ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33 ББК 65
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ И США
ВИКТОР ЗАХАРОВИЧ ЧЕРНЯК,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления проектами и программами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]; МАРИНА ВИКТОРОВНА ДАНИЛИНА, кандидат экономических наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛЮБКИН, кандидат технических наук, доцент кафедры управления проектами и программами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected],
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей развития инновационных нефтегазовых проектов в России. Авторы оценивают масштабы проектов в России и реальность достижения поставленных целей. Статья посвящена анализу возможностей развития и сотрудничества США и России в космической сфере. Авторы оценивают масштабы проектов США и России и реальность достижения поставленных целей.
Ключевые слова: Россия, США, космос, проекты, наука.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the possibilities of development and cooperation of the USA and Russia in the space sphere. The authors assess the scale of the US and Russian projects and the reality of achieving the set goals.
Keywords: Russia, the USA, space, projects, science.
Последние годы взаимодействие США и России является одной из сложных тем. Ряд соглашений, проектов и программ были приостановлены или вообще прекращены, что связано как с внутренними трудностями в этих странах, так и с влиянием экономико-политических факторов. В то же время сотрудничество США и России не было прекращено полностью. Это касается прежде всего научно-исследовательских проектов. Так, примером планируемого к реализации совместного проекта между этими странами может послужить биолого-космический эксперимент на мышах на Международной космической станции. По плану он будет реализован российским космонавтом на американском научном оборудовании. Реализация более серьезных совместных научно-исследовательских космических проектов связана с внутренними сложностями и процессами, происходящими в США и России.
Так, по причине кризиса и экономических трудностей в стране, влияющих на необходимость пересмотра объемов финансирования основных проектов в ближайшей перспективе, в том числе и в космиче-
ской сфере, Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016—2025 гг. претерпела весьма серьезные изменения. К примеру, первый пилотируемый полет российской сверхтяжелой ракеты-носителя с космодрома Восточный на Луну был перенесен из-за этого на период с 2030 по 2035 гг. Согласно более ранней версии ФКП, рассчитывавшейся из бюджета порядка 2 трлн руб., создание «ракеты-носителя ключевых элементов и технологий сверхтяжелого класса» должно было обеспечить возможность осуществления пилотируемых полетов на Луну к 2030 г. В новом проекте ФКП при бюджете 1,4 трлн руб. задел для пилотируемого полета на спутник Земли будет создан лишь после 2035 г. [4].
Расходы на модернизацию Центра управления полетами в подмосковном Королеве (ЦУП) в нынешней редакции ФКП сокращаются почти в два раза, передает ТАСС. Роскосмос готов выделить на эти цели 917 млн руб. на период с 2016 по 2025 гг., хотя предыдущим проектом предусматривалось 1,754 млрд руб. Лунная программа стала если не главной, то одной из наиболее заметных жертв секвестра. Исходный вари-
№ 4 / 2017
Вестник Московского университета МВД России
195
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ант предполагал обеспечение пилотируемого полета на Луну уже к 2030 г., что означало необходимость создания в рамках ФКП 2016—2025 гг. ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Сокращенный вариант предусматривает перенос пилотируемого полета на неопределенный период — после 2035 г. [5].
По сравнению с Россией США имеют гораздо больше финансовых возможностей и ресурсов для реализации космических программ. Годовой бюджет NASA составляет около 18 млрд долл., что предоставляет США широкие возможности для реализации своих космических программ. Если сравнивать объемы финансирования гражданских космических программ России, Китая, Индии и США, то в этом списке лидирует США, на втором месте — Россия, за ней следуют Китай и Индия. Россия лидирует по числу аварийных запусков. За ней следуют США, потом с большим отрывом — Европа, Китай и Япония [7]. Планы США по освоению космоса принципиально отличаются от российских, во многом сходных с китайскими. Европейцы, по всей видимости, также будут сотрудничать по лунной программе с Россией и Китаем, но это не помешает им еще больше расширить свое взаимодействие с NASA. Скорее всего, разветвленная инфраструктура западных космических ведомств, высокий научный уровень академических исследований, а также большие объемы денежных вливаний, в особенности в программы NASA, позволит американцам в срок выполнить заявленные планы по путешествию на Марс [6].
На долю США, по разным данным, приходится больше половины мировых расходов на исследования космоса. Если сравнивать уже осуществленные научно-космические исследования и инновационные проекты, то средства, находящиеся в распоряжении бюджета NASA на 2014 г. превышали 17 млрд долл., в то время как средства, которыми обладали вместе бюджет РАН и Роскосмоса были почти в три-четыре раза меньше. Кроме того, значительная часть исследований на Западе проводится в университетах и корпорациях, что еще больше увеличивает этот разрыв. Перспективы российской космической программы в этом смысле остаются туманными, что усугубляет положение России в данной сфере.
Литература
1. Сухоруков А.И., Ерошкин С.Ю. Информация и управление: историческое развитие дефиниций // Компетентность. 2016. № 6 (137). С. 43—47.
2. Ресин В.И., Бачурина С. С, Корягин Н.Д., Сухоруков А.И., Ерошкин С.Ю. Особенности управления российскими инвестиционно-строительными проектами // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 115—126.
3. Россия и США могут в 2017 г. поставить на МКС совместный эксперимент на мышах // URL: http://tass.ru/kosmos/3476808
4. Россия отказывается от ряда космических программ // URL: http://www.vz.ru/society/2016/-1/20/789565.html
5. Илья Крамник Орбитальный прагматизм // URL: https://lenta.ru/articles/2016/01/24/moon/
6. Америка — на Марс, Россия — на Луну // URL: https://lenta.ru/articles/2014/08/20/cosmos/
7. Статистика успешности космических запусков за последние gznm лет // URL: https://cosmos.dir-ty.ru/statistika-uspeshnosti-kosmicheskikh-zapuskov-za-poslednie-5-let-724769/
References
1. Sukhorukov A.I., Eroshkin S.Iu. Informatsiia i upravlenie: istoricheskoe razvitie definitsii // Kompe-tentnost. 2016. № 6 (137). S. 43—47.
2. Resin V.I., Bachurina S.S., Koriagin N.D., Sukhorukov A.I., Eroshkin S.Iu. Osobennosti upravleniia rossiiskimi investitsionno-stroitelnymi proektami // Mir novoi ekonomiki. 2016. № 4. S. 115—126.
3. Rossiia i SShA mogut v 2017 g. postavit na MKS sovmestnyi eksperiment na myshakh // URL: http://tass.-ru/kosmos/3476808
4. Rossiia otkazyvaetsia ot riada kosmicheskikh programm // URL: http://www.vz.ru/society/2016/1/20/789-565.html
5. Ilia Kramnik Orbitalnyi pragmatizm // URL: https://lenta.ru/articles/2016/01/24/moon/
6. Amerika — na Mars, Rossiia — na Lunu // URL: http s://lenta.ru/articles/2014/08/20/co smo s/
7. Statistika uspeshnosti kosmicheskikh zapuskov za poslednie gznm let // URL: https://cosmos.dirty.ru/sta-tistika-uspeshnosti-kosmicheskikh-zapuskov-za-posled-nie-5-let-724769/
196
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2017