Научная статья на тему 'Инновационные энергосервисные проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в обеспечении экономической безопасности'

Инновационные энергосервисные проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в обеспечении экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ECONOMIC SECURITY / INNOVATIVE TECHNOLOGY / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черняк Виктор Захарович, Усманова Тальия Хайдаровна, Данилина Марина Викторовна, Любкин Сергей Михайлович

Представлен анализ проблем формирования экономической безопасности РФ, возможностей развития инновационных решений в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство и их зависимости от внедрения инновационных технологий во все отрасли народного хозяйства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черняк Виктор Захарович, Усманова Тальия Хайдаровна, Данилина Марина Викторовна, Любкин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Energy Services Projects under State Governmental Partnership in Ensuring Economic Security

The article is devoted to the problems of economic security of the Russian Federation, the opportunities for the development of innovative solutions in terms of integration of economies into the world economy and depends on the introduction of innovative technologies in all sectors of the national economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационные энергосервисные проекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в обеспечении экономической безопасности»

УДК 33 ББК 65

ИННОВАЦИОННЫЕ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ ПРОЕКТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (ГЧП) В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВИКТОР ЗАХАРОВИЧ ЧЕРНЯК,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления проектами и программами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

E-mail: [email protected]; ТАЛЬИЯ ХАЙДАРОВНА УСМАНОВА, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

МАРИНА ВИКТОРОВНА ДАНИЛИНА, кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ,

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

E-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛЮБКИН, кандидат технических наук, доцент кафедры управления проектами и программами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ проблем формирования экономической безопасности РФ, возможностей развития инновационных решений в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство и их зависимости от внедрения инновационных технологий во все отрасли народного хозяйства России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, экономическая безопасность, инновационные технологии, экология.

Annotation. The article is devoted to the problems of economic security of the Russian Federation, the opportunities for the development of innovative solutions in terms of integration of economies into the world economy and depends on the introduction of innovative technologies in all sectors of the national economy of Russia.

Keywords: public-private partnership, economic security, innovative technology, ecology.

В настоящее время экономическая безопасность территорий и регионов зависит от реализации и государственной поддержки в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития экологических проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Современное состояние и проблемы формирования экономической безопасности требуют принятия инновационных решений развития ГЧП в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство. Изменения действующего законодательства и тенденции развития проектов энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития экологических проектов в рамках ГЧП в Российской Федерации требуют эффективного планирования и прогнозирования, а также организации, реализации и контроля. Обеспечение устойчивого развития страны напрямую за-

висит от внедрения инновационных технологий во все отрасли народного хозяйства России [11].

Устойчивое развитие проектов энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития экологических проектов в рамках ГЧП требует со-финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период [12, с. 43—47]. Бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, предоставляются средства федерального бюджета на реализацию лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также решения экологических проблем. Отбор субъектов Российской Федерации — получателей субсидий осу-

ществляется исходя из критериев, включающих в себя достижение показателей, отражающих эффективность подготовки и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, решения экологических проблем [6, с. 119—127].

Преимущества механизмов и инструментов ГЧП позволяют сохранять компании и не доводить до банкротства, как это происходит в настоящее время в коммерческих проектах.

Например, Арбитражный суд Ярославской области признал ОАО «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» банкротом. На предприятии было введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев — до 18 апреля 2017 г. Временным управляющим установлено, что признаки преднамеренного банкротства, признаки фиктивного банкротства ОАО отсутствуют. В списке кредиторов ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева значатся 28 юридических лиц. Все они являются кредиторами третьей очереди. Общая сумма долга превышает 5,4 млрд руб., в том числе задолженность перед ОАО «Московский кредитный банк» составляет около 2 млрд руб., перед ЗАО «Нефтьгазсбыт» — более 2,1 млрд руб.

Вместе с тем, временный управляющий пришел к выводу о достаточности средств НПЗ для покрытия судебных расходов. Производственная деятельность предприятия была остановлена осенью 2016 г. В феврале у ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева сменился основной акционер: Московский кредитный банк Романа Авдеева получил за долги 88,7% акций завода. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», до получения МКБ контрольного пакета 85,1% акций предприятия принадлежали АО «Менделеев Групп», 4,54% — «НГС Энерго», 5,83% — физическому лицу. В конце октября в отношении руководства ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов на сумму свыше 500 млн руб.

ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева — одно из старейших нефтеперерабатывающих предприятий России, основной продукцией которого являются дистиллят газового конденсата, маловязкое судовое топливо и топочный мазут. В 2015 г. завод переработал 129 тыс. тонн нефти. Если бы данное старейшее нефтеперерабатывающее предприятие России имело участником и собственником государственную структуру, такое банкротство было бы предупреждено. Участие госу-

дарства в партнерстве позволяет сохранить предприятие на долгие годы. Положительный мировой опыт ГЧП позволяет допускать организацию и реализацию проектов, ориентированных на результат, т.е. на формирование высокой добавленной стоимости. Перекосы последних лет в управлении проектами привели к каскадным банкротствам значительных предприятий и организаций в России [1, с. 36—47].

Для того, чтобы не повторять процессы банкротств в рамках новых проектов ГЧП, необходимо стимулирование и содействие реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности, привлекаемых организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ [9].

Развитие энергосервисных и экологических проектов ГЧП требует их аккумулирования, отбора по приоритетным направлениям, их бюджетного и внебюджетного финансирования, создания государственной информационной системы. Сфера энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, экологических проектов значительно влияет на качество жизни населения регионов. В настоящее время недостаточно планируется и прогнозируется финансирование научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе финансирование разработки и развития методической и нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности [6, с. 119—127]. Необходимо формирование курсов повышения квалификации, софинансирование обучения лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической и экологической эффективности. Основным направлением должно быть финансирование мероприятий, направленных на формирование бережливой модели поведения населения, так как только всеобщими усилиями можно достигнуть лучших р езультатов в р азвитии энергетических и экологических проектов [7, с. 127—137].

Субъектам Российской Федерации в целях стимулирования заключения энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями рекомендуется оказывать в соответ-

ствующей сфере государственную поддержку путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на оказание энергосервисных услуг [2, с. 6—13].

Технология реализации инновационных энергосервисных проектов в рамках ГЧП заключается в выявлении экономических зависимостей и связи в развитии экономической безопасности, прогнозировании эффективной хозяйственной деятельности в рамках новой индустриализации, выбора оптимальных моделей планирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности для обеспечения устойчивого развития страны и конкурентоспособности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство.

Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных.

Литература

1. Авдийский В.И., Безденежных В.М., Росс Г.В., Лихтенштейн В. С. Финансово-экономическая безопасность экономических агентов: эволюционно-си-мулятивная модель индикаторов // Финансовые исследования. 2016. № 1 (50).

2. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3.

3. Дадалко В.А., Гашоков Х.И. Обеспечение экономической безопасности функционирования предприятия (на примере автомобильной компании Derways) // Финансовый бизнес. 2016. № 4 (183).

4. Дадалко В.А., Рудых А.Д., Топчий П.П. Проблемы взаимодействия кредитно-финансовых институтов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса // Военно-юридический журнал. 2016. № 12.

5. Ивантер В.В. и др. Восстановление экономического роста в России. Научный доклад. М., 2016.

6. Комков Н.И., Сутягин В.В., Володина Н.Н. Динамика развития энергетики и нефтехимии стимулируют освоение арктического шельфа // Процессы глобальной экономики: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016.

7. Комков Н.И., СутягинВ.В., Володина Н.Н. Потребность в продуктах нефтехимии определяет динамику спроса на углеводородное сырье // Процессы глобальной экономики: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016.

8. Ресин В.И. и др. Особенности управления российскими инвестиционно-строительными проектами // Мир новой экономики. 2016. № 4.

9. Россия и США могут в 2017 г. поставить на МКС совместный эксперимент на мышах // URL: http://tass.ru/kosmos/3476808

10. Сенчагов В.К. Национальная структурная политика — путь к обеспечению экономической безопасности // Вестник РАЕН. 2015. № 5.

11. Статистика успешности космических запусков за последние пять лет // URL: https://cosmos.dir-ty.ru/statistika-uspeshnosti-kosmicheskikh-zapuskov-za-poslednie-5-let-724769/

12. Сухоруков А.И., Ерошкин С.Ю. Информация и управление: историческое развитие дефиниций // Компетентность. 2016. № 6 (137).

13. Усманова Т.Х. Приоритетные региональные инновационные проекты и перспективы привлечения инвестиций // Системная экономика, экономическая кибернетика, мягкие измерения в экономических системах: Сб. докл. / Под ред. Г.Б. Клейнера и С.В. Про-копчиной. М.: Научная библиотека, 2015.

14. Усманова Т.Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР. 2016. Т. 7. № 1 (25).

