие обоснованных управленческих решений о выборе стратегии развития, реализация которой будет определять уровень инновационности промышленного предприятия.

Список литературы

1. Бовин, А.А., Чередникова Л.Е., Якиович В.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. - М.: Омега - Л., 2006 - 415 с.

2. Васильев В. П. Управление инновациями: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 400 с.

3. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: Юнити, 1999.

4. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. - С. 111.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/ pdf (дата обращения: 02.07.2012).

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. - 750 с.

7. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.: ил.

8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.

9. Шебаров А.И. Методология организации управления инновационноориентированным развитием промышленных предприятий: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2012. - 50 с. [электронный ресурс] - URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=15126 (дата обращения: 10.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.