15. Усманова Т.Х. Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3 (27).

References

1. Avdiiskii V.I., Bezdenezhnykh V.M., Ross G.V., Likhtenshtein V.S. Finansovo-ekonomicheskaia bez-opasnost ekonomicheskikh agentov: evoliutsionno-simu-liativnaia model indikatorov // Finansovye issledovaniia. 2016. № 1 (50).

2. Avdiiskii V.I., Bezdenezhnykh V.M. Ekonomic-heskaia bezopasnost sovremennoi Rossii: risk-orienti-rovannyi podkhod k ee obespecheniiu // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2016. № 3.

3. Dadalko V.A., Gashokov Kh.I. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti funktsionirovaniia pred-

priiatiia (na primere avtomobilnoi kompanii Derways) // Finansovyi biznes. 2016. № 4 (183).

4. Dadalko V.A., Rudykh A.D., Topchii P.P. Pro-blemy vzaimodeistviia kreditno-finansovykh institutov s predpriiatiiami oboronno-promyshlennogo kompleksa // Voenno-iuridicheskii zhurnal. 2016. № 12.

5. Ivanter V.V. i dr. Vosstanovlenie ekonomiche-skogo rosta v Rossii. Nauchnyi doklad. M., 2016.

6. KomkovN.I., Sutiagin V.V., Volodina N.N. Di-namika razvitiia energetiki i neftekhimii stimuliruiut osvoenie arkticheskogo shelfa // Protsessy globalnoi ekonomiki: Sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2016.

7. KomkovN.I., Sutiagin V.V., Volodina N.N. Po-trebnost v produktakh neftekhimii opredeliaet dinamiku sprosa na uglevodorodnoe syre // Protsessy globalnoi ekonomiki: Sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2016.

8. Resin V.I. i dr. Osobennosti upravleniia rossii-skimi investitsionno-stroitelnymi proektami // Mir novoi ekonomiki. 2016. № 4.

9. Rossiia i SShA mogut v 2017 g. postavit na MKS sovmestnyi eksperiment na myshakh // URL: http://-tass.ru/kosmos/3476808

10. Senchagov V.K. Natsionalnaia strukturnaia po-litika — put k obespecheniiu ekonomicheskoi bezopas-nosti // Vestnik RAEN. 2015. № 5.

11. Statistika uspeshnosti kosmicheskikh zapuskov za poslednie piat let // URL: https://cosmos.dirty.ru/sta-tistika-uspeshnosti-kosmicheskikh-zapuskov-za-posled-nie-5-let-724769/

12. Sukhorukov A.I., Eroshkin S.Iu. Informatsiia i upravlenie: istoricheskoe razvitie definitsii // Kompe-tentnost. 2016. № 6 (137).

13. Usmanova T.Kh. Prioritetnye regionalnye in-novatsionnye proekty i perspektivy privlecheniia inve-stitsii // Sistemnaia ekonomika, ekonomicheskaia kibernetika, miagkie izmereniia v ekonomicheskikh si-stemakh: Sb. dokl. / Pod red. G.B. Kleinera i S.V. Pro-kopchinoi. M.: Nauchnaia biblioteka, 2015.

14. Usmanova T.Kh. Menedzhment ustoichivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia regionov v ram-kakh biudzhetno-nalogovoi i denezhno-kreditnoi poli-tiki Rossii // MIR. 2016. T. 7. № 1 (25).

15. Usmanova T.Kh. Innovatsionnyi menedzhment kak instrument razvitiia chelovecheskogo kapitala i po-vysheniia kachestva zhizni // MIR (Modernizatsiia. In-novatsii. Razvitie). 2016. T. 7. № 3 (27).

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Т.В. Кикоть-Глуходедова

Теоретические и прикладные проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства

Теоретические и прикладные проблемы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства: Монография / Т.В. Кикоть-Глуходедова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 287 с. (Серия «Научные издания для юристов»),

В работе всестороннему анализу подвергнут сложный научный феномен «национальная безопасность». Показаны генезис и эволюция понятия «безопасность» в историческом и конституционно-правовом аспектах, изучен процесс возникновения, становления и развития определения «национальная безопасность» в современной науке и законодательстве США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Австрии и Российской Федерации.

Автор не только раскрывает сущность и анализирует структуру системы обеспечения национальной безопасности современного государства, но и обосновывает ее принципиальное отличие от системы национальной безопасности государства по функциональному признаку.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, сотрудников федеральных органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.